MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

 Глава 38. Семья и причины наркозависимости

Жизнь современного человека заполняется поисками благополучия и довольства, власти, роскоши и наслаждений. Именно грех потребительского сознания вызвал к действию искушение наркотизма, пагубность чего неподвластна обычному человеческому разумению.
Без Веры проблема наркотиков неразрешима.

Мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить.

О семье.

Семья начинается с брака и в нем заканчивается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему, возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту, предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, - ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, - разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то, как именно, - определяется в раннем детстве.
Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески – материнской семьи, или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Искусство воспитания детей – почти всегда недооценивается и продешевляется.
Безответственность родителей начинает возрастать от поколения к поколению. В отношениях между родителями и детьми возникает «пропасть», которая по – видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность». Эволюция с повышенной быстротой создает все новые уклады, вкусы и воззрения, старое стремительно старится и каждое следующее десятилетие несет людям новое и неслыханное.

Семья распадается не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса.

Половая потребность, инстинктивное влечение создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом – жительство рождающих и рожденных (родителей и детей). Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у неё так сказать «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения, и совершенно не соответствующее задаче воспитания.

В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно – религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Семья, спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой целеустремленности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненных неудач. Она подобна тем большим растениям, которым не один хороший садовник не даст места в своём саду.

Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуются в жизнь своих родителей.

Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь. Тем естественнее, богаче и творчески продуктивнее расцветет его личность.

Любовь только тогда не является простым кратковременным вожделением, когда человек, желая смертного и конечного, любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному.
Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.

Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения; и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.

Он научает творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время – подчинять начала частной собственности некоторой высшей, социальной (в данном случае семейной) целесообразности.
Можно было бы просто сказать, что все воспитание ребенка, или, во всяком случае, его основная задача, состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта: чтобы его око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление

Божественное в мире и в людях.

Итак, самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения.

Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникло как можно больше лучей любви, радости и Божьей благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного. Родители должны быть уверенны: здесь ничто не пропадет и не канет бесследно. Но пусть никогда ребенок не будет для родителей игрушкой и забавой, пусть он будет для них нежным цветком, который нуждается в солнце, но который так легко может быть незаметно надломлен.
В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье – к любви, а не к ненависти и зависти, к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносами предательству. Ибо воистину – мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской можно его и погубить.

Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественности искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине.

Еще одна серьезная опасность грозит эротически чистой любви ребенка – от неосторожных или грубых родительских проявлений. При этом я имею в виду, прежде всего так называемую «обезьянью» любовь родителей, т.е. слишком чувственную влюбленность их в ребенка. Наряду с этим надо поставить неумеренные проявления любви родителей в присутствии детей. В своей любви есть некая правильная и драгоценная мера, которую люди должны блюсти; а в данном случае эта мера может быть подсказана живым чувством такта, и в особенности врожденным женщине естественным и мудрым целомудрием.

Родители и воспитатели не должны лгать детям, ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущении е, соблазн и подозрительность. Если ребенку нельзя сообщить чего – ни будь, то всегда лучше честно и прямо отказать ему в ответе или провести определенную границу в осведомлении, чем выдумывать вздор.

Родителям и воспитателям совершенно необходимо понять, что переживает ребенок, встречая с их стороны ложь или обман. Ребенок, прежде всего, теряет непосредственное доверие к родителям. Поколебавшись в доверии, ребенок становится подозрителен, и ждет новой лжи и обмана.
Никогда из лживой, семьи не выйдет искренний, верный и мужественный человек. Ибо ложь растлевает человека.

Особенностью здоровой и счастливой семьи является спокойная, достойная дисциплина. Такая дисциплина не может возникнуть из атмосферы родительского террора, от кого бы он не исходил, - от отца или от матери. Такая система террора поддерживается криками и угрозами, вызывает у здорового ребенка чувство возмущения, легко переходящее в отвращение, ненависть и презрение.

Настоящая, подлинная дисциплина есть по существу своему не что иное, как внутреннее самообладание, присущее самому дисциплинированному человеку. Поэтому настоящая дисциплина есть, прежде всего, проявление внутренней свободы.
Особое искусство повеления и запрета; оно дается не легко.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1985
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru