2.7. Психоэмоциональные приемы.
Особенности. В подгруппу объединены приемы, оптимизирующие
эмоциональное состо-яние в результате того, что они включают аттенционный,
мнемонический и имажинативный механизмы аутопсихотерапии. В состав приемов
аутопсихотерапии, улучшающих эмоцио-нальное состояние путем изменения
направленности психических процессов (внимания, памяти и воображения), не входят
приемы, основанные на «коррекции мышления». Это обусловлено тем, что при их
применении включаются в процесс улучшения эмоционального состояния не
врожденные, а приобретенные механизмы, оказывающие косвенное, непрямое
воздействие на эмоциональную сферу (в результате формирования оптимистической
направ-ленности мышления, создания позитивных установок к возможностям
разрешения психо-травмирующих проблем и повышения самооценки).
Психоэмоциональные приемы подразделяются на три подгруппы в
зависимости от того, какой психический процесс является доминирующим при их
реализации с целью улучшения эмоционального состояния.
2.7.1. Имажинативные приемы (от англ. Imagination - воображение).
Краткая характеристика. Психотерапевтическое воздействие
определяется тем, что при их применении формируется воображение желаемого
психофизиологического состояния или поведения, вызывающее положительные эмоции.
В основе воображения - психического процесса, с помощью которого
моделируются обра-зы, основанные на самооценке человека и его представлении об
окружающем мире - лежит самовнушение, вербальное и невербальное (преимущественно
визуальное, зрительное).
Воображение обладает огромной силой психологического воздействия,
оно может стать источником положительных и отрицательных эмоций, причиной
нарушения деятельности организма и возникновения патологических расстройств,
или, наоборот, чудо-спасительным лечебным средством. Выдающийся немецкий врач К.
Гуфеланд (1762-1836) писал: »Никто не сомневается, что можно заболеть от
представления от болезни. Почему же нельзя предста-вить себя здоровым, чтобы
выздороветь? Почему не попытаться управлять своими представ-лениями?!»
Куэ и Бодуэн, основоположники метода «активного самовнушения»,
рассматривают психотерапевтически обоснованное воображение как наиболее
эффективный путь воздействия на подсознание для мобилизации резервных
возможностей человека.
Многочисленные исследования терапевтического действия лекарств с
помощью «плацебо» (индифферентных средств) показали, что эффективность многих
медикаментов на 30-50 % зависит от веры больного в их целебное влияние.
Воображение способно вызвать не только выраженные субъективные, но
и объективные изменения, особенно у людей, обладающих высоким уровнем мысленного
моделирования ситуации. Так, биографы Г. Флобера сообщают, что, описывая сцену
отравления Эммы Бовари, писатель сам заболел, «отравленный» своим воображением -
некоторое время ощущал вкус мышьяка и признаки расстройства желудка. М.Ф.
Андреева, близкий друг А.М. Горького, рассказывала, что однажды она услышала в
кабинете, где Алексей Максимович работал над повестью «Городок окурков», звук от
падения чего-то тяжелого. Войдя в кабинет, она увидела писателя лежащим в
глубоком обмороке. Придя в себя М. Горький поведал, что описывая эпизод встречи
Марфы с ревнивым мужем, нанесшим ей удар ножом, он сам почувствовал боль и, не
выдержав испытываемого ощущения, потерял сознание. Сила воображения писателя
была настолько велика, что на теле, в области живота, куда пришелся воображаемый
удар, несколько дней держалась красная полоса.
Классификация. Имажинативные приемы разделяются на две
подгруппы, исходя из основных путей их психотерапевтического самовоздействия.
2.7.а. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения).
В отличие от приемов самоубеждения (см. 2.1.1.) в них отсутствует
«логико-обоснованная фраза, усиливаемая девизом» и меньше словесных, часто
повторяемых формул. Кроме того, высказываемые самопожелания в процессе сеанса
самовнушения ориентированы, как правило, на будущее (а при составлении формул
самоубеждения делается акцент на возникновение положительных изменений в течение
болезни, формирование адаптивного поведения, преодоление влечения к алкоголю и
т. д.).
При самовнушении, как и при самоубеждении, интонация
проговариваемых словесных формул соответствует их содержанию - спокойная,
мягкая, утвердительная, властная и т.п.
Приемы самовнушения имеют две разновидности.
Первая - классический вариант, основанный на немотивированном
самовнушении (по Куэ-Бодуэну).
№ 77. Принцип применения. Произносятся словесные
формулы без волевых усилий, автоматически. Повторяются они до 20-25 раз в
полусонном состоянии - утром при пробуждении и вечером при засыпании.
В настоящее время метод Куэ в «чистом» виде практически не
применяется. Для самовнушения произносятся словесные формулы и в бодрствующем
состоянии 2-3 раза в день. Нередко они сочетаются с другими приемами
психотерапевтического самовоздействия.
№ 77-1. Показание - пессимистический настрой:
«Я бодр, я жизнерадостен
Я оптимистически смотрю в будущее
Я с каждым днем чувствую себя все лучше и лучше».
№ 77-2. Показание - тревожное состояние:
«Я спокоен, я уравновешен.
Я оптимистически настроен
Я с каждым днем все лучше и лучше».
№ 77-3. Показание - склонность к аффективным
реакциям (вспыльчивость, ярость и др.):
«Я сдержан и невозмутим
Я совершенно спокоен
Я хладнокровен и хорошо владею собой».
№ 77-4. Показание - нарушение сна:
«Мне приятно, хорошо
Я чувствую безмятежный покой
Я медленно и постепенно погружаюсь в сонное состояние».
№ 77-5. Показание - склонность к перееданию:
«Я безразличен к еде
Я управляю своим аппетитом
Воздержание мне доставляет удовольствие
С каждым днем я добиваюсь все большего и большего успеха».
№ 77-6. Показание - психосоматические
расстройства:
«Мое сердце (желудок, печень и т.д.) функционируют нормально
Мои неприятные ощущения в области сердца (желудка, печени и т.д.)
исчезли
Мой организм работает в оптимальном режиме
С каждым днем мне становится все лучше и лучше».
Вторая разновидность - приемы «мотивированного
самовнушения».
Впервые были предложены В.М. Бехтеревым в 1911 году. Значительный
вклад в их популяризацию и разработку вариантов приемов мотивированного
самовнушения внес его ученик и последователь - Н.В. Иванов, крупный российский
психотерапевт.
Принцип техники. Применяются аутосуггестивные формулы,
содержащие «мотива-ционную фразу», ориентированную на повышение уровня мотивации
к преодолению болез-ни, вредных привычек, стресса и т.д. Кроме того, в отличие
от немотивированного самовнушения, формулы произносятся с волевым акцентом и
преимущественно в бодрствующем состоянии.
Применяются они в основном для закрепления результатов лечения,
проводимого психотерапевтом.
№ 78. Прием изменения отношения к болезни.
Например, В.М. Бехтерев рекомендовал пациентке, проходившей курс
психотерапии по поводу кардиофобии, произносить: «Отныне меня не должны
беспокоить боли и никакие неприятные мысли. Если они будут приходить, буду
относиться к ним равнодушно».
Н.В.Иванов описывал варианты формул психотерапевтического
самовоздействия, которые были самостоятельно составлены его пациентами с учетом
условий подготовки к «мотивированному самовнушению». К примеру,:
«Возьми себя в руки, тебя поддержать некому, ты не имеешь права
болеть». «Я всю жизнь нервная, но нужно, несмотря на это, продолжать работать».
№ 78-1. Прием повышения уровня противодействия болезни,
пагубной привычке.
Тем, кто лечился по поводу алкоголизма, М.Е. Бурно рекомендует
применять следующие формулы «мотивированного самовнушения»:
«Я избавился от ужаса пьянства и не разрушу достигнутого. Никто не
сможет меня заставить выпить. Я в любой момент смогу отказаться от спиртного».
В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донской — «Мое решение победить тягу к
спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог не выставляли друзья и
как бы меня не уговаривали, в любом случае я смогу не поддаться уговорам, не
изменю своего решения».
№ 78-2. Прием коррекции необоснованных установок к возможностям
решения психотравмирующих проблем.
К примеру, артистка эстрады успешно преодолела боязнь потерпеть
неудачу, произнося перед началом выступления: «Петь в зале не страшно, а
приятно» (Н.В. Иванов).
№ 79. Приемы, повышающие самоценку.
Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной
самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт
характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление
активности, уверенности - «несмотря», «вопреки», «наперекор», «зато» и др.
К примеру,нами рекомендуется пациентам применять мотивационные
формулы, повышающие самооценку, следующего содержания:
«Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых
трудностей, я достигну цели»,
«Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению
режима трезвости, я буду проявлять стойкость - негативное отношение к
спиртному», «Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать
свои резервные возможности»,
«У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато
моя жена значительно лучше его супруги»,
«Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то
немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний,
необходимых для реализации моей мечты - сдать экзамены на желаемую должность
(поменять специальность, поступить в университет и т.д.)».
При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует
учитывать: в отличие от формул самоубеждения в их состав не включаются
слова, требующие логического обоснования, аргументации - «поэтому», «так как»,
«по причине», «вследствие» и т.д. Но в ситуациях, когда возникает особая
потребность в преодолении тяжелого стресса, вредных привычек и коррекции,
чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера возможно применять и
комбинированный вариант вербального психотерапевтического
самовоздействия-использовать формулы самоубеждения и мотивированного
самовнушения.
2.7.б. Имаго - зрительные приемы (визуально-психотерапевтические
приемы).
Особенности. Эти приемы применяются как самостоятельно, так
и в составе многих методов гетеропсихотерапии.
Психотерапевтическая самопомощь, основанная на визуализации
желаемого образа, проводится чаще всего с целью поддержания результатов лечения,
проводимого врачом, применяющего психотерапию в комплексе лечения.
Общий принцип их применения заключается в формировании
психотерапевтической обоснованной мысленной картины в состоянии, чаще всего,
релаксации, содержание которой зависит, прежде всего, от задачи, реализуемой с
помощью образного воображения.
Применяются имаго - зрительные приемы для повышения эффективности
проводимого лечения в трех направлениях:
Во-первых, мысленно пациенты представляют картину активизации
защитно-адаптационных механизмов, участвующих в преодолении болезни и в процессе
выздоровления.
Крупные американские ученые К. Саймонтон (онколог) и С. Саймонтон
(клинический психолог) - авторы книги «Возвращение к здоровью», изданной на
многих языках мира, - разработали эффективную методику обучения онкологических
больных визуализации лечебного образа на основе своего многолетнего опыта
успешной терапии пациентов, болеющих раком.
В составе предлагаемых ими упражнений доминирующее место занимают
приемы самопомощи, основанные на воображении картины: опухоль атакуют защитные
силы организма в виде лейкоцитов (белых шариков), которые уничтожают раковые
клетки и выводят их из организма.
Во-вторых, визуализируется механизм целебного воздействия
применяемых лечебных средств.
№ 80-1. Саймонтоны К. и С. рекомендуют онкологическим больным
зрительно представлять процесс разрушения раковых клеток, осуществляемый
радиоактивными лучами и химиотерапевтическими препаратами.
№ 80-2. При приеме медикаментов представлять механизм их
целебного воздействия (как правило, он кратко описан в аннотации к лекарствам).
Так, при приеме гормональных препаратов воображать, как они
оптимизируют функцию эндокринной железы, вырабатывающей недостаточное или
избыточное количество гормонов; при приеме антибиотиков - процесс уничтожения
микроорганизмов и т.д.
Многие известные физиотерапевты и специалисты по лечебной
физкультуре бывшего СССР (В.Н. Мошков, А.Н. Обросов, А.А. Унанов, А.Е.
Штеренгерц, П.С. Цирфис и др.) в своих руководствах описывают разнообразные
имаго-суггестивные приемы психотерапевтического воздействия, которые повышают
эффективность физиотерапевтических процедур, массажа и лечебно-профилактического
комплекса физических упражнений.
№ 80-3. Психотерапевты весьма часто рекомендуют пациентам,
проявляющим неадекватную реакцию на стресс-факторы, образно представлять процесс
их нейтрализации при применении психотерапевтических средств. Согласно нашему
опыту, лучшие результаты достигаются, если для активизации мысленного образа
используется модель, отражающая процесс преодоления стресса с помощью
антистрессовых механизмов(см. главу 3.1,табл.4).
В-третьих, мысленно визуализируется техника применения приемов:
1)для повышения стрессоустойчивости, усиления сопротивляемости
воздействию стрессорам.
№81. Прием «создания мысленного убежища» (по Мольцу).
Принцип применения. Образно представляется отдых в тихой
обители, где созданы идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий.
Пример. Гарри Трумэн, президент США в 1945-53 гг., отвечая
на вопрос корреспондента «Каким образом ему удается сохранить душевное
равновесие при чрезмерных психоэмоциональных нагрузках?» - рассказал о том, что
он создал в голове «антистрессовое убежище», куда он периодически мысленно
удаляется для отдыха и восстановления душевных сил.
№ 82. Прием, основанный на использовании «чудо-зонтика».
Принцип применения. Образно представляется, как
раскрывается «магический зонтик», преграждающий путь стрессорам, их вредоносному
влиянию на головной мозг.
№ 83. Прием применения «волшебного зеркала».
Принцип применения. Образно представляется картина, как
включается «волшебное зеркало», отражающее атаки стрессоров во время
возникновения психотравмирующей ситуации.
2) для нейтрализации отрицательных последствий стресса.
№ 84. Имаго - легочный прием.
Принцип применения. Воображается картина: с каждым выдохом
организм освобождается от вредных веществ, образовавшихся во время сражения
защитников организма с психологическими стрессорами
№ 85. Имаго - визульный прием « обуздания эмоций»
Принцип применения. «Представьте, находясь в расслабленном
состоянии, что вы сидите в кресле перед телевизором. На экране крупным планом
показана ваша негативная эмоция в виде разъяренного животного или черного
облака. Теперь представьте, что вы встаете с кресла и отходите в дальний угол
комнаты, смотрите на экран с большого расстояния, и с трудом можете разглядеть
изображение на экране. А теперь выключаете телевизор». - по С.Ключникову.
Примечание.С целью повышения эффективности описанных визуальных
приемов, используемых для преодоления стресса и нейтрализации психотравмирующих
переживаний, рекомендуется их сочетать с вербально-суггестивными приемами.
№ 86. Визуально-нейролингвистический прием.
Принцип применения. Мысленно представляется картина,
отображающая личную стрессовую ситуацию. В процессе «просмотра» изменяются ее
параметры: постепенно уменьшается величина, интенсивность и яркость образа,
вплоть до его исчезновения. При видении картины стрессовой ситуации в цветном
изображении рекомендуется заменять цвета, вызывающие возбуждение,
успокаивающими, к которым относятся голубой, зеленый и их оттенки.
2.7.2. Аттенционные приемы (от англ. «attention» - внимание).
Краткая характеристика. При их применении
улучшается-эмоциональное состояние в результате целевой коррекции «внимания» -
психического процесса, стимулирующего избирательную направленность психической
деятельности на восприятие определенных объектов и явлений.
С психофизиологической точки зрения в основе внимания лежит процесс
формирования доминанты, господствующего очага возбуждения в головном мозге.
Процесс саморегуляции эмоционального состояния при применении
аттенционных приемов достигается благодаря переключению внимания от
психотравмирующих стресс-факторов (проблем, событий, ситуаций) на нейтральные
или вызывающие положительные эмоции. При этом лучший психотерапевтический эффект
возникает, если объект концентрации внимания вызывает интерес, зависящий в
значительной степени от особенностей воспитания, кругозора, традиций и
увлечений.
Классификация. Приемы разделяются в зависимости от
источника, используемого для переключения внимания на две подгруппы.
1. Аттенционно - психогенные приемы.
Особенность - при их применении не требуется физических
действий для переключения внимания с психотерапевтической целью.
№ 87. Показания - тревожное состояние,
пессимистический настрой.
Варианты ТПИП
№ 87-1. Выдающийся русский поэт В.Брюсов образно описал
аттенционное влияние моря на эмоциональное состояние:
Когда душе встречалось горе,
Иль беспредельная печаль,
Все успокаивало море,
И моря ласковая даль.
№ 87-2. Поль Гоген, знаменитый французский художник, живя
длительное время на островах Океании, рассказал о приеме самоуспокоения, к
которому прибегали местные жители. «Я понимаю, - писал он в письме другу, -
почему туземцы могут часами созерцать небо. Я чувствую, как это успокаивает и
меня - в минуту трудных испытаний вызывает необыкновенный покой».
№ 88. Показание - эмоциональный стресс.
№ 88-1. Анатолий Карпов в филиппинском городе Багио в 1978 году
в матче за звание чемпиона мира по шахматам встретился с гроссмейстером Виктором
Корчным. Особое напряжение в спортивной борьбе наступило при беспрецедентной
ситуации - счете 5:5. Первый же следующий выигрыш приносил одному из
претендентов титул чемпиона. Шахматисты оказались в состоянии предельного
эмоционального напряжения.
Необходима была психологическая разрядка. Это хорошо понимал
присутствовавший на матче председатель Всесоюзной федерации шахматистов
летчик-космонавт СССР Б.И. Севастьянов. Зная, что Анатолий Карпов страстный
болельщик баскетбола, он предложил ему съездить перед решающей встречей за
шахматной доской в Манилу, где в то время одновременно с шахматным чемпионатом
происходили международные состязания по баскетболу. Поездка дала ожидаемый
результат: переключение внимания на баскетбольную игру сняло эмоциональную
напряженность шахматиста. Творческая активность чемпиона была восстановлена, и
это принесло ему победу.
№ 88-2. Венгерский спортсмен Андриаш Бальцо, трехкратный
олимпийский чемпион по современному пятиборью, преодолевал предстартовый стресс,
используя «аттенционное лекарство для успокоения» - чтение перед состязанием
любимых юмористических рассказов.
№ 89. Противоболевой прием основан на переключении внимания. С
этой целью используется аттенционный прием с аутосуггестивным для повышения
эффективности анальгезирующих лекарств и снижения риска привыкания к ним,
главным образом, при болях функционального происхождения (возможно, их
применение по рекомендации врача или по согласованию с ним).
В основном достигается изменение направленности внимания с помощью
занятий, вызывающих повышенный интерес:
• общеизвестны факты о возможности уменьшения интенсивности болей
путем чтения увлекательной книги, слушания любимой музыки (в частности, ее
противоболевое воздействие нередко используется в зубоврачебных кабинетах), игры
в шахматы, бильярд и т.д.;
• в книгах, посвященных биографиям выдающихся личностей, содержатся
описания их приемов по преодолению болей благодаря ТТС.
Так, Генрих Гейне забывал о преследующей его мучительной боли,
когда сочинял стихи. Философ Иммануил Кант и физик Блез Паскаль успешно
справлялись с сильными болями, углубляясь в решение научных проблем.
Известный кинорежиссер и актер Евгений Матвеев во время одной из
съемок упал с лошади и получил тяжелую травму позвоночника, два года он был
прикован к постели. «Врачи предсказывали мне полную неподвижность, - вспоминает
он, - но я с этим смириться не мог и не хотел. Тем не менее, делать ничего не
мог, не мог даже читать и писать, постоянно испытывая сильные боли. Смотрел в
белый потолок, и он сделался моим экраном - я ставил на нем свои будущие
картины. Вопреки прогнозам, я стал выздоравливать».
Приемы, ускоряющие процесс засыпания.
Общие показания - нарушения сна.
№ 90. Аттенционно - образный прием.
Принцип применения. Мысленно представить себя
медленно идущим по слабо освещенной дорожке или коридору. Постепенно образ
становится все более и более расплывчатым. Его исчезновение, как правило,
совпадает с погружением в сонное состояние.
№ 91. Аттенционно - мнемонический прием.
Принцип применения. В памяти воссоздаются приятные события
из далекого прошлого. При этом желательно их образно представлять в определенной
последовательности, что способствует выработке условно-рефлекторного процесса
погружения в дремотно-сонное состояние.
Возможно, ускорить процесс засыпания, согласно данным ряда авторов,
путем прослушивания фонограмм с речью на иностранном языке или записи
однообразных звуков, возникающих при моросящем дожде.
2. Аттенционно - физиогенные приемы.
Особенность - изменение направленности внимания достигается
в результате применения определенных физических усилий.
Приемы, помогающие преодолеть вспыльчивость
Показания - склонность к несдержанности (вследствие особенностей
темперамента, характера, дефектов воспитания или невротических нарушений).
№ 92. Прием «стратегической паузы».
И.П. Павлов, лауреат Нобелевской премии, будучи холериком,
предотвращал взрывы ярости в период накала страстей, применяя элементарный
прием: снимал очки и протирал стекла.
Возможно для достижения «стратегической паузы» с целью
предупреждения вспышки гнева или отрицательных последствий сильного стресса
выпить глоток воды или сделать глубокий вдох.
№93.Тактильно-аттенционный прием.
Тококуро Намаши, основоположник метода «Шиацу», рекомендует
применять народно-психотерапевтический прием, следуя примеру поведения японских
купцов, которые «понимая, что вспыльчивость всегда вредна, чтобы ее
предупредить, потирают руки, особенно при обслуживании докучливых покупателей».
№ 94. Аттенционно-мышечный прием.
Рекомендуется для нейтрализации вспышки ярости, гнева сжимать и
разжимать в ладони кистевой эспандер или другой предмет, когда появляются первые
признаки неадекватной реакции.
№ 95. Аттенционно - сенсорный прием.
Многие жители стран, где распространена католическая и
мусульманская религия, для самоуспокоения перебирают четки (отполированные бусы,
нанизанные на нитку), а китайцы - перекатывают грецкие орехи на ладони.
№ 96. Аттенционно - дыхательный прием.
Принцип применения. Для самоуспокоения, например, при
возникновении предстартовой лихорадки, многие спортсмены добиваются
положительных результатов, применяя аттенционный прием: сосредотачивают внимание
на кончике носа, на струе выдыхаемого воздуха.
№ 97. Аттенционно - суггестивный прием.
ТПИП. Скарлет,, героиня экранизированного американского
романа «Унесенные ветром» (М. Митчелл), для самоуспокоения применяла прием
отключения внимания от психотравмирующей ситуации путем самовнушения: «Я не буду
волноваться сегодня. Я буду думать об этом завтра. Завтра будет новый день».
Разумеется, прием, формирующий «отсроченную затяжную реакцию»,
возможно применять лишь тогда, когда обстоятельства позволяют отреагировать
спустя сутки.
№ 98. Аттенционно - терапевтические приемы.
ТПИП. Знаменитый психотерапевт с мировым именем Мильтон
Эриксон, , описал в качестве примера,подтверждающего их, эффективность , случай,
как он помог пассажиру самолета, сидевшему рядом с ним, избавиться от аэрофобии.
Он порекомендовал ему применить «простое, но прекрасное целебное средство- -
сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство
страха». Аттенционный прием, согласно совету М. Эриксона, с большим успехом
пименяли и многие его пациенты, страдавшие бородавками, дискомфортными
ощущениями функционального происхождения в области живота («урчание», «вздутие
живота» и т.п.) и в других областях организма. Top of Form
Bottom of Form
Принцип применения. Отключение от источника фобической
реакции или дискомфортных явлений достигается в результате того, что
используется »целебно-отвлекающий прием».
Пример. Мильтон Эриксон , знаменитый психотерапевт с
мировым именем , описал в качества примера,подтверждающего эффективность
аттенционных приемов,, случай » как я помог пассажиру самолета, сидевшему рядом
со мной , избавиться от аэрофобии”. Он порекомендовал ему применить “простое, но
очень хорошее целебное средство” - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения
боли, когда появляется чувство страха Аттенционно-терапевтический прием с
большим успехом применяли многие его пациенты, страдавшие бородавками,
неприятными ощущениями функционального происхождения в области живота
(“урчание”, “вздутие живота” и т.п.) и в других частях организма.
Д.В.Ковпак, известный Российский психотерапевт.разработал
оригинальный прием «резиновой ленты», основанный на принципе аттенционной
самопси-хотерапии. Его суть: рекомендуется больным ,страдающим паническими
приступами, носить вокруг запястья резиновую ленту,чтобы своевременно её
применить при появлении симптомов надвигающегося приступа- оттянуть и резко ее
отпустить ( развитие болезненных ощущениий,согласно данным автора приёма,
зачастую предупреждает возникновение приступа паники )..
Нельзя не отметить, что в народной медицине нередко применяют
аттенционно- терапевтические приемы .Например, при болях в области левого
плечевого сустава рекомендуется носить браслет (часы) на правом запястье, либо
вызвать чувство жжения крапивой в области правого плечевого сустава, а при
мигренозных болях – прикрепить клипсы на мочку уха противоположной стороны, где
локализована головная боль. Имеются основания полагать, что один из основных
факторов, обуславливающий уменьшение болей при рефлексотерапии – переключение
внимания от болезненной зоны к месту, куда вводятся иглы, о чем, в частности,
свидетельствует история зарождения иглотерапии в Китае (для снятия приступа
головной боли ударяли в область стопы ног без учета расположения биологически
активных точек) .
2.7.3.. Мемориционные приемы (от англ. «memory» - память).
Краткая характеристика. Отличительная особенность третьей
подгруппы психоэмоциональных приемов - улучшение эмоционального состояния путем
целенаправленной активизации памяти, преимущественно «эмоциональной».
С помощью мемориционных приемов мобилизуются резервы эмоциональной
памяти, оказывающие психотерапевтическое воздействие. При их применении
воспроизводятся в памяти события и ситуации, воспоминания о которых вызывают
положительные эмоции, оптимистический настрой.
Человеку свойственно запоминать не только увиденное и услышанное,
свои мысли и движения, но и эмоционально насыщенные жизненные события, свои
душевные страдания и радостные переживания.
Сущность эмоциональной памяти очень хорошо описал К.С.
Станиславский, выдающийся режиссер нашей эпохи, создатель творческой системы
совершенствования актерского искусства, элементы которой применяются и в
«игровой психотерапии».
В его рекомендациях, адресованных молодым артистам, содержится
характеристика сути эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть
при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом
несчастье, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память».
К.Н.Батюшков, известный русский поэт восемнадцатого столетия,
охарактеризовал особенность эмоциональной памяти:
О, память сердца, ты сильней
Рассудка памяти печальной.
Эмоциональная память тесно связана с другими видами долговременной
памяти - зрительной, слуховой, двигательной, сенсорной и словесно-логической.
Классификация. Мемориционные приемы подразделяются на три
подгруппы, исходя из разных путей активизации эмоциональной памяти с
психотерапевтической целью.
1)Приемы, активизирующие эмоциональную память «визуальным
путем».
№ 99. Показание - потребность в улучшении
настроения или поднятия жизненного тонуса.
Варианты ТПИП
• Летчик - космонавт В. Лебедев в своем дневнике пишет, что нередко
в трудных условиях космического полета, глядя на фотографию сына, вспоминал
радостные часы общения с ним, тем самым, приобретая заряд бодрости и энергии.
• Улучшению психоэмоционального состояния служат и фотографии
родных мест, различные рисунки, связанные с приятными воспоминаниями. К примеру,
в одном из рассказов писатель В. Каверин описал, как знакомый ему тяжело больной
художник черпал духовные силы для преодоления болезни в созерцании живописного
пейзажа природы, где прошло его безмятежно радостное детство.
• В последние годы ряд фирм выпускают часы, предназначенные для
улучшения эмоционального состояния. На их циферблатах воспроизведен объемный
портрет женщины или мужчины. Глядя на забавно меняющееся выражение лица, человек
в ответ невольно улыбается, что приводит к улучшению настроения. Лучше
воздействует, как показывает опыт психотерапевтов, не абстрактный, а конкретный
образ. Под стеклом на браслете для часов можно поместить маленькую фотокарточку
близкого человека, вызывающего положительные эмоции, радостные воспоминания.
№100. Показание - склонность к несдержанности,
проявление вспыльчивости.
ТПИП. М., 38 лет, слушатель курсов «самопрофилактики
стресса», в своей итоговой работе рассказал о приеме, используемом им для
предотвращения «взрывов гнева», проявления несдержанности:
«Под влиянием рекомендованной литературы по психотерапевтической
самопомощи, где был описан прием царя Соломона (в трудную минуту жизни он
восстанавливал нарушенное душевное равновесие с помощью кольца со словами «Все
проходит, все изменяется»), я создал свой вариант для своевременного погашения
вспышек ярости. На свадебном кольце я выгравировал две буквы «М.С.» («Миша -
спокойно») - напоминание мне о необходимости проявлять сдержанность. В период,
когда я чувствую, что нарастает волна гнева, я автоматически переключаю внимание
на магические слова, побуждающие меня вспомнить о моем обещании жене и детям».
Сходный прием успешно применяла Н., 27 лет, получившая от
сотрудников прозвище «возмутитель спокойствия». По рекомендации психотерапевта,
она на своем письменном столе поместила зашифрованную записку-памятку -Н.Б.С.
(«Нина, будь сдержанной»).
№ 101. Показание - хронический стресс, тяжелые
психотравмирующие условия жизни.
ТПИП. Писательница Р.Зернова, находясь, как политическая
заключенная в ГУЛаге, описала применяемый ею прием для предупреждения
отрицательных последствий тяжелого стресса: «В те годы у меня сложилась
привычка: перед сном вспоминать, что сегодня было хорошего. Оказывается каждый
день что-нибудь хорошее да происходило - письмо пришло, или кто-то сказал доброе
слово, или на работу не выгнали...».
2)Приемы, активизирующие эмоциональную память «сенсорным
путем» (эмоционально-сенсорные приемы).
№ 102. Показание - падение активности,
жизнедеятельности.
ТПИП. И.П. Павлов в преклонном возрасте, когда он был
тяжелобольным, с целью мобилизации защитных сил организма опускал руки в ледяную
воду. Ощущение холода воскрешало в его эмоциональной памяти чувство бодрости и
душевного подъема, испытываемые им в пору далекой юности, когда он увлекался
зимним купанием в проруби.
В случаях, когда применение холода вызывает негативную реакцию,
можно применить визуально-суггестивное самовоздействие, т.е. представить себя
под холодным душем и произнести словесные формулы, подтверждающие его целебное
влияние на деятельность организма, иммунные и антистрессовые резервы организма.
№ 102-1. Показание - эмоциональная напряженность,
обусловленная стрессом.
Для достижения релаксационного состояния применяется прием
«сенсорной репродукции» - вспоминаются ощущения, связанные с глубоким
расслаблением мышц во время отдыха на лоне природы, или при принятии теплой
ванны. Мнемосенсорный прием применяется и в составе аутогенной тренировки,
предложенной группой ленинградских психотерапевтов (А.Т. Беляев, В.С. Лобзин и
др.).
3)Приемы, активизирующие эмоциональную память
арттерапевтическим путем.
№102-2. Показание - пессимистический настрой,
подавленное настроение.
Для активизации эмоционально-моторной памяти рекомендуются
жизнеутверждающие, задорные танцы, вызывающие радостные воспоминания (с учетом
состояния здоровья), а для стимулирования эмоционально-слуховой памяти - пение
или прослушивание записей любимых мелодий, песен оптимистического содержания
(см. приложение№2). 2.7. Психоэмоциональные приемы.
Особенности. В подгруппу объединены приемы, оптимизирующие
эмоциональное состо-яние в результате того, что они включают аттенционный,
мнемонический и имажинативный механизмы аутопсихотерапии. В состав приемов
аутопсихотерапии, улучшающих эмоцио-нальное состояние путем изменения
направленности психических процессов (внимания, памяти и воображения), не входят
приемы, основанные на «коррекции мышления». Это обусловлено тем, что при их
применении включаются в процесс улучшения эмоционального состояния не
врожденные, а приобретенные механизмы, оказывающие косвенное, непрямое
воздействие на эмоциональную сферу (в результате формирования оптимистической
направ-ленности мышления, создания позитивных установок к возможностям
разрешения психо-травмирующих проблем и повышения самооценки).
Психоэмоциональные приемы подразделяются на три подгруппы в
зависимости от того, какой психический процесс является доминирующим при их
реализации с целью улучшения эмоционального состояния.
2.7.1. Имажинативные приемы (от англ. Imagination - воображение).
Краткая характеристика. Психотерапевтическое воздействие
определяется тем, что при их применении формируется воображение желаемого
психофизиологического состояния или поведения, вызывающее положительные эмоции.
В основе воображения - психического процесса, с помощью которого
моделируются обра-зы, основанные на самооценке человека и его представлении об
окружающем мире - лежит самовнушение, вербальное и невербальное (преимущественно
визуальное, зрительное).
Воображение обладает огромной силой психологического воздействия,
оно может стать источником положительных и отрицательных эмоций, причиной
нарушения деятельности организма и возникновения патологических расстройств,
или, наоборот, чудо-спасительным лечебным средством. Выдающийся немецкий врач К.
Гуфеланд (1762-1836) писал: »Никто не сомневается, что можно заболеть от
представления от болезни. Почему же нельзя предста-вить себя здоровым, чтобы
выздороветь? Почему не попытаться управлять своими представ-лениями?!»
Куэ и Бодуэн, основоположники метода «активного самовнушения»,
рассматривают психотерапевтически обоснованное воображение как наиболее
эффективный путь воздействия на подсознание для мобилизации резервных
возможностей человека.
Многочисленные исследования терапевтического действия лекарств с
помощью «плацебо» (индифферентных средств) показали, что эффективность многих
медикаментов на 30-50 % зависит от веры больного в их целебное влияние.
Воображение способно вызвать не только выраженные субъективные, но
и объективные изменения, особенно у людей, обладающих высоким уровнем мысленного
моделирования ситуации. Так, биографы Г. Флобера сообщают, что, описывая сцену
отравления Эммы Бовари, писатель сам заболел, «отравленный» своим воображением -
некоторое время ощущал вкус мышьяка и признаки расстройства желудка. М.Ф.
Андреева, близкий друг А.М. Горького, рассказывала, что однажды она услышала в
кабинете, где Алексей Максимович работал над повестью «Городок окурков», звук от
падения чего-то тяжелого. Войдя в кабинет, она увидела писателя лежащим в
глубоком обмороке. Придя в себя М. Горький поведал, что описывая эпизод встречи
Марфы с ревнивым мужем, нанесшим ей удар ножом, он сам почувствовал боль и, не
выдержав испытываемого ощущения, потерял сознание. Сила воображения писателя
была настолько велика, что на теле, в области живота, куда пришелся воображаемый
удар, несколько дней держалась красная полоса.
Классификация. Имажинативные приемы разделяются на две
подгруппы, исходя из основных путей их психотерапевтического самовоздействия.
2.7.а. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения).
В отличие от приемов самоубеждения (см. 2.1.1.) в них отсутствует
«логико-обоснованная фраза, усиливаемая девизом» и меньше словесных, часто
повторяемых формул. Кроме того, высказываемые самопожелания в процессе сеанса
самовнушения ориентированы, как правило, на будущее (а при составлении формул
самоубеждения делается акцент на возникновение положительных изменений в течение
болезни, формирование адаптивного поведения, преодоление влечения к алкоголю и
т. д.).
При самовнушении, как и при самоубеждении, интонация
проговариваемых словесных формул соответствует их содержанию - спокойная,
мягкая, утвердительная, властная и т.п.
Приемы самовнушения имеют две разновидности.
Первая - классический вариант, основанный на немотивированном
самовнушении (по Куэ-Бодуэну).
№ 77. Принцип применения. Произносятся словесные
формулы без волевых усилий, автоматически. Повторяются они до 20-25 раз в
полусонном состоянии - утром при пробуждении и вечером при засыпании.
В настоящее время метод Куэ в «чистом» виде практически не
применяется. Для самовнушения произносятся словесные формулы и в бодрствующем
состоянии 2-3 раза в день. Нередко они сочетаются с другими приемами
психотерапевтического самовоздействия.
№ 77-1. Показание - пессимистический настрой:
«Я бодр, я жизнерадостен
Я оптимистически смотрю в будущее
Я с каждым днем чувствую себя все лучше и лучше».
№ 77-2. Показание - тревожное состояние:
«Я спокоен, я уравновешен.
Я оптимистически настроен
Я с каждым днем все лучше и лучше».
№ 77-3. Показание - склонность к аффективным
реакциям (вспыльчивость, ярость и др.):
«Я сдержан и невозмутим
Я совершенно спокоен
Я хладнокровен и хорошо владею собой».
№ 77-4. Показание - нарушение сна:
«Мне приятно, хорошо
Я чувствую безмятежный покой
Я медленно и постепенно погружаюсь в сонное состояние».
№ 77-5. Показание - склонность к перееданию:
«Я безразличен к еде
Я управляю своим аппетитом
Воздержание мне доставляет удовольствие
С каждым днем я добиваюсь все большего и большего успеха».
№ 77-6. Показание - психосоматические
расстройства:
«Мое сердце (желудок, печень и т.д.) функционируют нормально
Мои неприятные ощущения в области сердца (желудка, печени и т.д.)
исчезли
Мой организм работает в оптимальном режиме
С каждым днем мне становится все лучше и лучше».
Вторая разновидность - приемы «мотивированного
самовнушения».
Впервые были предложены В.М. Бехтеревым в 1911 году. Значительный
вклад в их популяризацию и разработку вариантов приемов мотивированного
самовнушения внес его ученик и последователь - Н.В. Иванов, крупный российский
психотерапевт.
Принцип техники. Применяются аутосуггестивные формулы,
содержащие «мотива-ционную фразу», ориентированную на повышение уровня мотивации
к преодолению болез-ни, вредных привычек, стресса и т.д. Кроме того, в отличие
от немотивированного самовнушения, формулы произносятся с волевым акцентом и
преимущественно в бодрствующем состоянии.
Применяются они в основном для закрепления результатов лечения,
проводимого психотерапевтом.
№ 78. Прием изменения отношения к болезни.
Например, В.М. Бехтерев рекомендовал пациентке, проходившей курс
психотерапии по поводу кардиофобии, произносить: «Отныне меня не должны
беспокоить боли и никакие неприятные мысли. Если они будут приходить, буду
относиться к ним равнодушно».
Н.В.Иванов описывал варианты формул психотерапевтического
самовоздействия, которые были самостоятельно составлены его пациентами с учетом
условий подготовки к «мотивированному самовнушению». К примеру,:
«Возьми себя в руки, тебя поддержать некому, ты не имеешь права
болеть». «Я всю жизнь нервная, но нужно, несмотря на это, продолжать работать».
№ 78-1. Прием повышения уровня противодействия болезни,
пагубной привычке.
Тем, кто лечился по поводу алкоголизма, М.Е. Бурно рекомендует
применять следующие формулы «мотивированного самовнушения»:
«Я избавился от ужаса пьянства и не разрушу достигнутого. Никто не
сможет меня заставить выпить. Я в любой момент смогу отказаться от спиртного».
В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донской — «Мое решение победить тягу к
спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог не выставляли друзья и
как бы меня не уговаривали, в любом случае я смогу не поддаться уговорам, не
изменю своего решения».
№ 78-2. Прием коррекции необоснованных установок к возможностям
решения психотравмирующих проблем.
К примеру, артистка эстрады успешно преодолела боязнь потерпеть
неудачу, произнося перед началом выступления: «Петь в зале не страшно, а
приятно» (Н.В. Иванов).
№ 79. Приемы, повышающие самоценку.
Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной
самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт
характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление
активности, уверенности - «несмотря», «вопреки», «наперекор», «зато» и др.
К примеру,нами рекомендуется пациентам применять мотивационные
формулы, повышающие самооценку, следующего содержания:
«Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых
трудностей, я достигну цели»,
«Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению
режима трезвости, я буду проявлять стойкость - негативное отношение к
спиртному», «Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать
свои резервные возможности»,
«У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато
моя жена значительно лучше его супруги»,
«Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то
немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний,
необходимых для реализации моей мечты - сдать экзамены на желаемую должность
(поменять специальность, поступить в университет и т.д.)».
При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует
учитывать: в отличие от формул самоубеждения в их состав не включаются
слова, требующие логического обоснования, аргументации - «поэтому», «так как»,
«по причине», «вследствие» и т.д. Но в ситуациях, когда возникает особая
потребность в преодолении тяжелого стресса, вредных привычек и коррекции,
чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера возможно применять и
комбинированный вариант вербального психотерапевтического
самовоздействия-использовать формулы самоубеждения и мотивированного
самовнушения.
2.7.б. Имаго - зрительные приемы (визуально-психотерапевтические
приемы).
Особенности. Эти приемы применяются как самостоятельно, так
и в составе многих методов гетеропсихотерапии.
Психотерапевтическая самопомощь, основанная на визуализации
желаемого образа, проводится чаще всего с целью поддержания результатов лечения,
проводимого врачом, применяющего психотерапию в комплексе лечения.
Общий принцип их применения заключается в формировании
психотерапевтической обоснованной мысленной картины в состоянии, чаще всего,
релаксации, содержание которой зависит, прежде всего, от задачи, реализуемой с
помощью образного воображения.
Применяются имаго - зрительные приемы для повышения эффективности
проводимого лечения в трех направлениях:
Во-первых, мысленно пациенты представляют картину активизации
защитно-адаптационных механизмов, участвующих в преодолении болезни и в процессе
выздоровления.
Крупные американские ученые К. Саймонтон (онколог) и С. Саймонтон
(клинический психолог) - авторы книги «Возвращение к здоровью», изданной на
многих языках мира, - разработали эффективную методику обучения онкологических
больных визуализации лечебного образа на основе своего многолетнего опыта
успешной терапии пациентов, болеющих раком.
В составе предлагаемых ими упражнений доминирующее место занимают
приемы самопомощи, основанные на воображении картины: опухоль атакуют защитные
силы организма в виде лейкоцитов (белых шариков), которые уничтожают раковые
клетки и выводят их из организма.
Во-вторых, визуализируется механизм целебного воздействия
применяемых лечебных средств.
№ 80-1. Саймонтоны К. и С. рекомендуют онкологическим больным
зрительно представлять процесс разрушения раковых клеток, осуществляемый
радиоактивными лучами и химиотерапевтическими препаратами.
№ 80-2. При приеме медикаментов представлять механизм их
целебного воздействия (как правило, он кратко описан в аннотации к лекарствам).
Так, при приеме гормональных препаратов воображать, как они
оптимизируют функцию эндокринной железы, вырабатывающей недостаточное или
избыточное количество гормонов; при приеме антибиотиков - процесс уничтожения
микроорганизмов и т.д.
Многие известные физиотерапевты и специалисты по лечебной
физкультуре бывшего СССР (В.Н. Мошков, А.Н. Обросов, А.А. Унанов, А.Е.
Штеренгерц, П.С. Цирфис и др.) в своих руководствах описывают разнообразные
имаго-суггестивные приемы психотерапевтического воздействия, которые повышают
эффективность физиотерапевтических процедур, массажа и лечебно-профилактического
комплекса физических упражнений.
№ 80-3. Психотерапевты весьма часто рекомендуют пациентам,
проявляющим неадекватную реакцию на стресс-факторы, образно представлять процесс
их нейтрализации при применении психотерапевтических средств. Согласно нашему
опыту, лучшие результаты достигаются, если для активизации мысленного образа
используется модель, отражающая процесс преодоления стресса с помощью
антистрессовых механизмов(см. главу 3.1,табл.4).
В-третьих, мысленно визуализируется техника применения приемов:
1)для повышения стрессоустойчивости, усиления сопротивляемости
воздействию стрессорам.
№81. Прием «создания мысленного убежища» (по Мольцу).
Принцип применения. Образно представляется отдых в тихой
обители, где созданы идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий.
Пример. Гарри Трумэн, президент США в 1945-53 гг., отвечая
на вопрос корреспондента «Каким образом ему удается сохранить душевное
равновесие при чрезмерных психоэмоциональных нагрузках?» - рассказал о том, что
он создал в голове «антистрессовое убежище», куда он периодически мысленно
удаляется для отдыха и восстановления душевных сил.
№ 82. Прием, основанный на использовании «чудо-зонтика».
Принцип применения. Образно представляется, как
раскрывается «магический зонтик», преграждающий путь стрессорам, их вредоносному
влиянию на головной мозг.
№ 83. Прием применения «волшебного зеркала».
Принцип применения. Образно представляется картина, как
включается «волшебное зеркало», отражающее атаки стрессоров во время
возникновения психотравмирующей ситуации.
2) для нейтрализации отрицательных последствий стресса.
№ 84. Имаго - легочный прием.
Принцип применения. Воображается картина: с каждым выдохом
организм освобождается от вредных веществ, образовавшихся во время сражения
защитников организма с психологическими стрессорами
№ 85. Имаго - визульный прием « обуздания эмоций»
Принцип применения. «Представьте, находясь в расслабленном
состоянии, что вы сидите в кресле перед телевизором. На экране крупным планом
показана ваша негативная эмоция в виде разъяренного животного или черного
облака. Теперь представьте, что вы встаете с кресла и отходите в дальний угол
комнаты, смотрите на экран с большого расстояния, и с трудом можете разглядеть
изображение на экране. А теперь выключаете телевизор». - по С.Ключникову.
Примечание.С целью повышения эффективности описанных визуальных
приемов, используемых для преодоления стресса и нейтрализации психотравмирующих
переживаний, рекомендуется их сочетать с вербально-суггестивными приемами.
№ 86. Визуально-нейролингвистический прием.
Принцип применения. Мысленно представляется картина,
отображающая личную стрессовую ситуацию. В процессе «просмотра» изменяются ее
параметры: постепенно уменьшается величина, интенсивность и яркость образа,
вплоть до его исчезновения. При видении картины стрессовой ситуации в цветном
изображении рекомендуется заменять цвета, вызывающие возбуждение,
успокаивающими, к которым относятся голубой, зеленый и их оттенки.
2.7.2. Аттенционные приемы (от англ. «attention» - внимание).
Краткая характеристика. При их применении
улучшается-эмоциональное состояние в результате целевой коррекции «внимания» -
психического процесса, стимулирующего избирательную направленность психической
деятельности на восприятие определенных объектов и явлений.
С психофизиологической точки зрения в основе внимания лежит процесс
формирования доминанты, господствующего очага возбуждения в головном мозге.
Процесс саморегуляции эмоционального состояния при применении
аттенционных приемов достигается благодаря переключению внимания от
психотравмирующих стресс-факторов (проблем, событий, ситуаций) на нейтральные
или вызывающие положительные эмоции. При этом лучший психотерапевтический эффект
возникает, если объект концентрации внимания вызывает интерес, зависящий в
значительной степени от особенностей воспитания, кругозора, традиций и
увлечений.
Классификация. Приемы разделяются в зависимости от
источника, используемого для переключения внимания на две подгруппы.
1. Аттенционно - психогенные приемы.
Особенность - при их применении не требуется физических
действий для переключения внимания с психотерапевтической целью.
№ 87. Показания - тревожное состояние,
пессимистический настрой.
Варианты ТПИП
№ 87-1. Выдающийся русский поэт В.Брюсов образно описал
аттенционное влияние моря на эмоциональное состояние:
Когда душе встречалось горе,
Иль беспредельная печаль,
Все успокаивало море,
И моря ласковая даль.
№ 87-2. Поль Гоген, знаменитый французский художник, живя
длительное время на островах Океании, рассказал о приеме самоуспокоения, к
которому прибегали местные жители. «Я понимаю, - писал он в письме другу, -
почему туземцы могут часами созерцать небо. Я чувствую, как это успокаивает и
меня - в минуту трудных испытаний вызывает необыкновенный покой».
№ 88. Показание - эмоциональный стресс.
№ 88-1. Анатолий Карпов в филиппинском городе Багио в 1978 году
в матче за звание чемпиона мира по шахматам встретился с гроссмейстером Виктором
Корчным. Особое напряжение в спортивной борьбе наступило при беспрецедентной
ситуации - счете 5:5. Первый же следующий выигрыш приносил одному из
претендентов титул чемпиона. Шахматисты оказались в состоянии предельного
эмоционального напряжения.
Необходима была психологическая разрядка. Это хорошо понимал
присутствовавший на матче председатель Всесоюзной федерации шахматистов
летчик-космонавт СССР Б.И. Севастьянов. Зная, что Анатолий Карпов страстный
болельщик баскетбола, он предложил ему съездить перед решающей встречей за
шахматной доской в Манилу, где в то время одновременно с шахматным чемпионатом
происходили международные состязания по баскетболу. Поездка дала ожидаемый
результат: переключение внимания на баскетбольную игру сняло эмоциональную
напряженность шахматиста. Творческая активность чемпиона была восстановлена, и
это принесло ему победу.
№ 88-2. Венгерский спортсмен Андриаш Бальцо, трехкратный
олимпийский чемпион по современному пятиборью, преодолевал предстартовый стресс,
используя «аттенционное лекарство для успокоения» - чтение перед состязанием
любимых юмористических рассказов.
№ 89. Противоболевой прием основан на переключении внимания. С
этой целью используется аттенционный прием с аутосуггестивным для повышения
эффективности анальгезирующих лекарств и снижения риска привыкания к ним,
главным образом, при болях функционального происхождения (возможно, их
применение по рекомендации врача или по согласованию с ним).
В основном достигается изменение направленности внимания с помощью
занятий, вызывающих повышенный интерес:
• общеизвестны факты о возможности уменьшения интенсивности болей
путем чтения увлекательной книги, слушания любимой музыки (в частности, ее
противоболевое воздействие нередко используется в зубоврачебных кабинетах), игры
в шахматы, бильярд и т.д.;
• в книгах, посвященных биографиям выдающихся личностей, содержатся
описания их приемов по преодолению болей благодаря ТТС.
Так, Генрих Гейне забывал о преследующей его мучительной боли,
когда сочинял стихи. Философ Иммануил Кант и физик Блез Паскаль успешно
справлялись с сильными болями, углубляясь в решение научных проблем.
Известный кинорежиссер и актер Евгений Матвеев во время одной из
съемок упал с лошади и получил тяжелую травму позвоночника, два года он был
прикован к постели. «Врачи предсказывали мне полную неподвижность, - вспоминает
он, - но я с этим смириться не мог и не хотел. Тем не менее, делать ничего не
мог, не мог даже читать и писать, постоянно испытывая сильные боли. Смотрел в
белый потолок, и он сделался моим экраном - я ставил на нем свои будущие
картины. Вопреки прогнозам, я стал выздоравливать».
Приемы, ускоряющие процесс засыпания.
Общие показания - нарушения сна.
№ 90. Аттенционно - образный прием.
Принцип применения. Мысленно представить себя
медленно идущим по слабо освещенной дорожке или коридору. Постепенно образ
становится все более и более расплывчатым. Его исчезновение, как правило,
совпадает с погружением в сонное состояние.
№ 91. Аттенционно - мнемонический прием.
Принцип применения. В памяти воссоздаются приятные события
из далекого прошлого. При этом желательно их образно представлять в определенной
последовательности, что способствует выработке условно-рефлекторного процесса
погружения в дремотно-сонное состояние.
Возможно, ускорить процесс засыпания, согласно данным ряда авторов,
путем прослушивания фонограмм с речью на иностранном языке или записи
однообразных звуков, возникающих при моросящем дожде.
2. Аттенционно - физиогенные приемы.
Особенность - изменение направленности внимания достигается
в результате применения определенных физических усилий.
Приемы, помогающие преодолеть вспыльчивость
Показания - склонность к несдержанности (вследствие особенностей
темперамента, характера, дефектов воспитания или невротических нарушений).
№ 92. Прием «стратегической паузы».
И.П. Павлов, лауреат Нобелевской премии, будучи холериком,
предотвращал взрывы ярости в период накала страстей, применяя элементарный
прием: снимал очки и протирал стекла.
Возможно для достижения «стратегической паузы» с целью
предупреждения вспышки гнева или отрицательных последствий сильного стресса
выпить глоток воды или сделать глубокий вдох.
№93.Тактильно-аттенционный прием.
Тококуро Намаши, основоположник метода «Шиацу», рекомендует
применять народно-психотерапевтический прием, следуя примеру поведения японских
купцов, которые «понимая, что вспыльчивость всегда вредна, чтобы ее
предупредить, потирают руки, особенно при обслуживании докучливых покупателей».
№ 94. Аттенционно-мышечный прием.
Рекомендуется для нейтрализации вспышки ярости, гнева сжимать и
разжимать в ладони кистевой эспандер или другой предмет, когда появляются первые
признаки неадекватной реакции.
№ 95. Аттенционно - сенсорный прием.
Многие жители стран, где распространена католическая и
мусульманская религия, для самоуспокоения перебирают четки (отполированные бусы,
нанизанные на нитку), а китайцы - перекатывают грецкие орехи на ладони.
№ 96. Аттенционно - дыхательный прием.
Принцип применения. Для самоуспокоения, например, при
возникновении предстартовой лихорадки, многие спортсмены добиваются
положительных результатов, применяя аттенционный прием: сосредотачивают внимание
на кончике носа, на струе выдыхаемого воздуха.
№ 97. Аттенционно - суггестивный прием.
ТПИП. Скарлет,, героиня экранизированного американского
романа «Унесенные ветром» (М. Митчелл), для самоуспокоения применяла прием
отключения внимания от психотравмирующей ситуации путем самовнушения: «Я не буду
волноваться сегодня. Я буду думать об этом завтра. Завтра будет новый день».
Разумеется, прием, формирующий «отсроченную затяжную реакцию»,
возможно применять лишь тогда, когда обстоятельства позволяют отреагировать
спустя сутки.
№ 98. Аттенционно - терапевтические приемы.
ТПИП. Знаменитый психотерапевт с мировым именем Мильтон
Эриксон, , описал в качестве примера,подтверждающего их, эффективность , случай,
как он помог пассажиру самолета, сидевшему рядом с ним, избавиться от аэрофобии.
Он порекомендовал ему применить «простое, но прекрасное целебное средство- -
сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство
страха». Аттенционный прием, согласно совету М. Эриксона, с большим успехом
пименяли и многие его пациенты, страдавшие бородавками, дискомфортными
ощущениями функционального происхождения в области живота («урчание», «вздутие
живота» и т.п.) и в других областях организма. Top of Form
Bottom of Form
Принцип применения. Отключение от источника фобической
реакции или дискомфортных явлений достигается в результате того, что
используется »целебно-отвлекающий прием».
Пример. Мильтон Эриксон , знаменитый психотерапевт с
мировым именем , описал в качества примера,подтверждающего эффективность
аттенционных приемов,, случай » как я помог пассажиру самолета, сидевшему рядом
со мной , избавиться от аэрофобии”. Он порекомендовал ему применить “простое, но
очень хорошее целебное средство” - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения
боли, когда появляется чувство страха Аттенционно-терапевтический прием с
большим успехом применяли многие его пациенты, страдавшие бородавками,
неприятными ощущениями функционального происхождения в области живота
(“урчание”, “вздутие живота” и т.п.) и в других частях организма.
Д.В.Ковпак, известный Российский психотерапевт.разработал
оригинальный прием «резиновой ленты», основанный на принципе аттенционной
самопси-хотерапии. Его суть: рекомендуется больным ,страдающим паническими
приступами, носить вокруг запястья резиновую ленту,чтобы своевременно её
применить при появлении симптомов надвигающегося приступа- оттянуть и резко ее
отпустить ( развитие болезненных ощущениий,согласно данным автора приёма,
зачастую предупреждает возникновение приступа паники )..
Нельзя не отметить, что в народной медицине нередко применяют
аттенционно- терапевтические приемы .Например, при болях в области левого
плечевого сустава рекомендуется носить браслет (часы) на правом запястье, либо
вызвать чувство жжения крапивой в области правого плечевого сустава, а при
мигренозных болях – прикрепить клипсы на мочку уха противоположной стороны, где
локализована головная боль. Имеются основания полагать, что один из основных
факторов, обуславливающий уменьшение болей при рефлексотерапии – переключение
внимания от болезненной зоны к месту, куда вводятся иглы, о чем, в частности,
свидетельствует история зарождения иглотерапии в Китае (для снятия приступа
головной боли ударяли в область стопы ног без учета расположения биологически
активных точек) .
2.7.3.. Мемориционные приемы (от англ. «memory» - память).
Краткая характеристика. Отличительная особенность третьей
подгруппы психоэмоциональных приемов - улучшение эмоционального состояния путем
целенаправленной активизации памяти, преимущественно «эмоциональной».
С помощью мемориционных приемов мобилизуются резервы эмоциональной
памяти, оказывающие психотерапевтическое воздействие. При их применении
воспроизводятся в памяти события и ситуации, воспоминания о которых вызывают
положительные эмоции, оптимистический настрой.
Человеку свойственно запоминать не только увиденное и услышанное,
свои мысли и движения, но и эмоционально насыщенные жизненные события, свои
душевные страдания и радостные переживания.
Сущность эмоциональной памяти очень хорошо описал К.С.
Станиславский, выдающийся режиссер нашей эпохи, создатель творческой системы
совершенствования актерского искусства, элементы которой применяются и в
«игровой психотерапии».
В его рекомендациях, адресованных молодым артистам, содержится
характеристика сути эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть
при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом
несчастье, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память».
К.Н.Батюшков, известный русский поэт восемнадцатого столетия,
охарактеризовал особенность эмоциональной памяти:
О, память сердца, ты сильней
Рассудка памяти печальной.
Эмоциональная память тесно связана с другими видами долговременной
памяти - зрительной, слуховой, двигательной, сенсорной и словесно-логической.
Классификация. Мемориционные приемы подразделяются на три
подгруппы, исходя из разных путей активизации эмоциональной памяти с
психотерапевтической целью.
1)Приемы, активизирующие эмоциональную память «визуальным
путем».
№ 99. Показание - потребность в улучшении
настроения или поднятия жизненного тонуса.
Варианты ТПИП
• Летчик - космонавт В. Лебедев в своем дневнике пишет, что нередко
в трудных условиях космического полета, глядя на фотографию сына, вспоминал
радостные часы общения с ним, тем самым, приобретая заряд бодрости и энергии.
• Улучшению психоэмоционального состояния служат и фотографии
родных мест, различные рисунки, связанные с приятными воспоминаниями. К примеру,
в одном из рассказов писатель В. Каверин описал, как знакомый ему тяжело больной
художник черпал духовные силы для преодоления болезни в созерцании живописного
пейзажа природы, где прошло его безмятежно радостное детство.
• В последние годы ряд фирм выпускают часы, предназначенные для
улучшения эмоционального состояния. На их циферблатах воспроизведен объемный
портрет женщины или мужчины. Глядя на забавно меняющееся выражение лица, человек
в ответ невольно улыбается, что приводит к улучшению настроения. Лучше
воздействует, как показывает опыт психотерапевтов, не абстрактный, а конкретный
образ. Под стеклом на браслете для часов можно поместить маленькую фотокарточку
близкого человека, вызывающего положительные эмоции, радостные воспоминания.
№100. Показание - склонность к несдержанности,
проявление вспыльчивости.
ТПИП. М., 38 лет, слушатель курсов «самопрофилактики
стресса», в своей итоговой работе рассказал о приеме, используемом им для
предотвращения «взрывов гнева», проявления несдержанности:
«Под влиянием рекомендованной литературы по психотерапевтической
самопомощи, где был описан прием царя Соломона (в трудную минуту жизни он
восстанавливал нарушенное душевное равновесие с помощью кольца со словами «Все
проходит, все изменяется»), я создал свой вариант для своевременного погашения
вспышек ярости. На свадебном кольце я выгравировал две буквы «М.С.» («Миша -
спокойно») - напоминание мне о необходимости проявлять сдержанность. В период,
когда я чувствую, что нарастает волна гнева, я автоматически переключаю внимание
на магические слова, побуждающие меня вспомнить о моем обещании жене и детям».
Сходный прием успешно применяла Н., 27 лет, получившая от
сотрудников прозвище «возмутитель спокойствия». По рекомендации психотерапевта,
она на своем письменном столе поместила зашифрованную записку-памятку -Н.Б.С.
(«Нина, будь сдержанной»).
№ 101. Показание - хронический стресс, тяжелые
психотравмирующие условия жизни.
ТПИП. Писательница Р.Зернова, находясь, как политическая
заключенная в ГУЛаге, описала применяемый ею прием для предупреждения
отрицательных последствий тяжелого стресса: «В те годы у меня сложилась
привычка: перед сном вспоминать, что сегодня было хорошего. Оказывается каждый
день что-нибудь хорошее да происходило - письмо пришло, или кто-то сказал доброе
слово, или на работу не выгнали...».
2)Приемы, активизирующие эмоциональную память «сенсорным
путем» (эмоционально-сенсорные приемы).
№ 102. Показание - падение активности,
жизнедеятельности.
ТПИП. И.П. Павлов в преклонном возрасте, когда он был
тяжелобольным, с целью мобилизации защитных сил организма опускал руки в ледяную
воду. Ощущение холода воскрешало в его эмоциональной памяти чувство бодрости и
душевного подъема, испытываемые им в пору далекой юности, когда он увлекался
зимним купанием в проруби.
В случаях, когда применение холода вызывает негативную реакцию,
можно применить визуально-суггестивное самовоздействие, т.е. представить себя
под холодным душем и произнести словесные формулы, подтверждающие его целебное
влияние на деятельность организма, иммунные и антистрессовые резервы организма.
№ 102-1. Показание - эмоциональная напряженность,
обусловленная стрессом.
Для достижения релаксационного состояния применяется прием
«сенсорной репродукции» - вспоминаются ощущения, связанные с глубоким
расслаблением мышц во время отдыха на лоне природы, или при принятии теплой
ванны. Мнемосенсорный прием применяется и в составе аутогенной тренировки,
предложенной группой ленинградских психотерапевтов (А.Т. Беляев, В.С. Лобзин и
др.).
3)Приемы, активизирующие эмоциональную память
арттерапевтическим путем.
№102-2. Показание - пессимистический настрой,
подавленное настроение.
Для активизации эмоционально-моторной памяти рекомендуются
жизнеутверждающие, задорные танцы, вызывающие радостные воспоминания (с учетом
состояния здоровья), а для стимулирования эмоционально-слуховой памяти - пение
или прослушивание записей любимых мелодий, песен оптимистического содержания
(см. приложение№2). |