MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

2.6. Приемы социально-психологического научения (самомоделирования желаемого поведения).

Краткая характеристика. Основные положения социально-психологического научения:

• поведение человека формируется не только под влиянием прошлого опыта, вытесненного в подсознание (психоаналитическая концепция), его ориентации на самореализацию личностного потенциала (гуманистическая концепция) и применения «оператной системы самомотивации» (концепция по Скиннеру),

но и под воздействием социальной среды, взаимодействия индивида с другими людьми;

• в процессе моделирования адаптивного стереотипа ведущую роль играют процессы наблюдения и имитации моделей, выбранных в качестве эталонов (их поведения в реальной жизни или отраженного в фильмах, книгах).

Классификация. Психотерапевтические приемы, участвующие в социальном научении, подразделяются на две подгруппы.

2.6.1. Обменно-ролевые (экстраспективные) приемы.

Особенность. В их состав входят приемы АП, участвующие в самокоррекции поведения, исходя из результатов самонаблюдений за его проявлениями (реакциями) путем «обмена ролей» на основе оценки своего поведения как бы со стороны.

Умение обоснованно оценивать свое поведение «посторонним взглядом» имеет исключительно важное значение для совершенствования поведения и преодоления его неадекватных проявлений. Общепризнанно представление, что в формировании цивилизованных взаимоотношений решающую роль сыграла ориентация людей на соблюдение заповеди: «Люби ближнего своего, как самого себя» (относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе).

Известный американский психолог-писатель Оуэн Янг считает, что «Человек, который может поставить себя на место другого, понять его образ мыслей, может не беспокоиться за свое будущее».

Группа московских психологов, изучавших особенности саморегуляции поведения под руководством крупного ученого Б.В. Зейгарник, пришла к выводу, что у психопатизированных личностей чрезвычайно низкий уровень способности смотреть на себя со стороны, оценивать свое поведение путем ролевого обмена.

Психологические наблюдения над лицами, проявляющими нежелание или пассивное отношение к преодолению вредных привычек, отрицательно влияющих на внешний вид, свидетельствуют о том, что зачастую это связано с плохим умением критически оценивать свой облик «посторонним взглядом».

№ 60. Прием нейтрализации импульсивной реакции.

ТПИП. Лауреат Нобелевской премии Б. Пастернак в 1942 г. был эвакуирован в город Чистополь, где поселился в доме, хозяин которого, как выяснилось в скором времени, часто заводил патефон, слушая популярные песни. Громкая музыка затрудняла напряженную творческую деятельность писателя, который работал в то время над переводом “Ромео и Джульетты”. Однажды, не выдержав пытки патефоном, Пастернак в грубой форме выразил свое возмущение его поведением .Но, возвратившись в свою комнатушку, он проанализировал свой поступок. Вообразив себя на месте человека, для которого музыка была единственной радостью ( в связи с гибелью сына на фронте,одиночеством и изнурительной работой на военном заводе) поэт пришел к выводу о несправедливости своих укоров. После такого логического анализа, основанного на оценке ситуации посторонним взглядом, Борис Пастернак продолжал успешно работать над переводом бессмертного произведения В. Шекспира-громкая патефонная музыка ему больше не мешала, она перестала быть источником снижения его творческой активности.

№ 61. Прием улучшения тревожного состояния, обусловленного стрессовой ситуацией (из-за дефицита необходимой информации).

ТПИП. Маршал К.К. Рокоссовский в книге «Солдатский долг» пишет о том, что в первые дни войны, в конце июня, группа наших войск вела тяжелые оборонительные бои в районе Ярцева. Командующего обеспокоило, почему наша пехота, находясь в обороне, почти не ведет ружейного огня по наступающему противнику. «Решил, - вспоминает К.К. Рокоссовский, - лично проверить систему обороны переднего края на одном из наиболее ответственных участков... Добравшись до одной из ячеек (по принятой тогда системе каждый солдат находился в отдельном окопчике - Я.В.), я сменил сидевшего там солдата и остался один. Сознание, что где-то слева и справа тоже сидят красноармейцы, у меня сохранилось, но я их не видел и не слышал. Командир отделения не видел меня, как и всех своих подчиненных. А бой продолжался. Рвались снаряды и мины, свистели пули и осколки. Иногда сбрасывали бомбы самолеты. Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо. Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, и я остался один. Если уж ощущение тревоги не покидало меня, то каким же оно было у человека, который, может быть, впервые в бою!»

Проведенный К. Рокоссовским обменно-ролевой анализ ситуации оказал не только положительное воздействие на его эмоциональное состояние, благодаря выявлению истинной причины неадекватного поведения солдат. Написанная им докладная в Комитет Обороны привела к изданию приказа об изменении системы обороны - вместо ячеек стали сооружаться траншеи и окопы, в результате чего резко уменьшились потери и поднялся боевой дух солдат.

№ 62. Прием, стимулирующий потребность в избавлении от патологического влечения - алкоголизма, наркомании...

ТПИП - формирование взгляда со стороны с помощью видеозаписи.

А. 53 лет, слушатель курсов по антистрессовой самопсихотерапии в своем домашнем задании на тему «Что побудило меня поступить на курсы» написал следующее: «Основная причина, приведшая меня к выводу о важности приобретения знаний по психотерапии - семейная ситуация, требующая выполнения функций «домашнего психотерапевта» для сына, страдающего алкоголизмом. В том, что от знаний психотерапевтических приемов во многом зависит успешное решение проблемы помощи алкоголику, я убедился на своем горьком опыте. Мой сын, 23 лет, в течение последних двух лет систематически употреблял водку в весьма больших дозах, а в пьяном состоянии терял контроль над собой: дебоширил, оскорблял нас, а нередко и дрался. Многочисленные попытки убедить его в том, что он нуждается в специальном лечении, были безуспешными. К счастью, мне попалась газетная статья «Эффективный способ борьбы с наркоманией в Мексике», подсказавшая путь, как изменить отношение сына к антиалкогольной терапии.

В ней рассказывалось, что наркоманов, нарушающих общественный порядок, доставляют в полицейский участок, где делают видеосъемки их неконтролируемого поведения. А после выхода из наркотического состояния показывают им заснятые кадры их аморального поведения, унижающего достоинство человека. В результате, как показывает опыт мексиканских специалистов, многие из наркоманов, ранее категорически отказывавшиеся от лечения, соглашались пройти курс терапии в стационарных условиях.

Прочитанная статья побудила меня скрыто заснять поведение сына в пьяном состоянии и записать его брань на кассету. В последующем, когда он был трезвым и в хорошем настроении, я показал ему заснятые кадры. Не скрою, что я скептически относился к возможностям достижения положительных результатов. Во время того, как мой сын смотрел видеосъемку и слушал произносимые им оскорбительные слова в наш адрес, он неоднократно повторял фразу: «Неужто я дошел до такого позорного, скотского состояния?»

В итоге он согласился пройти курс антиалкогольного лечения, кардинально изменивший его отношение к употреблению спиртных напитков»

№ 63. -Прием, способствующий коррекции стиля поведения.

Принцип применения. Встать возле зеркала и выразить мимикой лица разные эмоциональные состояния – негативные (озлобление, недовольство, гнев, подавленность...) и позитивные (радость, бодрость, душевное благополучие, спокойствие...), оценивая их критическим взглядом со стороны. По такому же принципу с целью формирования оптимальных навыков поведения проводится самокритическая оценка осанки, позы, жестов, к примеру, при общении с начальником (боссом) и коллегами.

№ 64. Прием повышения поисковой и творческой активности в стрессовой ситуации.

ТПИП. Т. Рузвельт, президент Америки, в своих воспоминаниях пишет о том, что в его кабинете висел портрет Авраама Линкольна. В трудную минуту, когда возникала острая необходимость принятия решения по очень сложным и ответственным проблемам, он мысленно советовался с ним. Применяя обменно-ролевой прием, он стремился представить себе, как бы поступил великий государственный деятель, президент Линкольн, находясь на его месте.

№ 65.- Прием повышения умения предупреждать возникновение конфликтных ситуаций.

Принцип применения состоит в том, что необходимо мысленно представлять себя на месте другого и задавать себе вопросы, ответы на которые помогают правильно оценить ситуацию (проблему, обстановку) и не допустить неадекватные поведенческие реакции.

Чаще всего формулируется вопрос: «Если бы я был на месте В., то, как бы я реагировал….?»,

Стимулирующее влияние на адекватную, объективную оценку своего поведения «глазами другого человека» могут также оказать научно-популярные книги и литературные произведения психотерапевтического содержания.

В качестве примера приведем стихотворение Э.А. Асадова, инвалида Великой Отечественной войны І группы, потерявшего зрение после тяжелого черепно-мозгового ранения.

Ах, как все относительно в мире этом!

Вот студент огорченно глядит в окно.

На душе у студента темным-темно;

«Запорол» на экзаменах два предмета...

Ну, а кто-то сказал бы ему сейчас:

- Эх, чудила, вот мне бы твои печали!..

Только те, кого в мире уж больше нет,

Если б дали им слово сейчас, сказали:

- От каких вы там стонете Ваших бед?

Вы же дышите, видите белый свет,

Нам бы все ваши горести и печали!

Есть один только вечный пустой предел...

Если каждый ценил бы все то, что имел,

Как бы Вы превосходно на свете жили!

2.6.2. Имаго-ролевые приемы.

Особенность. В отличие от обменно-ролевых приемов они осуществляют самокоррекцию неадекватного поведения путем игровой самопсихотерапии, ориентированной на исполнение желаемой роли – мысленно или при проведении аутотренировочных занятий. В овладении имаго-ролевыми приемами, прежде всего, нуждаются те, чьи особенности характера предрасполагают к возникновению психотравмирующих переживаний или к необоснованному развитию межличностных конфликтов. Большая потребность в них есть и у лиц, специальность которых относится к «стрессовым профессиям» и у тех, кто нуждается в повышении саногенной активности.

Применяются они самостоятельно или для поддержания результатов игровой терапии, проводимой психотерапевтом.

Классификация. Разделяется на две группы, исходя из разных путей применения игровой самопсихотерапии.

Первая - включает ауторолевые игры, основы которых составляют имаго-ролевые приемы. Общими условиями при исполнении всех ролевых игр являются:

• Постепенное удлинение их продолжительности (к примеру, сначала 1,5 часа, затем -2 часа и т.д.) с установкой на формирование планируемого типа поведения.

• Выражение лица, интонации голоса, позы и жесты изменяются в зависимости от особенностей компонентов исполняемой роли.

• Во время игры, а при необходимости и в межигровой период произносятся слова самоубеждения в виде девиза для ускорения процесса вживания в исполняемую роль.

• При подражании личности, избранной для ориентира (модели, эталона) следует руководствоваться следующим положением: нет абсолютно идеальных людей, а поэтому возможно подражать лишь отдельным элементам их поведения, сохраняя при этом свою индивидуальность.

О. Арнольд, известный психотерапевт-психолог, имеющая большой опыт применения игровой терапии, считает, что « играя себя таким, каким бы мы хотели себя видеть, мы действительно становимся лучше, не замечая, как внешние свойства входят внутрь и становятся неотъемлемыми внутренними качествами» (Искусство быть счастливой, М,2000,стр.393)

Высокая оценка значимости ролевых игр содержится в трудах ведущих психотерапевтов по проблемам игровой психотерапии – М.Буянова, А. Захарова, С.Игумнова, Ю. Шевченко.

Ролевые игры, рекомендуемые для психотерапевтической самопомощи, имеют три разновидности в связи с разными показаниями для их применения.

1. Ауторолевые игры, способствующие коррекции черт характера, отрицательно влияю-щих на состояние здоровья, межличностные отношения и профессиональную деятельность (см.1.1).

№66. Показания - агрессивно-конфликтные черты характера.

Основные условия игры - «Я-дружелюбный». Исполняется роль благожелательного человека, проявляющего внимательность, приветливость и симпатию к близким и окружающим. При этом он стремится подчеркнуть их достоинства, говорит им приятные слова и комплименты, выражает радость по поводу их даже незначительных успехов.

Проигрываемая роль находит отражение в тоне разговора, интонации голоса, мимике и жестах, свидетельствуя об отсутствии предрасположенности к придирчивости, раздражительности, вспыльчивости. Возможно включение (как и при других показаниях для ауторолевых игр) «подражательного компонента» - ориентацию на поведение человека, выбранного в качестве модели.

№ 67. Показания - тревожно-депрессивные черты характера.

Рекомендуется игра - «Я - оптимист».

Основные условия. В игровой сценарий входят 3 компонента:

• проявление позитивной направленности мышления. Это выражается в том, что играющий концентрирует свое внимание на светлых сторонах жизни. К примеру, при рассуждении о стрессовой ситуации подчеркивает ее положительные моменты и преимущества, подражая Робинзону Крузо.

• создание имиджа оптимистически настроенного человека. Стимулирует формирование этого образа – улыбающееся лицо, твердая походка, расправленные плечи, уверенный тон разговора и поза человека, верящего в свой успех.

• поведенческие реакции, соответствующие представлению о человеке, адекватно реагирующего на стресс-факторы (по внешним проявлениям поведения, свидетельствующие о сохранении душевного равновесия и оптимистической установки к возможностям преодоления отрицательных последствий стресса).

№68. Показание - перфекционно-негативные черты характера.

Рекомендуется ролевая игра - «Я - уравновешенный, неторопливый».

Основные условия. С учетом особенностей характера людей, проявляющих перфекционизм, прежде всего типу «А», следует проигрывать роль, основанную на принципе «медленно, но верно». Так, лицам, относящимся к административному персоналу, рекомендуется играть роль образцового руководителя коллектива, которому присущи, помимо глубоких знаний особенности своей работы, - спокойный тон разговора, сдержанность при возникновении конфликтной ситуации, обдуманные и неспешные решения, умение излагать в оптимальном темпе свои соображения и предложения.

В послерабочие часы - стремиться вживаться в образ человека, которому свойственно ходить, разговаривать и есть не спеша, неторопливо, а также не делать одновременно несколько дел (к примеру, во время еды читать газету или разговаривать по телефону).

2. Ауторолевые игры, предназначенные для самостоятельной подготовки к ситуации, вызывающую повышенную тревогу из-за ожидания психотравмирующих переживаний.

Особенность. Общим для них является техника проведения ролевых игр, ориенти-рованных на дезактуализацию переживаний благодаря постепенному адаптированию к ожидаемой стрессовой ситуации - путем обыгрывания роли в условиях, приближающихся к реальным, или в процессе мысленной репетиции планируемого поведения.

№69. Показание - стрессовое состояние, обусловленное страхом ожидания стрессогенного события.

ТПИП. Ролевая игра «Я - уверенный» (пример - перед защитой диссертации).

П., аспирант университета, 26 лет, испытывал непреодолимый страх перед выступлением на предстоящей ему защите диссертации. Для преодоления чувства боязни молодому человеку был дан совет: несколько раз в пустой аудитории, где будет происходить защита, исполнять желаемую роль докладчика, спокойно произносящего с трибуны текст запланированного выступления. Через некоторое время, когда у него исчезло чувство душевного дискомфорта, мы рекомендовали ему на следующее «выступление» пригласить несколько хорошо знакомых ему лиц. После трех самотренировочных ролевых игр аспирант чувствовал себя на трибуне перед аудиторией вполне уверенно. Защита диссертации прошла успешно. П. в спокойном тоне сделал сообщение о своей работе, а в последующем адекватно вел себя, отвечая аргументированно на множество сложных вопросов оппонентов (нередко с оттенком недоброжелательности).

3. Ауторолевые игры, рекомендуемые с лечебно - поддерживающей целью- врачом или психологом.

№70. Показание- потребность в повышении саногенной активности (с помощью ролевой игры «Я – победитель недуга»).

ТПИП. Валентин Дикуль, выдающийся артист цирка, еще в 45-летнем возрасте поднимал груз свыше тонны. В молодые годы с ним произошел несчастный случай. Во время исполнения сложного акробатического номера на трапеции он упал с большой высоты. В результате возникли многочисленные переломы позвоночника с нарушением функций спинного мозга, что привело к параличу нижних конечностей. Прогноз был крайне пессимистичен.

Но В.Дикуль не пал духом, систематически проводил как физические упражнения, так и «психологоролевые тренировки». Он мысленно представлял себя победителем недуга, овладевшим умением направлять к парализованным ногам биотоки головного мозга, под воздействием которых постепенно восстанавливались функции ног.

После ухода из цирка он организовал и возглавил лечебно-реабилитационный центр, пользующийся всемирной известностью. В комплексном лечении больных с тяжелыми последствиями физических травм, приведших к параличу конечностей, важное место занимают приемы самопсихотерапии.

№70-1. А.Маресьев, летчик, Герой Советского Союза. Во время воздушного боя его самолет был сбит. В течение 18 суток, будучи тяжело раненным, он добирался по занятой врагом территории до своих войск. После ампутации ног освоил протезы, продолжал летать и участвовать в боевых операциях, сбил еще 7 фашистских самолетов. Главную роль в его возвращении в строй сыграли проводимые им многократные имаго-тренировочные упражнения с ауторолевыми приемами, во время которых А.Мересьев проигрывал картину управления самолетом при наличии протезов ног (согласно рекомендации психолога-психотерапевта).

По подобной технике самостоятельно проводится ауторолевая игра, имеющая профилактическую направленность – «Я победитель стрессов».

Следует отметить, что в практике детских и подростковых психотерапевтов широко распространены «домашние задания»- по самостоятельному выполнению детьми ролевых игр для закрепления результатов игровой терапии, проводимой в лечебном учреждении.

Наряду с ауторолевыми играми, широко применяется и диаролевые (игры, проводимые с партнером), весьма подробно описанные в литературе, в частности, в указанных нами в списке книг - О. Арнольда, С.Игумнова, Н.Цзена и Ю.Пахомова...

Ориентиром для самостоятельной разработки их сценария может служить вариант игры, рекомендуемый нами для избавления подростка от склонности к злоупотреблению алкогольными напитками.

ТПИП. Мать (отец) берет на себя роль сверстника или старшего школьника, подстрекающего попробовать спиртное (наркотик). Старается его «уговорить», используя примерно такие выражения: «Ну, давай же, пробуй!», «Возьми хоть немножко!», «Да ты просто боишься!», «Ты ведь уже взрослый», «Так все делают, пробуй!», «Это – такой кайф, пробуй», «Сам потом будешь просить, так понравится!». При этом дается возможность подростку продумать контрдоводы для отклонения провоцирующих предложений.

Игра продолжается до тех пор, пока юноша не станет делать это уверенно, в такой форме, которую он сможет оперативно применять в реальной ситуации.

Примерными аргументами для отказа могут быть такие: «Я – волевой, а не безвольное существо», «Я навсегда решил покончить с выпивкой, т.к.... я хочу серьезно заняться спортом..., продолжить добрые отношения с девушкой, которая мне нравится... стать высококвалифицированным специалистом, что несовместимо с употреблением алкоголя (как и другие, приводимые выше причины)».

Вторая группа. Включает имаго-ролевые приемы, нацеленные на достижение психотерапевтического эффекта не путем игровой самопсихотерапии, а воображение себя в облике своего идеала, представляя себя таким, каким хочется быть. Применяются они, как правило, без проведения самотренировочных игровых занятий, вместе с другими психотерапевтическими приемами, имеющими общую с ними целевую направленность, но отличающиеся от них по механизму психологического воздействия.

Главным образом, рекомендуется использование их при психоэмоциональном стрессе, вредных привычках и страхах. Обоснованно применение их и при нарушении сна, возникновении конфликта, потребности в повышении чувства уверенности и самоуважения.

Особенность техники их применения рассмотрена в третьей главе, посвященной методике составления индивидуальных психотерапевтических комплексов, и описана в рекомендациях по подготовке ИПК, предназначенных для преодоления: склонности к вспышкам гнева (вариант №1),отрицательных последствий острого и затяжного стресса (вариант №6), предрасположенности к перееданию (вариант № 7) и чрезмерной тревожности (вариант №10)

При применении имаго-ролевых приемов возможно подражание не только людям, выбранных моделями. Так, людям с агрессивно – конфликтными чертами характера, для погашения вспышки ярости рекомендуется представить себя паровым котлом, взрыв которого возможно предупредить, открыв предохранительный клапан,или гейзером,воображая,как выходит «эмоциональны пар»,что приводит к быстрому снижению психоэмоциональной напряженности,исчезновению гнева.

При проявлении пессимистического настроя к будущему обоснован совет: вообразить себя игрушкой Ванькой-Встанькой (Неваляшкой), который всегда поднимается после падения. Тем, кто вынужден реагировать на оскорбления без ответной реакции, представить себя громоотводом, а при необходимости поднять жизненный тонус - вообразить себя Антеем, получавшим поддержку, подпитку для восстановления утраченных сил от соприкосновения с матерью- Землей.

2.6.3. Имитационные приемы.

Особенности. Способствуют повышению эффективности социального научения, направленного на формирование адаптивного поведения путем подражания модели поведения человека, выбранного в качестве образца (идеала, примера, ориентира).

Общие принципы применения имитационных приемов:

*Рекомендации по подражанию моделям ориентируют людей, нуждающихся в совершенствовании своего поведения, не на путь отождествления себя с личностью, выбранной в качестве идеала. Они нацелены на подражание лишь отдельным чертам его поведения - для улучшения межличностных отношений, мобилизации антистрессовых резервов организма, преодоления неадекватных проявлений поведения, вредных привычек и др.

* При выборе моделей для подражания их поведению необходимо отдавать предпочтение личностям:

- достижения, которых являются «по плечу», т. е. соответствуют возможностям добиться подобных результатов;

- успешно преодолевших аналогичную или сходную психотравмирующую проблему;

- ориентация на них вызывает положительные эмоции, оказывает стимулирующее воздействие (способствует этому подражание модели близкой по профессии, возрасту, хобби, интересам).

Выбор личности в качестве модели для подражания проводится двумя путями.

Первый - ориентация на поведение знаменитых людей, служащих эталоном, примером. При имитации определенных черт их поведения следует выполнять, помимо вышеописанных условий, и дополнительное, которое Ф. Замбардо (1996), крупный американский психотерапевт, сформулировал в следующей форме: «Идеалам нужно подражать, но нельзя использовать их достижения, как планку собственного успеха» (с.172)

№71. Показания - тяжелая хроническая болезнь.

Пример. Норман Казинс, американский писатель, в своей автобиографической книге «Анатомия недуга глазами больного» описал историю своего выздоровления от тяжелейшей формы коллогенеза (анкилозирующего спондилоартрита) психотерапевтическими средствами. Врачи были настроены весьма пессимистично и объявили ему, что болезнь практически неизлечима. Лишь один врач сказал, что есть чрезвычайно редкие случаи выздоровления «один шанс из пятисот». И тогда Казинс решил, что он, если хочет преодолеть недуг, не имеет права пребывать в роли пассивного наблюдателя и должен мобилизовать резервы своего духа. Размышления его привели к выводу: если отрицательные эмоции, обусловленные негативной направленностью мышления, являются причиной ухудшения деятельности организма, то логично ожидать, что положительные эмоции будут стимулом к выздоровлению. Казинс переехал из больницы в номер гостиницы, где проводил сеансы аутопсихотерапии (для стимулирования положительных эмоций он смотрел кинокомедии, предпочтительно с участием Чарли Чаплина и читал «сокровища американского юмора»).

Постепенно к нему стала возвращаться подвижность суставов, нормализовались показатели РОЭ и через несколько месяцев он настолько поправился, что смог вернуться к работе, возобновить занятие верховой ездой, играть в теннис и гольф.

«Какие выводы я делаю из своего опыта? – пишет Казинс. - Я научился тому, что никогда не следует недооценивать способность человеческого духа и тела восстанавливаться, даже когда надежды как будто нет».

№ 72. Показание - инвалидность с потерей трудоспособности.

Примеры. Зина Туснолобова, медсестра, Герой Советского Союза, награждена Международным Комитетом Красного Креста медалью им. Флоренс Найтингейл «За выдающиеся заслуги».

В 1943 году Зина, совершившая много боевых подвигов, спасая раненных, была тяжело ранена сама, ей ампутировали ноги и правую руку. Будучи тяжелым инвалидом, она и в послевоенные годы совершила мужественный самоотверженный подвиг - родила двух детей, несмотря на крайне плохое состояние здоровья. Более того, воспитание сыновей она успешно сочетала с напряженной трудовой деятельностью (руководила городской организацией Красного Креста г. Полоцка, Белоруссия).

Ольга Скороходова, ученый-дефектолог, слепоглухонемая. При отсутствии возможности слышать, видеть и говорить она окончила университет, защитила диссертацию и создала ряд научных и литературных произведений. Ее книга «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» имеет не только научную, но и психотерапевтическую направленность, ценность. Подтверждением этому являются многочисленные благодарственные письма от читателей. Так, девушка, болевшая в детстве тяжелым полиомиелитом, написала ей: «Дорогая Ольга Ивановна! …Когда мне бывает очень тяжело, то я беру Вашу книгу, читаю, смотрю на Ваше фото и хочу быть такой же стойкой, как Вы… и грустные мысли покидают меня».

Жизненный путь О. Скороходовой во многом совпадает с биографией американской писательницы-ученого Элен Келлер. Полностью лишенная слуха и зрения, она написала много книг и научных работ по дефектологии, получивших мировое признание. Ее труды оказали большое влияние на совершенствование системы обучения и воспитания детей с физическими и умственными недостатками.

№ 73. Показание - депрессивный настрой, обусловленный потерей зрения.

Примером для слепых людей, проявляющих пессимистическое отношение к своим возможностям реализовать духовно-интеллектуальный потенциал, может служить Василий Яковлевич Ерошенко - слепой поэт, драматург, педагог, путешественник.

Василий родился в поселке Обуховка. Ослеп в 4-х летнем возрасте. Окончил музыкальное училище. В юности овладел международным языком эсперанто (его создателю, Людвигу Заменгофу, поставлен памятник в Одессе, во дворе дома № 3 по улице Дерибасовской). Благодаря этому, а в последствии и изученным многими другим языкам, Василий Ерошенко самостоятельно, без помощи сопровождающего, совершил путешествия по многим странам Европы и Азии.

Учился в университетах Сорбонны и Геттингена. Его друзьями были Рабиндранат Тагор и крупный китайский поэт Лу-Синь, он встречался с Альбертом Эйнштейном и Бертраном Расселом. Преподавал русский язык в университетах Китая и Японии.

В 30-е годы возвратился на родину, но вскоре был репрессирован - его выслали на Чукотку, а в последующем - на крайний юг страны, в г. Кушку, где он возглавил колонию слепых детей арестованных «врагов народа».

Умер Василий Ерошенко в возрасте 63-х лет (в 1953 г.). Его последние книги и рукописи были уничтожены. Известный журналист Александр Харьковский, написавший много работ, посвященных жизни Василия Ерошенко, полагает, что его бесценные труды были уничтожены сотрудниками КГБ.

В 50-х годах в Японии были изданы его литературные произведения в трех томах, впоследствии они переведены на многие языки мира.

В конце 90-х годов с успехом прошла на сцене одного из Нью-йоркских театров пьеса о жизни Ерошенко «Зрение слепого». Роли исполняли украинские, русские, американские и японские артисты.

Среди причин, приводящих к инвалидности, большое место занимают органические заболевания центральной нервной системы.

Жизнь Стивена Хоккинга - драматическая история человека, покорившего высоты науки, вопреки всем преградам на жизненном пути из-за его тяжелого физического состояния, страданий. В 20-ти летнем возрасте Стив заболел боковым амиотрофическим склерозом чрезвычайно редкой формы по тяжести течения болезни и осложнениям. Болезнь приковала его к постели. Вскоре после паралича конечностей патологический процесс нарушил и функции голосового аппарата, лишил его возможности общаться естественным путем (для межличностных контактов Хоккинг пользуется электронным приспособлением).

Прогноз его трудоспособности был крайне пессимистическим. Но Стив не пал духом, сохранил оптимистический настрой, веру в свои возможности. Он продолжает интенсивно трудиться, и в настоящее время его вклад в науку столь высоко оценивается, что друзья-коллеги величают его - «Альберт Эйнштейн нашего времени». Хоккинг уделяет много времени и воспитанию троих детей.

Примеры, оказывающие мобилизующее воздействие на больного, «домашний психотерапевт» может черпать и из документальных фильмов, посвященных инвалидам, являющимся образцом для подражания.

Особенно сильное психотерапевтическое влияние на больных, прежде всего молодых, оказывает просмотр видеофильмов об участии инвалидов в Олимпийских играх и других спортивных состязаниях.

Соревнование между инвалидами, в составе команд которых имеются инвалиды с органическими заболеваниями центральной нервной системы, вызывает естественное стремление ориентироваться на них, укреплять дух и тело, побеждать комплекс неполноценности.

Положительный психотерапевтический эффект наблюдается и при просмотре фильмов, где рассказывается об инвалидах, достигших улучшения нервно-психического здоровья благодаря трудотерапии, увлечению интересной работой, положительно влияющей на психоэмоциональное состояние.

Так, по российскому телевидению неоднократно показывался документальный фильм, сценарий которого был подготовлен на основе истории болезни пациентки профессора М. Телешевской, известного психотерапевта. Больная 28-ми лет, режиссер театра, попала в страшную автокатастрофу. В крайне тяжелом состоянии ее доставили в больницу, где она в течение 10 дней пребывала в глубокой коме, возникшей из-за многочисленных переломов костей, в том числе черепа, и отека головного мозга. К физическим страданиям присоединились и душевные. Ее жених, узнав о том, что она искалечена и обезображена, скончался от инфаркта. Вскоре умерла и мама, опора в ее жизни.

В течение двух лет Елена была вынуждена лежать в гипсе, соблюдать постельный режим. В этот тяжелый период жизни, когда она впала в отчаяние, и будущее виделось безнадежным и мрачным, подруга порекомендовала попробовать заняться любимой работой в форме «микрорежиссерской деятельности». Елена, следуя совету близкого друга, нашла в себе силы помогать начинающим артистам в овладении сценическим искусством, репетировать с ними роли у себя дома, в стесненных квартирных условиях.

Творческий труд, самопсихотерапия творческим самовыражением, оказали на нее прекрасное целебное воздействие, стали тем стержнем жизни, благодаря которому она сумела преодолеть депрессивный настрой, тяжелые последствия травмы.

№ 74. Показания - вредные привычки, болезненные пристрастия.

В цивилизованных странах с высоким уровнем жизни проблема борьбы с избыточной массой тела, предрасполагающей к развитию многих болезней и снижению трудоспособности, имеет исключительно актуальное значение из-за большого контингента людей, нуждающихся в похудении. Например, в США почти 35 % людей с излишним весом (особенно много их среди афроамериканского населения).

Одним из эффективных путей повышения мотивации к похудению - ориентация на тех, чей пример достоин подражания.

Социально-психологические исследования свидетельствуют, что особенно выраженное мотивационное воздействие оказывают знаменитые артисты, выступления которых часто показывают по телевидению (в том числе по российским и украинским каналам).

Телезрители воочию убеждаются в достоверности информации о том, как их любимые артисты добились успеха.

Примеры. Роберт Де Ниро, неоднократный обладатель «Оскара», удостоенный почетной грамоты от американской организации «соблюдающих фигуру» (за избавление от лишних 30 кг), заявил: «Теперь я уверен, что соблюдение диеты зависит только от силы воли и настойчивости… Я убежден, что человек может и должен быть хозяином своего тела».

Опра Унфри, суперзвезда телешоу, выступая перед огромной телеаудиторией, радостно продемонстрировала «самый дорогой подарок», который она преподнесла себе к юбилейному дню рождения - похудела за 8 месяцев на 25 кг (благодаря соблюдению диеты и регулярному выполнению физических упражнений).

Известный французский артист комедийного жанра Жерар Депардье блестяще решил проблему избавления от лишнего веса в 48-летнем возрасте. В течение относительно короткого срока он достиг веса, который был у него в 23 года. Он считает, что ведущее значение в проявлении желания нормализовать вес имеет осознание необходимости похудеть для улучшения здоровья, эмоционального состояния и внешнего вида.

Выдающаяся русская актриса Е.Н. Гоголева в дни своего 80-летия (1980 г.) на вопрос корреспондента журнала «Здоровье», в чем секрет ее активного долголетия и прекрасного внешнего вида, ответила: «Все очень просто. Я всегда любила то, что полезно, и не любила того, что вредно».

Многие знаменитые люди в Америке принимают активное участие в формировании у алкоголиков мотивации к лечению - по телевидению они рассказывают о том, как победили «зеленого змия» (например, звезда мирового экрана Элизабет Тейлор, жена экс-президента Америки Бетти Форд и многие др.).

№ 75. Показания-депрессивный настрой, обусловленный дезинформационным представлением о старости.

Нередко люди, достигшие преклонного возраста, необоснованно считают, что старость - это неизбежное ухудшение умственной деятельности, нарушение психических процессов, деградация личности. Пересмотру их необоснованного пессимистического взгляда на будущее способствуют разнообразные приемы аутопсихотерапии. Среди них особенно важную роль играют информационно-позитивные приемы, оказывающие психотерапевтическое самовоздействие в результате ознакомления с литературой о выдающихся деятелях науки и культуры, сохранивших творческую активность в преклонном возрасте. Описано огромное количество примеров творческого долголетия, убедительно отвергающих ошибочное представление о фатальности развития серьезных нарушений интеллекта в преклонном возрасте.

Например, продолжали интенсивную творческую работу выдающиеся личности с мировыми именами: Бернард Шоу в 93 года написал пьесу «Вымышленные басни»; Иоганну Вольфгангу Гете шел 81 год, когда он завершил работу над трагедией «Фауст»; свое итоговое философско-поэтическое произведение «Хаджи Мурат» Лев Николаевич Толстой опубликовал в 80 лет; Иван Петрович Павлов до 87 лет писал глубокие научные труды; Джузеппе Верди в 79 лет закончил одну из своих лучших опер - «Фальстаф»; Пабло Пикассо, Илья Репин, Марк Шагал создавали свои замечательные картины и после 80-ти лет; Конрад Аденауэр до 86 лет успешно выполнял обязанности канцлера ФРГ.

Среди знаменитых деятелей культуры и науки современной эпохи, сохранивших творческую активность и за 80 лет, есть много и наших соотечественников. Например:

писатели - В.А. Каверин, В.П. Катаев, Л.Н. Леонов, Д.С. Лихачев, С.И. Липкин, А.И. Солженицын, Л. Разгон, В.Б. Шкловский, М.С. Шагинян и др.;

артисты, режиссеры, дирижеры - Е.Н. Гоголева, М.А. Глузский,Г.С. Жженов, В.М. Зельдин, К.Ю. Лавров, Ю.П. Любимов, М.В. Миронова, Е.А. Мравинский, И.А. Моисеев, С.В. Образцов, С.Н. Плотников, Р.Я. Плятт, Ф.Г. Раневская, Б.А. Покровский, М.О. Рейзин, Н.И. Сац, Е.В. Самойлов, Л.О. Утесов, А.А. Яблочкина и др.

ученые - И.М. Виноградов, В.Л. Гинзбург, М.Н. Дубинин, В. А.Обручев, Н.Ф. Гамалея, В.Ф. Зеленин, Н.Д. Зелинский, П.Л. Капица, В.Н. Мясищев, Е.О. Патон, Б.Е. Патон, Б.В. Петровский, Н.Н.Семенов, В.П. Филатов, Ф.Г. Углов, В.А. Энгельгардт, Ю.Б. Харитон и др.

Опыт психотерапевтов показывает, что на многих людей пожилого возраста оказывает особенно выраженное психотерапевтическое воздействие ознакомление с биографиями:

• Морозова Николая Александровича - ученого-энциклопедиста, революционера-народника. За участие в подготовке убийства Александра II он был приговорен к вечной каторге. 15 лет провел в одиночной камере Шлиссельбургской крепости. В период заточения и после освобождения написал огромное количество научных трудов по химии, математике, астрономии, истории и литературные произведения, в том числе «Повесть моей жизни». Умер в 1946 году в 92-летнем возрасте.

• Арнольда Ильича Гессена - писателя, написавшего первую книгу в возрасте 84-х лет, после чего издавшего еще 4 романа исторического жанра. Умер в 99 лет.

• Игнатия Горациевича Шиллера - микробиолога, одного из основоположников антибиотикотерапии. Еще в 1914 году, работая вместе с И.И. Мечниковым в институте Пастера, разработал теорию насильственного антагонизма. До 1965 года возглавлял бактериологическую лабораторию Одесского НИИ туберкулеза, а в период вспышки холеры на юге Украины в 1970 году, в возрасте 94 лет, был ведущем консультантом эпидемиологической службы МЗ УССР. Умер в 1972 году.

• Николая Михайловича Амосова - знаменитого кардиохирурга и замечательного писателя. Он долгое время продолжал активную творческую деятельность, несмотря на тяжелое заболевание сердца. Встретил свое 89-летие в расцвете творческих сил за подготовкой к изданию своей новой книги, посвященной проблеме преодоления старости.

В 1995 году в Киеве проходил международный конгресс геронтологов. В его резолюции нашло отражение мнение подавляющего большинства участников съезда: активный творческий труд - один из ведущих факторов продления жизни, долголетия.

Согласно международным нормам, к пожилому возрасту относятся люди от 61 года до 75 лет, старческому - от 76 до 90 лет, а старше - к долгожителям. Знаменитый психолог - психиатр Эрик Берн считает, что «старость начинается с 85 лет» (Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.- СПб, 1992.- С. 75).

В цивилизованных странах мира отмечается значительное повышение возрастного уровня творческой активности у лиц преклонных лет, что отразилось и на рекомендациях по этикету взаимоотношений.

Недавно в США вышло новое издание справочника, посвященного правилам корректного поведения. В нем, в отличие от предыдущих изданий, нет термина «старик» («старуха»). Предлагается называть тех, кто старше 76 лет «третьим возрастом». При необходимости, узнать возраст пожилого человека, рекомендуется спросить «Как молоды Вы?» («How young are You?» вместо «How old are You?»).

Второй путь - ориентация на поведение людей из круга друзей, близких или знакомых, выбранных эталоном для подражания.

По сравнению с первым путем, основанным на подражании знаменитым личностям, он имеет преимущество в плане лучших возможностей для конкретизации образа «эталонной личности». Но для людей, проживающих в малонаселенной местности, он имеет и свой существенный недостаток: труднее найти пример для подражания, особенно при наличии редко встречающейся болезни, и сложно быть «анонимным», когда в этом есть необходимость.

№76. Показание – потребность в повышении саногенной активности

В последние десятилетия в Америке, как и во многих других странах цивилизованного мира, широкое распространение получили группы взаимопомощи. В них созданы исключительно благоприятные условия для межличностных контактов лиц, имеющих общие психотерапевтические проблемы и болезни.

Высокая эффективность «сообщества анонимных алкоголиков» явилась стимулом для возникновения многочисленных групп взаимопомощи разнообразного профиля. Например, для наркоманов, азартных игроков, «толстяков», для лиц, испытывающих психотравмирующие переживания вследствие тяжелых болезней (онкологических, органических заболеваний центральной нервной системы и др.) и для тех, кто страдает от одиночества и трудностей разрешения других социально-психологических проблем.

Хорошие лечебно-профилактические результаты, достигаемые в группах взаимоподдержки, определяют комплекс психотерапевтических факторов. В сообществах создается благоприятный психологический климат, основанный на доброжелательных отношениях, общности интересов, стремлении оказать друг другу помощь в разрешении совместных проблем.

Не менее важный фактор - в группах взаимопомощи всегда имеются личности, являющиеся примером для подражания благодаря тому, что они проявляют оптимистический настрой, бодрость духа, стойкость и терпение в преодолении недуга или являются «бывшими больными», а теперь практически здоровыми людьми.

ТПИП. В., 65 лет, инвалид II группы. После радикальной операции по поводу злокачественного новообразования кишечника у нее резко ухудшилось эмоциональное состояние, появились суицидальные мысли, желания. Антидепрессивные препараты не оказывали должного эффекта. Спустя 4 месяца после оперативного вмешательства В., по совету лечащего врача и настоянию мужа, стала посещать собрания группы взаимоподдержки онкологических больных. Общение с оптимистически настроенными членами коллектива оказало на нее благотворное влияние. Через 2 месяца практически исчезли депрессивные явления.

Особенно большую роль в преодолении пессимистического настроя и мобилизации психологических резервов сыграло знакомство, переросшее в дружбу с Т., которая при более тяжелом состоянии здоровья (перенесла операцию по поводу злокачественной опухоли III-IV ст.), проявляла бодрость духа и веру в успех лечения. Ее поведение служило примером для подражания и по другой причине. Т., будучи одинокой (без мужа и детей) и неимущей, относила себя к счастливым людям, благодарила судьбу за каждый прожитый день.

Во многих странах цивилизованного мира созданы группы взаимоподдержки, состоящие не только из тех, кто нуждается в психотерапевтической помощи, но также из их родственников, выполняющих функции «домашних психотерапевтов», медиаторов.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2942
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru