ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЮТ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ?
В своём послании к Федеральному собранию России президент Д.Медведев сказал о
низком уровне здоровья и продолжительности жизни россиян, связанном с нездоровым
стилем жизни, избыточным весом и вредными привычками. Программа «Развитие
здоровья» должна носить государственный характер и приносить реальные изменения
в питании, привычках и стиле жизни людей. Однако, к большому сожалению, этого не
происходит, большая часть населения и молодежи России не в силах изменить свои
жизненные стереотипы и убеждения, чтобы подняться на новый уровень собственного
здоровья и благополучия.
Причина этой дихотомии заключается в глубокой пропасти между биологической и
социальной природой человека. Биология устроена по законам эгоизма накопления и
экономии энергии, в целях создания энергетического резерва: больше есть, больше
спать больше лежать, экономить энергию, больше аккумулировать калорий.
Социальная природа человека требует рациональности: физических нагрузок,
сбалансированного питания, предотвращение чрезмерного стресса, здорового стиля
жизни, сохранения позитивного настроя, дружеских коммуникаций, повышения
экологической безопасности.
Биологическая природа директивна и гормонально обусловлена. Социальная
природа держится на осознанности, условных (социальных) рефлексах и теории
социального научения А.Бандуры. Вследствие этого, выполнять все рекомендации по
здоровью не только неприятно, но и тягостно. А по многочисленным исследованиям,
люди, которые бросают курить и сокращают калораж питания, испытывают
значительные эмоциональные и депрессивные расстройства.
Об этом противоречии предупреждает человечество еще Новый Завет, где в
послании Ефесянам, 4:22-24, Иисус просит: «Отложить прежний образ жизни ветхого
человека, истлевающего в обольстительных похотях, А обновиться духом ума вашего,
И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости
истины».
При этом без самостоятельных усилий человека обречен на неудачу, о чем нам
указывает Коран, Сура 13, Гром ,12(11): «Поистине, Аллах не меняет того, что с
людьми, пока они сами не переменят того, что с ними».
Реальный же механизм изменения человеческого поведения, развития новых
привычек и стиля жизни впервые приходит нам из послания Будды, о благородном
восьмеричном пути, включающем восемь ступеней изменения, ведущих к прекращению
старого поведения:
• Правильное понимание. Осознание и понимание всех принципов и условий
сохранения здоровья.
• Правильное намерение. Развитие мотивации и самомотивирование на новые шаги.
• Правильная речь. Описание старого и нового поведения в терминах и
семантике, конгруэнтной личности (личностно-центрированный метод), микросоциуму,
и специалисту по психологии здоровья, работающему с данным клиентом.
• Правильное поведение. Анализ старых форм поведения, разложение их на
составляющие, создание новых альтернативных форм поведения.
• Правильный образ жизни. Максимально адекватное включение новых паттернов в
новую модель стиля жизни, имплементация и адаптация к новому стилю.
• Правильные усилия. Необходима программа социальной мотивации, самомотивации,
ставящая реальные достижимые цели, сохранение позитивного настроя и оптимизма.
• Правильное памятование (осознанность). Специалист по психологии здоровья
учит клиента удерживать все информационные, мотивационные, навыкостные
позитивные модальности в памяти.
• Правильное сосредоточение. Специалист по психологии здоровья учит клиента
концентрироваться на поставленной цели, быть в состоянии «здесь и сейчас», или
оперировать локусами контроля над ситуацией.
Физиологическим фоном таких изменений выступает реакция «переобуславливания»
и «контробуславливания» рефлексов, описанная Российским нобелевским лауреатом,
физиологом И.П. Павловым, которая сводится к угасанию (габитуации) ненужных
рефлексов и развитию нового поведения за счет таких терапевтический стратегий,
как:
• Улучшение индивидуального совладения со старыми привычками за счет более
глубокого их изучения, дифференцированной оценки ситуации и смещения локуса
контроля
• Экспозиции или избегание негативных стимулов
Достижение ПКЗ такого состояния у пациента, когда негативные стимулы теряют
свой негативный потенциал, или формирование поведения активного избегания таких
стимулов.
• Техники релаксации и медитации.
Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, аутогенная тренировка по
Шульцу, дыхательно-релаксирующие техники диафрагмального дыхания, Пранайама,
йога, гимнастика тай-чи, самовнушение по Куэ, использование управляемого
фокусированного воображения, клиническая медитация, ТМ – трансцендентальная
медитация, прикладная креативная модификация по Соколовскому.
• Развитие антагонистической к старым привычкам повседневной деятельности.
«Прогулки вместо курения» «питье вместо еды».
• Когнитивному переструктурированию.
Обучение пациента первичному распознаванию когнитивных сигналов (ощущений,
чувств, мыслей), их селективной переработке с заменой на более функциональные:
«яблоко вместо чипсов» «физическая тренировка вместо телевизора по вечерам».
• Развитие социального подкрепления.
«Кока-колы, чипсов в школах не продается, продаются только здоровые продукты;
спортивный зал всегда открыт для школьников».
• Реструктурированию образа «Я» в процессе разговорной терапии.
Методами гуманистической терапии психолог подымает самооценку, способствует
новой самореализации и самораскрытию, методами, инициирующими личностной рост –
самоэксплорацию, открытость, новое понимание реальности.
• Техники контроля последствий.
Захотел покурить – а сигарет нет. Денег на сигареты нет тоже.
• Научение по моделям.
Занятия в группе «Анонимных Алкоголиков».
• Развитие техник самоконтроля, включая «Прививки против негативного
поведения».
Использование техник «позитивных аффирмаций», метафор, или «репетиция
уменьшенного негативного поведения»
• Формирование нового стереотипа путем тренировки
«Систематическая десенситизация», «парадоксальная интенция».
• Психофизиологические ориентированные методы с реатрибуцией ощущений:
индивидуальный тихий зикр в Исламе, медитация Випассана, пранайяма в Йоге,
Исихазм в христианстве, юдзу – нэмбуцу Сю Будды Амида в Японии, дыхательные
техники, прикладная креативная модификация и другие.
Работа по этим методикам направлена на угасание ненужных рефлексов, развитие,
развитие антагонистической к старому поведению повседневной деятельности или
создание новых реструктуризированных рефлексов, как результат конверсии
активности личности, базируется на теории эмоций Shachter&Singer,1962. Согласно
её специфическому действию, как и эмоции, всегда предшествует неспецифическое
физиологическое возбуждение и компонент когнитивной оценки. При этом клиент
обучается психологом здоровья применять внутренние стратегии в момент
неспецифической фазы физиологического возбуждения или компонента когнитивной
оценки. Но это уже искусство и мастерство психолога здоровья, талантливо
комбинирующего образовательные, мотивационные, дидактические и подкрепительные
модули (13). |