MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава III. Рынок антимикробных препаратов и мотивации поведения производителей

В последнее десятилетие в здравоохранении России продолжается реализация двух важных процессов: процесса децентрализации и процесса введения медицинского страхования. Тем не менее, бывшее «государственное здравоохранение» сохранило свою структуру и основные принципы функционирования. Изменение законодательной базы государства привело к передаче части властных полномочий федерального центра на региональный и местный уровни. Управление и права собственности на большинство ЛПУ перешли к местным администрациям. Значительная часть финансирования, получаемая ЛПУ всех трех уровней, поступает из бюджетов всех уровней и территориальных фондов ОМС, которые подчиняются региональным правительствам и, в меньшей степени, федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Несмотря на то, что большинство медицинских учреждений и служб принадлежат местному уровню, учреждения высшего медицинского образования подчиняются министерству здравоохранения и отчасти министерству образования РФ, т.е., федеральной исполнительной власти. Поэтому подготовка и переподготовка врачей почти полностью контролируется и финансируется на федеральном уровне, в то время как большая часть рабочих мест находится на муниципальном уровне, который фактически не может влиять на процессы, происходящие на федеральном и региональном уровнях.

Отмена системы обязательного распределения выпускников медицинских вузов привела к ситуации, когда поддерживавшийся в СССР баланс, при котором 80% выпускников трудоустраивались в ЛПУ системы первичной медико-санитарной помощи, а остальные в ЛПУ «узкого» профиля, изменился в пользу трудоустройства выпускников вузов в специализированных ЛПУ. Несмотря на введение платного обучения, большая и лучшая часть абитуриентов успешно сдает вступительные экзамены в ВУЗ и обучается за счет бюджетного финансирования, трудоустраиваясь впоследствии по желанию в специализированные государственные или негосударственные ЛПУ. Какая-то часть из них покидает отрасль здравоохранения навсегда. В настоящее время никто не может ответить на простой вопрос «Какая часть выпускников медицинских вузов уходит из профессии?».

К концу 1990-х число врачей в России достигло 680 тыс., т.е., 47,1 на 10 000 населения. Причем в системе первичной медико-санитарной помощи ощущается острая нехватка кадров. По разным данным в вышеупомянутой системе занято более 120 тыс. человек. По сведениям из разных регионов России штат работников ПМСП заполнен лишь на 58% и состоит наполовину из лиц пенсионного или предпенсионного возраста. Число рабочих мест в ЛПУ системы ПМСП не превышает 28,5 %. Однако, большинство врачей, занятых в амбулаторном секторе – специалисты узкого профиля. За последние пять лет только единицы из тысяч выпускников медицинских вузов Дальнего Востока России пошли работать участковыми терапевтами. Несмотря на постоянную «естественную убыль» населения в регионе (5-6 на тысячу), число медицинских работников на 10 тыс. населения постоянно растет, достигнув к 2008 году 57,8 врача на 10 тыс.

В то же время большинство врачей региона почти не знакомы с современными технологиями диагностики лечения и профилактики, что позволяет фармацевтическим фирмам-производителям и посредникам на фармацевтическом рынке эффективно продвигать дорогую и, зачастую, малоэффективную продукцию. Процедура лицензирования, медикаментов, предметов медицинского назначения и медицинского оборудования направлена на обеспечение качества, но основной упор делается на безопасность, а не эффективность или улучшение качества производства медицинских услуг. Довольно часто лицензирование лекарственных средств основано на малом числе исследований, часто не рандомизированных и с отсутствием контрольной группы, что позволяет регистрировать лекарственные препараты обладающие сомнительными клиническими эффектами.

Основной способ управления в отрасли здравоохранении Дальневосточного региона основан на жесткой иерархии. Реальная медицинская практика основана на знаниях и опыте «возрастных» врачей, обладающих значительным клиническим опытом, но, как правило, незнакомых с современными технологиями диагностики, лечения и профилактики. Важно отметить, что, основной способ оплаты труда в государственных и муниципальных ЛПУ не является источником мотивации к эффективному труду, поэтому неформальные платежи за отдельные услуги нередко становятся реальным основанием для формирования устойчивого теневого рынка медицинских услуг. В связи с этим весьма важным на данном этапе развития регионального здравоохранения становится изучение мотиваций поведения производителей медицинских и фармацевтических услуг в условиях рынка и реализация современных концепций управления рыночными механизмами в здравоохранении.

Управление маркетингом в медицине Дальневосточного региона — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль над проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с покупателями медицинских и фармацевтических услуг ради достижения определённых задач ЛПУ. Таких, например, как получение прибыли, рост объёма сбыта медицинских и фармацевтических услуг, увеличение уровня конкуренции и т.п. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало ЛПУ и аптечному учреждению в достижении стоящих перед ним целей. Говоря проще ─ это управление спросом. В любой момент времени уровень реального спроса может быть ниже желаемого, соответствовать ему или превышать его.

Состояние спроса на медицинские и фармацевтические услуги в реальных социально-экономических условиях региона, имеет некоторые особенности, в частности в виде отрицательного спроса. У потребителей довольно часто формируется негативный спрос на прививки, флюорографию, участие в диспансеризации, покупку некоторых групп медикаментов и средств медицинского назначения профилактической направленности и др.

Потребители медицинских и фармацевтических услуг могут не проявить интереса к предлагаемым медицинским услугам. Так, большинство пациентов ЛПУ региона, имеющих стойкую установку на антибактериальное лечение любых проявлений респираторной патологии, не заинтересованы в получении профилактических услуг, в частности услуг связанных с профилактикой ОРИ. Задачами производителей и специалистов по управлению маркетингом — отыскать способы увязки присущих услугам выгод с естественными потребностями и интересами пациента.

Пятьдесят пятая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения еще в 2002 году приняла резолюцию, обязывающую страны уделять пристальное внимание вопросам безопасности пациентов. За прошедший с того времени период в национальных системах здравоохранения возникло множество инициатив, проводилась работа по изучению различных аспектов управления безопасностью пациентов. Однако в России проблемы безопасности потребителей медицинских и фармацевтических услуг пока не нашли достаточного внимания ни со стороны государственных структур, ни со стороны самих потребителей.

Имеющиеся статистические данные о гибели пациентов в ДВФО в результате применения тех или иных АМП не анализируются и не обсуждаются. К данной проблеме сообщество медицинских работников Дальнего Востока относится менее серьезно, чем следовало бы ожидать. Такое странное явление можно отчасти объяснить тем, что в отличие от автомобильных, железнодорожных и авиакатастроф, когда одновременно гибнут сотни людей, жертвы медицинских осложнений и ошибок умирают в разное время и не становятся сенсацией. Другое возможное объяснение того, почему вопросам безопасности пациентов – впрочем, как и многим другим проблемам здравоохранения и социальным проблемам региона – не уделяется заслуженного внимания, заключается в том, что их решение представляет собой слишком трудную задачу для органов власти.

Каждый раз, когда органы власти того или иного субъекта РФ ДВФО начинают анализировать состояние дел в этой области, как правило, обнаруживаются серьезные дефекты в оказании медицинской помощи, и, тем не менее, в отрасли здравоохранения в целом нет истинного представления о рисках, источником которых она сама и является. В большинстве случаев дефекты и неудачи рассматривают как исключение, частный случай или индивидуальную ошибку, но отнюдь не как системную проблему. Однако имеющиеся фактические данные убедительно доказывают, что когда в результате медицинской ошибки больному наносится вред или он погибает, чаще всего речь не идет о небрежном отношении или преступлении врача. А ведь для каждой ошибки существует своя причина, и в основе большинства проблем лежат дефекты тех или иных функций системы здравоохранения.

Разработка подходов к реформированию здравоохранения региона объективно нуждается в интегрированной оценке информации, основанной на обобщенном анализе мнения специалистов, знающих проблемы отрасли территории и возможные пути его совершенствования. Эффективность управления отраслью здравоохранения зависит от степени использования механизмов обратной связи, в том числе изучения мнения производителей медицинских и фармацевтических услуг.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2310
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru