Глава 38. Семья и причины наркозависимости
Жизнь современного человека заполняется поисками благополучия и довольства,
власти, роскоши и наслаждений. Именно грех потребительского сознания вызвал к
действию искушение наркотизма, пагубность чего неподвластна обычному
человеческому разумению.
Без Веры проблема наркотиков неразрешима.
Мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и
погубить.
О семье.
Семья начинается с брака и в нем заканчивается. Но человек начинает свою жизнь в
такой семье, которую он сам не создавал: это семья учрежденная его отцом и
матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается
осознать самого себя и окружающий мир. Он получает эту семью как некий дар
судьбы. Брак по самому существу своему, возникает из выбора и решения; а ребенку
не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту,
предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и
эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, - ему остается только принять
ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни,
определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно,
врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, -
разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то, как именно, -
определяется в раннем детстве.
Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом
лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас
остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески –
материнской семьи, или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь
ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его
характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего
счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого
впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец.
Искусство воспитания детей – почти всегда недооценивается и продешевляется.
Безответственность родителей начинает возрастать от поколения к поколению. В
отношениях между родителями и детьми возникает «пропасть», которая по –
видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают
«понимать» своих детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную
отчужденность». Эволюция с повышенной быстротой создает все новые уклады, вкусы
и воззрения, старое стремительно старится и каждое следующее десятилетие несет
людям новое и неслыханное.
Семья распадается не от ускорения исторического темпа, но вследствие
переживаемого человеком духовного кризиса.
Половая потребность, инстинктивное влечение создают не брак, а всего только
биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а
элементарное рядом – жительство рождающих и рожденных (родителей и детей). Но
«похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к
безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у неё так
сказать «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения, и
совершенно не соответствующее задаче воспитания.
В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть
целый остров духовной жизни. История показала и подтвердила это с достаточной
наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно –
религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.
Семья, спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья,
уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой
здоровой целеустремленности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного
отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник
больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и
жизненных неудач. Она подобна тем большим растениям, которым не один хороший
садовник не даст места в своём саду.
Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуются в
жизнь своих родителей.
Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше такой детскости
он внесет в свою взрослую жизнь. Тем естественнее, богаче и творчески
продуктивнее расцветет его личность.
Любовь только тогда не является простым кратковременным вожделением, когда
человек, желая смертного и конечного, любит скрытую за ним бессмертность и
бесконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному.
Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу
накаленный уголь духовности, который будет греть его, и светить ему в течение
всей его дальнейшей жизни.
Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой
низший ранг без унижения; и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу
человека.
Он научает творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и
приобретать хозяйственные блага и в то же время – подчинять начала частной
собственности некоторой высшей, социальной (в данном случае семейной)
целесообразности.
Можно было бы просто сказать, что все воспитание ребенка, или, во всяком случае,
его основная задача, состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам
духовного опыта: чтобы его око открылось на все значительное и священное в
жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на
всякое явление
Божественное в мире и в людях.
Итак, самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему
перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей
и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо
воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать
самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, - духовную
личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения.
Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникло как можно больше лучей любви,
радости и Божьей благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его
капризам, не изнеживать его, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его
умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного. Родители должны быть
уверенны: здесь ничто не пропадет и не канет бесследно. Но пусть никогда ребенок
не будет для родителей игрушкой и забавой, пусть он будет для них нежным
цветком, который нуждается в солнце, но который так легко может быть незаметно
надломлен.
В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье – к любви, а не
к ненависти и зависти, к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху,
унижению, доносами предательству. Ибо воистину – мир можно пересоздать,
перевоспитать из детской, но в детской можно его и погубить.
Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в
чистой любви, склонность к мужественности искренности и способность к спокойной
и достойной дисциплине.
Еще одна серьезная опасность грозит эротически чистой любви ребенка – от
неосторожных или грубых родительских проявлений. При этом я имею в виду, прежде
всего так называемую «обезьянью» любовь родителей, т.е. слишком чувственную
влюбленность их в ребенка. Наряду с этим надо поставить неумеренные проявления
любви родителей в присутствии детей. В своей любви есть некая правильная и
драгоценная мера, которую люди должны блюсти; а в данном случае эта мера может
быть подсказана живым чувством такта, и в особенности врожденным женщине
естественным и мудрым целомудрием.
Родители и воспитатели не должны лгать детям, ни в каких важных, значительных
обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок
подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущении
е, соблазн и подозрительность. Если ребенку нельзя сообщить чего – ни будь, то
всегда лучше честно и прямо отказать ему в ответе или провести определенную
границу в осведомлении, чем выдумывать вздор.
Родителям и воспитателям совершенно необходимо понять, что переживает
ребенок, встречая с их стороны ложь или обман. Ребенок, прежде всего, теряет
непосредственное доверие к родителям. Поколебавшись в доверии, ребенок
становится подозрителен, и ждет новой лжи и обмана.
Никогда из лживой, семьи не выйдет искренний, верный и мужественный человек. Ибо
ложь растлевает человека.
Особенностью здоровой и счастливой семьи является спокойная, достойная
дисциплина. Такая дисциплина не может возникнуть из атмосферы родительского
террора, от кого бы он не исходил, - от отца или от матери. Такая система
террора поддерживается криками и угрозами, вызывает у здорового ребенка чувство
возмущения, легко переходящее в отвращение, ненависть и презрение.
Настоящая, подлинная дисциплина есть по существу своему не что иное, как
внутреннее самообладание, присущее самому дисциплинированному человеку. Поэтому
настоящая дисциплина есть, прежде всего, проявление внутренней свободы.
Особое искусство повеления и запрета; оно дается не легко. |