MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

2.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АНТИСТРЕССОВОЙ СИСТЕМЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ АУТОПСИХОТЕРАПИИ

Общеизвестно, что у людей разный уровень стрессоустойчивости - способности адекватно реагировать на психотравмирующие факторы и преодолевать их негативные последствия.

Многочисленные исследования, проведенные психологами, психофизиологами, психотерапевтами, педагогами и другими специалистами, убедительно доказали зависимость стрессоустойчивости как от врожденных особенностей центральной нервной системы, так и от системы воспитания и самовоспитания антистрессовых поведенческих навыков и умения оптимизировать психоэмоциональное состояние с помощью средств аутопсихотерапии — психотерапевтической самопомощи и педагогической психотерапии.

Выявлены и изучены не только факторы, влияющие на стрессоустойчивость, но и защитные механизмы, участвующие в преодолении вредных последствий эмоционального стресса, психотравмирующих ситуаций и трудноразрешимых проблем. Созданы и концепции, объясняющие процесс противодействия стрессу, осуществляемого адаптационно-защитными механизмами, функционирующими на трех уровнях — бессознания, подсознания и сознания. Вместе с тем, в литературе отсутствует теория об антистрессовой системе, рассматривающей механизмы, противодействующие развитию эмоционального стресса во взаимосвязи как звенья единой, общей системы(по данным основных Medlinks и ведущих библиографических изданий).

Закономерно возникает вопрос: неужели “мудрый организм”
(У. Кеннон), создавший множество защитно-адаптационных систем в ходе эволюции, борьбы человека за свое существование, не сумел сформировать и антистрессовую систему?

Не вызывает сомнения, что знание ответа на этот вопрос имеет важное теоретическое и практическое значение. В частности, из-за его отсутствия мы столкнулись со сложными проблемами, возникшими при подготовке учебной программы, условно названной “Что должен знать каждый о средствах психотерапевтической самопомощи и педагогической психотерапии?”

Нам удалось преодолеть возникшие трудности лишь после разработки рабочего варианта гипотезы антистрессовой системы, позволившей на научной основе объяснить суть лечебно-профилактического действия средств ауто-психотерапии и создать их классификацию, положенную в основу разделения программы на темы, соответствующие основным механизмам саморегуляции.

В настоящей главе (2.2.) представлен значительно доработанный, усовершенствованный вариант гипотезы, в котором, на наш взгляд, достаточно подробно рассматриваются механизмы сознательно регулируемой подсистемы и кратко — механизмы неуправляемых подсистем антистрессовой системы (в связи с тем, что они всесторонне изложены в литературе).

Для лучшего восприятия сути гипотезы, ее структура построена в виде доказательств соответствия особенностей механизмов антистрессовой системы критериям понятия “биологическая система”.

Первый критерий - биологическая система должна состоять из подсистем, звеньев, решающих общую задачу. Согласно нашей гипотезе, основанной на анализе многочисленных данных литературы по проблеме противодействия эмоциональному стрессу, процесс преодоления отрицательных, вредоносных последствий эмоционального стресса происходит с помощью защитных механизмов, входящих в состав трех подсистем (табл. 1):

Таблица 1а: АНТИСТРЕССОВАЯ СИСТЕМА

(АСС - защитно-адаптационная система, состоящая из 3х подсистем, противодействующих возникновению и развитию психологического стресса)

ПОДСИСТЕМЫ

Биохимичес-кая – бессознательная

Инстинктивная, неуправляемая —подсознатель-ная

Управляемая

сознательно

регулируемая

Механизмы подсистем, участвующих в антистрессовом процессе

 

 

Биохими-

ческие механизмы (гормональ-ный и др.)

I. Механизмы “психологической защиты”.

1. Механизмы, снижающие уровень тревоги.

2. Механизмы, повышающие самооценку, самоуважение.

1. Механизмы, регулирующие эмоциональную сферу.

1. Мышечно-эмоциональный механизм.

2. Легочно-эмоциональный механизм.

3. Сенсорно-эмоциональный механизм.

4. Психоэмоциональный механизм.

5. Межэмоциональный механизм.

6. Психоэнергетический механизм.

 

II. Механизмы “физиологической защиты”.

1. Мышечно-сосудистый механизм.

2. Легочный (дыхательный) механизм.

II. Механизмы, регулирующие когнитивную (мыслительную) сферу.

1. Логико-коррекционный механизм.

2. Рационально-установочный механизм.

3. Позитивно-оценочный механизм.

   

III. Механизмы, регулирующие поведенческую сферу.

1. Условно-рефлекторный механизм.

2. Оперативно-когнитивный механизм

3Рефлексивный механизм.

Схематическое (моделированное) представление об антистрессовой системе.

Использованное сокращение АСС – антистрессовая система.

1. Бессознательная (гормонально-биохимическая) подсистема. Ганс Селье, проведя большое количество исследований, пришел к выводу о функционировании в организме “природного защитного механизма”. Этот адаптационный механизм он назвал “гомеостатической защитой” вследствие того, что его главная функция - преодолевать стрессогенные воздействия путем восстановления гомеостаза.

Антистрессовый процесс осуществляется благодаря защитному гормональному механизму, состоящему из двух видов кортикоидов - синтоксического, помогающего организму сосуществовать с дистрессом, и катотоксического, способствующего нейтрализации стресса (“Стресс без дистресса”, 1999 - С. 34-37).

В последние годы расширилось представление об антистрессовых механизмах, функционирующих на уровне бессознательного. Доказано, что в антистрессовом процессе принимают участие, помимо гормонального механизма, и ряд и ряд других биохимических механизмов (к примеру , В.И. Кресюн, исследуя биоэнергетику головного мозга при хроническом стрессе, выявил увеличение адениловых нуклидов и фосфатов на этапе усиленного сопротивления эмоционально-стрессовым воздействиям).

2. Подсознательная (инстинктивная) подсистема. В ее состав входят два вида защиты психоэмоциональной сферы от патогенных переживаний, возникающих при чрезмерном стрессе, психотравмирующих ситуациях и трудноразрешимых проблемах:

а) психологическая защита. Впервые ввел термин “психологическая защита” и описал ряд ее механизмов З. Фрейд, изучавший поведение больных истерией. Исследование механизмов психологической защиты продолжила его дочь Анна Фрейд, описавшая десять ее видов (регрессия, сублимация, вытеснение, проекция и другие). В последующем были выявлены новые механизмы, ограждающие сознание от психотравмирующих переживаний. Проведенные исследования показали, что источником переживаний, побуждающих человека использовать средства психологической защиты могут быть не только внутриличностные конфликты, но и стрессогенные ситуации и проблемы.

Представление об участии психологической защиты в антистрессовом процессе нашло отражение в концепции о копинг-механизмах - управляемых механизмах, противодействующих эмоциональному стрессу (А. Лазарус, Д. Мейхенбаум и Ф. Конфер, Г. Коттон и другие). Обоснованность ее подтверждают многочисленные наблюдения врачей и психологов за лицами, испытывающими тяжелые психотравмирующие переживания стрессогенного генеза. Многие из них неосознанно прибегают к способам психологической защиты путем снижения значимости источника тягостных переживаний, уменьшения чувства вины или неудачи, нахождения косвенных доказательств для оправдания своего ошибочного мнения, поведения. В пользу представления о том, что подсознательные механизмы принимают участие в процессе противодействия стрессу, говорят и экспериментальные данные, доказывающие наличие “общих закономерностей механизмов эмоционального напряжения и невротических расстройств” (Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства, 1997 - С. 103).

Общепризнанной классификации механизма психологической защиты в настоящее время не имеется. Психологи, например, зачастую в своей практической деятельности разделяют их по ожидаемым результатам на успешные (конструктивные) механизмы и неуспешные. Сотрудники отделения неврозов Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института выделяют четыре группы психологической защиты, способствующие пониманию больными истоков их внутреннего конфликта. В соответствии с задачами аутопсихотерапии, вытекающими из представления об антистрессовой системе, на наш взгляд, имеет преимущество классификация, разделяющая механизмы психологической защиты на две группы - на механизмы, снижающие уровень тревоги, и механизмы, повышающие самооценку, самоуважение (по Г. Гжегеловской).

б) физиологическая защита имеет ряд особенностей, отличающих ее от психологической защиты. Подсознательные механизмы физиологической защиты (мышечно-сосудистый и легочный):

- активизируются при остром стрессе, внезапном возникновении опасной для жизни ситуации, ограждая от стрессоров преимущественно эмоциональную сферу;

- тесно связаны с вегетативной нервной системой, ее симпатическим отделом;

- имеют физиологическую основу и анатомическую структуру;

- участвуют в мобилизации как психофизиологических, так и энергетических резервов организма.

Основной вклад в теоретическое обоснование физиологической защиты принадлежит У. Кеннону, концепцию которого высоко оценил Г. Селье, отметивший, что она создала предпосылку для разработки теории стресса.

3. Сознательно регулируемая подсистема. Ее основа - “управляемая психологофизиологическая защита (подсистема)”, механизмы которой осознанно включаются в антистрессовый процесс с целью ограждения эмоциональной сферы и когнитивно-поведенческой сферы от патогенного воздействия патологических стрессоров.

В состав сознательно регулируемой подсистемы входят психологические и физиологические защитные механизмы. Ее правомерно также называть “аутопсихотерапевтической” вследствие того, что активизация механизмов сознательно регулируемой подсистемы осуществляется с помощью психотерапевтических приемов, “рычагов”, применяемых самостоятельно или в составе упражнений и методов (см. 4.1).

Теоретическое представление о сущности сознательно регулируемой подсистемы, ее механизмах и путях их активизации подготовила большая группа ученых, изучавших закономерности центральной нервной системы и системы отношений личности. Ими были раскрыты и изучены механизмы, регулирующие деятельность головного мозга и сфер личности - эмоциональной, когнитивной и поведенческой.

Проведенные исследования создали предпосылки для теоретического обоснования сущности лечебного воздействия средств “научной психотерапии”, в том числе и аутопсихотерапии, применяемой для поддержания гетеропсихотерапии и самопрофилактики функциональных нарушений и болезней психогенного (стрессового) происхождения.

Экспериментальные исследования нейрофизиологов и психологов доказали, что возможна саморегуляция, а, следовательно, и психотерапевтическая коррекция (совладение, оптимизация):

1) Эмоциональной сферы. Ее самооптимизация проводится с помощью шести управляемых механизмов:

- мышечно-эмоционального (путем регуляции тонуса скелетных мышц и мышечного слоя кровеносных сосудов);

- легочно-эмоционального (путем изменения глубины и частоты дыхательных актов);

- сенсорно-эмоционального (путем воздействия на анализаторы целебной силы музыки, запаха, цвета и света);

- межэмоционального (путем реализации доминантного принципа “эустресс против дистресса” - благодаря дружеским контактам, общению с духовной культурой и природой, развлекательной и спортивной хобби-терапии – а также принципа “стресс против стресса”).

- психоэмоционального (путем изменения направленности внимания, воображения и воспоминаний).

- психоэнергетического (путем оптимизации уровня эмоциональной напряженности, энергетического потенциала головного мозга).

Следует отметить, что механизмы эмоциональной саморегуляции сформировались в процессе эволюции, определившей особенности их включения в антистрессовый процесс. При этой форме саморегуляции используются, в основном, средства народной психотерапии или их модификации, разработанные психотерапевтами с учетом психологии современного человека;

2) Психической сферы (когнитивно-поведенческой). Ее саморегуляция достигается с помощью психологических механизмов, которые, в отличие от механизмов, регулирующих эмоциональную сферу, являются не врожденными, а приобретенными - создаются и совершенствуются в процессе антистрессового воспитания (самовоспитания) и обучения преодолевать дистрессы, конфликты и жизненные проблемы.

Управляемые механизмы психической сферы условно разделяют на две группы:

Поведенческие механизмы. В соответствии с основными видами научения (приобретения навыков, умений и знаний) формируются и психологические механизмы, участвующие в самокоррекции поведения:

а) реактивный - путем выработки поведенческих навыков на условно-рефлекторной основе (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, П.К. Анохин и другие);

б) оператно-когнитивный - путем овладения умением проводить самоанализ “проб и ошибок” (Б. Скиннер, Э. Торндайк) и оценивать трудноразрешимые проблемы, ситуации с учетом прошлого опыта и возможных последствий (Э. Томлен);

в) социально-когнитивный (рефлексивный) – путем моделирования поведения людей, выбранных в качестве образца для подражания (А. Бандура) с учетом личностных особенностей, определяемых путем самонаблюдений и методик психодиагностики (В.М. Блехер, Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, А.Е. Личко, С.С. Степанов; Р. Кэттел, С. Розенцвейг, Г. Роршах, М. Люшер и другие).

Когнитивные механизмы - механизмы, способствующие формированию логико-позитивной, оптимистической направленности мышления. К ним относятся:

а) логико-коррекционный механизм - механизм, оказывающий психотерапев-тическое воздействие благодаря овладению умением использовать законы логики при умозаключениях об источнике психотравмирующих переживаний (П. Дюбуа), выявлять и устранять ошибочные мысли, вызывающие необоснованные тревоги, депрессивный настрой (А. Бек, А. Эллис);

б) установочно-коррекционный механизм - механизм, способствующий формиро-ванию рационально-оптимистической установки к возможностям успешного преодоления психотравмирующих переживаний благодаря логико-обоснованному осмысливанию стрессогенной проблемы с позитивной установкой к возможностям ее разрешения (П.В. Симонов, К.В. Судаков, Ф.И. Фурдай, В.С. Ротенберг; Ф. Деси, Д. Ньюттен и другие);

в) позитивно-оценочный механизм – механизм, способствующий формированию оптимистической направленности мышления путем повышения уровня самооценки и мотивации к самоактуализации личностного потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс и другие). Весомым подтверждением обоснованности выводов физиологов и психологов о возможности саморегуляции центральной нервной системы с помощью когнитивно-поведенческих (приобретенных) механизмов является то, что они составляют теорети-ческую основу современных направлений психотерапии – бихевиорального, когнитив-ного, гуманистического и других.

Следует отметить, что ряд психотерапевтических приемов и упражнений, вошедших в арсенал научно обоснованной аутопсихотерапии, предложены психотерапевтами бывшего Советского Союза и были разработаны на базе концепций: эмоционально-стрессовой (В.Е. Рожнов), духовно-терапевтической (М.Е. Бурно), психопрофилак-тической (И.З. Вельвовский, К.И. Платонов, К.И. Мировский, А.Т. Филатов, С.И. Табачников), патогенетической (В.Н. Мясищев), а также- личностно-ориентированной (Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Инсурина, В.А. Ташлыков), базирующейся на представлении, что “процесс психотерапии основан на сбалансированном использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов” (Психотерапевтическая энциклопедия. - под ред. Б.Д. Карвасарского, 1998, С.232).

Второй критерий. Звенья в биологической системе должны быть взаимосвязаны на синергической основе. Анализ характера связей между тремя подсистемами приводит к выводу, что их механизмы взаимодействуют, помогают друг другу в реализации общих антистрессовых задач.

На сознательно-управляемые механизмы мобилизующее влияние оказывают (при возникновении угрожающей стрессовой ситуации):

- бессознательные механизмы. Г. Селье интерпретировал их действие следующим образом: “Биохимические исследования синтоксических и катотоксических гормонов показали важность выбора между уступкой и отпором. Гормоны на химическом языке отдают приказ мирно сосуществовать или вступать с ними в бой”. (Селье Г. Стресс без дистресса, 1992.- С.92);

- подсознательные механизмы, суть которых согласно концепции У. Кеннона состоит в том, что в острой стрессовой ситуации происходит резкое увеличение количества адреналина - гормона “борьбы и бегства”, способствующего рациональному выбору тактики поведения в ситуации, угрожающей жизни.

Следует отметить широкое применение модифицированных способов “физиологи-ческой защиты” - осознанного использования мышечно-эмоционального и легочно-эмоционального механизмов. Ряд способов “психологической и физиологической защиты” используется в виде адаптированных вариантов с целью активизации управляемых механизмов в стрессовой ситуации. Например, психотерапевты советуют индивидам, тяжело переживающим последствия чрезмерного стресса, применять психотерапевтические приемы, основанные на “сублимационном принципе” - усиленно заниматься интересной для человека деятельностью, отвлекающей его от тягостных дум, болезненных переживаний.

В свою очередь, сознательно регулируемые механизмы оказывают на основе общебиологического закона “обратной связи” стимулирующее воздействие на неуправляемые антистрессовые механизмы. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие факты. Физическая нагрузка, вызывающая “мышечную радость” (И.П. Павлов), способствует противодействию отрицательному влиянию стрессоров - увеличивается выработка эндорфина, входящего в состав антистрессовых защитников организма. К.И. Платонов ,его сотрудники и последователи убедительно доказали, что, в зависимости от содержания суггестии, проводимой в гипнотическом состоянии, происходят положительные или отрицательные изменения обменных процессов (в том числе участвующих в развитии стресса). Так, при внушении больным гипертонической болезнью, погруженным в глубокий гипноз, образных представлений об успешном преодолении источников психотравмирующих переживаний происходит улучшение почечного кровообращения, в результате уменьшается выработка ренина, усиливающего стрессовое состояние (Я. Воробейчик).

Подобные симбиотические отношения между адаптационными механизмами имеются и в других защитных системах организма. Особенно много общего у антистрессовой системы с терморегуляционной, состоящей из трех взаимосвязанных подсистем – биохимической, физической и психоэмоциональной.

Влияет ли эволюционный процесс (онтогенез) на характер связи между подсистемами? Имеются основания предполагать, что они изменяются вследствие разновременного формирования механизмов АСС. Из врожденных природных механизмов раньше всех включаются в антистрессовый процесс гормональный и биохимический механизмы, функционирующие на уровне бессознательного. Можно полагать, что активизация этого механизма происходит в первые минуты рождения ребенка (отделение от матери - тяжелый стресс для ребенка, согласно гипотезы А. Янова).

Нельзя исключить, что гормонально-биохимический механизм может активизиро-ваться и в эмбриональном периоде, если у беременной возникает чрезмерной силы эмоциональный стресс.

Приблизительно в возрасте 4-6 месяцев, когда у ребенка появляется страх в ситуациях, угрожающих жизни, активизируются и механизмы физиологической защиты, прежде всего гормональный, а в последующем и телесно-эмоциональный. Психологи-ческая защита участвует в преодолении последствий эмоционального стресса значительно позже, т.к. среди причин, вызывающих эмоциональные переживания, одно из приоритетных мест занимают морально-нравственные проблемы, возникающие в возрасте 4-8 лет. Из врожденных защитных механизмов, созданных эволюционным путем, позже всех могут участвовать в антистрессовом процессе психофизиологические механизмы вследствие того, что их активизация происходит не импульсивно, а осознанно.

Когнитивно-поведенческие механизмы могут включаться в процесс противостояния стрессорам лишь тогда, когда у человека сформировалось логическое мышление, необходимое для овладения средствами аутопсихотерапии, участвующими в их создании и активизации.

Возможно сходная этапность развития антистрессовых механизмов существует и в филогенезе.

Третий критерий - биологические системы, выполняющие сходные функции, должны взаимодействовать. В настоящее время не вызывает сомнения то, что использование сознательно регулируемых механизмов для улучшения психоэмоцио-нального состояния ведет к активизации иммунно-защитных механизмов.

Оптимистический настрой, жизнерадостное настроение благотворно влияют на иммунные возможности человека, а хронический стресс их угнетает, вызывая болезни, в возникновении которых ведущую роль играют нарушения иммунологического гомеостаза (психосоматические, иммунно-аллергические, онкологические и др.).

Имеются данные и об обратных взаимоотношениях - повышение иммунно-защитных сил организма улучшает сопротивляемость эмоционально-стрессорным воздействиям (В. Квиташ).

Большой группе сотрудников научно-исследовательского института геронтологии АМН Украины удалось доказать, что в организме функционирует не только механизм старения, но и антистарения. Результаты исследований, проведенных под руководством
В. Фролькиса, подтвердили обоснованность выдвинутой им еще в 70-е годы адапта-ционно-регуляторной теории возрастного старения, придающей огромное значение эмоциональному стрессу, его влиянию на продолжительность жизни. Из этой концепции закономерно вытекает представление, что имеются симбиотические отношения между механизмами антистарения и антистрессовыми, учитывая их общую целевую направленность.

Можно предположить, что со временем понятие “иммунитет” расширится – в состав иммунной системы будет включен и “антистрессовый иммунитет” (по термину К.В. Судакова) наряду с “антиинфекционным иммунитетом”.

Четвертый критерий - теоретические положения о биологической системе должны стимулировать решение практических задач. Представление о сущности антистрессовой системы даже в виде гипотезы, как показал наш опыт, способствует:

- улучшению обучения средствам аутопсихотерапии благодаря возможности разделения материала на конкретные темы (с учетом их классификации) и объяснения механизмов их лечебно-профилактического воздействия;

- ускорению процесса самоовладения приемами, упражнениями и методами в результате повышения уровня понимания путей их оптимизаци и деятельности центральной нервной системы и образному представлению сущности этого процесса (с помощью модели антистрессовой системы и зрительно-информационных схем);

- повышению эффективности аутопсихотерапии в связи с возможностью самоподготовки “индивидуального психотерапевтического комплекса” с учетом не только медицинских показаний, но и индивидуальных личностных особенностей;

- разработке модификаций аутопсихотерапевтических средств, ориентируясь при их совершенствовании на научно-обоснованную информацию о путях самокоррекции эмоциональной и когнитивно-поведенческой сфер.

Основные выводы:

-показатели, характеризующие особенности антистрессовых механизмов, как звеньев общей системы, соответствуют критериям понятия “биологическая система”;

- имеются основания полагать, что в ходе эволюции (борьбы человека за свое существование) сформировалась антистрессовая система, состоящая из трех взаимосвязанных подсистем: бессознательной, подсознательной, сознательной, участвующих в процессе восстановления гомеостаза, нарушаемого дистрессорами;

- представление о сознательно управляемых механизмах антистрессовой системы, корректирующих эмоциональное состояние, психическую (мыслительную) деятельность и поведение, может служить теоретической основой аутопсихотерапии.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2786
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru