Новая психотехника АСМ (Ай-Си-эМ) разработана на кафедре психологического
консультирования в октябре 2005 года как результат исследовательских семинаров
со студентами, анализа их проблем, включая ментальные, личностные,
психосоматические и эмоциональные, а также отсутствия эффективных методов
лечения для некоторых видов ментальных расстройств.
Данная методика является синтезом и заключительным звеном в
когнгитивно-поведенческой терапии, а также теории и практики прикладной
медитации, существенно отличающейся от медитативных техник, предложенных ранее.
Когнитивно-поведенческая терапия ставит своей целью через психологическую
помощь и консультирование изменение, через проговариваемые и репетируемые модели
поведения неконструктивного поведения на конструктивное. Изменения моделей
поведения с неадаптивных на адаптивные осуществляется за счет анализа и смены
когниций пациента, а также рассмотрения многих его мыслей и чувств, как
иррациональных (автоматических) (21).
Однако несмотря на признанные успехи и достижения во всем мире,
когнитивно-поведенческая психотерапия оказывается беспомощной во многих
вопросах, связанных с глубинными бессознательными влечениями человека: снижением
веса, низкой физической активностью, метаболическим синдромом, игровой
зависимостью, некоторыми формами алкоголизма и личностных расстройств, так как
все они обусловлены гормональным метаболизмом, над которым пациент часто не
властен(22,23).
При этом, даже несмотря на инструкции психотерапевта и собственную
активность, пациент с ужасом ощущает, что какая-то неведомая сила несет его по
порочному витку патологического поведения.
На наш взгляд, это происходит потому, что поведенческий психолог формирует
поведение пациента в вербальных конструкциях, а по старинной русской пословице
«Хоть сто раз скажи слово «халва» – во рту слаще не станет» гормональный
метаболизм остается прежний, и после психологической сессии пациент с ужасом
напивается, наедается сладкого или идет играть в игровые автоматы.
Не умаляя роли вербального формулирования правильного поведения и
рациональной смены когниций, хотим подчеркнуть, что клиент нуждается в некоем
необычном, позитивно-светлом и глубинном чувстве, которое бы сопровождало его
длительное время в психологической реабилитации, могло бы вызываться по
собственному желанию и предопределяло бы иное развитие событий в психопатологии
пациента. Таким чувством в религиозных практиках является молитва верующего в
трудную минуту, но она тоже вербальная, и при отсутствии сильной религиозной
веры или нейролингвистической адекватности, может не помочь (24).
С другой стороны, восточные техники медитации являются сильным инструментом
коррекции внутреннего состояния пациента и при правильном использовании вызывают
значительные гормональные и нейрофункциональные сдвиги, фиксируемые объективными
анализами и ЭЭГ (25).
Советский Энциклопедический Словарь (изд. «Советская энциклопедия», 1984, с
776) расшифровывает нам медитацию как размышление, умственное действие, цель
которого приведение психики человека в состояние углубленности и
сосредоточенности, сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием
эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации
многообразны. Встречается в буддизме, мусульманстве (мистика суфизма), отчасти
православии («умное делание») и католицизме. Представляют интерес
психотерапевтические аспекты.
В противовес официальной точке зрения, наша АСМ – эмоционально окрашенная,
сенсуальная медитация, использующая в терапевтических целях вегетативные
рефлексы Ашнера, Тома-Ру.
Значительным пробелом таких техник является то, что они предложены
религиозными адептами, различными восточными учениями, авторы которых не
располагали современными медицинскими, физиологическими и нейропсихологическими
знаниями. Вследствие этого неведения они не могли разрабатывать и применять
методы прикладной медитации для решения конкретных клинических и ментальных
проблем пациента.
Так, Индийские Йоги разрабатывали понятие медитации, более как
общеукрепляющую и тренирующую дух процедуру.
Махариши, разработавший методику трансцендентальной медитации (ТМ), говорил о
ней как о неконкретной концентрации на мантрах, предметах или всеобщих понятиях,
лишающих медитацию позитивного целеполагания (26)
Буддисты используют медитативные техники с религиозной целью и для
прекращения страданий (27).
Ошо Раджнеш предлагал даже танцевальные медитации, медитации при пении и
курении (28).
На наш взгляд эти методики играют более религиозное, успокаивающее и
философское значения, чем принадлежат клинической психологии, так как не
являются эффективным инструментов коррекции данного психопатологического
расстройства.
Для практикующего психолога и психотерапевта эти медитативные техники
малопродуктивны, так как не ставят конкретных задач для пациента и не дают
конкретного рычага для изменения собственного мышления и поведения.
1.В отличие от вышесказанного предлагаемая нами медитативная техника
предлагает вмешательство на уровне ранних ощущений пациента (сенсуализма), так
как нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении («Nihil est in
intellectu, guod non fuerit prius in sensu”).
2.Методика построена на глубоком и всестороннем представлении пациента о
своем ментальном или психосоматическом расстройстве, его триггерных факторах,
роли окружения и индивидуальном протекании, альтернативных путях решения
проблемы, разрабатываемых клиническим психологом или лечащим врачом с учетом
современных данных психологии, психосоматики, нейропсихологии, медицины за 6-12
психотерапевтических, индивидуальных и (или) групповых сеансах.
3.Пациент вместе с психологом или врачом формирует новую конструктивную
модель знаний, чувств, поведения и мышления в условиях болезни или ментального
расстройства первоначально в вербальных понятиях, но не останавливается на них и
идет в своем прогрессе дальше.
4.Он учится распознавать ранние ощущения (сенсуальные стигматы) своих
отклонений.
5.В голове пациента уже существует научно обоснованная вербальная
реабилитационная модель, адаптированная к конкретному больному и типу личности,
к конкретному человеку, с которой он согласен (лечебный договор клиента и
психотерапевта).
6.При помощи психолога или психотерапевта пациент конвертирует предварительно
согласованную с ним вербальную модель в креативную сенсуальную невербальную
модель с яркой позитивной окраской. Эта образная модель должна быть проста,
ясна, привлекательна и всегда позитивно окрашена. Модель может выступать в виде
образа, чувства, самоощущения, самомнения или самоуважения, следовых ассоциаций
памяти. И это самое трудное и самое важное в работе психолога, и всегда строго
индивидуально («Лечить не болезнь, а больного»).
7. Выработанная сенсуальная модель многократно репетируется в щадящих
условиях психотерапевтического кабинета, комфорта и релаксации, доводится до
автоматизма.
8.Пацент многократно репетирует самостоятельное распознавание стигмы
собственных расстройств в ранних проявлениях и ощущениях и замены их новой
сенсуальной моделью.
9.Психологические сессии все усложняются, принуждая распознавать и замещать
ощущения креативной сенсуальной моделью в совершенно различных условиях стресса,
хаоса и форс-мажорных обстоятельств.
10. Пациент учиться многократно в течение дня медитировать на этой модели,
постепенно замещая креативом все остальные внутренние импульсы не менее 5-7 раз
в сутки.
Должны заметить, что такая сенсуальная АСМ может быть глубоко иррациональна
по своей сути, лишь бы она работала для данного человека и давала эффект смены
мышления, поведения и стиля жизни.
Весь терапевтический курс состоит из 6-10 45-минутных сеансов разговорной
терапии, дневниковых записей и анализа глубоких чувств и ощущений, передачи
специализированной медицинской и психологической информации, формирования
индивидуальной вербальной модели, конверсии её в индивидуальную сенсуальную
модель, доработки её до компетентного уровня АСМ, достижения терапевтического
согласия и последующих многократных возвратов к АСМ в процессе медитации и
жизни, а также в поиске новых, более эффективных сенсуальных моделей АСМ.
Показаниями к методу АСМ являются все ментальные, психосоматические,
личностные расстройства, девиации поведения и зависимости, при которых
психодинамическая, когнитивно-поведенческая, экологическая и гуманистическая
психотерапии не дают достаточно выраженного результата, и больной не способен
справиться со своими патологическими тенденциями.
Показания по отдельным нозологиям будут развиваться, расширяться и уточняться
по мере развития метода АСМ.
Противопоказаниями к методу АСМ является ранний детский возраст (до 7 лет),
тяжелые формы умственных и психических расстройств (не детализируется),
отсутствие мотивации к лечению, негативизм на психолога (психотерапевта),
отсутствие внутренних ресурсов для прохождения курса (терпения, желания,
свободного времени, исполнительности, конструктивности в парной работе с
психологом).
Следует отметить, что квинтэссенцией новой методики является использование
однозначных, безусловных рефлексов для стирания старого поведения (быстрые
горизонтальные движения глаз и задержка дыхания), и инициация нового поведения
через парасимпатические вегетативные рефлексы (Тома-Ру, Геринга-Брейера, Ашнера,
Чермака-Геринга, Вальсальвы, Ортнера, и т.п.), провоцирующие замедление
сердечных сокращений, снижение давления, замедление дыхание, успокоение ЦНС.
Например, солярный рефлекс Тома-Ру, вызывается волнообразными движениями живота
и груди, последовательно, в разных направлениях, как будто «волны идут от живота
к груди»). При выполнении этих движений усиливается трофотропное состояние
организма, тормозятся симпатические рефлексы тревоги, меняется активность
привычных стимулов. Эта методика занесена во Всемирную виртуальную энциклопедию
– Википедия, раздел «Поведенческая терапия» –
http://en.wikipedia.org/wiki/Creative_Applied_Modification или
http://creativeappliedmode.narod.ru/ – см.
http://cam.alcohol-help.ru/