ТЕОРИЯ МНОГООБРАЗИЯ МОТИВОВ ЧЕРЕЗ ТЕОРИЮ СТРУН, НЕЛИНЕЙНАЯ
ДИНАМИКА МОТИВОВ, ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ И КОНВЕРСИЯ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ) МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ
На сегодняшний момент в психологии отсутствует единая теория, отражающая
возникновение эмоций и их взаимоотношения. Чисто описательные подходы как «самодеструктивное
поведение» имеют место, но недостаточно все объясняют. Понятно, что киты,
которые внезапно выбрасываются на берег, ведут себя самоуничтожающе, но почему?
Почему при одних и тех же обстоятельствах жизни один субъект решается на суицид,
а у другого даже мыслей об этом не возникло. Если же поведение рассматривать как
конечную результирующую цепочку экологических, биохимических, физиологических
механизмов, станет ясно, что накопление тяжелых микроэлементов в органе –
внутреннем компасе, гироскопе животных, вызывает биохимический дисбаланс,
приводящий к неправильной ориентировке, и через него – к неадаптивным попыткам
двигаться в неправильном направлении, что ведет к гибели млекопитающих.
В условиях вакуума психологических теорий и концепций разумно «занять» теорию
возникновения множественных эмоций из теории «струн» в физике, где множество
возникающих частиц обусловлено колебаниями одной корпускулярно-волновой сущности
– струны (5). Полагая, что все живые существа имеют единую экзистенциальную
сущность(6), в зависимости от тех или иных потребностей живого существа, его
генетических особенностей, условий существования, или воспитания, сущность
реализуется с той или иной частотой, продуцируя ту или иную эмоцию, тот или иной
поведенческий паттерн. По мере реализации этой сущности меняется ее частота,
приводящая к трансформации этой сущности. Так голод сменяется сексуальными
инстинктами, стремлением к безопасности или любопытством, жаждой коммуникаций
или стремлением к отдыху. Поскольку сущность жизни – экзистенциальная струна,
чередование намерений и потребностей жизни через экзистенциальную тревогу
никогда не прекращается. Даже сон выступает как потребность в релаксации и
восстановлении, а пробуждение – к активному действию. Именно поэтому добрые люди
оказываются потенциально способными на зло, а злодеи по отношению к некоторым
объектам или обстоятельствам становятся добрыми. Здесь в полной мере реализуется
принцип относительности эволюционных приспособительных реакций по Ч.Дарвину, где
любое качество имеет преимущество только по отношению к данным обстоятельствам,
в других – является бесполезным или вредным. При невозможности реализации
данного поведения или эмоций развивается сублимация по Фрейду, смещенное
поведение или конверсия поведения и эмоций (7). Это согласуется с фразой К.
Маркса, о том, что для гуманизации человеческой природы нужно, прежде всего,
сделать обстоятельства человечными (8).
Следствием данной теории является дуализм любой человеческой эмоции,
способной всегда превратиться в противоположную, и дуализм человеческого
поведения, построенного на двоичном коде: «хочу» и «не хочу», желаю и не желаю.
Практический вывод из такой теории – системное проектирование и коучинг ПК таких
когниций, условий, навыков и обстоятельств, чтобы данная эмоция или необходимое
поведение реализовалась для нас нужным, позитивным или лечебным
(терапевтическим) образом.
|