MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.5. Старший детский возраст: здоровое развитие в преддверии зрелости

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Начинается посещение детского сада. Характерно первое физиологическое вытяжение, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица, нарастание массы тела несколько замедляется. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. К концу периода заканчивается дифференцировка строения различных внутренних органов, а иммунная (система) защита уже достигает известной зрелости. Интенсивно развивается интеллект, усложняется игровая деятельность. К 5 годам дети свободно говорят на родном языке. Улучшается память. Совершенствуются тонкие координированные движения, развиваются навыки рисования. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек. Активно формируются индивидуальные интересы и увлечения. У девочек в игре появляется заботливость, у мальчиков - подвижность и сила.

В этом периоде возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми, формируется самолюбие. Эмоции становятся сдержаннее. Ребенок готовится к поступлению в школу. Из заболеваний чаще других встречаются инфекционные, а также болезни органов дыхания. Как правило, они имеют доброкачественное течение. Основной причиной смертности в этом периоде является травматизм.

По мере того как дети все в большей степени испытывают на себе воздействие условий более широкой физической и социальной окружающей среды, возникают новые проблемы, относящие к здоровью. По мере того как у ребенка расширяются социальные связи вне круга семьи, все большее значение в плане формирования ценностных установок, отношений и моделей поведения детей и молодежи приобретают такие факторы, как окружающая среда в школе, давление со стороны сверстников и средства массовой информации. Процесс физического и эмоционального развития ускоряется с наступлением половой зрелости, и молодой подросток становится еще более уязвимым по отношению к тем или иным культурным воздействиям, субъективно воспринимаемым социальным нормам и давлению со стороны друзей.

Питание остается одной из основных проблем здоровья и развития в данной группе. Дети этого возраста все в большей мере проявляют свои предпочтения в плане еды и начинают действовать независимо в отношении своего рациона питания. Неправильные привычки питания усиливаются, в результате чего привычный режим питания сохраняется и в зрелом возрасте.

Младший школьный период (7-11 лет). Уже начинается четкий половой деморфизм физического развития. Быстро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Улучшается память, повышается интеллект. Обучение в школе дисциплинирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества, расширяет круг интересов. Дети начинают жить интересами коллектива. Происходит замена молочных зубов на постоянные. Возрастают нагрузки на нервную систему и психику, ребенок меньшее время проводит на воздухе, часто нарушается режим питания. Однако дети не всегда жалуются, поэтому родители за врачебной помощью обращаются меньше.
При периодических специальных врачебных осмотрах выявляются дети с изменениями зрения, нарушениями осанки, кариесом зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, ЛОР заболеваний, а также желудочно-кишечных и аллергических болезней и функциональных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Увеличивается число детей с избыточным питанием (тучность и ожирение). Основной причиной смертности детей является травматизм.

Сегодняшняя отечественная служба ОЗМиР не имея развитых парагоспитальных форм обслуживания детей, пытается уменьшить объем затрат на стационарную помощь путем перераспределения части лечебных функций на врачей первого контакта ─ участкового врача-педиатра. Речь идет о фактической ликвидации полноценного профилактического уровня службы ОЗМиР путем его частичного преобразования в ранее отсутствовавший патронажный. Избыточный рост лечебной нагрузки на участковых педиатров, приведет к постепенной деградации идеи поликлинического обслуживания, ликвидации массовых профосмотров и многих других задач работы медицинского персонала детских поликлиник (рис. 5.3.). Это привело к росту числа хронических заболеваний и, как следствие, к росту госпитализаций.

Основные задачи работы персонала при оказании медицинской помощи ребенку старшего детского возраста сосредоточены на реализации программ диспансеризации, профилактики, пропаганде здорового образа жизни, индивидуальном консультировании, лечении легких простудных заболеваний и неглубоких функциональных отклонений у пациентов с хроническими заболеваниями.

К нерешенным проблемам данного периода следует отнести проблемы формирования различных вариантов злоупотреблений и вредных привычек, поскольку характерной особенностью детей по мере достижения ими половой зрелости является повышенный интерес к экспериментированию. Это может принимать форму злоупотребления психоактивными веществами в раннем возрасте, что обычно проявляется в виде курения сигарет или других форм рискованного поведения, которое может приводить к несчастным случаям и травмам.

Основные задачи работы персонала при оказании медицинской помощи ребенку старшего детского возраста

Рис.5.3. Основные задачи работы персонала при оказании медицинской помощи ребенку старшего детского возраста

Школьники в этом возрасте все больше расширяют свои знания в области секса, в связи с чем особенно важное значение имеют образовательные и информационные программы. Это ─ период времени, когда вырабатываются отношения и представления, которые будут оказывать влияние на поведение в отношении здоровья на протяжении всей жизни.
 


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2410
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru