MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

2.1. Логико - корректирующиее (рациональные) приемы.

Краткая характеристика. Группа состоит из приемов, стимулирующих создание оптимистического настроя благодаря тому, что при рассуждениях применяется логико-позитивная аргументация.

Теоретическим базисом этих приемов является учение о логике и правилах проведения диалога, формирующее конструктивное умозаключение, а практической основой - метод рациональной психотерапии.

Логико-корректирующие приемы психотерапевтической самопомощи подразделяются на 5 групп - в зависимости от того, какая из логических операций мышления (самоубеждение, сравнение, дедукция, индукция или самоанализ) преобладает в процессе формирования логико-позитивного умозаключения.

2.1.1 Приемы самоубеждения. Общие особенности. В группу включены приемы, стимулирующие позитивную направленность мышления благодаря применению словесных формул, адресованных сознанию, разуму.

В процессе самоубеждения ведущую роль играет логическое мышление в связи с тем, что применяются словесные формулы, содержащие аргументацию, доказательства (в отличие от самовнушения). По образному выражению В.М. Бехтерева, самоубеждение входит в сознание через парадный вход, а самовнушение - через черный, минуя интеллект.

Приемы самоубеждения широко распространены в практике самопсихотерапии.

Принцип применения. В приемах самоубеждения (составленных самостоятельно или с помощью психотерапевта) имеется «логическая фраза», содержащая доводы в пользу обоснованности высказываемых желаний, стремлений к достижению цели. В ней нередко используются крылатые выражения, афоризмы и поговорки, созданные народной мудростью. Целесообразно, особенно на первых этапах применения формул самоубеждения, чтобы логической фразе предшествовали слова, используемые при обосновании совета, рекомендации: «так как», «поэтому», «потому», «ибо», «вследствие» и т.п. Для лучшего понимания принципа подготовки формул самоубеждения приведем для сравнения с ними фразы самовнушения, произносимые для предотвращения гнева.

Психотерапевты рекомендуют пациентам, склонным к аффективным реакциям в напряженной ситуации, произносить для самовнушения следующие фразы: «Я невозмутим, уравновешен», «Я спокоен, сдержан», «Я управляю своими эмоциями», а для самоубеждения - «Я спокоен и сдержан, ибо гнев, как бумеранг, возвращается обратно, ухудшает здоровье (взаимоотношения, работоспособность и т.д.)», «Я владею собой, так как гнев - проявление безволия, источник конфликта (ухудшения семейных отношений, неприятностей по работе, снижения творческой активности и т.д.)».

Психологические наблюдения свидетельствуют о том, что приемам самоубеждения отдают предпочтение люди с преобладанием аналитического мышления, проявляющие скептическое отношение к необоснованной информации.

После формирования навыка, автоматизма в произношении словесных формул, можно применять сокращенный вариант - произносить лишь «ключевые слова». Например, для преодоления гнева произносить: «Спокойно, бумеранг, вредно (опасно, стыдно и т.п.)». Для достижения желаемого эффекта следует мысленно проговаривать слова, чтобы их интонация соответствовала содержанию. С целью самоуспокоения - мягко, спокойно, для поднятия жизненного тонуса - уверенно, утвердительно, а для преодоления гнева или страха в экстремальных ситуациях - властно, повелительно.

Каждый человек, как свидетельствует опыт психотерапевтов, может овладеть умением составлять словесные формулы, поняв принципы их подготовки.

№1- Приемы самоубеждения (ориентировочные варианты), применяемые при стрессовых состояниях, обусловленных психотравмирующими переживаниями

№1-1. Показание - депрессивный настрой (например, возникший вследствие несбывшихся планов, замыслов):

«Я добьюсь своей цели, так как у меня есть необходимые предпосылки для ее достижения (знания, опыт и т.д.)»,

«Я обладаю комплексом положительных качеств».

«Нет худа без добра (лучше овладею знаниями, глубже пойму суть проблемы…)»,

«Я уверен в себе, в своих возможностях».

Мой девиз: «Неудача - урок на будущее», «Не надо печалиться - вся жизнь впереди» или английская пословица «Когда дело доходит до худшего, оно начинает меняться к лучшему».

№ 1-2. Показание - опасение неудачи, тревожное ожидание неприятностей (перед выступлением, участием в соревнованиях, встречей с начальником и т.д.):

«Я верю в свои возможности, ибо хорошо подготовлен»,

«Мои волнения необоснованны - у страха глаза велики».

«Я спокоен, настроен на оптимистическую волну»,

«Я спокоен, так как убежден, что человек делает больше ошибок, когда встревожен, нервничает».

Мой девиз: «Я справлюсь!», «Держать себя так, как будто нечего бояться»

№ 1-3. Показание - стресс, обусловленный повышенной тревожностью (из-за возникновения сложной, трудноразрешимой проблемы):

«Я верю в свои возможности найти оптимальное решение (выход из создавшейся ситуации),т.к...»,

«Мне посильно разрешение возникшей проблемы - нет безвыходных ситуаций»,

«Мой оптимизм имеет реальную основу…»,

«Я достигну цели...».

Мой девиз: «Кто ищет, тот находит» или «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (Монтень).

№ 1-4. Показание - нарушение сна:

«Я равнодушен ко сну - у меня нет желания поскорее заснуть»

«Я знаю: стремление ускорить сон возбуждает мозг, задерживает наступление сонного состояния»,

«Я уверен в мудрости организма - сон наступает тогда, когда в этом будет необходимость»,

«Я отдыхаю душевно и физически, наслаждаюсь отдыхом...».

Мой девиз: «Спокойное отношение ко сну - лучшее снотворное лекарство» или «Сон подобен голубю - кто за ним гоняется, тому его не поймать» (Дюбуа).

№ 1-5. Показание - психосоматические расстройства:

«Мои представления о тяжести нарушений желудка (кишечника, желчного пузыря и т.п.) безосновательны»,

«У меня функциональные (обратимые), а не органические нарушения», «Первопричина - в расстройстве деятельности нервной системы из-за неправильной реакции на психотравмирующие факторы (стрессы)»,

«Тревога, опасения, страхи - питательная среда для ухудшения здоровья»,

«Овладение аутопсихотерапией - путь к исцелению, необходимое условие для поддержания результатов лечения»,

«Я спокоен и уверен в успехе».

Мой девиз: «Оптимистический настрой и повышение антистрессовых возможностей - лучшие лекарства».

№ 1-6. Показание - сексуальные расстройства, вызывющие стресс (пример - по причине боязни последствий онанизма):

«Мои сексуальные расстройства - мнимые, суггестивные (внушенные)», «Я - полноценный мужчина»,

«Мои тревоги необоснованны, беспочвенны («из 100 здоровых мужчин 99 % проходят через мастурбацию»- из справочника по сексологии).

«У меня нет преград для интимной жизни»,

«Я верю в успех, я достоин любви и уважения».

Мой девиз: «Все будет хорошо», «Залог успеха - вера в себя»

№2 Приемы самоубеждения -ориентировочные варианты, применяемые при вредных привычка:

№2-1. Показание - склонность к перееданию

«Злоупотребление едой вредно, опасно для здоровья»,

«Я осознаю, что гастрономические радости приведут к расплате - ухудшится работа организма и внешний вид»

«Толстеть - преждевременно стареть и болеть»,

«Умение управлять собой (воздерживаться от употребления недозволенной пищи) - источник гордости и самоуважения».

Мой девиз: «Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить» (Гиппократ) или «Рациональное питание - источник здоровья».

(Возможный вариант формулы самоубеждения для ребенка: сладость - гадость, соль - моль).

№ 2-2. Показание - курение:

«Никотин - яд, причина многих болезней (рак легких, гастрит, эндартериит, бронхит и др.)»,

«Курение - проявление безволия, свобода от папирос приносит радость»,

«Я не раб вредной привычки»,

«Я хочу и могу преодолеть тяготение к сигаретам», «Я осознаю необходимость избавиться от влечения к сигаретам».

Мой девиз: «Я волевой - я не враг своему здоровью», «Курить - здоровью вредить».

№ 2-3. Показание – предрасположенность к преувеличению своей вины.

«Переживания о допущенных в прошлом ошибках – бессмысленны, их изменить нельзя»

«Я осознаю абсурдность своих переживаний...».

«Нет людей, которые не ошибаются» (утверждают, что «Я всегда прав» - люди с болезненным самомнением).

Мой девиз: «Потерянного не воротишь, не расстраивайся из-за пустяков».

№ 2-4. Показание - несдержанность, склонность к вспыльчивости.

«Я могу владеть собой»,

«Несдержанность – проявление бескультурья»,

«Ярость – источник бестактной цепной реакции, конфликта»,

«Гнев, как бумеранг, возвращается обратно и вредит здоровью (престижу, взаимоотношениям и т.д.)».

Мой девиз – «Кто гнев одолевает, тот силен бывает»,

«Если ты не можешь изменить обстоятельства жизни, то измени отношение к ним» (М.Аврелий).

При применении приемов самоубеждения следует помнить, что их эффективность повышается, если словесные формулы:

а) сочетаются с образными представлениями, соответствующими их содержанию.

Так, при гипертонической болезни образно представлять картину сохранения душевного равновесия при произношении фразы: «Я спокоен, адекватно реагирую на психотравмирующие факторы …» и уменьшение тонуса сосудов, улучшение деятельности сердца при проговаривании слов «Мое давление нормализуется».

Тем, кто стремится преодолеть вредную привычку переедания или употребления недозволенной пищи, рекомендуется одновременно с произношением фраз, побуждающих проявлять разумный подход к еде, образно представлять «процесс вредных последствий, возникающих из-за нарушения пищевого режима».

б) текст самоубеждения составляется не только с учетом медицинских показаний и индивидуальных особенностей, но и причины, лежащей в основе возникновения нервно-психических расстройств, обострения психосоматической болезни, проявления влечения к алкоголю, запретной пище и т. д.

Например, при ухудшении течения гипертонической болезни из-за неадекватной реакции на конкретный стресс-фактор, склонности к перееданию вследствие выбора неправильного пути преодоления стресса, нарушении сна из-за необоснованного страха его негативных последствий и т. д.

в) регулярно произносятся словесные формулы, содержащиеся в приемах самоубеждения. Систематическое и осознанное их проговаривание ведет к формированию обоснованной уверенности в возможности достижения цели, а со временем и к твердой, непоколебимой убежденности - Веры, способной «творить чудеса», «двигать горами», «быть генератором жизненной энергии» как на рациональной, так и иррациональной основе.

У истинно религиозных людей приоритетное значение в системе психотерапевтической самопомощи имеют не рациональные, а иррациональные убеждения, основанные на незыблемой вере в Бога. Религиозный человек, совершая молитву, обращение к Богу, обретает надежду и уверенность в том, что он охраняем Всевышним. Молитва для верующего является источником оптимизма, душевного равновесия и укрепления духа - иррационального убеждения, формирующего позитивную направленность мышления.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что среди глубоко верующих значительно больше людей (по сравнению с нерелигиозными), относящих себя к категории счастливых и не испытывающих одиночества, отчужденности.

Peale, автор книги «Сила позитивного мышления», считает, что «для человека глубоко религиозного главным средством и, одновременно, важнейшим условием жизни является молитва и непоколебимая вера в поддержку высших сил».

Помимо молитв, произносимых каждодневно, применяются и специальные, предназначенные для преодоления болезней и стрессовых ситуаций (описаны они в молитвенниках многих религий).

2.1.2. Приемы сравнения. Особенность. Способствуют формированию оптимистической направленности мышления благодаря применению «логико-позитивного сравнения» - сравнительного анализа, приводящего к выводу оптимистического содержания.

Первая подгруппа включает приемы, психотерапевтическое воздействие которых основано на «рационально-вертикальном» сравнении, ориентированном на позитивном сопоставлении собственных личных проблем.

№ 3. Прием, способствующий преодолению депрессии, пессимистического настроя и тревожного состояния стрессогенного происхождения.

Принцип применения. Сравнение двух психотравмирующих ситуаций - настоящей с прошлой, завершившейся благоприятным исходом.

ТПИП (техника применения, иллюстрируемая примером)

Л, инвалид Великой Отечественной войны ІІ группы, направлен на лечение в психотерапевтический кабинет по поводу «психогенной депрессии». Основная его жалоба - подавленное настроение и пессимистическая установка к возможности успешного решения бытовых трудностей.

После завершения психотерапевтического лечения больному рекомендовалось для поддержания результатов терапии применять комплекс антидепрессивных приемов, среди которых доминирующее место должны занимать приемы, основанные на оптимистическом сравнении.

Больной, следуя совету психотерапевта, разработал свой «персональный вариант», оказывавший на него эффективное воздействие.

Его суть - в период жизненных невзгод он преднамеренно сравнивал настоящую ситуацию с пережитыми тяжелыми испытаниями во время Сталинградской битвы и при этом произносил фразу в форме самоприказа: «Мобилизовться! Повысить силу духа! Настроиться на оптимистическую волну!-.Я могу ...,,Я сумею...!”..

Описанный прием рекомендуется, прежде всего, людям, изведавшим ужасы войны, безрадостное детство, драматические события, тяжелые болезни.

№ 4. Прием, противодействующий развитию стресса после тяжелой психической травмы (краха надежд, крупных неприятностей, резкого ухудшения материального положения и др.).

Принцип применения. Проводится сравнение ситуации, являющейся источником психотравмирующих переживаний с ситуацией, которая могла бы возникнуть с более тяжелыми, опасными последствиями. Для повышения эффективности рекомендуется проводить оценку сравнения с формулами самоубеждения. К примеру, «хорошо, что так завершилось - ведь могло быть намного хуже» или «грех жаловаться, слава богу, что такой финал»…

Пример - оценка тяжелой пихотравмирующей ситуации в сравнительном аспекте (описана в стихотворной форме поэтами Дыховичным и Слободским).

Когда в июле хлещет дождь

С утра и до утра,

Японец говорит: «Ну, что ж,

Спасибо, не жара!»

В июле в пыльный жар дневной

Японца душит смех,

«Ну, что ж, он говорит, что зной,

Спасибо, что не снег!..»

Когда гремит тайфуна гром,

Он говорит: «Привет!

Спасибо, что при всем при том

Землетрясений нет!»

Когда ж бросает землю в дрожь,

Вулкан дымит, гудя,

Опять он говорит:

«Ну, что ж, спасибо, без дождя!»

На сложном жизненном пути,

Что каждому знаком,

Блажен умеющий найти

Хорошее в плохом!

№4-1. Прием, стимулирующий желание избавиться от вредной привычки.

Принцип применения. Сравниваются фотографии в разные периоды жизни, наглядно показывающие негативные последствия нездорового образа жизни: переедания, гиподинамии, курения, злоупотребления алкоголем и др.

Для усиления мотивации к преодолению вредной привычки, ухудшающей внешний вид, следует поместить соответствующие фотокарточки на видном месте и при этом, глядя на них, периодически произносить целенаправленные формулы самоубеждения, описанные в 2.1.

Вторая подгруппа состоит из психотерапевтических приемов, основанных на «рационально-горизонтальном» сравнении.

Для психотерапевтического самовоздействия применяются сходные приемы и при социально-психологическом научении (см.2.6.).

Но ориентиры, выбираемые для сравнения при использовании рациональных приемов, не служат примером для подражания с целью самосовершенствования личностных качеств. Они применяются лишь для формирования оптимистического настроя, позитивной направленности мышления.

№ 5. Прием, оказывающий стимулирующее влияние на активность человека при склонности к низкой самооценке своих возможностей.

ТПИП. Г., 35 лет, научный сотрудник, направлен к психотерапевту на консультацию по поводу депрессии неясной этиологии.

Ознакомление с его историей жизни и болезни показало следующее. Г., как студенту - отличнику, проявляющему склонность к научной деятельности, ректорат политехнического института рекомендовал поступление в аспирантуру. Однако, трудные бытовые условия (двое детей) побудили его отказаться от лестного, желаемого для него предложения. Г. получил направление на завод, где он весьма успешно выполнял функции инженера. В течение 8 лет работы на заводе он достиг высокого положения, стал ведущим специалистом.

В 34-летнем возрасте Г. решил реализовать свою давнишнюю мечту - поступил в аспирантуру. Спустя полгода у него появились начальные симптомы депрессии. Назначенное врачом медикаментозное лечение лишь незначительно улучшило его психоэмоциональное состояние.

Анализ предполагаемых причин депрессивного состояния, проведенный психотерапевтом, показал, что ведущее значение в его происхождении имеют психотравмирующие переживания, обусловленные потерей веры в свои возможности из-за неправильно выбранного эталона для оценки своих способностей:

Г. сравнивал себя с высокоталантливым сотрудником, недавно закончившим институт. Психотерапевт дал ему совет (основанный на данных характеристик коллег по институту) сравнивать себя с Б., успешно защитившим диссертацию, несмотря на значительно более низкий уровень способностей и трудолюбия.

Изменение ориентира для сравнения оказало на Г. благотворное воздействие. Полностью исчезли явления депрессии. Он досрочно подготовил диссертацию и блестяще ее защитил.

№ 6. Прием, способствующий преодолению хронической неудовлетворенности жизнью, пессимистического настроя.

ТПИП. Житель России,ветеран труда, в своем письме, адресованном канадским друзьям, пишет: «У нас с женой мизерная пенсия, с трудом ее хватает для удовлетворения минимальных жизненных потребностей. Но мы не падаем духом и, как в былые времена, сохраняем оптимистический настрой. В трудную минуту, когда одолевают мрачные мысли, вспоминаем мудрый совет народного философа-психотерапевта: «Если хочешь быть счастливым, сравнивай свою жизнь не с теми, кто живет лучше тебя, а с теми, кому хуже, труднее».

Для этого мы сравниваем наши социально-экономические условия жизни с жизнью пенсионеров, живущих в Молдавии, Грузии, Таджикистане, Украине и других постсоветских странах, где пенсия значительно ниже, да и хуже бытовые условия. Более того, мы умудряемся один раз в год посылать скромную посылку подруге жены, врачу-пенсионеру, больной и одинокой женщине, забытой сотрудниками областной больницы города Н. , где она проработала свыше 40 лет и пользовалась заслуженным авторитетом»- 2001год.

№ 7. Антистрессовый прием, помогающий преодолеть тяжелые последствия горя и других психотравм.

Рекомендуемый прием входит в арсенал народной психотерапии и, как правило, его применяют не по собственной инициативе, а по совету родных, близких - «домашних психотерапевтов»

ТПИП (описан в одной из притч древнего Востока).

К Будде приходит убитая горем женщина и просит его вернуть к жизни умершего сына, на что Будда отвечает: «Хорошо, я сделаю то, о чем ты просишь, и оживлю твоего сына, но для этого ты должна выполнить одно мое поручение». «Конечно же, о великий, любое поручение!» - восклицает воодушевленная женщина. «Ты должна принести мне горчичное зерно из дома, где никто никогда не умирал». Она стала ходить из дома в дом, ее внимательно выслушивали, но в какой бы дом она ни заходила, ответ хозяев оказывался почти одинаковым: «Ты можешь взять хоть горсть горчичных зерен, хоть мешок, но у нас есть умершие родные и близкие люди». И богатые усадьбы, и жалкие лачуги знали, что такое смерть. И когда не осталось ни одного дома, который бы не посетила эта женщина, она вновь пришла к Будде и на его вопрос: «Где же твое горчичное зерно?»- припала к его ногам и сказала: «Ты уже свершил чудо».

2.1.3. Приемы индукции (от лат inductio - наведение).

Общая особенность. Психотерапевтическое воздействие индукционных приемов определяется тем, что при их применении производятся позитивно-логические рассуждения, основанные на принципе индукции: от частных случаев - к общему выводу, от единичных утверждений (фактов) - к общим положениям (умозаключению).

№ 8. Прием, применяемый при возникновении сложной стрессовой ситуации или проблемы.

ТПИП. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове среди смертельных опасностей, не пал духом благодаря тому, что направленность его мышления носила позитивный характер при оценке параметров фрустрационной, тупиковой ситуации. Его оптимистический вывод, что положение не столь бедственное, как в начале показалось, что есть возможность выжить, преодолеть трудности, был основан на следующих индуктивно-позитивных рассуждениях.

Робинзон Крузо разделил страницу пополам и написал слева «плохо», а справа «хорошо.

Плохо

Хорошо

  1. Я заброшен на унылый необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись.
  2. Я удален от всего человечества; я пустынник, изгнанный навсегда из мира людей.
  3. У меня мало одежды, и скоро мне нечем будет прикрыть наготу.
  4. Я не могу защитить себя, если на меня нападут злые люди или дикие звери.
  5. Мне не с кем перемолвиться словом, некому ободрить и утешить меня.
  1. Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть.
  2. Но я не умер с голоду; не погиб в этой пустыне.
  3. Но климат здесь жаркий, и можно обойтись без одежды.
  4. Но здесь нет ни людей, ни зверей. И я могу считать себя счастливым, что меня не выбросило на берег Африки, где столько свирепых хищников.
  5. Но я успел запастись всем необходимым для жизни и обеспечить себе пропитание до конца своих дней.

Эти размышления оказали ему большую поддержку. Он увидел, что ему не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение.

При изложении сути психотерапевтического приема, описанного Д. Дефо, следует отметить, что психотерапевты Америки и многих других стран весьма часто рекомендуют его своим пациентам, проявляющим пессимизм, называя его приемом «Робинзона Крузо».

№ 9. Прием, способствующий повышению саногенной активности.

Принцип техники. Между двумя противоположными желаниями «хочу» и «надо» проводится дискуссия, нацеленная на позитивное умозаключение: я могу и сумею - преодолеть влечение к курению( алкоголю, сладостям, перееданию); вести активный образ жизни; корректировать агрессивно-конфликтные черты характера; склонность к проявлению лени и др.

Этот прием имеет две разновидности.

Первая – в случаях возникновения борьбы между полярными желаниями проводится самодискуссия, основанная на принципах «сократовского диалога». Приводятся аргументы, побуждающие согласиться с правотой «надо» - разума, рационального отношения к здоровью, а не с желаниями «хочу», основанными на иррациональных, зачастую инстинктивных, побуждениях. К примеру, человек, стремящийся преодолеть вредную привычку - злоупотребление сладкой (жирной, соленой) пищей, может привести в качестве аргументов пословицы, созданные народной мудростью, или крылатые выражения: «Правильное питание - залог здоровья», «Кто жаден до еды, доведет себя до беды», «Излишняя сладость пуще горечи», «От умеренной еды - сила, а от обильной - могила» и др.

Вторая разновидность позитивно-индукционного приема применяется в случаях, когда «хочу» все же одержало победу над «надо». В отличие от первого варианта, проводится самодискуссия не только с учетом требований диалога по Сократу, но и основных условий проведения мобилизующей самокритики. Для этого критическая самооценка поступка как «неразумного, безвольного, безответственного» должна быть такой, чтобы порицания оказали стимулирующее воздействие на желание преодолеть влечение к недозволенной пище, курению и др.

Например, рекомендуется строить самокритику допущенной ошибки, неразумного поступка по следующей схеме:

«Да, я проявил (а) безволие - мне стыдно, совестно, зазорно.

Тем не менее, я вправе гордиться своими успехами (положительными сдвигами) т.к. у меня повысился уровень сопротивляемости инстинктивному влечению:

• случаи злоупотребления вредной едой наблюдаются все реже и реже;

• я осознал(а) преимущество воздержания от недозволенной пищи;

• укрепилась вера в возможность победы над своим недугом;

• сформировалась правильная оценка перспектив преодоления вредной привычки».

№ 10. Приемы, повышающие эффективность самопрофилактики возникновения и развития невроза.

В аутопсихотерапевтической практике применяются два его варианта.

Первый - позитивно-рациональный диалог, основанный на представлении гештальттерапии о происхождении невроза,.согласно которому одна из ведущих причин невротических расстройств: неспособность человека принять ответственность за свое «Я». Для повышения чувства ответственности за свои решения, поступки и для поднятия уровня самосознания рекомендуется лицам, предрасположенным к неврозу, произносить молитвенноподобный текст:

Я - это я. Ты - это ты.

Я живу в этом мире не ради твоего удовольствия.

И ты живешь не ради моего.

Я делаю свое дело, ты - свое.

И если случится так, что наши интересы совпадут, то нам будет хорошо.

Второй - вариант позитивно-рационального диалога, основанного на психоанали-тическом представлении о происхождении невроза.

Принцип применения. Самодиалог проводится в соответствии с концепцией, что причина невроза - внутренний конфликт, порожденный противоречивыми желаниями, мотивами. При этом в процессе аутокоммуникации оцениваются не только положительные и отрицательные стороны противоположных желаний. Принимается также решение, направленное на преодоление конфликта. С этой целью определяется значимость противоположных желаний по трехбалльной системе, которые чаще всего оцениваются следующим образом: 3 балла - «желание очень важное», 2 балла - «важное», 1 балл - «незначительное, несущественное желание».

ТПИП. Л.,58лет (школьный учитель истории, житель Молдавии). Обратился за психотерапевтической помощью вследствие того, что появились выраженные невротические расстройства на почве душевных переживаний, возникших после получения официального приглашения от родственников переехать в США. Для принятия решения по чрезвычайно сложной проблеме, породившей амбивалентные мотивы (эмигрировать или нет),. было рекомендовано разделить основные мотивы, влияющие на его желание, на две части - положительные и отрицательные, а в последующем оценить их значимость. Следуя совету психотерапевта, Л. составил оценочную таблицу следующим образом:

Положительные моменты переезда

Значимость (в баллах)

Отрицательные моменты эмиграции

Значимость (в баллах)

  1. Значительное улучшение материальных условий.
  2. Выше уровень медицинской помощи.
  3. Спокойнее обстановка, меньше криминальных случаев и нарушений общественного порядка.

5

 

5

4

  1. Отсутствие перспективы овладения языком.
  2. Потеря друзей, связей с родственниками.
  3. Чужая, непривычная ментальность и культура.
  4. Непрестижное положение в обществе.
  5. Отсутствие возможности для самореализации духовно-творческого потенциала

4

4

4

3

2

ИТОГО

14 баллов

 

17 баллов

Вывод (умозаключение на основе рассуждений, оценки значимости фактов): предпочтительнее остаться в родном городе, несмотря на тяжелые социально-экономические условия, чем мигрировать в Америку.

Подчас возникают конфликтные ситуации, для нахождения выхода из которых требуется дополнительный анализ. Чаще всего потребность в нем появляется в случаях возникновения конфликта на нравственной основе, когда, согласно учению З. Фрейда, происходит конфликт между двумя компонентами психики: ОНО (средоточие инстинктов, которое руководствуется принципом «хочу удовольствия») со сверх-Я, выполняющего функции морального цензора, контролирующего исполнение нравственных правил поведения, долга и совести.

Пример.

С., 38 лет, автомеханик. Обратился за психотерапевтической помощью самостоятельно, без направления. Основные жалобы - бессонница, подавленное настроение, дискомфортное состояние. В процессе сбора анамнестических данных он рассказал: «Будучи в санатории, я влюбился в женщину намного моложе, красивее и сексуальнее моей жены. Несмотря на то, что она была дважды замужем и воспитывала двух детей, у меня возникло неодолимое желание связать свою жизнь с ней. Однако когда возвратился домой, меня начали мучить сомнения, породившие душевные страдания вследствие трудности принятия решения: сохранить семью ради любимого ребенка и продолжать жить с супругой, которую разлюбил, но по-прежнему уважаю и ценю ее человеческие качества или уйти к женщине, очаровавшей меня?»

Нами было рекомендовано С. перед началом лечения оценить положительные и отрицательные стороны двух ситуаций с учетом перспектив их развития. Проведенный индукционный самодиалог помог С. принять обоснованное решение, что сыграло ведущую роль в достижении высоких результатов психотерапевтического лечения.

2.1.4. Приемы дедукции (от лат. deducto)

Общая особенность. Психотерапевтическое воздействие указанных приемов обусловлено тем, что при их применении проводятся логико-позитивные рассуждения, основанные на принципах дедукции - от общего к частному, от общих суждений к логическому умозаключению.

№ 11. Прием, способствующий преодолению страха, возникшего вследствие опасной для жизни ситуации.

Принцип применения психотерапевтического приема состоит в том, что отправной точкой для рассуждения является дедуктивный вывод о тяжести стрессовых событий при условии, что произойдет «наихудшее их развитие».

ТПИП. Дейл Карнеги, блестящий популяризатор знаний по АП, исходя из собственного опыта, что «99 % страхов - ложные, не развиваются», рекомендует начинать рассуждения с ответа на вопрос «Каковы шансы, по закону больших чисел, что событие, вызывающее беспокойство, когда-либо произойдет?». Мнение Карнеги о преимуществе использования дедуктивного приема рассуждения подтвердили своими рассказами многие слушатели курсов. Так, бывший моряк, участник войны, поведал ему, что он был очень напуган, когда узнал о направлении служить на танкере, перевозившим горючее. Он, как и другие моряки, был убежден, что корабль взорвется от попадания первой же немецкой торпеды, а поэтому нет шансов остаться в живых. Для избавления членов команды от страха командование предоставило им статистические данные о потерях ВМФ США. Оказалось, что из каждых 100 танкеров, в которые попали торпеды, 60 остаются на плаву, из 40 % затонувших, только 5 % погрузились под воду меньше, чем за 10 минут. Это означало, что у экипажа было время покинуть корабль. В результате изменилась оценка ситуации - проводилась она путем дедуктивного умозаключения, основанного на законе больших чисел, что привело к резкому улучшению эмоционального состояния моряков, уменьшению страха.

№ 12. Прием, повышающий уровень уверенности и стимулирующий творческую активность.

Принцип применения. Формируется позитивная самооценка, основанная на дедуктивном выводе.

ТПИП. Л., известный шахматист, в течение длительного времени не мог в соревнованиях добиться результатов, соответствующих его потенциальным возможностям (по заключению тренера). Причиной его неудовлетворительных выступлений, по мнению Л., подтвержденному нашими наблюдениями, была его неадекватная реакция на стресс-факторы, вызывавшие у него апатию, падение творческой активности.

Для предотвращения отрицательных последствий стрессапсихотерапевт рекомендовал Л. применять дедуктивный прием в виде монолога-несколько раз в дни соревнований и, обязательно, за двадцать минут до начала игры произносить словесные формулы следующего содержания:

• я предпочитаю выиграть- у меня для победы есть благоприятные предпосылки;

• тренер и психотерапевт убеждены в наличии у меня значительных резервов;

• если же случится проиграть, я буду спокойно реагировать, памятуя, что неудача имеет и положительные стороны: на ошибках учатся, правильный вывод - стимул для совершенствования игры.

Мой девиз: «Не бывает худа без добра» или «Жизнь - как решение задачи. Из неудачи сумей ты извлечь Корень удачи» (Н. Доризо).

Спустя относительно короткое время Л. было присвоено звание «Международный гроссмейстер» за успешные выступления в крупных шахматных турнирах.

2.1.5. Приемы, основанные на самоанализе.

Общая особенность. Применяются для самопознания собственных причин происхождения психотравмирующих переживаний, неадекватных поступков, ухудшения эмоционального состояния с психотерапевтической целью.

№ 13. Прием, способствующий преодолению аффективных реакций - взрывов гнева и раздражительности.

ТПИП. В учебном пособии, рекомендованном для бизнесменов («Курс для высшего управленческого персонала», пер. с англ., под ред. В.И. Терещенко), содержится совет: «Обратите внимание на то, когда Вы выходите из себя, внезапно раздражаетесь … составьте список доводов, по которым Вы выходите из себя … обдумайте их, и Вы увидите, что в большинстве случаев Вы лишь потворствовали своей вредной привычке».

№ 14. Прием самоулучшения настроения.

Принцип применения. Проводится «обратная развертка» событий, которые предшествовали ухудшению эмоционального состояния.

Пример. А.И. Куприн, автор повести «Поединок», пишет о том, что поручик Ромашов (герой произведения), перебирая впечатления недавнего прошлого в обратном порядке, добивался выравнивания эмоционального состояния, приходя, как правило, к выводу о необоснованности своих тревог и волнений.

№ 15. Приемы, предупреждающие развитие стресса.

Г. Селье, основоположник учения о стрессе, придавая исключительно большое значение самоанализу как средству предупреждения дистресса, советует больным и здоровым тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором они чувствуют себя комфортно, чтобы не возник «стресс рухнувших надежд».

Техника применения.

Для самопознания своих способностей и индивидуально-психологических особенностей, влияющих на выбор профессии, спутника жизни и ряда других личностных проблем рекомендуется:

• применение тестов. Имеется большое количество бланковых тестов, позволяющих относительно объективно оценить свои способности и психофизиологические возможности, недостатки и преимущества. Особенно ценной является информация, дающая возможность сравнить самооценку с оценкой окружающих. При этом желательно, чтобы тестирование проводилось лицами (близкими, друзьями, сотрудниками), сочетающими доброжелательность с объективностью. Сопоставление своего мнения и мнения окружающих помогает человеку составить более обоснованное представление о своих положительных и отрицательных личностных качествах;

• изучение научно-популярной литературы и художественных произведений, где описываются особенности характера, темперамента, способностей и таланта, а зачастую содержатся и советы по выбору профессии и специальности с учетом личностных качеств, по профилактике межличностной несовместимости и искусству общения и др.;

• ведение дневника. Самоанализ, основанный на данных дневниковой записи, помогает критически оценить себя, взвесить свои слабые и сильные стороны, увидеть свое зеркальное отображение и составить личную программу по самоусовершенствованию. Дневниковые записи имеют важное значение и для реализации ряда других задач самопсихотерапии (см. № 28, № 127);

проведение самодиалога, направленного на обоснованную самооценку своих психофизиологических возможностей, способностей и знаний для реализации замыслов и планов. С целью выявления уровня соответствия притязаний реальным возможностям рекомендуются разнообразные варианты проведения самодиалога.

Заслуживает положительную оценку аутокоммуникационный прием, предложенный известным российским психотерапевтом В.И. Гарбузовым.

ТПИП. На лоне природы или в спокойной домашней обстановке проводится самодиалог. Перед началом рекомендуется составить список вопросов, ответы на которые дают возможность судить о личностных особенностях (характер, способности, стрессоустойчивость, установка к жизненным проблемам) и об их соответствии обоснованности желаний и жизненных планов.

В круг вопросов, задаваемых себе, включаются следующие:

Какой мой уровень интеллекта?

Какой мой характер, что ведущее в нем?

Удачлив я или нет?

Проявляю ли завистливость, ненависть к людям, агрессивность?

Реальны ли мои жизненные планы, и как я должен усовершенствовать себя?

При этом для достижения желаемых результатов от самодиалога необходимо «говорить правду и только правду о себе, как если бы рука лежала на Библии» (В.И. Гарбузов). Аутодиалог, как и данные дневника, можно записывать на аудиокассету.

№ 16. Прием самопознания, побуждающий лиц, злоупотребляющих спиртными напитками,признать необходимость лечения и объективно оценить опасные последствия увлечения алкоголем.

В Америке и ряде других стран широко распространен тест, разработанный под руководством Р. Селинджера, стимулирующий желание выпивающего человека своевременно обратиться за терапевтической помощью.

В его составе следующие вопросы:

1. Теряете ли вы рабочее время из-за пьянства?

да нет

2. Стала ли из-за пьянства несчастной ваша семейная жизнь?

да нет

3. Пьёте ли вы потому, что застенчивы с людьми?

да нет

4. Повлияло ли пьянство на вашу репутацию?

да нет

5. Были ли у вас финансовые затруднения из-за пьянства?

да нет

6. Стало ли вам в результате пьянства безразлично благополучие семьи?

да нет

7. Скатились ли вниз по социальной лестнице из-за пьянства?

да нет

8. Снизились ли ваши амбиции (честолюбие) в результате пьянства?

да нет

9. Появилась ли у вас в результате пьянства бессонница?

да нет

10. Мучит ли вас похмелье по утрам?

да нет

11. Снизилась ли эффективность вашей деятельности в результате пьянства?

да нет

12. Испортило ли пьянство отношение к вам на службе?

да нет

13. Пьёте ли вы, чтобы избавиться от беспокойства или избежать работы?

да нет

14. Пьёте ли вы в одиночку?

да нет

15. Была ли у вас полная потеря памяти в результате пьянства?

да нет

16. Лечились ли вы у врача от алкоголизма?

да нет

17. Пьёте ли вы для самоутверждения?

да нет

18. Лечились ли вы в больнице (госпитале) от алкоголизма?

да нет

19. Чувствуете ли вы угрызения совести после выпивки?

да нет

20. Появляется ли ежедневно у вас неудержимое стремление выпить в определенное время?

да нет

Оценка результатов тестирования:

утвердительный ответ на один вопрос - «возможно, что алкоголик», на два - «сформировавшийся алкоголик», на три - «хронический алкоголик».

№ 17. Прием самопознавательного диалога, ориентированного на предупреждение повторного возникновения стрессовой ситуации.

Принцип применения. Д. Скотт (Англия), специалист по психологии управления, рекомендует для профилактики возникновения аналогичной или сходной стрессовой ситуации проводить самодиалог, отвечая на следующие вопросы: что послужило причиной развития стрессовой ситуации?Чему может научить случившееся? Как поступить в будущем, чтобы избежать ее повторения?

Закономерно возникает вопрос: возможно ли самостоятельно овладеть психоаналитическими приемами самопознания и применять их для аутопсихотерапии?

Нами не разделяется мнение некоторых психотерапевтов (в частности К. Дантеса, автора книги «Психоанализ без врача»), дающие положительный ответ на этот вопрос.

Для овладения самопознавательными приемами,основанными на принципах учения З. Фрейда , необходима помощь психотерапевта, имеющего специальную подготовку.по психоаналитической психотерапии.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2936
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru