2.4. Психотерапевтические приемы
условно-рефлекторного (реактивного) научения.
Краткая характеристика. Основополагающий вклад в создание
теории реактивного научения внес И.П. Павлов. Его учение об условных рефлексах
явилось фундаментом для разработки психотерапевтических упражнений и приемов,
корректирующих неадекватные поведенческие реакции. Их саногенное воздействие
направлено на погашение патогенных,вредоносных рефлексов, вызывающих страх,
фобию, тревогу или влечение к курению, алкоголю.
Приемы, используемые для условно-рефлекторной аутопсихотерапии,
имеют три разновидности.
2.4.1. Десенситивные приемы (приемы «функциональной тренировки»).
Принцип применения. Осуществляется постепенное привыкание
(приучение) к пугающему объекту путем поэтапного увеличения стрессовых нагрузок
- ступенчатое приближение к источнику страха.
А. В детской практике.
№ 44. Показание - боязнь домашней собаки.
Особенность приема:
1 этап - родители приучают ребенка гладить игрушечную собаку;
2 - создают условия, чтобы ребенок мог погладить щенка;
3 - приводят ребенка к детям, которые не боятся собаки, радуются
встрече с ней.
Кроме того, дезактуализации переживаний, обусловленных страхом
перед собакой, способствует чтение ребенку рассказов, где описывается она как
лучший друг человека.
№ 45. Показание - ночной страх (из-за пребывания
в помещении без родителей).
Особенность приема:
1 этап - мать (отец) ложится в постель ребенка, спит вместе с ним;
2 - возле его кровати ставится кушетка, где спит мать (отец), и
постепенно она отодвигается от постели ребенка;
3 - (при отсутствии эффекта) - постель придвигается к двери,
открытой в другую комнату.
После достижения желаемого эффекта кровать постепенно отодвигается
на прежнее место, и прикрывается дверь. Для ускорения преодоления страха
возможно приклеить на потолок комнаты, где ребенок спит, россыпь звездочек,
светящихся в темноте.
№ 46. Показание – боязнь « маски страха».
Особенность приема описал Жан Жак Руссо в своем
произведении педагогической направленности «Эмиль, или о воспитании масками»:
«все дети боятся… масок. Я начну с того, что покажу Эмилю маску с приятными
чертами лица, затем кто-нибудь у него на глазах наденет ее на лицо: я начну
хохотать, засмеются и все - и ребенок вместе с другими. Мало-помалу я приучу его
к маскам с менее приятными чертами и, наконец, к фигурам отвратительным. Если я
хорошо выдержал градацию, то он не только не испугается последней маски, но
будет смеяться над ней, как над первой».
Б. Приемы функциональной тренировки для взрослых и подростков.
№ 47. Показание - страх нахождения в закрытом
пространстве (например, в лифте).
Техника применения:
1 этап - в течение дня несколько раз постоять вблизи от лифта и
постепенно приближаться к нему;
2 - быстро войти в лифт и тотчас выйти из него (воспользоваться
моментом, когда нет желающих пользоваться им);
3 - постепенно увеличивать время пребывания в кабине лифта;
4 - осуществляется поэтапный подъем на лифте: сначала до 2 этажа, а
в последующем до 3-го и выше.
Следует указать, что прием «ступенчатого привыкания» при фобии
(навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни действий и поступков)
применяется лишь с целью поддержания результатов лечения, проводимого врачом или
клиническим психологом.
№48. Показание - выраженное чувство
застенчивости, стыдливости, робости.
ТПИП. А. Эллис, один из основоположников
когнитивно-поведенческой психотерапии, в своих трудах неоднократно упоминает,
что до 19 лет был очень робким, панически боялся знакомиться с женщинами из-за
страха, что они не придут к нему на свидание. Для его преодоления он разработал
модификацию «приема функциональной тренировки» на основе принятого им решения:
«В течение месяца посидеть на одной и той же скамейке с сотней женщин, с каждой
из них поговорить в течение 1 минуты и назначить им свидание, не обращая
внимания на дискомфортное состояние. Результаты: почти все женщины пришли на
свидание, и у меня полностью исчезло чувство выраженной застенчивости,
стыдливости». Разумеется, практический интерес представляет лишь принцип
функциональной тренировки, описанный А. Эллисом.
№ 49. Показание - неадекватная психосоматическая
реакция, возникающая в определенной ситуации (тошнота, рвота, частое
мочеиспускание и др.).
ТПИП. У девушки, поступившей по призванию в медицинский
институт, каждый раз во время занятий по анатомии возникала тошнота и рвота. Она
тщетно пыталась преодолеть эту слабость. Окружающие стали убеждать ее оставить
медицинский институт и поступить в другой. Тогда студентка в свободное от
занятий время начала ходить «для тренировки» в секционный зал, где находились
трупы, постепенно удлиняя время пребывания в нем. Тренируясь, таким образом,
несколько месяцев, она заставила себя привыкнуть к необычной обстановке,
преодолеть тошноту и рвоту (из клинического опыта М.И. Телешевской).
2.4.2. Десенсибилизирующие приемы.
Принцип техники. Проводится поэтапное ослабление воздействия
источника психотравмирующих переживаний путем мысленного представления его в
состоянии релаксации, т.е. нервно-мышечного расслабления. Саногенный(лечебный)
эффект достига-ется в результате преодоления патогенных условных рефлексов на
основе физиологического закона «реципрокного торможения». Его суть: мышечная
релаксация тормозит действие психотравмирующих раздражителей, вызывающих страх
или фобию.
Теоретические и практические аспекты метода психотерапии,
основанного на достижении десенсибилизирующего эффекта, разработал известный
психотерапевт Дж. Вольпе.
№ 50. Лечебно-тренировочный прием-упражнение закрепления
результатов антифо-бической психотерапии по методу «систематической
десенсибилизации» (по Вольпе).
ТПИП. П., 19 лет, слесарь, обратился к нам за
психотерапевтической помощью по поводу тревожного состояния, возникшего в связи
с боязнью поездки по железной дороге из Москвы в Рим, планируемой через месяц
(по причине эмиграции в Америку).
При опросе выяснилось, что фобические явления возникли три года
назад после получения письма с трагической вестью о гибели родственника в
железнодорожной катастрофе. С этого времени П. никуда не ездил, за медицинской
помощью не обращался.
Проблему лечения усложняла напряженная ситуация, обусловленная
необходимостью подготовки к отъезду в течение короткого срока.
На первом этапе пациент, находясь в состоянии релаксации, образно
представлял сцену поведения своего друга в поезде (служившего для него примером
для подражания), который адекватно реагировал в ситуациях, когда «внезапно
останавливался поезд», «делал резкие повороты» и др. Для усиления эффекта
воображаемой поездки включался магнитофон с записью звуков движущегося поезда.
На втором этапе (через неделю) П. представлял себя адекватно
реагирующим в экстремальных ситуациях, возникаемых при движении поезда.
В силу сложившихся обстоятельств, обусловленных проблемой
эмиграции, П. в последующем проводил занятия самостоятельно, согласно нашим
рекомендациям. Во время их проведения в состоянии релаксации он мысленно
произносил формулы самоубеждения: «Я спокоен, уверен в успехе, т.к. я полностью
владею собой, управляю эмоциями, умею нейтрализовать чувство страха».
Третий этап - пребывание в реальных условиях.
Во время поездки (согласно полученному нами благодарственному
письму из Нью-Йорка) пациент периодически проводил десенсибилизирующие сеансы
«поведенческой аутопсихотерапии».
Достижению положительных результатов способствовало и то, что он
широко использовал приемы «отвлечения внимания» - слушал магнитофонную запись
любимых музыкальных произведений, читал детективные романы, рисовал.
№ 51. Десенсибилизирующий прием «повышения антистрессового
иммунитета» (по Д. Мейхенбауму).
Принцип применения базируется на научно обоснованном представлении,
что между двумя ведущими защитно-адаптационными системами - иммунной
(антиинфекционной) и антистрессовой - имеются симбиотические отношения,
определяемые их общей задачей: преодолевать воздействие вредоносных факторов и
восстанавливать нарушенный ими гомеостаз,постоянство функций организма.
Д.Мейхенбаум, опираясь на данные о сходной направленности
функционирования защитных механизмов двух адаптационных систем, разработал
технику применения «прививки против стресса».
Ее суть - использование малых, постепенно увеличивающихся доз
стрессового воздействия, которые повышают уровень антистрессового иммунитета (по
похожему принципу, применяемому для усиления сопротивляемости организма к
воздействию патогенных микробов с помощью прививок, вакцинации, а также для
профилактики анафилактического шока - путем применения «малых доз» по Безредка).
С этой целью пациентам рекомендуется в состоянии релаксации
представлять психотравмирующие ситуации в соответствии с основными условиями
десенсибилизации - постепенно усиливать их стрессогеное воздействие ,по
продолжительности, силе и частоте, а при появлении дискомфорта- отдавать
самоприказ «стоп».
В течение сеанса можно несколько раз мысленно воссоздавать картину
ситуации, вызывающую стресс, и произносить мобилизующие формулы («Я справлюсь!»,
«Я достигну цели!»), а в период отдыха - вспоминать события, порождающие
положительные эмоции.
Описанный прием повышения антистрессового иммунитета входит в
состав метода «прививка против стресса», и, как правило, применяется лишь для
поддержания результатов лечения, проводимого психотерапевтом. Самостоятельно
использовать его можно при стрессах «легкой степени» по рекомендации лечащего
специалиста.
2.4.3. Парадоксально-интенционные приемы.
Особенность. Применяются для погашения патогенных
условно-рефлекторных механизмов, обуславливающих тревожно-фобические
состояния(см.1.2). Рекомендуется сознательно многократно повторять действия
(навязчивые движения, фобии, страхи), от которых человек хочет избавиться. При
необходимости мысленно провоцировать их возникновение путем негативного
самовнушения.
№ 52. Антифобический прием «парадоксальной интенции» (от лат.
intentio – намерение). Разработан В. Франклом и входит в состав «неспецифической
логотерапии», применяется как для поддержания результатов лечения, так и
самостоятельно. Необходимым условием успешного его применения является понимание
смысла использования психологического механизма его психотерапевтического
воздействия:
• фобия возникает не только тогда, когда имеется реальная или
воображаемая опасность, но и в связи с боязнью возникновения страха
(преимущественно из-за опасения отрицательной оценки неадекватного поведения
окружающих, как проявление слабой воли, неумения владеть собой, трусливости или
в связи с боязнью ожидания неприятных событий);
• человек, страдающий фобией, должен делать то, чего он боится,
искать те ситуации, в которых он обычно испытывает страх.
ТПИП. В. Франкл в пользу обоснованности своей точки зрения
на возможность применения приема «парадоксальной интенции» самостоятельно
приводит множество примеров его успешного использования при различных
психогенных болезнях, в клинической картине которых преобладает фобия.
В своем фундаментальном труде «Человек в поисках смысла» (М., 1990
г., пер. с немецкого) он подчеркивает: «Удивительно, как часто и успешно
применяют парадоксальную интенцию к самим себе обыкновенные люди. Перед нами
лежит письмо женщины, 14 лет страдавшей тяжелой агрофобией и безуспешно
лечившаяся разными методами психотерапии. Больная писала, что все эти годы
каждый день был для нее адом... После прочтения моей книги она сказала себе: «Покажу-ка
я теперь всем людям на улице как замечательно у меня получается впадать в панику
и лишаться сил». И вдруг она ощутила спокойствие. Она продолжила свой путь к
магазину, но когда подошла к кассе - ее начала бить дрожь. Тогда она сказала
себе: «Ну, сейчас я покажу кассиру, как я могу потеть». Только на обратном пути
она заметила, как она спокойна. Через несколько недель она настолько овладела
способностью преодолевать агрофобию с помощью парадоксальной интенции, что
подчас даже не могла поверить, что когда-то была больна».
Опыт многих психотерапевтов, в том числе и наш, свидетельствует о
целесообразности применения приема «парадоксальной интенции» с
аутопсихотерапевтической целью при нарушении сна, кошмарных сновидениях,
сексуальных расстройствах и тревожно-фобических явлениях психогенного
происхождения.
ТПИП. Известный курортный психотерапевт Д. Бершадский
описал принцип применения парадоксально-интенционного приема
(лечебно-поддерживающего) в стихотворной форме, в виде совета пациентам,
страдающим агорафобией и другими разновидностями навязчивого страха.
...Как поступить, чтоб страх свой победить?
К нему ты отношенье должен изменить:
Иди умышленно опасности навстречу,
Не размышляй о том, как будешь ты идти,
А думай, как быстрее в страх войти.
Старайся вызвать сам сердцебиенье,
Потливость, дрожь, головокруженье.
Стремись все это ощутить в ходьбе
И вскоре ты не сможешь вызвать страх в себе.
Так поступай с боязнью темноты и высоты.
Со всем, чего навязчиво боишься ты...
№53 . Прием «отрицательного самовнушения».( предложил М.Д.
Танцюра-принцип его применения близок к приему «парадоксальной интенции»).
Согласно рекомендации автора приема:
• при бессоннице - стараться не засыпать, внушая себе: «Я не хочу
спать. Я буду активным и бодрым. Я специально не буду спать»;
• при страхе глотания в связи с эзофагоспазмом (первичным,
функциональным) держать пищу во рту, стараясь ее не глотать, и внушать себе, что
она остановится в пищеводе;
• при навязчивых движениях - 3-4 раза в день по несколько минут
сознательно повторять движения, соответствующие болезненному симптому, вызывая
мысленные представления о нем.
В англоязычной литературе по самопсихотерапии встречаются
рекомендации пациентам, испытывающим выраженное чувство тревоги, сильное
беспокойство, самостоятельно проводить сеансы «интенсификации тревожного
состояния» (ежедневно по 20-30 минут в течение месяца).
На наш взгляд, максимальная активизация тревог, волнений возможна
лишь при условии контроля, осуществляемого психотерапевтом, лечащим
специалистом, учитывая возможность отрицательных последствий от сильных
стрессо-эмоциональных переживаний. |