MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Альберт Бандура – лидирующая фигура в развитии Социальной теории обучения. Социальная теория обучения – расширение познавательных и поведенческих моделей людей в спектре того, как люди осваивают новые социальные поведения, оценивают желательность и привлекательность этих поведений и влияния на принятие поведения через их верования. Эти глобальные исследования изучили многие типы социального влияния. Примеры включают моделирование (мотивирующим примером) и социальным подкреплением (обеспечением наград после желательного поведения). Это исследование помогло объяснить, как эти взаимодействия оказывают влияние на самооценку людей и желательность изменений, их веру и готовность успешно применять новое поведение. Поведение начинает меняться в зависимости от взаимодействия двух сил: осознания, что поведение является необходимым (ценность и самодостаточность, эффективность), и что будет достигнут множественный успех в выполнении этого поведения.

Осознание появляется как от рациональной, так и от эмоциональной оценки, в которой человек взвешивает «за» и «против» такого поведения, и решает вопрос о ценности результата. Самоэффективность представляет отдельное измерение, в котором человек смешивает рациональные и эмоциональные данные, чтобы достигнуть уровня веры, что новое поведение приведет к успеху. Осознание и самоэффективность – непрерывные, а не дихотомические измерения, то есть, человек более или менее убежден и более или менее уверен в новом поведении. Используя модель самоэффективности Бандуры, клиницист просит, чтобы пациенты оценили себя теперь в этих измерениях и вообразили то, что помогло бы им быть еще более убежденными и уверенными в их способности измениться. Это очень полезное диагностическое и планируемое психометрическое вмешательство для пациента. Если пациент имеет немного убеждения, что изменение является ценным, то увеличение осознания и мотивации (намерения и усилия) – место, откуда начинается психологическое вмешательство. Если пациент уже убежден, что изменение было бы очень ценным («я знаю, что курение убивает меня»), тогда психотерапевт усиливает интервенцию в отношении увеличения веры и знаний, как это может быть достигнуто. Например, что использование заменителей никотина удваивает вероятность успеха, чтобы бросить курить. Вот ряд вопросов, которые помогут оценить осознание и веру:

Психотерапевт: Насколько я могу судить, курение является разрушительным для Вашего здоровья, и прекращение курения должно стать самым важным для Вас теперь?
Психотерапевт: Насколько Вы уверены, что смогли бы прекратить курить с помощью, которую я Вам предложу?

В этой главе мы опишем самые эффективные пути, которыми психотерапевт может увеличить осознание пациентов и веру, чтобы продвинуть их движение через стадии изменения.
 


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2630
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru