MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

7.4. Обоснование организации медико-социальной помощи детям в условиях кризиса

Даже в наиболее благополучных странах малоимущие люди живут существенно меньше и болеют значительно чаще, чем богатые. С одной стороны, эти различия в состоянии здоровья являются отражением недопустимой социальной несправедливости, а с другой, они привлекли внимание ученых к некоторым из важнейших факторов или детерминант, определяющих уровень здоровья в современном обществе. В частности, они привели к росту понимания тесной зависимости состояния здоровья от социальной окружающей среды и от того, что сейчас часто определяется как социальные детерминанты или составляющие здоровья.

В современных условиях усугубления социальных проблем в России, ухудшения показателей здоровья подрастающего поколения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению, как новых социальных технологий, которые обеспечат семьям комплексные социальные услуги. Вследствие этого в последние годы получило развитие новое для отечественного здравоохранения направление ─ медико-социальная работа в семьях социального риска. Становление этого направления обусловлено современным состоянием российского общества, экономическим кризисом, реформой здравоохранения и социальной защиты населения, а так же других социальных институтов в условиях непривычного для большинства россиян экономического уклада и структуры общественных отношений.

В рамках изменений происходящих в российском обществе в виде значительно разрыва между богатыми и бедными, падения престижа семьи, как связующего отдельных людей института, внедрение идеологии «западных ценностей» в основе которых лежат достаточно противоречивые принципы «толерантности», поклонения «золотому тельцу» и др., формируются процессы стимулирующие рост числа семей за пределами порога бедности, бродяг, бомжей и бездомных. Маргинальный слой населения из года в год увеличивается и несет потенциальную угрозу обществу, поскольку в этот процесс вовлекаются семьи и дети, воспитывающиеся в них. Эти негативные явления требуют координации усилий властных структур, социальных институтов и отрасли здравоохранения. Пред здравоохранением в этом плане стоят новые задачи по организации медико-социальной помощи семьям, детям и подросткам, т.е. система охраны здоровья детей требует определенных изменений, которые диктует время.

Основы медико-социальной помощи в ЛПУ системы охраны здоровья детей. Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинированной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный не только на восстановление, но и на сохранения и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья.

Цель медико-социальной деятельности – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Объекты медико-социальной работы в детской поликлинике – различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные, дети-сироты, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды и др.), взаимно потенцирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых неуклонно растет, одинаково тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов по социальной работе, поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения. Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников. Социальные работники очень часто имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и другие умения.

Вместе с интеграцией сфер деятельности медицины и социальной защиты семьи, детей и подростков, необходимо четкое разграничение предметов ведения, полномочий и функций медицинских и социальных работников.

Обобщенные специальные функции можно разделить на три большие группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные.

Медико-ориентированные функции :

  • оказание медицинской помощи и уход за больными членами семьи;
  • оказание медико-социальной помощи семье;
  • медико-социальным патронаж различных групп детей и подростков;
  • оказание медико-социальной помощи хронически больным детям;
  • санитарно-гигиеническое просвещение семьи и её членов;
  • информирование родителей и детей о их правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания и др.
  • Социально-ориентированные функции :

  • обеспечение социальной защиты прав детей и подростков в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
  • содействие в предупреждении общественно опасных действий;
  • оформление опеки и попечительства над детьми и подростками;
  • участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;
  • информирование членов семей о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
  • содействие семьям, имеющим детей в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получение пенсий, пособий, выплат;
  • семейное консультирование и семейная психокоррекция и др.
  • Интегративные функции :

  • комплексная оценка социального статуса семьи, ребенка и подростка;
  • содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений здоровья;
  • формирование установок семьи, детей и подростков на здоровый образ жизни;
  • планирование семьи;
  • проведение медико-социальной экспертизы;
  • осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации детей-инвалидов;
  • социально-правовое консультирование;
  • участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся;
  • обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем семьи, имеющей детей.
  • Медико-социальную деятельность можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую. Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность,  это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; обеспечение социальной защиты прав детей и подростков в вопросах охраны здоровья и др. Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

    Таким образом, медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое ограничение сфер ответственности.

    Когда-то считалось, что политика здравоохранения касается только лишь оказания и медицинской помощи и ее финансирования: социальные составляющие здоровья в тот период обсуждались только среди ученых. В настоящее время ситуация меняется. Хотя медицинская помощь и может продлить жизнь людей и улучшить прогноз пациентов с рядом грозных болезней, более важными для здоровья населения в целом являются социально-экономические условия, под влиянием которых люди заболевают и начинают нуждаться в медицинской помощи. Тем не менее, следует помнить о том, что всеобщая доступность медицинской помощи – это, несомненно, одна из важнейших социальных составляющих здоровья.

    Хороший старт в жизни может быть обеспечен только за счет создания хороших условий для матерей и детей раннего возраста: первые этапы развития и воспитания ребенка во многом определяют уровень его здоровья в течение всей последующей жизни. Данные исследований показывают, что основы здоровья взрослого человека закладываются в период внутриутробного развития и раннего детства. Неблагоприятные условия в раннем возрасте и замедленное развитие оказывают неблагоприятное воздействие на биологические системы в процессе развития и воздействуют на фундамент биологического капитала каждого человека, во многом определяющего состояние его здоровья на протяжении всей дальнейшей жизни.

    Угрозу оптимальному внутриутробному развитию ребенка могут представлять неблагоприятные условия во время беременности, такие, как недостаточное или неполноценное питание во время беременности, психоэмоциональный стресс матери, курение, употребление алкоголя. Они увеличивают риск снижения уровня здоровья протяжении всей жизни и могут негативно сказаться на возможностях индивидуума с физической и интеллектуальной точки зрения. Недостаточная эмоциональная поддержка ребенка со стороны родителей и дефицит стимулов могут привести к таким последствиям, как недостаточная готовность к обучению в школе, неуспеваемость, поведенческие проблемы, а также риск социальной маргинализации в зрелом возрасте.

    Полезные для здоровья привычки, такие, например, как адекватное и рациональное питание, поддержание физической формы, отказ от курения, прежде всего, формируются под влиянием хорошего примера со стороны родителей и сверстников, а также под влиянием образования и воспитания. Задержка физического роста в грудном возрасте связана с нарушением развития и функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем, поджелудочной железы и почек, что увеличивает предрасположенность к заболеваниям в последующие периоды жизни.

    Эти угрозы для развития ребенка значительно выше среди семей, живущих в трудных социально-экономических условиях. Однако их можно уменьшить за счет улучшения профилактической медицинской помощи как для женщин до наступления первой беременности, так и для матерей и детей в женских консультациях, роддомах, клиниках для грудных детей и в детских больницах, а также за счет повышения образовательного уровня родителей и детей. Такие здравоохранительные и образовательные программы приносят непосредственную пользу. Они повышают информированность родителей о потребностях своих детей, а также их восприимчивость к информации о здоровье и развитии, они также укрепляют уверенность родителей в своих силах как воспитателей.

    Подходы к улучшению здоровья человека на ранних этапах жизни должны включать следующие элементы:

  • Повышение общего образовательного уровня и обеспечение равной доступности образования, что позволит улучшить здоровье матери и ребенка в долгосрочной перспективе;
  • Обеспечение полноценного питания, санитарного просвещения, адекватной высококачественной лекарственно-профилактической помощи и адекватных социальных и экономических ресурсов до наступления первой беременности, во время беременности, а также в первый год жизни ребенка, с тем чтобы улучшить его рост и развитие как во внутриутробный период, так и в грудном возрасте, а также чтобы уменьшить риск болезней и недостаточности питания в грудном возрасте;
  • Поддержка в формировании хороших взаимоотношений между родителями и детьми со дня рождения ребенка через систему патронажа медицинских работников детских поликлиник для повышения уровня знаний родителей об эмоциональных и интеллектуальных потребностях детей, что позволит стимулировать интеллектуальное развитие и формирование правильного социального поведения ребенка, а также предупредить случаи жестокого обращения с детьми.
  • Эти подходы могут быть реализованы в условиях, когда семьи обладает определенным экономическим потенциалом для воспитания детей, в частности к ним следует отнести наличие работы, стабильных доходов, благоустроенного жилья, возможности по обеспечению полноценного питания, обучения и воспитания ребенка.

    В реальных условиях число семей, которые живут за чертой бедности или приближаются к этой черте, значительно увеличилось. Бедность, материальные лишения и социальное отчуждение оказывают значительное негативное воздействие на здоровье её членов. В этой связи следует отметить, что для некоторых социальных групп опасность оказаться в нищете значительно выше, чем для населения в целом. Об относительной бедности говорят тогда, когда доходы семьи значительно ниже, чем в обществе в целом, а порог относительной бедности часто определяется на уровне менее 60% от средненационального дохода на душу населения.

    В условиях относительной бедности дети из таких семей не имеют доступа к адекватному жилью, образованию, средствам передвижения и другим жизненно важным для обеспечения полноценной жизни условиям. Особо ощутимый вред наносит жизнь в бедности беременным женщинам и детям. В некоторых регионах России до 25% всего населения – и даже еще большая доля детей – живут в условиях относительной бедности. Дети, которые воспитываются в таких семьях нуждаются не только в медицинской помощи, но и в большей мере в социальных услугах. Эти услуги должны быть предоставлены в условиях координации различных ведомств любого государства. Здравоохранение, и особенно система охраны здоровья детей, должны сформировать новое направление своей деятельности, которое позволит снизить риски потери здоровья детьми, воспитывающихся в бедных семьях.

    Перед тем, как начинать формировать это направление в системе охраны здоровья детей и подростков следует попытать ответить на несколько вопросов:

  • Что получат от этих изменений дети и подростки?
  • Удовлетворены ли потребители (родители, дети и подростки) доступностью и качеством медико-социальной помощи в зависимости от места проживания (город, село), уровня доходов семьи?
  • Повышается ли роль врачей-педиатров в формировании самосохранительного поведения детей и подростков?
  • Увеличивается ли объем и качество медицинской и социальной профилактики в результате формируемых изменений?
  • Каковы причины неудовлетворенности потребителей и производителей медицинских и социальных услуг в ЛПУ системы охраны здоровья детей и подростков?
  • Поскольку система здравоохранения – это совокупность государственных и общественных мер социально-экономического медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного гражданина, то охрана здоровья детей и подростков органично входит в эту совокупность. Основными принципами отечественной системы охраны здоровья детей являются соблюдение прав детей и подростков в области охраны здоровья и профилактика.

    Первый принцип – соблюдение прав детей и подростков в области охраны здоровья, реализующихся по нескольким направлениям:

  • права детей и подростков при оказании медико-социальной помощи;
  • обязанности и права медицинских и фармацевтических работников;
  • ответственность за причинение вреда здоровью детей и подростков;
  • доступность медицинской помощи;
  • социальная защищённость;
  • ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны детей и подростков.
  • Второй принцип, приоритетный – профилактическое направление работы системы ЛПУ. Профилактику осуществляют по следующим направлениям:

  • предупреждение заболеваний у детей и подростков;
  • устранение причин возникновения заболеваний;
  • санитарно-гигиенический контроль (соблюдение гигиенических норм, соблюдение санитарного законодательства);
  • санитарное просвещение, воспитание здорового образа жизни;
  • диспансеризация детей различных возрастных групп;
  • сохранение участкового принципа в работе детских поликлиник;
  • осуществление профилактической деятельности службы врачей общей практики.
  • Соблюдение этих основополагающих принципов возможно только в условиях особого к ним внимания при формировании всей политики государства, благополучие которого, в соответствии с «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты детей», может быть обеспечено безусловным выполнением обязательств данной декларации. Охрана здоровья детей является неотъемлемой составляющей общественного развития, связанных как с обеспечением устойчивого развития общества в целом, так и защиты здоровья матери и ребенка, основанной на нормах права.

    Правовые основы охраны здоровья детей и подростков. Законодательную основу реформ здравоохранения на всероссийском уровне составляют различные законодательные акты (федеральные законы, программы), указы президента, постановления и предложения правительства, правительственные и министерские (Министерства здравоохранения и прочих министерств) указы. На уровне субъектов Российской Федерации реформы подкреплены законодательными актами, принятыми правительством субъекта Российской Федерации.

    Порожденная правовыми реформами последних десятилетий чрезвычайно децентрализованная и раздробленная отечественная система здравоохранения представляет собой множество только отчасти связанных друг с другом вполне самостоятельных административно-территориальных единиц. Кроме того, в отрасли к 2000 году существовало пять по свое сути отдельных систем: система Министерства здравоохранения, система ОМС, санитарноэпидемиологическая служба, ведомственная медицина и Российская академия медицинских наук. Более того, власть внутри двух первых систем была децентрализована (Chernichovsky D. and Potapchik E., 1999). В итоге система здравоохранения по мнению экспертов ЕРБ ВОЗ (Tragakes, E. and Lessof, S., 2003) осталась без единого руководителя, ведь Министерство здравоохранения больше не устанавливало обязательной для всех политики здравоохранения и ее приоритетных направлений. Столь раздробленная система не в состоянии была действовать как единое целое, и перед РФ встала реальная угроза  остаться без всеобщей государственной системы здравоохранения. Следует отметить, что эти процессы в последующие годы были приостановлены, но чрезмерная децентрализация сохраняется и сегодня. Указанные процессы, являющиеся отражением несбалансированной правовой реформы в России, отрицательно повлияли на отечественную систему охраны здоровья матери и ребенка.

    В Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов. Кроме того финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (Конституция РФ, ст. 41).

    Тем не менее ситуация с охраной здоровья детей и подростков остается неблагополучной, несмотря на то, что к решению этой проблемы неоднократно обращались руководители высших органов власти, специалисты, ученые, общественность и врачи. Ведущей проблемой при этом считается несовершенство отечественного законодательства, регулирующего соблюдение и защиту законных прав и интересов ребенка в части охраны его здоровья. Сегодня становится очевидным факт, что среди множества нереализованных медико-социальных проблем, наиболее остро стоят вопросы реального обеспечения прав семьи, детей и подростков на охрану здоровья. Соглашаясь с этим, мы все-таки считаем, что для решения проблем материнства и детства в условиях демографического, социального и экономического кризиса в современной России на всех уровнях власти, прежде всего, не хватает политической воли.

    Охрана здоровья детей гарантированна Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124 « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 1 Этот закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В Федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» используются следующие понятия, имеющие прямое отношение к обсуждаемой проблеме:

    & Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

    & Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды, дети, имеющие недостатки в психологическом и (или) физическом развитии …, дети – жертвы насилия, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

    Обеспечение прав детей на охрану здоровья закреплены ст. 10 данного Федерального Закона «В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством РФ, осуществляют государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями и санаторно-курортное лечение детей».

    По мнению специалистов по соблюдению прав ребенка (Чичерин Л.П., 2005) в России сформирована идеология государственной семейной политики, общая цель которой ─ преодоление нарастания негативных тенденций и стабилизация положения детей, а так же создание ощутимых предпосылок положительной динамики процессов жизнеобеспечения детской популяции в целом. Причем они считают, что требуется продолжать разработку новых нормативно-правовых актов, которые укрепили бы правовую базу оказания бесплатной медицинской помощи женщинам и детям. В этой связи следует отметить, что по вопросам охраны здоровья населения с 1991 по 2000 гг. только на федеральном уровне было принято более 1,5 тысяч нормативно-правовых актов (Kostyagin A., 2001).

    По мнению зарубежных специалистов столь высокая законотворческая активность обусловлена стремлением России как можно скорее и как можно дальше уйти от своего советского прошлого, создать, по сути, новое законодательство почти во всех ведущих отраслях права  гражданском, административном, конституционном, финансовом и так далее. В результате ряд вопросов законами не освещен, а ряд  управляется несколькими, законы повторяют друг друга, непоследовательны, противоречат сами себе и другим законам, а в целом законодательство не согласовано. Правовая система слишком велика и сложна, но при этом не вполне связана, в ней имеются пробелы и неточности, а порой идет на поводу отдельных групп или уступает бюрократическому давлению.

    Некоторые законы созданы без учета современных правовых знаний, некоторые не обеспечены методической, финансовой или административной поддержкой, некоторые вступают в противоречия с федеральными или региональными постановлениями. Соответственно, многие законы, ориентированные на важнейшие задачи, на деле их не решают.

    На фоне стремительных изменений в правовой системе почти всегда появляется простор для манипуляций с законами, возможность их обойти. Вероятно, в России таких возможностей еще больше  ее прошлое, советское законодательство настолько изобиловало правилами и ограничениями, что невольно породило привычку обходить их (Leitzel J., 1997). Положение осложняется и неспособностью федеральной власти обеспечить соблюдение своих законов.

    В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне, для чего и необходима новая нормативно-правовая база. Сегодня имеется необходимость правовой поддержки новых механизмов, как форм и методов медико-социальной помощи семье и ребёнку, так и новых социальных технологий, которые обеспечат детям и подросткам комплексные социальные услуги. Вопреки несовершенству законодательной базы в 90-е годы ХХ века в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление охраны здоровья матери и ребенка. Ее появление обусловлено современным негативным состоянием детского здравоохранения, социальной защиты семьи, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношений.

    Сегодня чрезвычайно необходимо разработка и реализация программ медико-социальной помощи семье и ребёнку, призванных осуществлять комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, формированию навыков и культуры здорового образа жизни, снижению вероятности влияния неблагополучных факторов на здоровье и т.п.

    Что же относительно работников системы охраны материнства и детства, её учреждений и служб, то от них требуется серьезная научная проработка путей выхода из сложившейся ситуации и адекватные предложения выхода из кризиса, а не предложения такого плана, как переход амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детскому населению в городах и в сельской местности, на систему непрерывного медицинского наблюдения детей с периода рождения до достижения подростком возраста 18 лет (0-17 лет). Поскольку последние имеют в основном технический характер и, как показывает реальная практика последних десяти лет, какого либо влияния на организацию медицинской помощи детям и подросткам не оказали.

    В этой связи мы полагаем, что специалистам, которые готовят нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня для совершенствования системы охраны здоровья детей необходимо исходить из достаточно сложных социально-экономических проблем среднестатистической российской семьи. К их числу следует отнести по мере убывания:

  • Жилищно-бытовые условия семей, имеющих детей.
  • Уровень образования, особенности профессиональной ориентации и трудоустройства родителей.
  • Материальная обеспеченность и нуждаемость семей имеющих детей в помощи социальных структур.
  • Количество и структуру неорганизованных детей.
  • Показатели качества жизни семей, имеющих детей.
  • Потребность семей и её членов в медико-социальной помощи.
  • Степень осведомленности семей о деятельности медико-социальных служб.
  • Именно по направлениям решения выше указанных проблем материнства и детства, как раз и необходимо формирование отечественной правовой базы по охране здоровья семьи, детей и подростков. Что же относительно медицинского обслуживания, то оно должно быть дополнено весьма важным направлением  медико-социальной работой. Для эффективной организации этого направления в детской поликлинике необходимо организация структурного подразделения, основными задачами которого являются решение медико-социальных проблем у детей из групп социального риска.

    & Основные задачи и функции отделения медико-социальной помощи детской поликлиники. Создание отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях является сегодня необходимым условием для повышения эффективности профилактической и лечебно-оздоровительной работы среди населения, в том числе детского. Это обусловлено тем, что практически каждый второй ребенок на педиатрическом участке по наличию социальных факторов риска в семье относится участковым педиатром во вторую группу здоровья, каждый десятый ребенок воспитывается в семье, имеющей два и более факторов социального риска.

    Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей, выделяют следующие:

  • Социально-гигиенические – плохие материально-бытовые условия; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися, и др.;
  • Медико-демографические – многодетность; отсутствие одного из родителей – неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и пр.;
  • Социально-психологические – злоупотребление одним или обоими родителями алкоголем, наркотиками, курением; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение с детьми.
  • Особенно велико влияние факторов социального риска, имеющихся в семье, на состояние здоровья, заболеваемость и смертность детей первого года жизни. При проведении лечебно-профилактических мероприятий таким детям обязательным условие является дифференцированный подход, учитывающий характер и направленность социального фактора, и оказание медико-социальной помощи семье в зависимости от имеющихся в ней проблем и потребностей.

    Важнейшей медико-социальной проблемой семей имеющих детей, в настоящее время являются нарушения психического здоровья детей, обусловленное следующими факторами:

  • дефекты воспитания детей, педагогическая неграмотность родителей;
  • патология течения беременности и родов;
  • неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
  • начало посещения дошкольного учреждения ребенком в возрасте до трех лет;
  • асфиксия новорожденного или родовая травма;
  • частая и длительная госпитализация ребенка;
  • злоупотребление родителями алкоголем и наркотическими веществами;
  • перегруженность ребенка во внешкольное время работой;
  • длительный летний отдых в загородном оздоровительном центре или посещение группы продленного дня;
  • неблагоприятный психологический микроклимат в семье, где воспитывается ребенок.
  • Отмечается рост отклонений в нервно-психическом развитии у детей, обучающихся в образовательных учреждениях нового типа – лицеях, гимназиях, частных школах, учебных заведениях с расширенным содержанием образования, где резко повышены требования, интенсифицировано обучение, увеличен объем учебной нагрузки по сравнению с базовым учебным планом, а так же позиционируется система «натаскивания» учащихся с помощью репетиторов. Среди данного контингента учащихся по сравнению с массовой школой, выявляется значительная распространенность пограничных нервно-психических нарушений, достигая 55% от всего контингента учащихся. В структуре нервно-психических нарушений доминируют психоастенические состояния и истероподобные реакции. В отдельных случаях наблюдаются рост числа попыток суицида. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень самоубийств более 20 на 1000 тысяч населения является критическим, по данным же официальной Российской статистики реальный уровень самоубийства в отдельных регионах в два и более раза превышает уровень приводимый в публикациях ВРЗ. Причем показатель смертности от самоубийств мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет, превышает таковой в 4,5 раза девочек. Это подчеркивает необходимость принятия адекватных мер, в частности, в рамках оказания медико-социальной помощи лицам с кризисным состоянием, а также профилактики суицидального поведения.

    К сожалению у девочек из семей социального риска в последние годы наблюдается рост болезней, передающихся половым путем, кроме того именно в этом возрасте (15 19 лет) наблюдается рост числа абортов. Всего ежегодно в России около 300 тысяч абортов приходится на молодых девушек в возрасте до 19 лет. Неуклонное распространение получает добрачная половая жизнь, по официальным данным сексуальный опыт имеют 48% подростков, причем 35% из них начали половую жизнь в возрасте 12 – 13 лет. Эти процессы поддерживают также рост уровня ранней, в том числе внебрачной беременности.

    Социальные работники все чаще сталкиваются феноменом несовершеннолетних многодетных матерей. Как правило, подобное свидетельствует о наличии врожденных психических патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетней, либо испытываемой ею ранней алкогольной зависимости. Выше перечисленное усугубляется малообеспеченностью, неграмотностью, социальными затруднениями определенной части девочек-подростков, которые воспитываются в маргинальных семьях или в детских домах и школах-интернатах. В определенных условиях именно воспитание в семье социального риска или детских домах является причиной ранней проституции.

    Прямыми последствиями происходящих в криминализированном обществе «реформ», социального расслоения населения, распада института семьи, переживаемого психологического стресса и других являются диагностируемые у обслуживаемого врачами-педиатрами контингента детей, как правило, высокий социального риска и другие выраженные негативные факторы отрицательно влияющие на физическое и психическое здоровье детей и подростков. В их число входят: так называемые «трудные жизненные ситуации», включая употребление психоактивных веществ, т.е. наркотиков, табака, алкоголя, токсикоманических средств, кроме того  безнадзорность, девиантные формы поведения, раннее начало половой жизни, социально обусловленные заболевания и др.

    Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод о наличии серьезных социальных проблем у пациентов и их родителей, обслуживаемых детской поликлиникой. Вполне естественно, что имеется острая необходимость их решения в рамках организации активной социальной работы, направленной на улучшение функционирования современной семьи.

    Отделения медико-социальной помощи как новые подразделения детских поликлиник. В условиях апробации на российских семьях, детях и подростках социально-экономических реформ «по Горбачёву  Ельцину  Гайдару» сегодня чрезвычайно необходима организация подразделения детской поликлиники, которое решало бы проблемы реализация программ медико-социальной помощи детям и подросткам. В рамках работы данного подразделения были бы реализованы комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, формированию навыков и культуры здорового образа жизни, снижению вероятности влияния неблагополучных факторов на здоровье у детей из семей социального риска.

    В этой связи на детские поликлиники, включая участковую службу, помимо традиционных функций превентивного характера, возлагается и целый ряд достаточно новых задач, что явились основой для создания в детских поликлиниках специальных отделений (кабинетов) медико-социальной помощи. В городах с населением более 100 тыс. организуются отделения, с населением менее 100 тыс. чел. – кабинеты. К сожалению, в большинстве детских поликлиник Дальнего Востока организация таких отделений (кабинетов) тормозится из-за низкого уровня финансирования ЛПУ, хотя социальная работа с детьми и подростками ведется в рамках их общей деятельности по медицинскому обслуживанию прикрепленного населения. Это, в первую очередь профилактика и раннее выявление потребления психоактивных веществ, иных форм проявления социального неблагополучия в семьях, гигиеническое воспитание, подготовка к семейной жизни, к осознанному родительству. Кроме того проводится ориентация на здоровую семью, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, врачебно-профессиональное консультирование, включая определение профпригодности и медицинское обеспечение профессиональной ориентации детей и подростков, организация социально-правовой работы, медицинское обеспечение приписки и призыва юношей на воинскую службу и др.

    Медико-социальная работа в детской поликлинике включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий – медицинских, социальных, экономических, правовых, психологических, педагогических – по оказанию помощи нуждающимся пациентам и их родителям, направленной на преодоление жизненных трудностей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного).

    Деятельность медико-социальных отделений при детских поликлиниках осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России № 154 от 05.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

    Отделение медико-социальной помощи имеет своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, учитывающих специфические особенности детей и подростков, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, социальную и правовую защиту, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Отделение является структурным подразделением детской поликлиники. Объем оказываемой медико-социальной помощи определяется администрацией поликлиники по согласованию с вышестоящими органами здравоохранения. Деятельность отделения строится на основе законодательства Российской Федерации, директивных документов вышестоящих органов, приказов и распоряжений администрации поликлиники.

    Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с подразделениями ЛПУ службы охраны здоровья женщин и детей, территориальными учреждениями социальной защиты населения, общественными и иными организациями.

    Основными функциональными обязанностями сотрудников отделения медико-социальной помощи являются:

  • выявление и учет семей медико-социального риска, выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.);
  • изучение потребностей данных семей в конкретных видах медико-социальной помощи;
  • проведение всех видов патронажей (к беременным женщинам, кормящим матерям, к детям первого года жизни и др.), выявление факторов риска с последующей передачей этих сведений медицинским работникам;
  • оказание содействия семьям в решении их социально-бытовых проблем, в т.ч. жилищных, материальных, условий труда, в устройстве детей в дошкольные учреждения, интернаты и др.;
  • оказание консультативной, в т.ч. педагогической, психологической помощи семьям социального риска;
  • проведение социально-правовой помощи (активное разъяснение прав и обязанностей данных семей, а также социальных льгот, предоставляемых государством, и др.);
  • организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот;
  • оказание помощи семье в воспитании детей;
  • проведение совместно с медицинским персоналом санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни;
  • осуществление мероприятий по планированию семьи;
  • организация взаимосвязи и взаимопомощи в работе различных учреждений и ведомств (муниципальной службы, службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов правопорядка и др.) по оказанию медико-социальной помощи населению;
  • внесение предложений, направленных на совершенствование законодательных актов по социальным вопросам, на развитие службы медико-социальной помощи;
  • ведение учетно-отчетной документации (дневника патронажных помещений, паспорта семьи и др.).
  • Ведущей задачей функционирования отделения медико-социальной помощи детям и подросткам является реализация технологического стандарта медико-социального патронажа в семье, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. В группу семей нуждающихся в особом наблюдении специалиста по социальной работе выделяют семьи, имеющие, факторы риска:

  • многодетность семьи;
  • плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей;
  • алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ;
  • высокая степень конфликтности между членами семьи;
  • низкая медицинская и социальная активность членов семьи;
  • жестокое обращение родителей с ребенком, направленное использование ребенка в корыстных целях и др.
  • Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит, в первую очередь, в необходимости активно посещать их на дому, желательно совместно с участковым педиатром. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Патронаж проводиться по следующим направлениям:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.
  • Особое внимание следует уделять беременным и кормящим женщинам, поскольку они именно в этот период становятся экономически уязвимы. Они могут потерять работу, либо существенно снизить свой доход. В то же время в этот период закладывается здоровье будущего и только родившегося ребенка, когда женщина должна избегать отрицательных эмоций, хорошо питаться и т.д. В отечественной и зарубежной литературе вопрос социальной ответственности общества перед беременными, кормящими и новорожденными освещен пока недостаточно. Однако ВОЗ разрабатывает серию документов, в которых предпринимаются попытки измерить, как влияет деторождение на доходы семьи, и какие выходы из проблемы можно предложить.

    Исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами сотрудниками отделения медико-социальной помощи ведется открытый контроль над ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе и использование карательных мер, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

    Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей. С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

    Регулярные патронажи проводятся в отношении неблагополучных семей и прежде всего маргинальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует родителей, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

    Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности медико-социального отделения, следует выделить оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности. Она проводится как в рамках планового приема, так и путем анонимного приема в рамках осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья, а так же гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью. Санитарно-просветительская работа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Её содержание  это пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, таксикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушение несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.). Кроме того  это оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством.


    Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
    URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2423
    Главная страница сервера http://www.medlinks.ru