MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1. Особенности психотерапевтической помощи тем, кто проявляет зависимость от спиртного или склонность к злоупотреблению алкоголем (из опыта подготовки домашних психотерапевтов – Воробейчик Я.).

В литературе, посвященной путям формирования здорового образа жизни, большое место занимают научно-популярные книги по профилактике алкоголизма в силу общеизвестного факта - исключительной актуальности проблемы борьбы с пьянством. Адресованы они преимущественно родным тех людей, которые страдают алкоголизмом или склонны к злоупотреблению спиртными напитками, а также – учителям школ, проводящих занятия об опасности пагубных привычек, предрасполагающих к развитию болезней зависимости.

В многочисленных работах по алкоголизму, прежде всего в публикациях известных психотерапевтов-наркологов,изучающих антиалькогольные проблемы(М.Бурно,В.Валентик,Г.Григоорьев,Б.Гузиков,Иванец,А..Катков,Ц.Короленко,Т..Климен-ко, В.Макаров,В.Менделевич,Н. Найденова, И. Павлов, В. Рязанцев, С. Табачников, Э. Эйдемиллер и др.) содержатся ценные педагого-психотерапевтические рекомендации, адресованные домашним психотерапевтам. В их трудах имеются научно обоснованные советы медиаторам по рациональной организации питания и досуга потатора, прошедшего лечение, по поощрению его за соблюдение режима трезвости,о путях улучшению с ним взаимоотношений и предупрпреждения рецидивов.

Однако, как показал накопленный нами опыт по подготовке большого контингента родных потаторов к выполнению медиаторных функций (главным образом, на базе Московского антиалкогольного центра, где они обучались умению поддерживать результаты лечения- кодирования, проводимого известными наркологами В. Галкиным и Г. Энтиным по модифицированной ими методики А.Довженко: жены потаторов,сопровождавших их, овладевали знаниями по «домашней психотерапии» на трехчасовых коллективных занятиях, а при необходимостии на индивидуальных)-домашним психотерапевтам надо обладать дополнительными знаниями для реализации следующих педагого-психотерапевтических задач:

Первая - формирование негативной установки к тем, кто побуждает потататора к нарушению режима трезвости,а молодежь - к злоупотреблению спиртными напитками.

В создания отрицательного отношения к таким «друзьям» исключительно важное значение имеет правильное представление об истинных причинах их провоцирующего поведения.

Контингент людей, умышленно подстрекающие к употреблению алкоголя и других наркотиков, согласно нашим клиническим наблюдениям, состоит из семьи групп (критерий для их классификации - основной мотив их аморального, провоцирующего поведения).

Первая группа - «завистники». Это контингент людей, которые проявляют злонамеренные действия для достижения своих корыстных целей. Из-за «чёрной» зависти они подстрекают к выпивке потатора, прошедшего лечение, так как в основе их поведения лежат девизы, жизненные принципы: «Если всё познается и оценивается в сравнении, то мне невыгодно, чтобы у моего собутыльника были лучшие, чем у меня, семейные отношения и производственные дела» или «Мне будет легче и приятнее на душе, если В. вновь начнет пить, скандалить с женой, хуже работать».

Вторая группа - «эгоцентристы». Они любят быть в центре внимания окружающих, особенно в компании. Считают, что только они мыслят и поступают правильно, а поэтому отрицательно относятся к людям, высказывающим мнение, противоположное их точке зрения. Исходя из своих взглядов на окружающих, они стремятся спаивать людей, мешающих им проявить «необычные качества», которые «подрывают их авторитет», препятствуют им «заслуженно» верховодить в компании, быть лидерами. Им свойственны тщеславие, бесцеремонность, болезненная обидчивость, а в состоянии опьянения они нередко проявляют подозрительность и озлобленность.

Третья группа - «эгоисты». Они внешне «угощают спиртным от души», а фактически - преследуют свои эгоистические интересы, принимают в расчёт лишь свои собственные потребности, вызывающие у них чувство удовлетворения. Их эгоизм проявляется в трёх основных вариантах (по наблюдениям Ф. Углова). Понимая, что они выглядят хуже, глупее, смешнее или отвратительнее, чем трезвые, эгоисты провоцируют последних на выпивку, чтобы на их фоне лучше смотреться. Второй тип, проявляющий эгоистические тенденции, получает удовольствие от того, что показывает перед другими свою «красивую» и «благородную» душу, но подсознательное чувство говорит ему, что трезвым это слушать неинтересно, в связи с чем он и подстрекает к выпивке. Психология такого эгоиста хорошо выражена словами Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов»: «Когда я пью, то трезвых не терплю».

И, наконец, третий вариант эгоистического типа. Он побуждает к выпивке, исходя из искажённого представления крылатой фразы: «Разделенное горе - половина горя». Эгоист сознает, что алкоголь - коварный яд, разрушающий организм, но влечение к нему не хочет или не может преодолеть. А раз так, то пусть спиртное сокращает жизнь и наносит вред не ему одному, а и другим.

Четвертая группа - «психопатические личности». К ним относятся люди с садистскими чертами характера, получающие радость от видения позорной картины постепенного преобразования пьющего человека, которую описал арабский писатель Абуль Фараджи (1226-1286 гг.): «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала человек становится похожим на павлина - он пыжится, его движения плавны и величавы; затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; далее он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе; в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи». Разумеется, возможны и другие формы опьянения, одинаково приводящие к невменяемому состоянию.

Пятая группа включает в себя «антиобщественные личности». Представители этой группы провоцируют на выпивку, преследуя определенную аморальную цель. Например, для вовлечения в преступную группу они спаивают интересующих их людей, так как в пьяном состоянии заглушается совесть, теряется контроль над своим поведением, проявляется рискованность, притупляется чувство благородства и долга.

Подчас они подстрекают к употреблению алкоголя для того, чтобы выудить у пьяного важные для них сведения, узнать его семейную или служебную тайну.

Шестая группа - «ниспровергатели». Они категорически отрицают целесообразность лечения лиц, зависимых от спиртного. При этом нередко ссылаются на общий взгляд врачей на алкоголизм как «неизлечимую болезнь», исключая из своих доводов второй аспект воззрения наркологов-психиатров: от алкоголизма можно излечиться, если после проведенного лечения не пить на протяжении дальнейшей жизни. Для нейтрализации отрицательного влияния «деструктивного нигилиста», медиатору необходимо побудить родного (близкого) человека прочитать научно-популярную литературу, где описаны многочисленные случаи успешного закрепления результатов лечения, приводятся убедительные факты о возможности преодолеть влечение к алкоголю, и содержатся ценные советы для достижения победы над алкоголизмом.

Медиатору надо создать также благоприятные предпосылки для того, чтобы потатор познакомился с людьми, которые в прошлом испытывали патологическую зависимость от алкоголя, а сейчас, избрав своим девизом «Ни капли спиртного», ведут активный образ жизни, успешно трудятся, относят себя к категории счастливых, довольных жизнью людей.

Особенно их много среди тех, кто входит в группу взаимоподдержки, сообщество анонимных алкоголиков.

Седьмая группа - «лжетеоретики алкоголизма». Они пропагандируют целесообразность употребления алкоголя, ориентируясь на ошибочное мнение: «без спиртного - нет веселья, радостного настроя».

Действительно, медики не отрицают, что алкоголь может улучшить эмоциональное состояние, но при этом обращают внимание людей (особенно тех, кто часто прибегает к употреблению спиртного для преодоления депрессивного настроя) об опасности этой вредной привычки, способной привести к развитию алкоголизма.

Весомыми аргументами против доводов «теоретиков-пропагандистов» могут служить для домашнего психотерапевта, опекающего потатора, педагогов и родителей подростков- результаты экспериментальных исследований, доказавшие значительную зависимость улучшения настроения при употреблении алкоголя от установки к его воздействию.

Первое доказательство. Испытуемым, разделённым на две группы, вводится внутрь алкоголь в небольших дозах. От группы «А» скрыли введение этанола, им сообщили, что «введён физиологический раствор». В результате у испытуемых появились жалобы на сонливость и релаксацию (расслабление). Представителей группы «Б» заранее предупредили о характере инъекции, о том, что будет введён именно спирт. Эффект оказался противоположным - у испытуемых наблюдались выраженные эмоциональные реакции: «оживление, шутки, веселье» (Б. С. Братусь и П. И. Сидорова).

Второе доказательство. Наблюдение за лицами, употребляющими алкоголь в компании и в одиночку. Известный американский психиатр Д. Фурст по этому поводу пишет: «Если человек находится один и в спокойном месте, то употребление алкоголя приведёт его ко сну. Если же человек находится в компании, алкоголь окажет прямо противоположное действие - устраняется торможение, ослабляется чувство робости, возникает временная вспышка более интенсивной психической деятельности. Одинаковая доза выпитого алкоголя в разной обстановке оказывает различное действие на настроение человека, его поведение».

Третье доказательство. Гипнотерапевтами, в частности нами, проводились исследования с целью выявления роли самовнушения в поведенческой реакции. Лицам, погружённым в глубокое состояние гипноза, внушалось, что они выпили «стакан водки» (фактически им давали воду). У всех наблюдаемых возникло состояние опьянения, но у каждого из них был свой стиль поведения: один пел песни, второй танцевал, третий пытался избить тёщу, четвёртый - грубо шутил. Проведённый опрос родных показал, что наблюдаемая реакция у испытуемых при употреблении водки соответствовала их типичному поведению при алкогольном опьянении, то есть зависела от привычной для них психологической настройки, запрограммированной модели поведения.

Ориентируясь на вышеизложенные данные и общеизвестные факты, что при частом или чрезмерном употреблении алкоголя одновременно с временным улучшением настроения происходит резкое ухудшение деятельности организма (из-за коварного действия алкогольного яда), домашний психотерапевт вправе высказать следующее мнение.

Природа не прощает людям, нарушающим её законы - она наказывает тех, кто не соблюдает её требования и прибегает к противоестественным средствам, в частности к алкоголю, наркотикам для поднятия жизненного тонуса.

Человеку необходима не иллюзорная, мнимая радость, связанная с самообманом, а настоящая, естественная, при которой одновременно с улучшением настроения улучшается деятельность организма.

Чтобы снимать психоэмоциональные перегрузки или избавляться от скуки, душевного томления с помощью алкоголя, не нужно ни ума, ни воли. Не случайно, что наибольший удельный вес больных алкоголизмом отмечается в группе людей, стоящих на низком уровне развития умственных способностей. Вместе с тем, среди злоупотребляющих алкоголем имеется и немалая прослойка одарённых людей, губящих свой талант (имеются данные, что среди лиц, добровольно согласившихся исцелиться от влечения к алкоголю и наркотикам, значительное место принадлежит талантливым людям).

Безусловно, если на почве алкоголизма не наступила деградация, то с переходом на трезвый образ жизни имеется ещё шанс восстановить свое дарование, талант, профессиональные способности.

Пути достижения настоящей, подлинной радости в послерабочие часы разные: от общения с родными и настоящими друзьями до увлечения искусством и различными видами хобби, позволяющими человеку удовлетворить свои духовные и творческие интересы.

Человек, страдающий алкоголизмом или склонностью к его развитию, расставаясь со спиртными напитками, прощается не с друзьями, а с врагами, причинявшими ему и его родным много горя, страданий и зла.

Вторая задача домашнего психотерапевта. Формирование у родного человека твердого убеждения, что алкоголизм - это болезнь, относящаяся к группе заболеваний, характеризующихся тем, что страдающих ими невозможно вылечить,добиться их полного выздоровления .Однако, можно успешно противостоять развитию болезни при условии выполнения больными медико-психологических рекомендаций (при алкоголизме - навсегда отказаться от употребления спиртных напитков после проведенного лечения ).

На важную значимость формирования у потатора и его окружения понимания, что алкоголизм является болезнью, в частности, указывают социально-психологические исследования, проведенные С.Н. Шевардиным в Подмосковье. Результаты их свидетельствуют, что почти 80% опрошенных не признали алкоголизм болезнью, относили его проявления к асоциальному поведению, распущенности или к вредной привычке.

Известный московский психотерапевт-нарколог И.С. Павлов справедливо считает обязательным при лечении потаторов «делать главный упор на доказательство наличия у больных алкоголизма как болезни. Ведь это должно, в конечном счёте, определить всё их отношение к спиртному».

Для повышения эффективности бесед, нацеленных на формирование обоснованного взгляда на суть злоупотребления спиртным, рекомендуется при их проведении применять прием «логико-коррекционного сравнения» - сопоставлять алкогольную болезнь с гипертонической болезнью.

Их сравнение, несомненно, стимулирует процесс осознания потаторами того, что они страдают хронической болезнью, требующей лечения, а после его проведения - строгого режима трезвости.

Но, на наш взгляд, основанный на анализе восприятия потаторами и домашними психотерапевтами сути алкоголизма, значительно лучшие результаты достигаются при сравнении его с сахарным диабетом в связи с тем, что между ними намного больше общих черт.

При обоих заболеваниях:

• невозможно достигнуть положительных результатов лечения, если больные не откажутся от употребления недозволенных продуктов (при сахарном диабете - от легко усваиваемых углеводов, а при алкоголизме - от спиртных напитков);

• нарушены обменные процессы (при диабете преимущественно углеводно-жировой обмен, а при алкоголизме - белково-жировой);

• в этиопатогенезе сахарного диабета ведущую роль играет ухудшение выработки поджелудочной железой гормона инсулина, а при алкоголизме - продуцирование железами желудка фермента, нейтрализующего этанол (при условии злоупотребления спиртными);

• при обеих болезнях наблюдается резкое снижение резистентности организма, способствующее возникновению туберкулёза, гепатита и ряда других одинаковых осложнений;

• среди факторов, предрасполагающих к развитию диабета и алкоголизма, важное место занимает генетический, наследственность.

А как поступать в тех случаях, когда потататор, не смотря на приводимые ему убедительные доказательства и результаты теста (прием №16),свидетельствующие о том, что он страдает алкоголизмом, по-прежнему не признает себя больным, а поэтому категорически отказывается от лечения? С.Ключников, известный практический психологи и писатель, автор книги «Пьянство: программа спасения». - М, 2002, рекомендует их женам в создавшейся ситуации применять «штрафные санкции - прекратить стирать белье, готовить еду, усиленно заниматься собой, провоцируя его на здоровое чувство ревности и т.п.»

Третья задача домашнего психотерапевта - содействие родному человеку, прошедшему лечение, в создании «психозащитной системы», ограждающей его от стрессо-травмирующего воздействия бывших собутыльников, склонных наносить оскорбления из-за отказа «составить компанию, поддержать дружеский тост, выпить за счастье именинника».

Какой совет может дать медиатор родному (близкому) человеку в описанной выше ситуации?

Откровенно заявить мнимым друзьям, что он больше не пьёт, так как принял волевое решение, чем и гордится, покончить навсегда с «оружием сатаны». Возможно добавить: «Я могу и Вам помочь встать на путь, достойный настоящего мужчины, попросить нарколога-психотерапевта полечить Вас».

Но, к сожалению, практика показывает, что весьма редко потаторы, прошедшие лечение, проявляют волю и твердость характера, чтобы вести разговоры в такой форме с бывшими собутыльниками.

Вследствие этого, домашний психотерапевт должен помочь родному (близкому) человеку заранее подготовить аргументы, позволяющие ему отражать «алкогольные атаки» без потери чувства собственного достоинства и самоуважения.

При этом желательно предварительно провести «поведенческий тренинг», репетицию с участием домашнего психотерапевта. Его роль - собутыльник, наносящий оскорбления с целью побудить к выпивке, нарушить режим трезвости. Потатору же рекомендуется взять на вооружение один - два аргумента для категорического отказа от употребления алкоголя, мотивируя, например, следующими причинами: «Я принимаю лекарства, несовместимые с алкоголем, его употребление может привести к трагическому исходу»; «у меня обнаружена язвенная болезнь, сахарный диабет, гепатит или цирроз - заболевания, при которых категорически запрещен алкоголь»; «при анализе крови определена столь высокая концентрация не выведенных из организма алкогольных веществ, что даже незначительный приём спиртного может привести к цепной реакции, как в атомной бомбе - заявили врачи»; «в желудочном соке не обнаружен фермент, расщепляющий алкоголь, а поэтому спиртное является для меня ядом»; «решил заняться восточными методами психофизической тренировки (ушу, хатха-йога и др.), при которых категорически запрещён прием спиртного»; «хочу, чтобы жена родила здорового ребенка» и пр.

«Домашние психотерапевты»обязательно должны знать о выбранном им аргументе и всячески поддерживать его доводы о причине отказа от спиртного.

Четвертая задача. Оказание помощи потаторам и тем,кто проявляет склонность к регулярному употреблению алкоголя для самоулучшения эмоционального состояния---при стрессе,депрессивном настрое,проявлении гнева и др.

Особенно большая потребность в противоалкогольной психотерапевтической помощи имеется у больных алкоголизмом , прошедших курс лечения, после которого категорически запрещается нарушение режима трезвости, т.к. употребление спиртного вызывает рецидив алкоголизма в тяжелой форме с опасными последствиями.

Оптимальный вариант - помочь не только в овладении приемами, но и в составлении индивидуального психотерапевтического комплекса, учитывающего и личностные особенности и причины, побуждающие к выпивке. Ориентиром для их подготовки могут служить ИПК, рассмотренные в книге (глава №3).:

• в случаях, когда поводом для употребления алкоголя является вспышка гнева, ярости – ИПК №1;

• при стремлении преодолеть стресс с помощью алкоголя – ИПК №6;

• при депрессивном состоянии, предрасполагающем к злоупотреблению спиртным для улучшения душевного состояния - ИПК №3 и др.

С целью закрепления положительных результатов, прежде всего благодаря овладению комплексом приемов психотерапевтической самопомощи, рекомендуются ауторолевые игры. К примеру, по сценарию «Я - победитель пагубной привычки» или диаролевые игры – игры с участием домашнего психотерапевта (см.2.12.).

* * *

Описанные рекомендации по профилактике алкоголизма в подавляющем большинстве относятся также к домашним психотерапевтам и преподавателям учебных заведений, проводящих беседы о путях предупреждения пристрастия к наркотикам. Это определяется тем, что наркомания и алкоголизм входят в одну группу заболеваний, характеризующихся патологической зависимостью. Наряду с общими рекомендациями при обоих заболеваниях по профилактике развития болезненного пристрастия, имеются и дополнительные - по предупреждению формирования наркозависимости. Обусловлены они особенностями наркомании: повышенной опасностью заражения СПИДом, двухстадийным развитием наркотического опьянения, вызывающего «кайф», более выраженным пристрастием и разрушительным воздействием наркотиков на организм и др.

Источником для познания дополнительных советов, адресованных медиаторам и педагогам, в основном являются научно-популярные публикации, в частности книги - «Популярно о наркотиках и наркоманах» - С. Белогуров, СПб,2000.; «Как спасти детей от наркотиков» - А.Данилин, М.,2001; «Записки нарколога» - В.Рязанцев,2001; «Предупреждение подростковой и юношеской наркомании» - С.Березин и др., М.,2000.

На наш взгляд, учителя школ могут использовать материал и из ряда книг, предназначенных для врачей благодаря доступности изложения для них текста, к примеру - информацию о наркомании, содержащуюся в учебнике «Психиатрия», подготовленном крупными психиатрами Оксфорда под общей редакцией М. Хэзлем (пер. с англ.,1998г.). В предисловии книги отмечено, что в ней «представлен материал в форме, приемлемой и для простых смертных, интересующихся данной проблемой». Ценные сведения по профилактике наркомании педагоги могут почерпнуть и из книги «Наркомания у подростков», написанной группой известных психиатров (В. Битенский, Херсонский Б., Дворяк С., Сушко В.). Материал в ней изложен на основе большого опыта её авторов по профилактике и лечению наркоманов, накопленного на базе клиники кафедры психиатрии Одесского медицинского университета, возглавляемой проф. В.С.Битенским. Рекомендации, содержащиеся в ней, иллюстрированы наглядными примерами с учебной направленностью, что имеет особенно важное значение для школьных учителей, призванных повышать уровень знаний учащихся по здоровому образу жизни.

Приложение №2

Музыко-вокальной аутопсихотерапии

(Н.М.Колесников М.Я. Минкович)

Общая характеристика. Музыкальное искусство, чаще всего с вокальным сопровождением - древнейший способ профилактики и лечения болезней.

В Библии упоминается, что будущий царь Израиля Давид игрой на гуслях снимал эпилептические припадки у страдавшего ими царя Саула.

Пифагор, древнегреческий мыслитель и основоположник математики, многие недуги лечил специально сочиненными им музыкальными произведениями.

У кельтов, обитавших в западной Европе до н.э., были жрецы - барды, которые лечили больных песнями, исполняемыми под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Авиценна в своем фундаментальном труде «Канон врачебной науки» рекомендовал страдающим меланхолией (депрессией) развлекаться музыкой и слушанием пения птиц.

М. Маймонид, еврейский врач и философ, живший в начальном периоде средневековья, широко применял в лечении больных музыку для повышения их жизненной энергии («живительной силы»).

Вместе с тем, только в конце XIX века житейские и клинические наблюдения о целебных возможностях музыки были подтверждены многими психофизиологическими исследованиями.

Полученные данные побудили В.М. Бехтерева создать еще в 1914 году «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Во второй половине ХХ века было доказано, что музыка способна благотворно влиять и на биохимические процессы - снижать выработку кортизола (гормона стресса, вырабатываемого надпочеч-никами), повышать иммунные возможности (выработку Т-лимфоцитов) и усиливать проду-цирование эндорфина.

В 40-е годы прошлого века музыкотерапия получила официальное признание как лечебный метод психотерапии, применять который могут специалисты, имеющие и музыкальное, и врачебное образование со специализацией по психотерапии.

Профилактически ориентированная музыка применялась, как и лечебная, с незапамятных времен - для предупреждения опасных последствий психотравмирующих переживаний, вызванных чрезмерным стрессом, для повышения стрессоустойчивости и эмоционального тонуса, а также для восстановления нарушенного душевного равновесия.

Праздники и знаменательные события неизменно сопровождались музыкой, пением, танцами. Использовалась музыка и для поднятия боевого духа воинов перед сражением, а также для повышения результативности физического труда. Недаром народная мудрость гласит: «Беседа дорогу коротает, а песня - работу».

В последнее десятилетие ХХ века «профилактическая музыка» получила большое распространение. Это обусловлено, прежде всего, резко возросшей потребностью людей в предупреждении вредоносных последствий стресса, связанных с негативной стороной чрезмерно быстрого темпа научно-технического прогресса.

Не менее важное значение в широком применении музыки, как профилактического средства самопсихотерапии, имели огромные успехи в области аудиотехники. Для большинства людей стало возможным приобретение магнитофонов, позволивших составлять индивидуализированные программы музыкальных произведений и производить их запись с последующим многократным прослушиванием.

Многие эмпирически или интуитивно стали комплектовать собственные программы музыкальных произведений. Но, вполне понятно, что проявление неквалифицированного подбора музыки может привести к ее отрицательному воздействию на психофизическое состояние и дискредитации музыкотерапии.

Необходимо отметить, что специалисты в области музыкотерапии разрабатывают, как правило, программы из произведений классической музыки.

Техника подготовки.

Для повышения эффективности «профилактической музыки» необходимо учитывать как индивидуальные особенности восприятия музыки, так и общие, свойственные всем людям. К последним относятся физиологическое воздействие музыки на психоэмоциональную сферу. Все музыкальные произведения по вызываемому эффекту условно подразделяются на две подгруппы: релаксационные (успокаивающие, расслабляющие) и тонизирующие (мобили-зующие, активизирующие).

Основной критерий для их применения - уровень эмоциональной напряженности, вызванной стрессовыми проблемами, ситуациями и событиями.

Необходимым условием для обоснованного отбора музыкальных произведений является правильный учет индивидуальных особенностей восприятия музыки, зависящий от уровня музыкальной культуры, воспитания, слуха, традиций, возраста, ментальности, состояния здоровья, образования, настроения, образа жизни и т.д.

С целью правильного составления музыкальной программы, как показывает наша практика, целесообразно иметь список музыкальных произведений, оказывающих оптими-зирующее влияние на психоэмоциональное состояние, деятельность нервной системы. В его составе должны быть произведения, относящиеся как к классической музыке (симфонии, оперы и шедевры искусства Моцарта, Штрауса, Чайковского, Мусоргского и других классиков), так и популярной (эстрадной, народной и т.д.), с вокальным сопровождением психотерапевтического содержания.

В перечне рекомендуемой лечебно-профилактической музыки следует стремиться к преобладанию классических произведений вследствие их преимущества в плане целебного воздействия на деятельность организма (классическая музыка характеризуется высоким уровнем гармонии, мелодичности, ритма).

При составлении репертуара популярной музыки отдается предпочтение произведениям с вокальным сопровождением, благотворно влияющим на эмоциональное состояние и духов-ное здоровье, побуждающим верить в свои возможности победить стресс и справиться со своими трудностями и жизненными проблемами.

В качестве примера считаем целесообразным привести ориентировочный репертуар музыкальных произведений, который может служить основой для создания индивидуализи-рованного, усовершенствованного списка, учитывающего дополнительные факторы, влияю-щие на восприятие музыки.

Музыка, рекомендуемая для снижения эмоциональной напряжённости (релаксации, успокоения, снятия стресса)

Классическая музыка

Популярная музыка (эстрадная,народная,

 

(с песнями, содержащими психотерапевтические советы)

Моцарт, «Эльвира Мадиган»

Бетховен, «Романс для скрипки»

Бах, «Прелюдия 1»

Шопен, «Фантазия-экспромт»

Скрябин, «Прелюдия»

Вивальди «Времена года»

Григ, «Мелодия», «Весна»

Мендельсон, Концерт для скрипки, 2-я ч.

Чайковский, 2 концерт для фортепиано, 2 ч.

Штраус, « Голубой Дунай».

У природы нет плохой погоды.

Мои года - мое богатство.

Ямщик, не гони лошадей!

Не опускай паруса.

Не надо печалиться, вся жизнь впереди.

Нам песня строить и жить помогает.

Главное, ребята, сердцем не стареть.

В нашей жизни всякое бывает.

Музыка, рекомендуемая для повышения эмоционального тонуса (мобилизации, активизации)

Классическая музыка

Популярная музыка

Россини, «Севильский цирюльник»

Паганини, «Соната для скрипки»

Рахманинов, «Шестая прелюдия»

Брамс, «Вальс»

Лист, «Грезы любви»

Шопен, «Ноктюрн»

Григ, «Норвежский танец»

Шуберт, « Аве, Мария!»

Дворжак, «Славянский танец»

Надежда - мой компас земной.

Все хорошо, прекрасная маркиза.

Капитан, капитан, улыбнитесь.

Ты одессит, Мишка!

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Я люблю тебя, жизнь.

Кто хочет, тот добьётся...

 

(Основной источник наших рекомендаций по классической музыке - методические разработки музыкотерапевта В.Н. Элькина, автора книги «Целительная магия музыки», СПб, 2000 г.)

При составлении индивидуальной программы необходимо принимать во внимание влияние дополнительных факторов, связанных с особенностями трудовой деятельности. Лицам, испытывающим чрезмерное воздействие стресса, желательно слушать «антистрессовую музыку» не только после работы, но и во время регламентированных перерывов.

Зачастую нуждаются в прослушивании профилактической музыки в период перерывов и те, кто отмечает отрицательное влияние на нервную систему умственных перегрузок, монотонного характера труда, вынужденных ожиданий из-за скопления машин на дорогах, а также в случае необходимости повысить творческую активность.

В домашних условиях, после рабочего дня, психотерапевты рекомендуют при прослушивании музыки как самотерапевтического средства руководствоваться следующими правилами:

• расслабиться (лечь или принять позу полулежа в кресле), закрыть глаза и вслушаться в мелодию музыки;

• вспоминать приятные события жизни, всплывающие в памяти по ассоциации с мелодией;

• продолжительность программы должна быть в пределах 20-30 минут;

• после окончания сеанса профилактической музыкотерапии рекомендуется выполнить комплекс мобилизующих психофизических упражнений.

В последние годы музыка применяется и для коррекции поведения лиц, склонных к неадекватным реакциям и злоупотреблению алкоголем, наркотиками.

Примеры. В Англии, на одной из станций метро в городе Ньюкасл, молодежь постоянно совершала хулиганские поступки, приносившие большой материальный урон. В 2001 году их вандализм обошелся городскому метро в сумму около 750 тысяч фунтов стерлингов. Изучение причин их буйного поведения показало, что провоцирующую роль играла совре-менная музыка, передаваемая через мощные динамики. Смена музыкального репертуара, за-мена оглушающей рок-музыки мелодиями Бетховена и Россини кардинально изменили пове-дение молодежи, бессмысленно жестокие разрушения прекратились.

Сотрудники бельгийского Центра изучения, обучения и применения музыкальной терапии утверждают, что ежедневное прослушивание классической музыки является одним из луч-ших профилактических лекарств от увлечения алкоголем, наркотиками.

Выводы о возможностях использования музыкальных произведений для коррекции дезад-аптивного поведения, на наш взгляд, может иметь практическое значение для определенной категории «домашних психотерапевтов».

Во многих странах мира проявляется возрастающий интерес к применению музыки для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья. Так, почти в ста американских ВУЗах преподается курс музыкотерапии, отдающий предпочтение классической музыке с вокальным сопровождением.

Музыкотерапевтические произведения оказывают более выраженное целебное влияние на человека, если они сопровождаются песнями, романсами или ариями психотерапевтического содержания. В этих случаях невербальная психотерапия сочетается с вербальной, основан-ной на использовании могучей силы Слова. Особенно велико благотворное воздействие музыко-поэтических произведений, когда человек не только прослушивает их, но и исполняет - поёт или играет.

Обоснованность мнения « Болящий дух врачует песнопение» (Е.А. Баратынский, русский поэт XIX века) подтверждают многочисленные клинические и житейские наблюдения. Описаны случаи исцеляющего влияния музыкально-поэтических произведений и в книгах мемуарного содержания.

Так, Г.П. Вишневская,знаменитая оперная певица, в своей автобиографической повести «Галина» вспоминает о периоде лечения в санатории по поводу туберкулеза, протекавшего в тяжелой форме: «Я уходила в лес и пела. Я чувствовала, как с каждым днем наливаюсь жизнью, и мне хотелось кричать об этом на весь мир; мне хотелось петь, любить - ведь мне было только 23 года! Я разжигала костер и пела над ним Марфу из «Хованщины»:

«Силы потайные! Силы великие! Души, отбывшие в мир неведомый! К вам взываю!» В эти минуты я чувствовала себя владычицей мира. То, что со мной произошло, врачи считали чудом: исчезли палочки Коха, затянулась каверна».

Значительно чаще встречается сочетание психотерапевтического текста и мелодии не в классических произведениях, а в популярных, сопровождаемых песнями с советами психо-терапевтического содержания, часть из которых вошли в состав рекомендованной нами примерной «антистрессовой музыкальной программы».К сожалению, в песенном репертуаре последних лет, преимущественно ориентированном на молодое поколение, не уделяется должного внимания важной роли смыслового содер-жания песни для улучшения психоэмоционального состояния.

Несколько лучшее положение (с точки зрения самопсихотерапии) в репертуаре песен бардов. К примеру, читателям книги возможно рекомендовать, как один из способов нейтрализации вредных последствий стрессо-эмоциональных переживаний, прием Булата Окуджавы:

Когда мне невмочь пересилить беду,

Когда подступает отчаянье,

Я в синий троллейбус сажусь,

В последний, в случайный...

Стимулирующее влияние на улучшение настроения оказывает прием «музыкальной терапии», содержащейся в песне Юрия Визбора:

Наполним музыкой сердца!

Устроим праздники из буден.

Своих мучителей забудем,

Вот сквер – пройдемся до конца...

Александр Городницкий, основываясь на своем личном опыте преодоления страха, дает оригинальный совет психотерапевтического содержания:

Когда судьба поставлена на карту

И темнота сгущается, грозя,

Припомним изречение Декарта:

Предмета страха избегать нельзя.

Ведь, убежав, уносишь страх с собою.

Не лучше ли без ноши, налегке,

Навстречу нежелательному бою

Идти вперед со шпагою в руке?

Испуг свой кушаком стяни потуже.

Назад не поворачивай коней.

Быть может то, что породило ужас,

Лишь воздух и движение теней?

Когда душа от страха и от боли

Сжимается на суше и в морях,

Проявим любознательность и волю,

Преодолев незнание и страх!

Вокалотерапия, как активный метод музыкотерапии, способствует не только улучшению психоэмоционального состояния и мобилизации резервов организма, помогающих преодолеть болезни и психологический стресс.

В специальной литературе описаны экспериментальные исследования многих ученых, свидетельствующие о возможности использования музыки для стимулирующего влияния и на растения. Определенный практический интерес могут представить и наши наблюдения (Н.М. Колесников) о разном влиянии классической, мелодичной музыки и рок-музыки на цветы.

В период жизни в Москве (жена преподавала английский язык в пединституте, а я был преподавателем вокального искусства в Институте Гнесиных), наш дом постоянно посещало много друзей и учеников, любителей музыки и пения. И почти каждый приходивший задавал вопрос, почему у нас такие роскошные цветы, как «красные девицы», а у них, хотя поливают регулярно и удобряют, - словно «морщинистые старички»?

Однажды, заглянувший к нам приятель спросил, как удается мне так ухаживать за цветами?

- А есть ли у тебя дома цветы?

- Да, есть, но они быстро вянут.

- Принеси мне пару горшочков, я посмотрю, в чем секрет.

Он принес, а через некоторое время я показал его возрожденные цветы.

- Ты что, выбросил мои и купил новые цветы?

- Да нет, как можно выбросить живое создание.

И я подробно рассказал о том «небольшом секрете».

- У нас в доме - сказал я ему - много музыки, пения.

- Но у меня тоже много музыки.

- Но какой? Какая музыка звучит у тебя дома?

Он помялся и глухим голосом промолвил, что соседи подали жалобу на него, что он нарушает покой громкой музыкой и барабанной трескотней.

- Ну вот, мой дорогой, в этом и кроется причина того, что твои цветы вянут. Они ж мучаются от твоего грохота, как и твои соседи.

Отсюда, мой совет - внимательно отнеситесь к выбору музыки, влияющей положительно или отрицательно (успокаивающе, мобилизующие или разрушающе), если хотите сохранить свое здоровье, а не разрушить его, как мой приятель подрывал здоровье цветов, да и самого себя и окружающих.

В последние годы расширился диапазон применения музыки с психопрофилактической целью для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом большая заслуга М.И. Чистяковой, автора книги «Психогимнастика» (1990 г.). Работая преподавателем музыки в детском саду, она, на основании своего 30-летнего опыта, разработала музыкальные программы, направленные на совершенствование у детей психических процессов (внимания, воображения, памяти) и развития у них способностей адекватно оценивать индивидуально-психологические особенности у себя и других.

Ею были предложены оригинальные музыкальные программы, помогающие выявлять нежелательные черты характера у детей (затрудняющие межличностные отношения и способствующие возникновению психогенных расстройств), а в последующем - активно участвовать в процессе их коррекции. В их состав она включила музыкальные произведения, сопровождающиеся играми: П.И. Чайковского («Новая кукла»), С. Прокофьева (из симфонической сказки «Петя и волк»), Д. Кабалевского («Злюка», «Плакса», «Ревушка» - музыкальные пьесы), Р. Шумана («Смелый наездник») и др.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2953
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru