MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

2.3. Личностно-активизирующие (реализующие) приемы.

Краткая характеристика. Третья группа приемов, участвующих в формировании позитивно-конструктивного мышления, состоит из психотерапевтических приемов, способствующих самоактуализации личности - максимальному развитию личностного потенциала, в основе которого лежит мотивация к удовлетворению высших потребностей человека, стремление его к реализации духовных интересов.

Теоретическую базу для разработки аутопсихотерапевтических средств, стимулирующих самоактуализацию личности, создали К. Роджерс, А. Маслоу и В. Франкл, авторы концепции, положенной в основу гуманистической психотерапии.

Проблеме самоактуализации личности посвящено огромное количество публикаций, рассматривающих ее как одну из ведущих проблем современной психотерапии в связи с тем, что «наиболее сильным в человеке является мотив к самоактуализации» (Л.С. Железняк, И.Б. Карвасарская).

Классификация. Приемы разделены на три подгруппы, исходя из их преимущественного участия в реализации духовных интересов человека, его потребностей в самоуважении, проявления творческого самовыражения, любви и дружбы, поиску и нахождению смысла жизни.

2.3.1. Приемы, повышающие самоуважение, собственное достоинство.

Общая особенность. В Канаде, США и многих других странах цивилизованного мира широко популяризуются приемы по повышению уровня самоуважения, осознания собственной ценности как личности. Это определяется тем, что заниженная самооценка отрицательно влияет не только на психоэмоциональное состояние, предрасполагая к развитию психогенных болезней, но и на профессиональные успехи и межличностные отношения. Для повышения уровня собственного достоинства рекомендуется множество приемов. Значительное место среди них занимают приемы самопоощрения, которые играют ведущую роль при оператном научении (2.5.1)и ряд этико-психотерапевтических приемов, применяемых для профилактики формирования заниженной самооценки.

Помимо приемов самоуважения, используемых в процессе научения и антистрессового воспитания, психотерапевты советуют лицам, нуждающимся в повышении чувства собственного достоинства, применять следующие приемы:

№ 30. Прием, стимулирующий «положительную обратную связь».

Принцип техники - создается ситуация, которая побуждает окружающих высказать мнение, характеризующееся положительной оценкой.

Например, родным или друзьям задается вопрос: «За что Вы меня цените (любите, уважаете)?»

Возможно при наличии благоприятных предпосылок для общения с начальником (боссом) спросить у него: «Что Вам особенно нравится в моей работе, деятельности?»

№ 31. Прием, фокусированный на положительных личностных качествах.

Принцип техники - составляется список достоинств, привлекательных черт характера, способностей и достижений.

Рекомендуется их регулярно перечитывать, особенно часто тогда, когда появляется пессимистический настрой, возникает чувство недовольства собой.

№ 32. Прием улучшения самоимиджа.

Принцип применения. Осуществляется корректировка образа, имиджа, направленная на повышение чувства собственного достоинства. Прежде всего, это достигается путем улучшения осанки и походки, придающих внешнему облику черты уверенного человека (см.2.6.2.). Весьма важное значение имеет правильный подбор одежды, обуви и прически. При этом социальные психологи рекомендуют лицам, стремящимся к карьерному росту, одеваться так, как будто их служебное положение на ранг выше, чем в реальности.

№ 33. Мнемо-оценочный прием.

Принцип применения. Вспоминаются события, дающие основания для проявления чувства гордости за свои достижения, успехи детей и родных. С целью активизации воспоминаний рекомендуется:

• перечитывание писем друзей и поздравлений по случаю знаменательных дат, характеристик, отзывов и другой информации, содержащей похвальную оценку;

• просмотр альбома, составленного из фотографий, отражающих события, вызывающие подъем настроения, чувство собственного достоинства;

• размещение на видном месте фотографий, стимулирующих повышение уровня самоуважения, возникновение положительных эмоций.

№ 34. Приемы самоутверждения - самоубеждения, ориентированные на повышение уважения себя как личности. Для их реализации составляются словесные формулы в соответствии с общими принципами подготовки формул самоубеждения с учетом конкретных причин, побуждающих совершенствовать личностные качества. При произношении и желательно образно представлять уважающим как себя, так и окружающих.

Примеры словесных формул, рекомендуемых для подготовки собственного варианта:

«Я вправе улучшить представление о себе, о своих достоинствах»,

«Для повышения самоуважения у меня есть необходимые благоприятные предпосылки (хорошие личностные качества, достижения, чувства …)»,

«Я горжусь своими успехами и тем, что меня ценят, уважают»,

«Я хочу и могу занять достойное место среди других людей»,

«Я осознаю, что повышение собственного достоинства является необходимым условием для реализации жизненных планов и улучшения здоровья».

Мой девиз: «Кто уважает себя, того уважают другие». «Повышение собственного достоинства - основа для достижения успехов …»

2.3.2. Приёмы самопомощи творческим самовыражением (подготовила секретарь Одесского центра Терапии творческим самовыражением М.А. Раскина).

Приёмы самопомощи творческим самовыражением разработаны российским психотерапевтом, вице-президентом Всероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, профессором М.Е. Бурно, автором клинической модальности – «Терапия творческим самовыражением» (ТТС), работающей «в поле терапии духовной культурой».

ТТС предназначена, прежде всего, людям с переживанием своей неполноценности, сказывающейся душевной и физической инертностью, застенчивостью, нерешительностью, тревожной мнительностью, депрессивной ранимостью, склонностью к сомнениям, неуверенностью в себе и т.д. Все эти черты характера М.Е. Бурно обозначает понятием «дефензивность». Дефензивный человек обычно теряется в жизни, не видит в ней смысла, мечтает о какой-то душевной, духовной поддержке.

Как и в экзистенциально-психотерапевтическом и религиозно- психотерапевтическом методах, в основе Терапии творческим самовыражением лежит креативный (творческий) психотерапевтический механизм.

Так как именно в творчестве человек обнаруживает себя неповторимо по-своему, конкретные приёмы творческого самовыражения проясняют - оживляют индивидуальность, поднимают человека из душевной неопределенности, аморфности, безысходности.

В книге «О характерах» (2005) М.Е. Бурно адаптировал, разработанные им приёмы ТТС, применительно к здоровым людям с душевными трудностями и вместо термина «терапия» («лечение») предложил пользоваться более широким – «помощь» («самопомощь»).

Давно известно, что от расстройства настроения надо попытаться отвлечься работой, увлечениями. Однако, главное при этом, изучив свой характер, найти «созвучные себе, природе своего характера замены: общение с искусством, природой, коллекционирование, создание предметов творчеством и т.д.». М.Е. Бурно описал девять групп приёмов самопомощи творческим самовыражением. Наиболее широкое распространение в практике самопсихотерапии получили следующие приемы:

№ 35. Самопомощь созданием собственных творческих произведений.

Этот приём способствует высвечиванию личностного склада человека, оживлению его индивидуальности. Создание творческих произведений – это не только писание стихов, рассказов, рисование картин, сочинение музыки. Это вообще все занятия, в процессе которых человек создаёт что-либо более или менее законченное, с ясным отпечатком своей индивидуальности – приготовление кушанья, пошив одежды, вязание варежек. Предметом творчества может быть камень, найденный в горах, сухой корень, еловая шишка, перо птицы и др.

В городе Балтимор (США) в центре «Круг друзей» М.А. Раскиной была применена методика самопомощи творческим вязанием, благодаря которому устранялся депрессивный синдром, обусловленный эмиграционным стрессом. Выражая себя в душевно созвучном вязании, эмигранты из России избавлялись от душевной неопределенности, тревожности, пессимизма.

№ 35-1. Самопомощь творческим общением с литературой, искусством и наукой.

Этот вид самопомощи заключается в том, чтобы человек читал такие книги, смотрел такие спектакли, слушал такую музыку, погружался в такие науки, которые помогали бы ему познать самого себя, уяснить свои душевные особенности и трудности, подсказали бы ему как жить.

Любое произведение искусства и науки помогает в поисках своего дела, смысла жизни, помогает разобраться в сложном душевном конфликте, вдохновляет на добрые дела лишь в том случае, если существует духовное созвучие автора с читателем.

Многим людям с расстройством настроения помогает повеселеть, ожить весёлая, чувственно-сангвинистическая жизнелюбивая сила картин Кустодиева, романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Кола Брюньона» Роллана, произведений Дюма-отца, Гашека, Ильфа и Петрова, музыка Россини, Штрауса, Кальмана.

Психолог Т.Ю. Метёлкина (Россия) предложила в плане развития ТТС религиозной направленности (Е.А. Поклитар) - приём самопомощи путём освоения духовной культуры православия. М.Е. Бурно, оценивая её книгу, писал: «Природой своей многие люди в России предрасположены к светлому религиозному мироощущению, но им трудно найти свой путь к Богу. Прием Т. Метёлкиной помогает этим людям войти в это драгоценное для многих мироощущение и сделаться, таким образом, менее тревожным, более уверенным в себе, обрести свою вдохновенно-творческую дорогу».

№ 35- 2. Самопомощь творческим общением с природой.

В процессе общения с природой у депрессивного человека доминирует положительное эмоциональное состояние благодаря прочувствованному душевному созвучию, родством с ней. Пробуждает в человеке положительное эмоциональное состояние не только непосредственное соприкосновение с природой, но и просмотр в уютной обстановке слайдов и фотографий с изображением видов природы, цветов, животных, камней. Благотворное влияние на настроение оказывает выращивание цветов, воспитание собак, уход за домашней птицей. М.Е. Бурно пишет: «Когда вглядываешься, не спеша, в облака и деревья, бабочек и ворон, кормишь собаку или кошку…, происходит как бы «собирание», высвечивание, подчёркивание духовной индивидуальности, благодаря чему избавляешься от тягостного расстройства настроения, крепче, вдохновеннее привязываешься к жизни».

Разным, по своему складу, людям с душевными трудностями помогают сблизиться с природой, душевно проникнуться ею разные художники природы. Одним созвучнее Кольцов, Аксаков, Солоухин, Астафьев, из живописи – Левитан, Саврасов; другим – Тютчев, Торо, Серая Сова, Швейцер, а из живописи – Сарьян, Крымов, Нестеров.

Всего важнее учиться воспринимать природу по-своему, т.е. творчески.

№ 35-3. Самопомощь творческим коллекционированием.

Творческое коллекционирование – это значит собирать только созвучное душе коллекционера. Собирать можно марки или открытки, монеты или значки городов.

М.Е. Бурно приводит собственное наблюдение.

С., 46 лет, с тяжким депрессивным чувством угасания своей индивидуальности, ощущением «роботности» (как будто бы он – не он), пришёл к выводу, что, приобретя известные ему марки и рассматривая их в альбоме при усилении тяжкого ощущения «роботности», испытывает душевное смягчение, возвращение к самому себе.

№ 35-4. Самопомощь проникновенно-творческим погружением в прошлое.

Творчески погружаться в прошлое – это значит глубже, яснее видеть себя теперешнего в своих детских переживаниях, в фотографиях, в прошлом своего родного города или деревни, страны, человечества, в народных сказках своей родины и т.п.

Уточняя, благодаря такому погружению в прошлое, свою духовную индивидуальность, человек осознаёт – ощущает свою «неслучайность», глубинные связи с ушедшими близкими, историей своей страны и человечества, Вселенной. И это, в конечном счёте, способствует формированию определённых мировоззренческих и поведенческих установок, побуждающих к творческому поиску своего жизненного пути, своего возвышенного самопонимания, своего достойного места среди людей, своего смысла жизни.

№ 35-5. Самопомощь творческими путешествиями. М. Бурно характеризует этот вид самопомощи следующим образом «Творческое путешествие – это путешествие ради серьёзного познания себя, своего отношения к новым местам и людям (то есть путешествие, прежде всего, в себя самого). Хорошо уехать далеко, где совсем другая природа, где никогда не был, но возможно получить не меньший целебный эффект от творческого путешествия в соседний городок на электричке или даже на соседнюю улицу пешком. Важно только подготовиться ко всякому такому путешествию чтением, записыванием в книжку из справочников, энциклопедий, географических книг и т.д. о местах, куда едешь или идешь, чтобы выказать и к главному, и к некоторым подробностям свое отношение со знанием дела, записать это свое отношение- переживание в ту же книжку, выразить в фотоснимках, рисунках. Чтение книг В.К.Арсеньева, Н.К.Рериха, В.М.Пескова поучительно располагает к этому» - М.Е.Бурно, Сила слабых, М.,1999,с.239.

Все представленные приемы самопомощи творческим самовыражением являются источником светлого мироощущения, состояния духа, творческого вдохновения личности, в которой живут любовь и смысл. Эффективность приемов самопомощи творческим самовыражением подтверждена при проведении занятий-семинаров в группах Христианской психогигиены и характерологической экологии человека (Е.А. Поклитар, М.А. Раскина).

2.3.3. Приемы, способствующие реализации смысла жизни.

Общие особенности. Стимулируют поиск смысла существования - высшей потребности человека - или его поддержание, активизацию в тяжелых кризисно-фрустрационных ситуациях.

Главной практической и теоретической базой приемов, способствующих реализации смысла жизни, является метод логотерапии (от греч. logos - смысл), разработанный В. Франклом, выдающимся австрийским психотерапевтом-психологом. В основе логотерапии лежат следующие положения:

• поиск и реализация смысла своей жизни присущи всем людям;

• в жизни нет ситуаций, лишенных смысла, его всегда можно найти и осуществить;

• человек может вынести любое «как жить», если он знает, «зачем жить» (Ницше);

• у человека возрастает воля к жизни, если он видит смысл своего существования;

• каждый человек имеет, чаще всего, несколько жизненных целей, реализация их является смыслом его бытия (например, самореализация творческих возможностей, воспитание детей в соответствии со своими представлениями об идеале, достижении престижного положения в обществе и т. д.);

• в нахождении и отыскании смысла жизни человеку помогает совесть, задача которой открыть человеку, «что ему надо» и принять нравственно-обоснованное решение о смысле своего бытия, существования;

• на разных этапах жизни может измениться приоритетность целей, значимость их реализации для решения жизненных проблем.

Логотерапевтические приемы имеют широкий круг показаний в связи с тем, что потеря смысла жизни является одной из главных причин возникновения и развития неврозов, алкоголизма, наркомании, депрессии стрессогенного происхождения и суицидных поступ-ков.

Классификация. Логотерапевтические приемы, используемые с аутопсихотерапевтичес-кой целью, условно подразделяются на две подгруппы.

А. Приемы, помогающие человеку реализовать свою жизненную цель при возникновении тяжелой психотравмирующей ситуации.

№ 36. Прием «дистанцирования от страданий» (В. Франкл).

ТПИП. Виктор Франкл, психолог-психотерапевт с мировым именем, оказавшись в нацистском концлагере, поддерживал свой жизненный тонус с помощью психотерапевтического приема, основанного на логотерапевтическом воздействии. «Моя ситуация, - вспоминает В. Франкл в работе, посвященной психотерапии в концлагере,- представлялась мне безотрадной и безнадежной». Тогда я представил себе, что я стою на кафедре в большом, красивом, теплом и светлом конференц-зале, собираюсь выступить перед заинтересованными слушателями с докладом под названием «Психотерапия в концентрационном лагере» и рассказываю как раз о том, что я в данный момент переживаю. С помощью этого приема мне удалось как-то подняться над ситуацией, над настоящим и над страданиями и увидеть их так, как будто они уже в прошлом, а я сам, со всеми моими страданиями, представляю собой объект научно-психологического исследования, которое я же и предпринимаю»,

№ 37. Логотерапевтический прием мобилизации психофизиологических резервов организма при тяжелых заболеваниях.

ТПИП. Известный французский писатель Жан Ришар Блок в начале Великой Отечественной войны был эвакуирован из Москвы в Казань в безнадежном состоянии с тяжелым двусторонним воспалением легких. Позднее Блок рассказывал, как он победил смерть: «Я беспрерывно напрягал свою волю и твердил себе: «Нет! Я не умру, я не хочу умереть до победы! Нет! Я непременно должен выздороветь! Нет! Я ни за что не соглашусь умереть вдали от Франции! Вот так я и пересилил смерть».

Б. Приемы, способствующие нахождению нового смысла существования (в связи с его утратой-путем реализации дополнительно появившихся жизненных задач).

№ 38. Показания - горестные переживания, обусловленные уходом из жизни дорогого и любимого человека.

Для предотвращения опасных последствий глубокой печали и тоски, траурные ритуалы предусматривают не только достойное почтение памяти умершего, но и психотерапевтическую помощь скорбящим.

Законы религии, традиции и обычаи антистрессового характера тесно переплетаются с приемами «утешительно-мобилизующей психотерапии», созданной народной мудростью. Среди них большое место занимают психотерапевтически обоснованные советы, имеющие логотерапевтическую основу. Выполнение их оказывает психотерапевтическое воздействие на скорбящего в результате того, что уменьшаются горестные переживания при исполнении нравственного долга перед ушедшим близким и любимым человеком.

Чаще всего это выражается в реализации его завещаний, например, заботиться о своем здоровье, чтобы помогать детям или не быть им в тягость, ухаживать за могилами родных, завершить неоконченные им добрые дела и т.д.

Для повышения эффективности психотерапевтической самопомощи рекомендуются и приемы аутопсихотерапии .

№ 39. Логотерапевтический прием, основанный на «принципах рационального самоубеждения».

Примерный вариант: «Переживаниями (страданиями) положение не исправишь, только вред себе и родным нанесешь»,

«Надо примириться с тем, что не зависит от тебя»,

«Слезами горю не поможешь (нельзя изменить то, что произошло)»,

«Я могу настроиться на оптимистическую волну, преодолеть хандру (во имя…)».

Мой девиз: «Скорбеть по утраченному - бесполезно» (В. Шекспир). «Надо с достоинством пережить то, что не можешь изменить» (Сенека).

Разумеется, советы человеку, испытывающему острую тоску и печаль, не могут быть стандартными. Они должны учитывать индивидуальные особенности и значимость понесенной им потери.

Следует признать, что нередки случаи, когда выше описанные советы скорбящему не достигают цели. Чаще всего это наблюдается, если смерть родного человека была внезапной или преждевременной. Особенно в тех случаях, когда умерший был единственным стержнем, опорой в жизни, и с его уходом произошло крушение всех жизненных замыслов и планов, наступило тяжелое одиночество.

Опыт психотерапевтов показывает, что в этих трагических ситуациях наиболее целесообразно посоветовать скорбящему сочетать логотерапевтические приемы с приемами психотерапевтической самопомощи, способствующими самореализации личностного потенциала.

№ 40. Логотерапевтический прием, «основанный на принципах ТТС».

ТПИП. Ш., врач одесской медсанчасти. Когда ему было 68 лет, на него обрушилось страшное горе, несчастье. В течение полутора лет похоронил жену, младшего брата и сестру, а через год скоропостижно скончался единственный его ребенок,безгранично любимый им сын. Он, будучи дежурным хирургом в районной больнице, во время того, как оперировал больную по поводу заворота кишок, внезапно почувствовал сильную боль в области сердца. Но, несмотря на плохое самочувствие, продолжал операцию, которая затянулась на 3,5 часа. Женщину 83-летнего возраста он спас от смерти. Вскоре после окончания операции резко ухудшилось его состояние, возникла острая сосудистая недостаточность (коллапс). Электрокардиограмма показала обширный инфаркт миокарда. Однако кардиологическая помощь не была оказана своевременно.

Трагическая смерть сына, глубокая скорбь и печаль о нем привели к развитию у Ш. тяжелого депрессивного состояния, сопровождавшегося серьезными нарушениями функций внутренних органов.

Советы друзей и родственников о необходимости продолжать борьбу за жизнь (ради маленькой внучки, нуждающейся в любви и помощи дедушки, для сохранения светлой памяти о сыне и родных) он категорически отвергал, мотивируя бессмысленностью дальнейшего существования.

В этот трагический период его жизни нежданно пришло письмо из Академии наук (Москва), в котором содержалась просьба написать статью о жизни и деятельности его брата, всемирно известного ученого-астрофизика.

Лишь после повторного напоминания он приступил к написанию воспоминаний. Сразу же после их завершения он стал писать мемуары для «семейного архива» - о горячо любимом сыне, родных, друзьях.

Обретение нового смысла жизни помогло доктору Ш. преодолеть последствия тяжелой психотравмы и многие недуги. Умер он в весьма преклонном возрасте.

ТПИП. К. Паустовский в «Повести о жизни» рассказал, как он помог матери и сестре победить тяжелый стресс, вызванный одновременной гибелью на фронтах 1 мировой войны двух родных: «Когда я приехал, со дня смерти братьев прошло больше месяца. Мама плакала редко. Она вообще не была склонна к слезам. Сестра Галя, когда говорила о братьях, начинала дрожать, но только в отсутствии мамы. При маме она сдерживалась... Я не знал чем помочь. Я сам был жестоко подавлен этой двойной одновременной смертью... Избавление пришло случайно. Я спросил Галю, что они с мамой знают об обстоятельствах гибели братьев. Оказывается, они ничего об этом не знали»... Автор им посоветовал « написать в те воинские части, где они служили, найти их товарищей, тех, кто был с ними в день гибели, попросить прислать все их письма, дневники, документы- все, что осталось. Я не предполагал, какое действие окажут эти слова. Появилась цель жизни... В переписку было втянуто много людей... Горе постепенно растворялось в чужих жизнях...»

№ 41. Логотерапевтические приемы, основанные на »изменении приоритетности жизненных задач».

Показание - тяжелая хроническая болезнь, вызывающая пессимистический настрой к будущему.

ТПИП. В районном противотуберкулезном стационаре лечились двое юношей 17 - летнего возраста по поводу туберкулеза легких идентичной формы специфического процесса.

Медикаментозное лечение проводилось по общей схеме антибактериальной терапии, поэтому имелись основания прогнозировать сходные результаты лечения. Вместе с тем, только у одного болезнь протекала благоприятно, лечение было высокоэффективным. Анализ причин различия в результатах терапии показал, что главную роль сыграл психологический фактор. У больных были неодинаовыми установки к реализации смысла жизни. Оба юноши мечтали поступить в военное училище, стать летчиками. Болезнь нарушила эти планы. Виктор примирился с нереальностью своего желания, замысла. Он принял решение осуществить свою вторую мечту - поступить в лесотехническое учебное заведение, пойти по стопам своего старшего брата, лесничего.

По-другому отреагировал Анатолий на невозможность стать летчиком. У него развилось подавленное настроение из-за неправильной установки к возможностям реализации смысла жизни. Способствовали его формированию два фактора риска: склонность к полярной оценке жизненных ситуаций по принципу «все или ничего» и узкий круг духовных интересов, породивших ошибочное представление о путях самоактуализации личностного потенциала (без учета реальных возможностей).

№ 42. Показание - хронический алкоголизм и другие болезненные пристрастия.

Установлено, что потеря смысла жизни является одной из ведущих причин патологического влечения к спиртному. Имеются данные, свидетельствующие, что свыше 80 % алкоголиков испытывают выраженное ощущение утраты смысла жизни.

Убедительным подтверждением взгляда на значимость формирования смысла существования для лиц, страдающих алкоголизмом, является высокая эффективность метода лечебно-профилактического воздействия, применяемого в сообществе анонимных алкоголиков. Основной компонент такого содействия - дружеская помощь новому члену коллектива в нахождении смысла жизни.

В пользу обоснованности мнения о зависимости эффективности терапии (профилактики) алкоголизма от наличия у потаторов конструктивно-позитивной установки к смыслу жизни свидетельствуют и многочисленные клинические наблюдения, в том числе и наши, выполненные над двумя группами алкоголиков.

Первая группа проходила лечение в московском антиалкогольном центре, а вторая – реабилитацию, на базе одесского «кабинета эстетотерапии и увлекательной трудотерапии». Значительно лучшие результаты наблюдались нами (Воробейчик Я.Н, Зайцева Л.Н.) у тех, кто с помощью творческого самовыражения не только реализовывал свой духовно-творческий потенциал, но и находил новый смысл жизни.

В группу приемов, способствующих самоактуализации личности, входят и психотерапевтические приемы, направленные на повышение чувства любви к себе («любовь к себе означает, что человек принимает себя как значимую личность», по У. Дайеру), являющееся высшей духовной потребностью человека. Применяются они, как правило, не самостоятельно, а в комплексе с приемами, поднимающими уровень самоуважения в случаях, когда имеется потребность в применении дополнительных усилий для повышения чувства собственного достоинства.

В аутопсихотерапевтической практике преимущественно используются приемы, стимулирующие чувство любви к себе в виде формул самоубеждения (самоутверждения) в сочетании с образными представлениями, соответствующими их содержанию.

При их составлении нами, как и многими другими психотерапевтами, рекомендуется ориентироваться на вывод Г. Селье, согласно которому любовь к себе должна носить альтруистический характер, основываясь на принципе «Заслужи любовь ближнего». При этом в число «ближних» людей следует включать, по убеждению Г. Селье, не только родных, но и тех, кто близок в духовном и интеллектуальном отношении.

№ 43. Прием «когнитивного самоутверждения»:

«Я осознаю необходимость повышения чувства любви к себе (на альтруистической основе)»,

«Я хочу и могу совершенствовать себя: больше проявлять любовь к себе, сохраняя при этом свою неповторимость, уникальность»,

«Усиление любви к себе помогает мне преодолевать чувства нелюбви к другим: ненависть, озлобленность, чрезмерную агрессивность (источники стрессового состояния, ухудшения здоровья»).

«Я люблю себя, невзирая на некоторые недостатки».

«Я осознаю, что любовь к себе требует признания положительных качеств, не отрицая наличия у меня и негативных свойств».

Мои девизы:

«Я горжусь тем, что люблю и уважаю себя, как и других людей»,

«Любовь (к себе и близким) - лучшее целебное лекарство», «Заслужи любовь ближнего» (Г. Селье).

Следует отметить, что в последнее десятилетие опубликован ряд работ, свидетельствующих о стремлении их авторов разработать метод психотерапии, состоящий из комплекса приемов, повышающих уровень самоуважения, собственного достоинства и любви к себе.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2938
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru