САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Альберт Бандура – лидирующая фигура в развитии Социальной теории обучения.
Социальная теория обучения – расширение познавательных и поведенческих моделей
людей в спектре того, как люди осваивают новые социальные поведения, оценивают
желательность и привлекательность этих поведений и влияния на принятие поведения
через их верования. Эти глобальные исследования изучили многие типы социального
влияния. Примеры включают моделирование (мотивирующим примером) и социальным
подкреплением (обеспечением наград после желательного поведения). Это
исследование помогло объяснить, как эти взаимодействия оказывают влияние на
самооценку людей и желательность изменений, их веру и готовность успешно
применять новое поведение. Поведение начинает меняться в зависимости от
взаимодействия двух сил: осознания, что поведение является необходимым (ценность
и самодостаточность, эффективность), и что будет достигнут множественный успех в
выполнении этого поведения.
Осознание появляется как от рациональной, так и от эмоциональной оценки, в
которой человек взвешивает «за» и «против» такого поведения, и решает вопрос о
ценности результата. Самоэффективность представляет отдельное измерение, в
котором человек смешивает рациональные и эмоциональные данные, чтобы достигнуть
уровня веры, что новое поведение приведет к успеху. Осознание и
самоэффективность – непрерывные, а не дихотомические измерения, то есть, человек
более или менее убежден и более или менее уверен в новом поведении. Используя
модель самоэффективности Бандуры, клиницист просит, чтобы пациенты оценили себя
теперь в этих измерениях и вообразили то, что помогло бы им быть еще более
убежденными и уверенными в их способности измениться. Это очень полезное
диагностическое и планируемое психометрическое вмешательство для пациента. Если
пациент имеет немного убеждения, что изменение является ценным, то увеличение
осознания и мотивации (намерения и усилия) – место, откуда начинается
психологическое вмешательство. Если пациент уже убежден, что изменение было бы
очень ценным («я знаю, что курение убивает меня»), тогда психотерапевт усиливает
интервенцию в отношении увеличения веры и знаний, как это может быть достигнуто.
Например, что использование заменителей никотина удваивает вероятность успеха,
чтобы бросить курить. Вот ряд вопросов, которые помогут оценить осознание и
веру:
Психотерапевт: Насколько я могу судить, курение является разрушительным для
Вашего здоровья, и прекращение курения должно стать самым важным для Вас теперь?
Психотерапевт: Насколько Вы уверены, что смогли бы прекратить курить с помощью,
которую я Вам предложу?
В этой главе мы опишем самые эффективные пути, которыми психотерапевт может
увеличить осознание пациентов и веру, чтобы продвинуть их движение через стадии
изменения.
|