Получение медицинской помощи военнослужащими
Военнослужащие получают медицинскую помощь в военных ЛПУ бесплатно. Там, где
нет военно-медицинских учреждений, или где они не обеспечивают необходимой
помощи, военнослужащие бесплатно получают помощь в государственных и
муниципальных ЛПУ. На таких условиях получают медицинскую помощь не только
призванные на срочную службу и заключившие контракт военнослужащие, но и
призванные на сборы лица. В течение последних лет членам семей военнослужащих,
проходящих службу по контракту (т.е. кроме призванных на срочную службу) помощь
также оказывается в военных ЛПУ бесплатно.
В действительности <военнослужащими> в РФ считаются и пользуются их правами не
только призванные и проходящие службу в Армии по контракту солдаты, сержанты,
прапорщики, офицеры и генералы, но и огромное число людей, к Армии отношения не
имеющие - лица, находящиеся на <военной> службе в ФСБ, службе охраны президента,
МВД, налоговой полиции, в <воинских> частях многих других министерств, таких,
например, как атомного машиностроения или мелиорации.
Военнослужащие в соответствии с законом ограничены в своих правах на период
службы и даже после нее. Это в основном касается необходимых мер по
предотвращению разглашения военной тайны. Ряд других ограничений исходит из
особенностей военной службы, связанных с необходимостью поддерживать твердый
порядок в армии и ее управляемость командирами. Эти ограничения прав человека,
находящегося в армии, исходят из традиций функционирования армии. Там, где армия
реформируется (за рубежом), там получение медицинской помощи военнослужащим
становится похожим на получение помощи обычными гражданами, как по качеству, так
и по условиям. У нас медицинская помощь оказывается в порядке, предусмотренном
уставами ВС и внутренними документами МО, закрепляющими положение, существующее
с начала века.
В армию призывают с учетом состояния здоровья призывника. Позднее командир имеет
обязанность и право (и пользуется им) знать состояние здоровья своих
подчиненных. В этом отношении врачебной тайны не существует, несмотря на то, что
закон не предусматривает раскрытия врачебной тайны военным начальникам. В
Российской армии только командир, а не врач, решает, может ли военнослужащий
амбулаторно лечиться, с освобождением от своих служебных обязанностей. Ничего
подобного <больничному листу> в армии нет. Соответственно, командир пользуется
правом знать практически все о заболевании подчиненного.
Военнослужащие срочной службы не имеют непосредственного доступа к медицинской
помощи. Они могут это сделать, только обратившись к своему командиру и по
установленному порядку (через старшину роты).
Особые ограничения на оказание медицинской помощи вступают в силу во время
ведения боевых действий. При этом число раненых и больных становится таким
большим, что врачи с оказанием помощи не могут справиться. Поэтому помощь
оказывают специально отобранным группам раненых в порядке, который исходит из
возможности спасения как можно большего количества жизней. Вместе с тем, часть
раненых, шансы которых на выздоровление очень малы, помощи не получает совсем.
В странах Запада подход к лечению раненых на войне еще более суров. Там помощь
оказывают в первую очередь легкораненым. Из-за этого, конечно, часть
тяжелораненых, которым помощь не оказали сразу, погибает. Зато легкораненые
быстрее возвращаются в строй и этим приближают победу над противником. С точки
зрения мирного человека такой подход военных врачей к своим пациентам кажется
бесчеловечным, но в ситуации войны, когда силы страны напряжены для достижения
победы, такая практика военных врачей оказывается оправданной. Такие же принципы
оказания помощи применяются при катастрофах. |