MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

4.2. ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Основные положения. Главная задача приемов, используемых в самокоррекции поведенческих реакций - формирование адаптивного (адекватного, контролируемого, антистрессового) поведения. Ведущим его показателем является формирование умения адекватно реагировать на стрессогенные факторы и предупреждать возникновение необоснованных конфликтов.

Доминирующую роль в процессе преодоления неадекватных реакций (ярости, “взрывов гнева”, раздражительности, повышенной тревоги, постоянных волнений и др.) играет навык самоконтроля за собственным поведением.

Особенно важное значение имеет формирование и совершенствование адаптивного поведения для лиц с агрессивно-конфликтными, высокотревожными и перфекционно-негативными чертами характера, а также для тех, кто проявляет склонность к навязчивым влечениям и подвержен импульсивным порывам (см. 3.1 и 3.2).

Теоретической основой поведенческой психотерапии служит концепция бихевиоризма, рассматривающая невротические расстройства как результат неправильного научения, приводящего к неадаптивному поведению (см.1.2.). Недооценка принципов научения, нацеленного на формирование контролируемого, антистрессового поведения, является одной из основных причин формирования черт характера, предрасполагающих к развитию психогенных и психо-соматических заболеваний.

Классификация. Соответственно трем типам научения (приобретение знаний, умений и навыков, формирующих и совершенствующих поведение на основе индивидуального опыта - эмпирического и научного), поведенческие приемы разделяются на три группы.

4.2.1. Психотерапевтические приемы условно-рефлекторного (реактивного) научения.

Краткая характеристика. Основополагающий вклад в создание теории реактивного научения внес И.П. Павлов. Его учение об условных рефлексах явилось фундаментом для разработки психотерапевтических упражнений и приемов, корректирующих неадекватные поведенческие реакции. Их саногенное воздействие направлено на погашение патогенных рефлексов, вызывающих страх, фобию, тревогу или влечение к курению, алкоголю.

Приемы, используемые для условно-рефлекторной аутопсихотерапии, имеют три разновидности.

4.2.1.1. Десенситивные приемы (приемы “функциональной тренировки”).

Принцип применения. Осуществляется постепенное привыкание (приучение) к пугающему объекту путем поэтапного увеличения стрессовых нагрузок - ступенчатое приближение к источнику страха.

А. В детской практике.

№ 46. Показание - боязнь домашней собаки.

Особенность приема:

1 этап - родители приучают ребенка гладить игрушечную собаку;

2 - создают условия, чтобы ребенок мог погладить щенка;

3 - приводят ребенка к детям, которые не боятся собаки, радуются встрече с ней.

Кроме того, дезактуализации переживаний, обусловленных страхом перед собакой, способствует чтение ребенку рассказов, где описывается она как лучший друг человека.

№ 47. Показание - ночной страх (из-за пребывания в помещении без родителей).

Особенность приема:

1 этап - мать (отец) ложится в постель ребенка, спит вместе с ним;

2 - возле его кровати ставится кушетка, где спит мать (отец), и постепенно она отодвигается от постели ребенка;

3 - (при отсутствии эффекта) - постель придвигается к двери, открытой в другую комнату.

После достижения желаемого эффекта кровать постепенно отодвигается на прежнее место, и прикрывается дверь.

№ 48. Показание - страх маски.

Особенность приема описал Жан Жак Руссо в своем произведении педагогической направленности “Эмиль, или о воспитании масками”: “все дети боятся… масок. Я начну с того, что покажу Эмилю маску с приятными чертами лица, затем кто-нибудь у него на глазах наденет ее на лицо: я начну хохотать, засмеются и все - и ребенок вместе с другими. Мало-помалу я приучу его к маскам с менее приятными чертами и, наконец, к фигурам отвратительным. Если я хорошо выдержал градацию, то он не только не испугается последней маски, но будет смеяться над ней, как над первой.

Б. Приемы функциональной тренировки для взрослых и подростков.

№ 49. Показание - страх перед публичным выступлением.

Особенность. Лицам, испытывающим боязнь перед выступлением, рекомендуются проводить самотренировочные занятия, основанные на принципах игровой терапии. Техника их применения, иллюстрированная наглядным примером, описана в главе 4.2.3.1 (прием№65).

№ 50. Показание - страх нахождения в закрытом пространстве (например, в лифте).

Техника применения: 1 этап - в течение дня несколько раз постоять вблизи от лифта и постепенно приближаться к нему;

2 - быстро войти в лифт и тотчас выйти из него (воспользоваться моментом, когда нет желающих пользоваться лифтом);

3 - постепенно увеличивать время пребывания в кабине лифта;

4 - осуществляется поэтапный подъем на лифте: сначала до 2 этажа, а в последующем до 3-го и выше.

Следует указать, что прием “ступенчатого привыкания” при фобии (навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни действий и поступков) применяется лишь с целью поддержания результатов лечения, проводимого врачом или клиническим психологом.

№ 51. Показание - выраженное чувство застенчивости, стыдливости, робости.

ТПИП. А. Эллис, один из основоположников когнитивно-поведенческой психотерапии, в своих трудах неоднократно упоминает, что до 19 лет был очень робким, панически боялся знакомиться с женщинами из-за страха, что они не придут к нему на свидание. Для его преодоления он разработал модификацию “приема функциональной тренировки” на основе принятого им решения: “В течение месяца посидеть на одной и той же скамейке с сотней женщин, с каждой из них поговорить в течение 1 минуты и назначить им свидание, не обращая внимания на дискомфортное состояние. Результаты: почти все женщины пришли на свидание, и у меня полностью исчезло чувство выраженной застенчивости, стыдливости”. Разумеется, практический интерес представляет лишь принцип функциональной тренировки, описанный А. Эллисом.

№ 52. Показание - неадекватная психосоматическая реакция, возникающая в конкретной ситуации (тошнота, рвота, частые мочеиспускания и др.).

ТПИП. У девушки, поступившей по призванию в медицинский институт, каждый раз во время занятий по анатомии возникала тошнота и рвота. Она тщетно пыталась преодолеть эту слабость. Окружающие стали убеждать ее оставить медицинский институт и поступить в другой. Тогда студентка в свободное от занятий время начала ходить “для тренировки” в секционный зал, где находились трупы, постепенно удлиняя время пребывания в нем. Тренируясь, таким образом, несколько месяцев, она заставила себя привыкнуть к необычной обстановке, преодолеть тошноту и рвоту (из клинического опыта М.И. Телешевской).

4.2.1.2. Десенсибилизирующие приемы.

Принцип техники. Проводится поэтапное ослабление воздействия источника психотравмирующих переживаний путем мысленного представления его в состоянии релаксации, т.е. нервно-мышечного расслабления. Саногенный эффект достигается в результате преодоления патогенных условных рефлексов на основе физиологического закона “реципрокного торможения”. Его суть: мышечная релаксация тормозит действие психотравмирующих раздражителей, вызывающих страх или фобию.

Теоретические и практические аспекты метода психотерапии, основанного на достижении десенсибилизирующего эффекта, разработал известный психотерапевт Дж. Вольпе (см. 1.2).

№ 53. Лечебно-тренировочное упражнение - прием закрепления результатов антифобической психотерапии по методу “систематической десенсибилизации” (по Вольпе).

ТПИП. П., 19 лет, слесарь, обратился к нам за психотерапевтической помощью по поводу тревожного состояния, возникшего в связи с боязнью поездки по железной дороге из Москвы в Рим, планируемой через месяц (по причине эмиграции в Америку).

При опросе выяснилось, что фобические явления возникли три года назад после получения письма с трагической вестью о гибели родственника в железнодорожной катастрофе. С этого времени П. никуда не ездил, за медицинской помощью не обращался.

Проблему лечения усложняла напряженная ситуация, обусловленная необходимостью подготовки к отъезду в течение короткого срока. Антифобическое лечение проводилось в соответствии с основными принципами десенсибилизации страха по методу Вольпе.

На первом этапе пациент, находясь в состоянии релаксации, образно представлял сцену поведения своего друга в поезде (служившего для него примером для подражания), который адекватно реагировал в ситуациях, когда “внезапно останавливался поезд”, “делал резкие повороты” и др. Для усиления эффекта воображаемой поездки включался магнитофон с записью звуков движущегося поезда.

На втором этапе (через неделю) П. представлял себя адекватно реагирующим в экстремальных ситуациях, возникаемых при движении поезда.

В силу сложившихся обстоятельств, обусловленных проблемой эмиграции, П. в последующем проводил занятия самостоятельно, согласно нашим рекомендациям. Во время их проведения в состоянии релаксации он мысленно произносил формулы самоубеждения: “Я спокоен, уверен в успехе, т.к. я полностью владею собой, управляю эмоциями, умею нейтрализовать чувство страха”.

Третий этап - пребывание в реальных условиях.

Во время поездки (согласно полученному нами благодарственному письму из Нью-Йорка) пациент периодически проводил десенсибилизирующие сеансы “поведенческой аутопсихотерапии”.

Достижению положительных результатов способствовало и то, что он широко использовал приемы “отвлечения внимания” - слушал магнитофонную запись любимых музыкальных произведений, читал детективные романы, рисовал.

№ 54. Десенсибилизирующий прием “повышения антистрессового иммунитета” (по Д. Мейхенбауму).

Принцип применения базируется на научно-обоснованном представлении, что между двумя ведущими защитно-адаптационными системами - иммунной (антиинфекционной) и антистрессовой - имеются симбиотические отношения, определяемые их общей задачей: преодолевать воздействие вредоносных факторов и восстанавливать нарушенный ими гомеостаз (см. 2.3).

Д. Мейхенбаум, опираясь на данные о сходной направленности функционирования защитных механизмов двух адаптационных систем, разработал технику применения “прививки против стресса”.

Ее суть - использование малых, постепенно увеличивающихся доз стрессового воздействия, которые повышают уровень антистрессового иммунитета (по похожему принципу, применяемому для усиления сопротивляемости организма к воздействию патогенных микробов с помощью прививок, вакцинации, а также для профилактики анафилактического шока - путем применения “малых доз” по Безредка).

С этой целью пациентам рекомендуется в состоянии релаксации представлять психотравмирующие ситуации в соответствии с основными условиями десенсибилизации - постепенно усиливать их стрессогеное воздействие (по продолжительности, силе и частоте), а при появлении дискомфорта отдавать самоприказ “стоп”.

В течение сеанса можно несколько раз мысленно воссоздавать картину ситуации, вызывающую стресс, и произносить мобилизующие формулы (“Я справлюсь!”, “Я достигну цели!”), а в период отдыха - вспоминать события, порождающие положительные эмоции.

Для активизации процесса воображения возможно применять приемы “нейролигвистического программирования”, способствующие повышению имаго-суггестивного воздействия (4.3.1.1).

Описанный прием повышения антистрессового иммунитета входит в состав метода “прививка против стресса”, и, как правило, применяется лишь для поддержания результатов лечения, проводимого психотерапевтом. Самостоятельно использовать его можно при стрессах “легкой степени” по рекомендации лечащего специалиста.

4.2.1.3. Парадоксально-интенционные приемы.

Особенность. Применяются для погашения патогенных условно-рефлекторных механизмов, обуславливающих тревожно-фобические состояния. Рекомендуется сознательно многократно повторять действия (навязчивые движения, фобии, страхи), от которых человек хочет избавиться. При необходимости мысленно провоцировать их возникновение путем негативного самовнушения.

Для объяснения нейрофизиологического механизма их психотерапевтического воздействия предложен ряд гипотез. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является гипотеза, опирающаяся на основополагающее положение теории научения: ведущую роль в выработке новых условно-рефлекторных связей при реактивном научении играет нейрофизиологический процесс иррадиации (в англоязычной литературе применяется термин-синоним “генерализация”).

№ 55. Прием “парадоксальной интенции” (от лат. intentio – намерение).

Разработан В. Франклом и входит в состав “неспецифической логотерапии”, применяется как для поддержания результатов лечения, так и самостоятельно. Необходимым условием успешного его применения является понимание смысла использования психологического механизма его психотерапевтического воздействия:

- фобия возникает не только тогда, когда имеется реальная или воображаемая опасность, но и в связи с боязнью возникновения страха (преимущественно из-за опасения отрицательной оценки неадекватного поведения окружающих, как проявление слабой воли, неумения владеть собой, трусливости или в связи с боязнью ожидания неприятных событий);

- человек, страдающий фобией, должен делать то, чего он боится, искать те ситуации, в которых он обычно испытывает страх.

ТПИП. В. Франкл в пользу обоснованности своей точки зрения на возможность применения приема “парадоксальной интенции” самостоятельно (при условии понимания ее смысла) приводит множество примеров его успешного использования при различных психогенных болезнях, в клинической картине которых преобладает фобия.

В своем фундаментальном труде “Человек в поисках смысла” (М., 1990 г., пер. с немецкого) он подчеркивает: “Удивительно, как часто и успешно применяют парадоксальную интенцию к самим себе обыкновенные люди. Перед нами лежит письмо женщины, 14 лет страдавшей тяжелой агрофобией и безуспешно лечившаяся разными методами психотерапии. Больная писала, что все эти годы каждый день был для нее адом... После прочтения моей книги она сказала себе:

Покажу - ка я теперь всем людям на улице как замечательно у меня получается впадать в панику и лишаться сил”. И вдруг она ощутила спокойствие. Она продолжила свой путь к магазину, но когда подошла к кассе - ее начала бить дрожь. Тогда она сказала себе: “Ну, сейчас я покажу кассиру, как я могу потеть”. Только на обратном пути она заметила, как она спокойна. Через несколько недель она настолько овладела способностью преодолевать агрофобию с помощью парадоксальной интенции, что подчас даже не могла поверить, что когда-то была больна”.

Опыт многих психотерапевтов, в том числе и наш, свидетельствует о целесообразности применения приема “парадоксальной интенции” с аутопсихотера-певтической целью при нарушении сна, кошмарных сновидениях, сексуальных расстройствах и тревожно-фобических явлениях психогенного происхождения.

ТПИП. Психотерапевт высшей категории Д. Бершадский (Сочи) описал принцип применения парадоксально-интенционного приема в стихотворной форме в виде рекомендации пациентам, страдающим агорафобией и другими разновидностями навязчивого страха.

Как поступить, чтоб страх свой победить?

К нему ты отношенье должен изменить:

Иди умышленно опасности навстречу,

Не размышляй о том, как будешь ты идти,

А думай, как быстрее в страх войти.

Старайся вызвать сам сердцебиенье,

Потливость, дрожь, головокруженье.

Стремись все это ощутить в ходьбе

И вскоре ты не сможешь вызвать страх в себе.

Так поступай с боязнью темноты и высоты.

Со всем,чего навязчиво боишься ты.

А. Городницкий - широко известный поэт-бард и видный ученый –основываясь, очевидно, на своем личном опыте преодоления страха, дает оригинальный психотерапевтически обоснованный совет:

Когда судьба поставлена на карту

И темнота сгущается, грозя,

Припомним изречение Декарта:

Предмета страха избегать нельзя.

Ведь, убежав, уносишь страх с собою.

Не лучше ли без ноши, налегке,

Навстречу нежелательному бою

Идти вперед со шпагою в руке?

Испуг свой кушаком стяни потуже.

Назад не поворачивай коней.

Быть может, то, что породило ужас,

Лишь воздух и движение теней?

Когда душа от страха и от боли

Сжимается на суше и в морях,

Проявим любознательность и волю,

Преодолев незнание и страх!

№ 56. Прием “отрицательного самовнушения”.

Предложил М.Д. Танцюра. Принцип его применения близок к приему “парадоксальной интенции”.

Согласно рекомендации автора:

1) при бессоннице - стараться не засыпать, внушая себе: “Я не хочу спать. Я буду активным и бодрым. Я специально не буду спать”;

2) при страхе глотания в связи с эзофагоспазмом (первичным, функциональным) держать пищу во рту, стараясь ее не глотать, и внушать себе, что она остановится в пищеводе;

3) при навязчивых движениях - 3-4 раза в день по несколько минут сознательно повторять движения, соответствующие болезненному симптому, вызывая мысленные представления о нем.

В англоязычной литературе по аутопсихотерапии встречаются рекомендации пациентам, испытывающим выраженное чувство тревоги, сильное беспокойство, самостоятельно проводить сеансы “интенсификации тревожного состояния” (ежедневно по 20-30 минут в течение месяца).

На наш взгляд, максимальная активизация тревог, волнений возможна лишь при условии контроля, осуществляемого психотерапевтом, лечащим специалистом, учитывая возможность отрицательных последствий от сильных стрессо-эмоциональных переживаний.

4.2.2. Приемы оператного научения (от лат. operatio – действие).

Краткая характеристика. В состав второй подгруппы приемов, используемых для научения, входят приемы, стимулирующие процесс формирования адаптивного поведения путем самопоощрения за достигнутые успехи и “мобилизующего самопорицания” за проявление негативных поведенческих реакций (например, при стремлении преодолеть влечение к курению, недозволенной пище и т.д.).

Теоретическую базу и практические рекомендации в основном разработал Скиннер. На основе экспериментальных исследований он пришел к выводу, что возможно сформировать новый стереотип поведения, выработать желаемый условный рефлекс не только классическим путем (по методике И.П. Павлова), но и оператным, влияя на результаты поведения (см. 2.3).

Классификация. Исходит из представления об “оператном обуславливании”, согласно которому существует две основные формы подкрепления желаемых результатов поведения.

4.2.2.1. Приемы позитивного подкрепления.

№ 57. Прием самостимулирования “оператной системы мотивации”.

ТПИП. О., научный сотрудник института, 43 лет. Несмотря на перегруженность на работе, заключил договор с издательством о переводе с испанского языка книги весьма большого объема. Основным побудительным мотивом для выполнения в свободное от работы время напряженного труда было желание скопить деньги для реализации давнишней мечты - купить туристическую путевку для поездки по странам Азии.

Для самостимулирования творческой активности он принял решение: за ежедневный перевод трех страниц откладывать 90 рублей, а в случае невыполнения нормы забирать соответствующую сумму денег из “фонда для путешествия”.

Сходную систему “оператной мотивации” рекомендуется применять и тем, кто стремится преодолеть вредные привычки (курение, переедание, злоупотребление алкоголем) или неадекватные проявления поведения - склонность к вспыльчивости, раздражительности, ярости и др.

№ 58. Прием “накопления жетонов”.

Принцип применения: за получение положительных результатов (успехов, достижений) проводится самопоощрение в виде жетонов, которые в последующем обмениваются на определенные льготы, привилегии.

Чаще всего этот прием используется для коррекции неадекватного поведения детей. При накоплении определенного количества жетонов за достигнутые успехи ребенку предоставляется возможность осуществить свое желание. Например, купить коньки, занимательную игру, пойти в кино, театр.

В. Франкл считает целесообразным применять жетонную систему и при патологии, когда лечебный эффект достигается благодаря “парадоксальной интенции”.

Принцип применения комбинированного приема психотерапевтического воздействия В. Франкл иллюстрирует примером исцеления ребенка, страдавшего недержанием мочи.

Мальчик 9-ти лет систематически, каждую ночь, мочился в постель. Родители избивали сына, стыдили его, уговаривали, но все было безуспешно, становилось только хуже и хуже. Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить его в кино и пригласить на “чашку шоколада”, так как был убежден, что он скоро разбогатеет. К моменту следующей встречи мальчик заработал всего лишь 10 центов. Он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако, к сожалению, ничего не получилось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него “все ладилось”.

№ 59 . Прием самовознаграждения.

Принцип применения - проводить награждения себя за любые, даже незначи-тельные успехи, приближающие к достижению цели (преодолеть влечение к курению, похудеть благодаря повышению физических нагрузок, повысить коммуникабельность и др.).

Желательно, чтобы самопоощрению предшествовал договор с собой, где были бы указаны конкретные условия награждения. Виды наград весьма разнообразны, зависят они, главным образом, от самооценки значимости успехов, соответствия их духовным интересам и уровня материальных возможностей для самопоощрения. Например, купить желаемую вещь, сходить в театр или филармонию, поехать в гости к другу, приобрести туристическую путевку или ювелирное украшение, устроить день отдыха на лоне природы и т.д.

Оператный прием поощрения в форме награждения “за достигнутые успехи” могут эффективно применять и медиаторы для стимулирования желания родного человека преодолеть болезненные пристрастия, вредные привычки, неблагоприятные черты характера (см. 7.3).

№ 60. Прием поощрительного самоодобрения.

Принцип применения. В отличие от приема самовознаграждения, поощрение проводится путем вербального психотерапевтического самовоздействия, основанного на похвальной самооценке успехов, достижений. Возможно его применение в трех вариантах.

Первый - высказывается лестное мнение о себе при достижении успеха, завершения одной из частей задачи. Выбор комплимента в свой адрес определяется индивидуально-психологическими особенностями, установкой к путям самоодобрения. Целесообразно сочетать похвальные слова с жестом поздравления.

В литературе, посвященной биографии А. С. Пушкина, описывается его любимый прием самопоощрения - после успешного выполнения творческой работы он неизменно похлопывал себя по плечу, произнося: “Ай да Пушкин! Молодец!”

Весьма часто применяют подобный самопоощрительный прием спортсмены для достижения успехов во время тренировок или в период соревнований.

Второй - прием самоубеждения, составленный из словесных формул самопохвального содержания.

Например, при достижении даже незначительного успеха в преодолении вредной привычки, рекомендуется включать в прием следующие фразы:

Я горжусь проявленной волей, своими успехами, так как …”,

“Я заслуживаю высокой самооценки, одобрения окружающих”,

“Я достоин похвалы”, “ Я молодчина”.

Третий - похвальное письмо себе.

Можно записать “послание к себе” на магнитофонную кассету, периодически его прослушивать и время от времени включать в текст дополнительные доводы в пользу того, что имеется основание для появления гордости, самовосхваления.

Рекомендуется его применение, главным образом, тем, у кого резко занижена самооценка личностных качеств, что чаще всего наблюдается у лиц с тревожно-застенчивым характером (см. 3.1.).

4.2.2.2. Приемы негативного подкрепления.

Особенность. Согласно концепции Скиннера, являющейся теоретической основой поведенческой психотерапии, понятия “наказание” и “негативное подкрепление” не являются синонимами, равнозначными терминами. Разница между ними заключается в том, что при “негативном подкреплении” увеличивалась вероятность повторения поведенческого акта, т. к. в отличие от “наказания” не возникают отрицательные эмоции, подавляющие желание достичь поставленной цели.

Для аутопсихотерапевтического воздействия путем негативного подкрепления используются два варианта приема оператного научения.

№ 61. Невербальный прием, ориентированный на негативное подкрепление.

Техника применения: за несоблюдение режима питания, употребление алкоголя, проявление необоснованного гнева, ярости, выражение своего недовольства в грубых, оскорбительных словах и т.д. соответственно заключенному с собой договору за нарушение его условий урезаются льготы, привилегии.

Чаще всего применяется невербальная форма негативного подкрепления в системе формирования у детей адекватного поведения с помощью приемов педагогической психотерапии (см. 7.1).

№ 62. Вербальный прием, ориентированный на негативное подкрепление.

Техника его применения основана на принципах “мобилизующей критики (самокритики)”.

Отличительная ее особенность - самопорицание за допущенные ошибки (пробелы) оказывает стимулирующее воздействие на желание поскорее их исправить и не повторять. Достигается это в результате того, что самокритическая оценка поведения является перспективной, позитивной, конструктивной, направленной на ошибки, а не личностные качества.

Применение приема “мобилизующей критики” имеет особенно важное значение для реализации задач по педагогической психотерапии, что определило подробное описание техники его применения в главе 7.1., где приводятся и данные экспериментальных исследований, подтверждающих обоснованность ее использования для формирования адаптивного поведения.

Пример, иллюстрирующий принцип процедуры “мобилизующей самокритики” для преодоления вредных привычек, рассмотрен в главе 4.1.1., посвященной использованию индуктивных приемов путем самодиалога.

4.2.3. Приемы социально-психологического научения

Краткая характеристика. Теоретическую платформу, в основном, разработал А. Бандура, опираясь при ее создании на многочисленные исследования большой группы ученых, изучавших вопросы педагогической и социальной психологии, а также педагогической психотерапии (см. 3.3. и 7.1.) Основные положения социально-психологического научения:

- поведение человека формируется не только под влиянием прошлого опыта, вытесненного в подсознание (психоаналитическая концепция), его ориентации на самореализацию личностного потенциала (гуманистическая концепция) и применения “оператной системы самомотивации” (концепция по Скиннеру), но и под воздействием социальной среды, взаимодействия индивида с другими людьми;

- научение путем положительного и негативного подкрепления происходит и в фазе “приобретения стереотипа поведения” (по Скиннеру - только в “фазе исполнения”, на основе самооценки результатов поведения);

- в процессе моделирования адаптивного стереотипа ведущую роль играют процессы наблюдения и имитации моделей, выбранных в качестве эталонов (их поведения в реальной жизни или отраженного в фильмах, книгах).

Классификация. Психотерапевтические приемы, участвующие в социальном научении, подразделяются на две подгруппы.

4.2.3.1. Ролевые приемы. К ним относятся психотерапевтические приемы , спосособствующие самомоделированию желаемого поведения путем обменно-ролевой самооценки своего поведения или благодаря проигрыванию ауторолевых игр, имеющих психотерапевтическую основу (в отличие от ролевых упражнений овладение ими осуществляется самостоятельно, без помощи психотерапевта),

Ролевые приемы разделены на две группы, исходя из принципиальных различий в технике их выполнения.

4.2.3.1.1. Обменно-ролевые (экстраспективные) приемы

Особенность. В их состав входят приемы АП, участвующие в самокоррекции поведения, исходя из результатов самонаблюдений за его проявлениями (реакциями) путем “обмена ролей” на основе оценки своего поведения как бы со стороны. Умение обоснованно оценивать свое поведение “посторонним взглядом” имеет исключительно важное значение для совершенствования поведения и преодоления его неадекватных проявлений. Общепризнанно представление, что в формировании цивилизованных взаимоотношений решающую роль сыграла ориентация людей на соблюдение заповеди: “Люби ближнего своего, как самого себя” (относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе). Известный американский психолог-писатель Оуэн Янг считает, что “Человек, который может поставить себя на место другого, понять его образ мыслей, может не беспокоиться за свое будущее”.

Обменно-ролевые приемы играют важную роль и в системе психотерапевтической самопомощи,применяемой для успешного решения проблем,отрицательно влияющих на психоэмоциональное состояние ,поведенческие реакции и межличностные отношения.

№ 63. Прием преодоления тревожного состояния, обусловленного дистрессовой ситуацией..

ТПИП. Маршал К.К. Рокоссовский в книге “Солдатский долг” пишет о том, что в первые дни войны, в конце июня, группа наших войск вела тяжелые оборонительные бои в районе Ярцева. Командующего обеспокоило, почему наша пехота, находясь в обороне, почти не ведет ружейного огня по наступающему противнику. “Решил, - вспоминает К.К. Рокоссовский, - лично проверить систему обороны переднего края на одном из наиболее ответственных участков... Добравшись до одной из ячеек (по принятой тогда системе каждый солдат находился в отдельном окопчике - Я.В.), я сменил сидевшего там солдата и остался один. Сознание, что где-то слева и справа тоже сидят красноармейцы, у меня сохранилось, но я их не видел и не слышал. Командир отделения не видел меня, как и всех своих подчиненных. А бой продолжался. Рвались снаряды и мины, свистели пули и осколки. Иногда сбрасывали бомбы самолеты. Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо. Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, и я остался один. Если уж ощущение тревоги не покидало меня, то каким же оно было у человека, который, может быть, впервые в бою!”

Проведенный К. Рокоссовским обменно-ролевой анализ ситуации оказал не только положительное воздействие на его эмоциональное состояние, благодаря выявлению истинной причины неадекватного поведения солдат. Написанная им докладная в Комитет Обороны привела к изданию приказа об изменении системы обороны - вместо ячеек стали сооружаться траншеи и окопы, в результате чего резко уменьшились потери и поднялся боевой дух солдат.

№ 64. Прием нейтрализации импульсивной реакции.

ТПИП. Лауреат Нобелевской премии Б. Пастернак в 1942 г. был эвакуирован в город Чистополь, где поселился в доме, хозяин которого, как выяснилось в скором времени, часто заводил патефон, слушая популярные песни. Громкая музыка затрудняла напряженную творческую деятельность писателя, который работал в то время над переводом “Ромео и Джульетты”. Однажды, не выдержав пытки патефоном, Пастернак в грубой форме выразил свое возмщение его поведением .Но, возвратившись в свою комнатушку, он проанализировал свой поступок. Вообразив себя на месте человека, для которого музыка была единственной радостью ( в связи с гибелью сына на фронте,одиночеством и изнурительной работой на военном заводе) поэт пришел к выводу о несправедливости своих укоров. После такого логического анализа, основанного на оценки ситуации посторонним взглядом, Борис Пастернак продолжал успешно работать над переводом бессмертного произведения В. Шекспира-громкая патефонная музыка ему больше не мешала, она перестала быть источником снижения его творческой активности

№65. Прием, стимулирующий потребность в избавлении от патологического влечения - алкоголизма, наркомании...

ТПИП - формирование взгляда со стороны с помощью видеозаписи.

А. 53 лет, слушатель курсов по антистрессовой самопсихотерапии в своем домашнем задании на тему “Что побудило меня поступить на курсы” написал следующее: “Основная причина, приведшая меня к выводу о важности приобретения знаний по психотерапии - семейная ситуация, требующая выполнения функций “домашнего психотерапевта” для сына, страдающего алкоголизмом. В том, что от знаний психотерапевтических приемов во многом зависит успешное решение проблемы помощи алкоголику, я убедился на своем горьком опыте. Мой сын, 23 лет, в течение последних двух лет систематически употреблял водку в весьма больших дозах, а в пьяном состоянии терял контроль над собой: дебоширил, оскорблял нас, а нередко и дрался. Многочисленные попытки убедить его в том, что он нуждается в специальном лечении, были безуспешными. К счастью, мне попалась газетная статья “Эффективный способ борьбы с наркоманией в Мексике”, подсказавшая путь, как изменить отношение сына к антиалкогольной терапии.

В ней рассказывалось, что наркоманов, нарушающих общественный порядок, доставляют в полицейский участок, где делают видеосъемки их неконтролируемого поведения. А после выхода из наркотического состояния показывают им заснятые кадры их аморального поведения, унижающего достоинство человека. В результате, как показывает опыт мексиканских специалистов, многие из наркоманов, ранее категорически отказывавшиеся от лечения, соглашались пройти курс терапии в стационарных условиях.

Прочитанная статья побудила меня скрыто заснять поведение сына в пьяном состоянии и записать его брань на кассету. В последующем, когда он был трезвым и в хорошем настроении, я показал ему заснятые кадры. Не скрою, что я скептически относился к возможностям достижения положительных результатов. Во время того, как мой сын смотрел видеосъемку и слушал произносимые им оскорбительные слова в наш адрес, он неоднократно повторял фразу: “Неужто я дошел до такого позорного, скотского состояния?”

В итоге он согласился пройти курс антиалкогольного лечения, кардинально изменивший его отношение к употреблению спиртных напитков”

Экстраспективные приемы аутопсихотерапии рекомендуются применять и самостоятельно для преодоления вредных привычек, способствующих возникновению патологической зависимости. К примеру, лицам с ожирением ,обусловленным чрезмерным употреблением пищи, рекомендуется выработать у себя навык критической оценки своего отношения к еде и внешнему виду благодаря систематическому использованию обменно-ролевых приемов.

Применение их имеет важное значение и для профилактики развития акцентуированных черт характера, к формированию которых предраспологает низкий уровень способности смотреть на себя со стороны, оценивать свое поведение путем ролевого обмена.

№ 66. Приемы, способствующие коррекции стиля поведения.

66-1. Зеркально-коррекционный прием

Принцип применения. Встать возле зеркала и выразить мимикой лица разные эмоциональные состояния – негативные (озлобление, недовольство, гнев, подавленность..) и позитивные (радость, бодрость, душевное благополучие, спокойствие...), оценивая их критическим взглядом со стороны. По такому же принципу с целью формирования оптимальных навыков поведения проводится самокритическая оценка осанки, позы, жестов, к примеру, при общении с начальником (боссом) и коллегами.

№ 66-2. Прием повышения поисковой и творческой активности в стрессовой ситуации.

ТПИП Т. Рузвельт, президент Америки, в своих воспоминаниях пишет о том, что в его кабинете висел портрет Авраама Линкольна. В трудную минуту, когда возникала острая необходимость принятия решения по очень сложным и ответственным проблемам, он мысленно советовался с ним. Применяя обменно-ролевой прием, он стремился представить себе, как бы поступил великий государственный деятель, президент Линкольн, находясь на его месте.

.66-3. Прием повышения умения предупреждать возникновение конфликтных ситуаций.

Принцип применения состоит в том, что необходимо мысленно представлять себя на месте другого и задавать себе вопросы, ответы на которые помогают правильно оценить ситуацию (проблему, обстановку) и не допустить неадекватные поведенческие реакции. Чаще всего формулируется вопрос: “Если бы я был на месте В., то, как бы я реагировал….?”

Стимулирующее влияние на адекватную, объективную оценку своего поведения “глазами другого человека” могут также оказать научно-популярные книги и литературные произведения психотерапевтического содержания.

В качестве примера приведем стихотворение Э.А. Асадова, инвалида Великой Отечественной войны І группы, потерявшего зрение после тяжелого черепно-мозгового ранения.

Ах, как все относительно в мире этом!

Вот студент огорченно глядит в окно

На душе у студента темным-темно

“Запорол” на экзаменах два предмета..

Ну, а кто-то сказал бы ему сейча

Эх, чудила, вот мне бы твои печали!...

Только те, кого в мире уж больше нет,

Если б дали им слово сейчас, сказали:

От каких вы там стонете Ваших бед ?

Вы же дышите, видите белый свет,

Нам бы все ваши горести и печали!

Есть один только вечный пустой предел...

Если каждый ценил бы все то, что имел,

Как бы Вы превосходно на свете жили!

4.2.3.1.2. Имаго-ролевые приемы. Особенность. В отличие от обменно-ролевых приемов они осуществляют самокоррекцию неадекватного поведения путем игровой самопсихотерапии, ориентированной на исполнение желаемой роли – мысленно или при проведении аутотренировочных занятий. В овладении имаго-ролевыми приемами прежде всего нуждаются те, чьи особенности характера предрасполагают к возникновению психотравмирующих переживаний или к необоснованному развитию межличностных конфликтов. Большая потребность в них есть и у лиц, специальность которых относится к «стрессовым профессиям» и у тех, кто нуждается в повышении саногенной активности.

Применяются они самостоятельно или для поддержания результатов игровой терапии, проводимой психотерапевтом.

Классификация. Разделяется на две группы, исходя из разных путей применения игровой самопсихотерапии.

Первая - включает ауторолевые игры, основы которых составляют имаго-ролевые приемы. Общими условиями при исполнении всех ролевых игр являются:

*Постепенное удлинение их продолжительности (к примеру, сначала 1,5 часа, затем -2 часа и т.д.) с установкой на формирование планируемого типа поведения.

*Выражение лица, интонации голоса, позы и жесты изменяются в зависимости от особенностей компонентов исполняемой роли.

*Во время игры, а при необходимости и в межигровой период произносятся слова самоубеждения в виде девиза для ускорения процесса вживания в исполняемую роль.

* При подражании личности, избранной для ориентира (модели, эталона) следует руководствоваться следующим положением: нет абсолютно идеальных людей, а поэтому возможно подражать лишь отдельным элементам их поведения, сохраняя при этом свою индивидуальность.

О. Арнольд, известный психотерапевт, психолог, имеющая богатый опыт применения игровой терапии, считает, что «играя себя таким, каким бы мы хотели себя видеть, мы действительно становимся лучше, не замечая, как внешние свойства входят внутрь и становятся неотъемлемыми внутренними качествами» (Искусство быть счастли-вой, М,2000,стр.393)

Высокая оценка значимости ролевых игр содержится в трудах ведущих психотерапевтов по проблемам игровой психотерапии – М. Буянова, А. Захарова, С. Игумнова, Ю. Шевченко.

Ролевые игры, рекомендуемые для психотерапевтической самопомощи, имеют три разновидности в связи с разными показаниями для их применения.

1.Ауторолевые игры, способствующие коррекции черт характера, отрицательно влияющих на состояние здоровья, межличностные отношения и профессиональную деятельность ( см.1.1).

№67-1. Показания - агрессивно-конфликтные черты характера.

Основные условия игры - «Я – дружелюбный». Исполняется роль благожелатель-ного человека, проявляющего внимательность, приветливость и симпатию к близким и окружающим. При этом он стремится подчеркнуть их достоинства, говорит им приятные слова и комплименты, выражает радость по поводу их даже незначительных успехов.

Проигрываемая роль находит отражение в тоне разговора, интонации голоса, мимике и жестах, свидетельствуя об отсутствии предрасположенности к придирчивости, раздражительности, вспыльчивости. Возможно включение (как и при других показаниях для ауторолевых игр) «подражательного компонента» - ориентацию на поведение человека, выбранного в качестве модели.

№ 67-2. Показания - тревожно-депрессивные черты характера.

Рекомендуется игра - «Я - оптимист».

Основные условия. В игровой сценарий входят 3 компонента:

*проявление позитивной направленности мышления. Это выражается в том, что играющий концентрирует свое внимание на светлых сторонах жизни. К примеру, при рассуждении о стрессовой ситуации подчеркивает ее положительные моменты и преимущества, подражая Робинзону Крузо.

*создание имиджа оптимистически настроенного человека. Стимулирует формиро-вание этого образа – улыбающееся лицо, твердая походка, расправленные плечи, уверенный тон разговора и поза человека, верящего в свой успех.

*поведенческие реакции, соответствующие представлению о человеке, адекватно реагирующего на стресс-факторы (по внешним проявлениям поведения, свидетельствую-щие о сохранении душевного равновесия и оптимистической установки к возможностям преодоления отрицательных последствий стресса).

№67-3.. Показание - перфекционно-негативные черты характера.

Рекомендуется ролевая игра - «Я - уравновешенный, неторопливый».

Основные условия. С учетом особенностей характера людей, проявляющих перфекционизм, прежде всего типу А, следует проигрывать роль, основанную на принципе «медленно, но верно». Так, лицам, относящимся к административному персоналу, рекомендуется играть роль образцового руководителя коллектива, которому присущи, помимо глубоких знаний особенности своей работы, спокойный тон разговора, сдержанность при возникновении конфликтной ситуации, обдуманные и неспешные решения, умение излагать в оптимальном темпе свои соображения и предложения.

В послерабочие часы - стремиться вживаться в образ человека, которому свойственно ходить, разговаривать и есть не спеша, неторопливо, а также не делать одновременно несколько дел (к примеру, во время еды читать газету или разговаривать по телефону).

2. Ауторолевые игры - игры, предназначенные для самостоятельной подготовки к ситуации, вызывающую повышенную тревогу из-за ожидания психотравмирующих переживаний.

Особенность. Общим для них является техника проведения ролевых игр, ориентированных на дезактуализацию переживаний благодаря постепенному адаптирова-нию к ожидаемой стрессовой ситуации - путем обыгрывания роли в условиях, приближающихся к реальным, или в процессе мысленной репетиции планируемого поведения.

№68-1. Показание - стрессовое состояние, обусловленное страхом ожидания стрессогенного события.

ТПИП. Ролевая игра «Я - уверенный..» (пример - перед защитой диссертации).

П., аспирант университета, 26 лет, испытывал непреодолимый страх перед выступлением на предстоящей ему защите диссертации. Для преодоления чувства боязни молодому человеку был дан совет: несколько раз в пустой аудитории, где будет происходить защита, исполнять желаемую роль докладчика, спокойно произносящего с трибуны текст запланированного выступления. Через некоторое время, когда у него исчезло чувство душевного дискомфорта, мы рекомендовали ему на следующее «выступление» пригласить несколько хорошо знакомых ему лиц. После трех самотренировочных ролевых игр аспирант чувствовал себя на трибуне перед аудиторией вполне уверенно. Защита диссертации прошла успешно. П.. в спокойном тоне сделал сообщение о своей работе, а в последующем адекватно вел себя, отвечая аргументиро-ванно на множество сложных вопросов оппонентов (нередко с оттенком недоброжела-тельности).

3. Ауторолевые игры, рекомендуемые с лечебно-поддерживающей целью - врачом или психологом.

№68-2. Показание - потребность в повышении саногенной активности (с помощью ролевой игры «Я – победитель недуга»).

ТПИП. А. Маресьев, летчик, Герой Советского Союза. Во время воздушного боя его самолет был сбит. В течение 18 суток, будучи тяжело раненным, он добирался по занятой врагом территории до своих войск. После ампутации ног освоил протезы, продолжал летать и участвовать в боевых операциях, сбил еще 7 фашистских самолетов. Главную роль в его возвращении в строй сыграли проводимые им многократные имаго-тренировочные упражнения с ауторолевыми приемами, во время которых А. Мересьев проигрывал картину управления самолетом при наличии протезов ног (согласно рекомендации психолога-психотерапевта).

По подобной технике самостоятельно проводится ауторолевая игра, имеющая профилактическую направленность – «Я победитель стрессов».

Следует отметить, что в практике детских и подростковых психотерапевтов широко распространены «домашние задания» - по самостоятельному выполнению детьми ролевых игр для закрепления результатов игровой терапии, проводимой в лечебном учреждении.

Наряду с ауторолевыми играми, широко применяется и диаролевые (игры, проводимые с партнером), весьма подробно описанные в литературе, в частности, в указанных нами в списке книг - О. Арнольда, С.Игумнова, Ю.Шевченко,Н.Цзена и Ю.Пахомова...

Ориентиром для самостоятельной разработки их сценария может служить вариант игры, рекомендуемый нами для избавления подростка от склонности к злоупотреблению алкогольными напитками.

ТПИП. Мать (отец) берет на себя роль сверстника или старшего школьника, подстрекающего попробовать спиртное (наркотик). Старается его «уговорить», используя примерно такие выражения: «Ну, давай же, пробуй!, «Возьми хоть немножко!», «Да ты просто боишься!»,»Ты ведь уже взрослый», «Так все делают, пробуй!», «Это – такой кайф, пробуй», «Сам потом будешь просить, так понравится!». При этом дается возможность подростку продумать контрдоводы для отклонения провоцирующих предложений.

Игра продолжается до тех пор, пока юноша не станет делать это уверенно, в такой форме, которую он сможет оперативно применять в реальной ситуации.

Примерными аргументами для отказа могут быть такие: «Я – волевой, а не безвольное существо», «Я навсегда решил покончить с выпивкой, т.к. знаю: чем это закончится... я хочу серьезно заняться спортом..., продолжить добрые отношения с девушкой, которая мне нравится... стать высококвалифицированным специалистом, что несовместимо с употреблением алкоголя (как и другие, приводимые выше причины)».

Вторая группа. Включает имаго-ролевые приемы, нацеленные на достижение психотерапевтического эффекта не путем игровой самопсихотерапии, а воображения себя в облике своего идеала - представляя себя таким, каким хочется быть. Применяются они, как правило, без проведения самотренировочных игровых занятий, вместе с другими психотерапевтическими приемами, имеющими общую с ними целевую направленность, но отличающиеся от них по механизму психологического воздействия.

Главным образом, рекомендуется использование их при психоэмоциональном стрессе, вредных привычках и страхах. Обоснованно применение их и при нарушении сна, возникновении конфликта, потребности в повышении чувства уверенности и самоуважения.

При применении имагоролевых приемов возможно подражание не только людям, выбранных моделями. Так, людям с агрессивно – конфликтными чертами характера, для погашения взрыва ярости рекомендуется вообразить себя паровым котлом, взрыв которого возможно предупредить, открыв предохранительный клапан (представить, что используется сходный путь нейтрализации отрицательных эмоций, вызвавших ярость, без ущерба для себя и других).

При проявлении пессимистического настроя к будущему обоснован совет - вообразить себя игрушкой Ванькой-Встанькой (Неваляшкой), который всегда поднимается после падения. Тем, кто вынужден реагировать на оскорбления без ответной реакции, представить себя громоотводом, а при необходимости поднять жизненный тонус - вообразить себя Антеем, получавшим поддержку, подпитку для восстановления утраченных сил от соприкосновения с матерью - Землей.

4.2.3.2. Имитационные приемы.

Особенности. Способствуют повышению эффективности социального научения, направленного на формирование адаптивного поведения путем подражания модели поведения человека, выбранного в качестве образца (идеала, примера, ориентира).

Общие принципы применения имитационных приемов:

1. Рекомендации по подражанию моделям ориентируют людей, нуждающихся в совершенствовании своего поведения, не на путь отождествления себя с личностью, выбранной в качестве модели (для “идентификации” как механизма психологической защиты, по учению З. Фрейда). Они нацелены на подражание лишь отдельным чертам поведения модели - для улучшения межличностных отношений, мобилизации антистрессовых резервов организма, преодоления неадекватных проявлений поведения, вредных привычек и др.

2. При выборе моделей для подражания их поведению необходимо отдавать предпочтение личностям:

- достижения которых являются “по плечу”, т. е. соответствуют возможностям добиться подобных результатов;

- успешно преодолевших аналогичную или сходную психотравмирующую проблему;

- ориентация на них вызывает положительные эмоции, оказывает стимулирующее воздействие (способствует этому подражание модели близкой по профессии, возрасту, хобби, интересам).

Выбор личности в качестве модели для подражания проводится двумя путями.

Первый - ориентация на поведение знаменитых людей, служащих эталоном, примером. При имитации определенных черт их поведения следует выполнять, помимо вышеописанных условий, и дополнительное, которое Ф. Замбардо (1996), крупный американский психотерапевт, сформулировал в следующей форме: “Идеалам нужно подражать, но нельзя использовать их достижения, как планку собственного успеха”(с.172)

№ 69-1. Показания - тяжелая хроническая болезнь.

Пример. Норман Казинс, американский писатель, в своей автобиографической книге “Анатомия недуга глазами больного” описал историю своего выздоровления от тяжелейшей формы коллогенеза (анкилозирующего спондилоартрита) психотерапевтичес-кими средствами. Врачи были настроены весьма пессимистично и объявили ему, что болезнь практически неизлечима. Лишь один врач сказал, что есть чрезвычайно редкие случаи выздоровления “один шанс из пятисот”. И тогда Казинс решил, что он, если хочет преодолеть недуг, не имеет права пребывать в роли пассивного наблюдателя и должен мобилизовать резервы своего духа. Размышления его привели к выводу: если отрицательные эмоции, обусловленные негативной направленностью мышления, являются причиной ухудшения деятельности организма, то логично ожидать, что положительные эмоции будут стимулом к выздоровлению. Казинс переехал из больницы в номер гостиницы, где проводил сеансы аутопсихотерапии (для стимулирования положительных эмоций он смотрел кинокомедии, предпочтительно с участием Чарли Чаплина и читал “сокровища американского юмора”).

Постепенно к нему стала возвращаться подвижность суставов, нормализовались показатели СОЭ и через несколько месяцев он настолько поправился, что смог вернуться к работе, возобновить занятие верховой ездой, играть в теннис и гольф.

“Какие выводы я делаю из своего опыта? – пишет Казинс. - Я научился тому, что никогда не следует недооценивать способность человеческого духа и тела восстанавливаться, даже когда надежды как будто нет”.

№ 69-2. Показание - инвалидность со значительной потерей трудоспособности.

Примеры. Зина Туснолобова, медсестра, Герой Советского Союза, награждена Международным Комитетом Красного Креста медалью им. Флоренс Найтингейл “За выдающиеся заслуги”.

В 1943 году Зина, совершившая много боевых подвигов, спасая раненных, была тяжело ранена сама, ей ампутировали ноги и правую руку. Будучи тяжелым инвалидом, она и в послевоенные годы совершила мужественный самоотверженный подвиг - родила двух детей, несмотря на крайне плохое состояние здоровья. Более того, воспитание сыновей она успешно сочетала с напряженной трудовой деятельностью (руководила городской организацией Красного Креста г. Полоцка, Белоруссия).

Ольга Скороходова, ученый-дефектолог, слепоглухонемая. При отсутствии возможности слышать, видеть и говорить она окончила университет, защитила диссертацию и создала ряд научных и литературных произведений. Ее книга “Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир” имеет не только научную, но и психотерапевтическую направленность, ценность. Подтверждением этому являются многочисленные благодарственные письма от читателей. Например, девушка, болевшая в детстве тяжелым полиомиелитом, написала ей: “Дорогая Ольга Ивановна! … Когда мне бывает очень тяжело, то я беру Вашу книгу, читаю, смотрю на Ваше фото и хочу быть такой же стойкой, как Вы… и грустные мысли покидают меня”.

Жизненный путь О. Скороходовой во многом совпадает с биографией американской писательницы-ученого Элен Келлер. Полностью лишенная слуха и зрения, она написала много книг и научных работ по дефектологии, получивших мировое признание. Ее труды оказали большое влияние на совершенствование системы обучения и воспитания детей с физическими и умственными недостатками.

№ 70. Показание - депрессивный настрой, обусловленный потерей зрения.

Примером для слепых людей, проявляющих пессимистическое отношение к своим возможностям реализовать духовно-интеллектуальный потенциал, может служить Василий Яковлевич Ерошенко - слепой поэт, драматург, педагог, путешественник.

Василий родился в поселке Обуховка. Ослеп в 4-х летнем возрасте. Окончил музыкальное училище. В юности овладел международным языком эсперанто (его создателю, Людвигу Заменгофу, поставлен памятник в Одессе, во дворе дома № 3 по улице Дерибасовской). Благодаря этому, а в последствии и изученным многими другим языкам, Василий Ерошенко самостоятельно, без помощи сопровождающего, совершил путешествия по многим странам Европы и Азии.Учился в университетах Сорбонны и Геттингена. Его друзьями были Рабиндранат Тагор и крупный китайский поэт Лу-Синь, он встречался с Альбертом Эйнштейном и Бертраном Расселом. Преподавал русский язык в университетах Китая и Японии. В 30-е годы возвратился на родину, но вскоре был репрессирован - его выслали на Чукотку, а в последующем - на крайний юг страны, в г. Кушку, где он возглавил колонию слепых детей арестованных “врагов народа”. Умер Василий Ерошенко в возрасте 63-х лет (в 1953 г.). Его последние книги и рукописи были уничтожены. Известный журналист Александр Харьковский, написавший много работ, посвященных жизни Василия Ерошенко, полагает, что его бесценные труды были уничтожены сотрудниками КГБ. В 50-х годах в Японии были изданы его литературные произведения в трех томах, впоследствии они переведены на многие языки мира В конце 90-х годов с успехом прошла на сцене одного из Нью-йоркских театров пьеса о жизни Ерошенко “Зрение слепого”. Роли исполняли украинские, русские, американские и японские артисты.

Среди причин, приводящих к инвалидности, большое место занимают органические заболевания центральной нервной системы. Примеры поведения людей, которые, несмотря на тяжелый недуг, нарушивший важные жизненные функции их организма, продолжали вести активный образ жизни, проявляли стойкость, терпение и волю, описаны в главе 7.3.3, учитывая особенно важную роль “домашних психотерапевтов” в формировании у тяжелобольных адаптивного поведения.

№ 71. Показания - вредные привычки, болезненные пристрастия.

В цивилизованных странах с высоким уровнем жизни проблема борьбы с избыточной массой тела, предрасполагающей к развитию многих болезней и снижению трудоспособности, имеет исключительно актуальное значение из-за большого контингента людей, нуждающихся в похудении. Например, в США почти 35 % людей с излишним весом (особенно много их среди афроамериканского населения).

Одним из эффективных путей повышения мотивации к похудению - ориентация на тех, чей пример достоин подражания.

Социально-психологические исследования свидетельствуют, что особенно выражен-ное мотивационное воздействие оказывают знаменитые артисты, выступления которых часто показывают по телевидению (в том числе по российским и украинским каналам).

Телезрители воочию убеждаются в достоверности информации о том, как их любимые артисты добились успеха.

Примеры.

Роберт Де Ниро, неоднократный обладатель “Оскара”, удостоенный почетной грамоты от американской организации “соблюдающих фигуру” (за избавление от лишних 30 кг), заявил: “Теперь я уверен, что соблюдение диеты зависит только от силы воли и настойчивости… Я убежден, что человек может и должен быть хозяином своего тела”.

Опра Унфри, суперзвезда телешоу, выступая перед огромной телеаудиторией радостно продемонстрировала “самый дорогой подарок”, который она преподнесла себе к юбилейному дню рождения - похудела за 8 месяцев на 25 кг (благодаря соблюдению диеты и регулярному выполнению физических упражнений).

Выдающаяся русская актриса Е.Н. Гоголева в дни своего 80-летия (1980 г.) на вопрос корреспондента журнала “Здоровье”, в чем секрет ее активного долголетия и прекрасного внешнего вида, ответила:

Все очень просто. Я всегда любила то, что полезно, и не любила того, что вредно”. Многие знаменитые люди в Америке принимают активное участие в формировании у алкоголиков мотивации к лечению - по телевидению они рассказывают о том, как победили “зеленого змия” (например, звезда мирового экрана Элизабет Тейлор, жена экс-президента Америки Бетти Форд и многие др.).

№ 72 Показания - депрессивный настрой, обусловленный дезинформационным представлением о старости.

Нередко люди, достигшие преклонного возраста, необоснованно считают, что старость - это неизбежное ухудшение умственной деятельности, нарушение психических процессов, деградация личности. Пересмотру их необоснованного пессимистического взгляда на будущее способствуют разнообразные приемы аутопсихотерапии. Среди них особенно важную роль играют информационно-позитивные приемы, оказывающие психотерапевтическое самовоздействие в результате ознакомления с литературой о выдающихся деятелях науки и культуры, сохранивших творческую активность в преклонном возрасте. Описано огромное количество примеров творческого долголетия, убедительно отвергающих ошибочное представление о фатальности развития серьезных нарушений интеллекта в преклонном возрасте.

Например, продолжали интенсивную творческую работу выдающиеся личности с мировыми именами: Бернард Шоу в 93 года написал пьесу “Вымышленные басни”; Иоганну Вольфгангу Гете шел 81 год, когда он завершил работу над трагедией “Фауст”; свое итоговое философско-поэтическое произведение “Хаджи Мурат” Лев Николаевич Толстой опубликовал в 80 лет; Иван Петрович Павлов до 87 лет писал глубокие научные труды; Джузеппе Верди в 79 лет закончил одну из своих лучших опер - “Фальстаф”; Пабло Пикассо, Илья Репин, Марк Шагал создавали свои замечательные картины и после 80-ти лет; Конрад Аденауэр до 86 лет успешно выполнял обязанности канцлера ФРГ.

Среди знаменитых деятелей культуры и науки современной эпохи, сохранивших творческую активность и за 80 лет, есть много и наших соотечественников. Например:

писатели - В.А. Каверин, В.П. Катаев, Л.Н. Леонов, Д.С. Лихачев, С.И. Липкин, А.И. Солженицын, Л. Разгон, В.Б. Шкловский, М.С. Шагинян и др.;

артисты, режиссеры ,дирижеры - Е.Н. Гоголева, М.А. Глузский, В.М. Зельдин, Ю.П. Любимов, М.В. Миронова, Е.А. Мравинский, И.А. Моисеев, С.В. Образцов, С.Н. Плотников, Р.Я. Плятт, Ф.Г. Раневская, Б.А. Покровский, М.О. Рейзин, Н.И. Сац , Е.В. Самойлов, Л.О. Утесов, А.А. Яблочкина и др.

ученые - И.М. Виноградов, В.Л. Гинзбург, М.Н. Дубинин, Н.Ф. Гамалея, В.Ф. Зеленин, Н.Д. Зелинский, П.Л. Капица, В.Н. Мясищев, Е.О. Патон, Б.Е. Патон, Б.В. Петровский, Н.Н.Семенов, В.П. Филатов, Ф.Г. Углов, В.А. Энгельгардт, Ю.Б. Харитон и др.

Опыт психотерапевтов показывает, что на многих людей пожилого возраста оказывает особенно выраженное психотерапевтическое воздействие ознакомление с биографиями:

- Морозова Николая Александровича - ученого-энциклопедиста, революционера-народника. За участие в подготовке убийства Александра II он был приговорен к вечной каторге. 15 лет провел в одиночной камере Шлиссельбургской крепости. В период заточения и после освобождения написал огромное количество научных трудов по химии, математике, астрономии, истории и литературные произведения, в том числе “Повесть моей жизни”. Умер в 1946 году в 92-летнем возрасте.

- Арнольда Ильича Гессена - писателя, написавшего первую книгу в возрасте 84-х лет, после чего издавшего еще 4 романа исторического жанра. Умер в 99 лет.

- Игнатия Горациевича Шиллера - микробиолога, одного из основоположников антибиотикотерапии. Еще в 1914 году, работая вместе с И.И. Мечниковым в институте Пастера, разработал теорию насильствен-ного антагонизма. До 1965 года возглавлял бактериологи-ческую лаборато-рию Одесского НИИ туберкулеза, а в период вспышки холеры на юге Украины в 1970 году был ведущем консультантом эпидемиологической службы МЗ УССР. Умер в 1971 году.

- Николая Михайловича Амосова - знаменитого кардиохирурга и замечательного писателя. Он долгое время продолжал активную творческую деятельность, несмотря на тяжелое заболевание сердца. Встретил свое 89-летие в расцвете творческих сил за подготовкой к изданию своей новой книги, посвященной проблеме преодоления старости.

В 1995 году с 21 по 23 февраля в Киеве проходил международный конгресс геронтологов. В его резолюции нашло отражение мнение подавляющего большинства участников съезда: активный творческий труд - один из ведущих факторов продления жизни, долголетия.

Согласно международным нормам, к пожилому возрасту относятся люди от 61 года до 75 лет, старческому - от 76 до 90 лет, а старше - к долгожителям. Знаменитый психолог - психиатр Эрик Берн считает, что «старость начинается с 85 лет» (Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.- СПб, 1992.- С. 75).

В цивилизованных странах мира отмечается значительное повышение возрастного уровня творческой активности у лиц преклонных лет, что отразилось и на рекомендациях по этикету взаимоотношений.

Недавно в США вышло новое издание справочника, посвященного правилам корректного поведения. В нем, в отличие от предыдущих изданий, нет термина “старик” (“старуха”). Предлагается называть тех, кто старше 76 лет “третьим возрастом”. При необходимости, узнать возраст пожилого человека, рекомендуется спросить “Как молоды Вы?” (“How young are You?” вместо “How old are You?”).

Второй путь - ориентация на поведение людей из круга друзей, близких или знакомых, выбранных эталоном для подражания.

По сравнению с первым путем, основанным на подражании знаменитым личностям, он имеет преимущество в плане лучших возможностей для конкретизации образа “эталонной личности”. Но для людей, проживающих в малонаселенной местности, он имеет и свой существенный недостаток: труднее найти пример для подражания, особенно при наличии редко встречающейся болезни, и сложно быть “анонимным”, когда в этом есть необходимость.

№ 73. В последние десятилетия в Америке, как и во многих других странах цивилизованного мира, широкое распространение получили группы взаимопомощи. В них созданы исключительно благоприятные условия для межличностных контактов лиц, имеющих общие психотерапевтические проблемы и болезни.

Высокая эффективность “сообщества анонимных алкоголиков” (см. 7.4.) явилась стимулом для возникновения многочисленных групп взаимопомощи разнообразного профиля. Например, для наркоманов, азартных игроков, “толстяков”, для лиц, испытывающих психотравмирующие переживания вследствие тяжелых болезней (онкологических, органических заболеваний центральной нервной системы и др.) и для тех, кто страдает от одиночества и трудностей разрешения других социально-психологических проблем.

Хорошие лечебно-профилактические результаты, достигаемые в группах взаимоподдержки, определяют комплекс психотерапевтических факторов. В сообществах создается благоприятный психологический климат, основанный на доброжелательных отношениях, общности интересов, стремлении оказать друг другу помощь в разрешении совместных проблем.

Не менее важный фактор - в группах взаимопомощи всегда имеются личности, являющиеся примером для подражания благодаря тому, что они проявляют оптимистический настрой, бодрость духа, стойкость и терпение в преодолении недуга или являются “бывшими больными”, а теперь практически здоровыми людьми.

ТПИП. В., 65 лет, инвалид II группы. После радикальной операции по поводу злокачественного новообразования кишечника у нее резко ухудшилось эмоциональное состояние, появились суицидальные мысли, желания. Антидепрессивные препараты не оказывали должного эффекта. Спустя 4 месяца после оперативного вмешательства В., по совету лечащего врача и настоянию мужа, стала посещать собрания группы взаимоподдержки онкологических больных. Общение с оптимистически настроенными членами коллектива оказало на нее благотворное влияние. Через 2 месяца практически исчезли депрессивные явления. Особенно большую роль в преодолении пессимистического настроя и мобилизации психологических резервов сыграло знакомство, переросшее в дружбу с Т., которая при более тяжелом состоянии здоровья (перенесла операцию по поводу злокачественной опухоли III-IV ст.), проявляла бодрость духа и веру в успех лечения. Ее поведение служило примером для подражания и по другой причине. Т., будучи одинокой (без мужа и детей) и неимущей, относила себя к счастливым людям, благодарила судьбу за каждый прожитый день.

В последнее время во многих странах цивилизованного мира созданы группы взаимоподдержки, состоящие не только из тех, кто нуждается в психотерапевтической помощи, но также из их родственников, выполняющих функции “домашних психотерапевтов”, медиаторов (см. 7.3.).


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2793
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru