MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР

В последние 10 лет в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление – психология здоровья. Данное направление психологии опирается на теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний как нервно-психических, так и соматических, включает в себя мероприятия по фасилитации, созданию личностных условий индивидуального развития, компенсации и адаптации (в необходимых случаях) к требованиям жизненной среды; обеспечивает психологическую адаптацию личности в обществе; способствует самореализации человека, повышению его качества жизни и в том числе оказывает психологическую помощь при завершении жизненного пути и уходе из жизни.

Многим казалось, что она развивается из клинической психологии, и имеет ряд специфических задач. Психология здоровья – это охрана здоровья и профилактика. Её можно сопоставить как с клинической, так и с поведенческой медициной (с акцентом на психологических аспектах). По своему содержанию психология здоровья тесно соприкасается с поведенческой медициной, медицинской психологией. В последнее время в психологии здоровья делается акцент на профилактике, ориентированной на модели здоровья. Public Health—междисциплинарная область, которая рассматривает проблему здоровья исходя из макро перспективы (системная, община). К числу задач Р.Н. относятся: создание таких общественных условий, условий окружающей среды, санитарного обеспечения, которые способствовали бы сохранению здоровья людей. По другим источникам Р.Н.—это предупреждение болезни, продление жизни, укрепление здоровья. В качестве эквивалента к термину «Р.Н.» могут считаться популяционная медицина, общественное здоровье, социальная медицина (в СССР, СНГ, Украине). Понятием Health promotion (укрепление здоровья) описываются все действия, способствующие сохранению здоровья в макроперспективе. Медицинский подход к Р.Н. описывается также понятием Community medicine. Основой этой классификации явилась биопсихосоциальная модель развития болезней, которая описывает возникающие болезни и расстройства, как результат биологических, социальных и психологических факторов (1). При этом любая болезнь или расстройство имеет в своем составе биологический, социальный и психологический компонент. Так, например, при сахарном диабете биологическим компонентом выступает недостаток инсулина, социальным – сидячий образ жизни, стрессы и избыточное углеводно-жировое питание, психологическим – соматизированная тревожность и депрессия, неспособность личности конвертировать ежедневные стрессы в физическую активность и методы релаксации, гедонистическая акцентуация субъекта на сиюминутных наслаждениях, как еда, деньги, секс, душевная внутренняя лень, телесный покой, аффективные и когнитивные расстройства личности (2,3).

Выделившись из психологического консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья, психология здоровья первоначально отталкивалась от представлений клинической психологии, рассчитанных на выявление клинических нарушений, обследование и тестирование, постановку диагноза и последующую терапию интерперсональными, когнитивными и поведенческими методами. Впоследствии, не преуменьшая клинического психологического компонента консультирования, психологическое консультирование по вопросам здоровья стало использовать прямо противоположные принципы вмешательства, похожие на инженерное проектирование. При этом консультант вычленяет факторы и модальности, не подлежащие изменению (А), подлежащие частичному изменению (Б), и подлежащие полной модификации (С). Из факторов, подлежащих модифицированию, формируется совершенно новая конструкция образа, мыслей, чувств, представлений, поведения клиента, которая после форматирования через клиент-центрированный метод, становится абсолютно приемлемой для клиента, подлежит генерализации (включению в повседневную жизнь). Для этого психологический консультант перевоплощается из роли исследующего и образующего пациента учителя в роль эмпатического и воодушевляющего тренера (coaching), доводящего новые навыки до состояния генерализации и помогающего преодолеть все барьеры в процессе изменения поведения, сдающего новый стиль жизни и восприятия «под ключ». При этом на первый план выступают сформированные новые системы мышления и восприятия, помогающие создать новую реальность.

Так школьник, подвергался систематическим нападкам со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость по ряду предметов. Формировался порочный круг: сильное давление, упреки и замечания делали его более замкнутым и озлобленным, так как в основе недостаточных навыков лежал его первоначальный когнитивный дефицит. Создавалась неэффективная модель: Если ты плохо занимаешься, значит, ты глупый. Была создана новая эффективная модель: ты не глупый, а очень умный, и объясняешь глупым родителям все, что узнал по этим предметам. Модель сопровождалась повышением самооценки, усилением мотивации (все надо объяснять маме), эмоциональной заинтересованностью всей семьи.

Детальное объяснение нового материала родителям сыграл позитивный эффект. Это подтвердило педагогическую гипотезу, что самое эффективное обучение происходит тогда, когда обучающийся обучает.

Психология здоровья – новая наука, изучающая понимание того, как биология, стиль жизни и поведения, а также социальный контекст влияет на состояние здоровья и реабилитации. Психологи данного направления работают рядом с врачами, священниками, медицинским персоналом, политическими партиями, социальными работниками и службами, стремясь изменить стереотипы жизненного стиля, поведения и общественного обуславливания здоровья, преподают в университетах и проводят исследования, изучающие связь биологии, психологии и социальных детерминант болезни и здоровья. Хотя зарождение психологии здоровья связано с клинической психологией, в дальнейшем, эти науки значительно разошлись в своих целях, методах, а также инструментах влияния на пациента. Четыре отдельных направления включают клиническую психологию, психологию здоровья, социопсихологию здравоохранения и общественного здоровья, профпсихологию здоровья с четким разделением задач, методов и инструментов влияния (4).

Новые достижения в психологической науке, медицине и физиологии привели общество к новому пониманию здоровья и болезни. Это переосмысление было зафиксировано биопсихосоциальной моделью, здоровье и болезнь в которой представлены как продукт комбинации разных факторов, включая биологические (например, генетическое предрасположение), поведенческие (например, образ жизни, стресс, индивидуальные взгляды и убеждения по здоровью), социальные условия (например, культурные стереотипы, семейные отношения, социальные отношения и взаимодействия организма и среды).

Психологов, которые стремятся понять, как биологические, поведенческие и социальные факторы влияют на здоровье и болезнь, называют психологами здоровья. Термин: "психология здоровья" часто используется совместно с терминами "поведенческая медицина», "медицинская психология». Психологи данного направления сотрудничают с работниками здравоохранения (например, врачами, дантистами, медсестрами, помощниками врача, врачами – диетологами, социальными работниками, фармацевтами, физиотерапевтами, инструкторами ЛФК, профессиональными врачами, и священниками), чтобы провести необходимые исследования, организовать и обеспечить качественные услуги в сохранении здоровья, психосоциальной помощи и реабилитации. Большинство психологов сосредотачиваются на стратегиях предотвращения болезней, а их вмешательства укрепляют здоровье, а также сокращают риски возникновения заболеваний. В то время как большая половина психологов обеспечивает индивидуальные консультативные и габитуативные (навыкостные) услуги, значительная часть их работают на неклинических позициях, обучая пациентов думать и вести себя по-другому, таким образом, влияя на когнитивный и поведенческий аспекты здоровья. Некоторые психологи помогают пациентам изменить социальный, культуральный, семейный, и психологически-личностной компонент здоровья, другая часть занимается обучением персонала корпораций и проводит необходимые исследования. Ведущие международные журналы по Психологии Здоровья, это: Health Psychology, the Journal of Health Psychology, the British Journal of Health Psychology, and Applied Psychology: Health and Well-Being, выпускаемые в США, Канаде, Японии и Великобритании.

Существенным отличием от клинической психологии в психологии здоровья являются проектные методы, позволяющие обучать пациента новым когнитивным, аффективным, габитуативным (навыкостным) и конативным методам, способным инициировать новое целесообразное поведение, эффективное для сохранения и укрепления здоровья. Такие направления как создание новых психосоциальных решений через инновационные методы проектирования, пришедшие к нам из методологии изобретательства, содержат в себе уникальный потенциал изменения личности и составляют «золотой арсенал» психолога здоровья, в особенности «синектика» и «фундаментальный метод проектирования Матчета» (6).

Психология здравоохранения – ориентируемое на большие группы населения научное направление, исследующее потенциальные связи между психосоциальными факторами и здоровьем на популяционном уровне. Психологи здравоохранения представляют результаты исследования педагогам, организаторам, и управленцам здравоохранения, чтобы развить потенциально лучшее здравоохранение для общества. С психологией здравоохранения контактируют эпидемиологи, генетики и статистики. Разрабатываются специализированные вмешательства для критических популяционных групп (малообразованных, одиноких, социально запущенных, беременных) как и для населения в целом.

Общинная психология здоровья – исследует факторы существования малых групп, общин и сообществ, развивает эффективные вмешательства в сообщества с учетом их культуральных и видовых особенностей для предотвращения заболеваний и развития умственного и физического здоровья. Общественная поддержка в этих случаях выступает мощным ускорителем эффективности проводимых программ.

Жизнеопределяющая (критическая) психология здоровья – изучает влияние финансовых и властных инструментов на здоровье и поведение, системы здравоохранения и политику. Она рассматривает принципы социальной справедливости, универсальные права на здоровье людей всех рас, возрастов, национальностей и религий. Психологи этого направления помогают развивать право каждого жителя земли на охрану и укрепление здоровья, борются с неравенством и дискриминацией в области здоровья. Ведущая организация в этой области – International Society of Critical Health Psychology.

Психология здоровья использует разнообразные методы исследования в своей практике, включающие эксперименты, рандомизированные, лонгитудинальные исследования, временные проекты, секционные и частные исследования, контрольные и опытные группы.

Психологи здоровья изучают широкий диапазон переменных, включая генотип, сердечнососудистые болезни, курение, религиозные взгляды, потребление алкоголя, социальную поддержку и регуляцию, условия жизни, эмоциональный фон, и расстройства, принадлежность к социальным прослойкам и группам, и многое другое. Некоторые психологи здоровья обеспечивают помощь при расстройствах сна, головных и поясничных болях, алкоголизме, курении. Другая часть работающих в корпорациях психологов здоровья берет под контроль здоровье всего коллектива и улучшает качество жизни всего профессионального сообщества.

Клиническая психология здоровья включает образование в области расстройств здоровья и методы изменения или замены поведения более функциональными паттернами.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2619
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru