MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

4.4. Методические подходы к управлению качеством медицинской помощи

Разделение полномочий по оказанию медицинской помощи между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, неуклонный рост ресурсной и технологической базы здравоохранения, появление на рынке медицинских услуг страховых и частных медицинских организаций требуют единого системного подхода к управлению качеством медицинской помощи (КМП).

Система управления КМП является структурным элементом системы управления здравоохранением – ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества, характеризуется непрерывным циклическим процессом на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, уровне учреждения здравоохранения, каждого медицинского работника.

Предпосылками формирования системы управления КМП:

  1. Отсутствие единой системы управления качеством медицинской помощи на всех уровнях управления.
  2. Отсутствие отработанной методологии и методики управления качеством медицинской помощи.
  3. Ориентация в процессе управления качеством медицинской помощи преимущественно на процесс оказания медицинских услуг.
  4. Осознание того, что:
    1. Существующие элементы управления качеством медицинской помощи не являются механизмом повышения безопасности, доступности, качества и эффективности медицинской помощи.
    2. Показатели качества медицинской помощи не влияют на уровень оплаты труда медицинских работников, не формируют мотивации руководителей учреждений здравоохранения к эффективному использованию ресурсов.
    3. Медицина, основанная на доказательствах, еще не стала фактором, оказывающим определяющее влияние на развитие системы управления качеством медицинской помощи.

В то же время достоверность оценки КМП в учреждениях здравоохранения затруднена в виду ряда причин, к основным из которых следует отнести:

  1. Устаревшая нормативная правовая база здравоохранения в части формирования штатного расписания, отсутствие регламентов, положений о деятельности учреждений здравоохранения и их структурных подразделений.
  2. Отсутствие утвержденных табелей оснащения медицинским оборудованием.
  3. Использование при аттестации устаревших квалификационных требований к специалистам (последние утверждены МЗ РФ в 1988 году).
  4. Отсутствие в деятельности учреждений здравоохранения края медико-экономических стандартов.
  5. Отсутствие финансовых нормативов, рассчитанных на основе стандартов медицинской помощи, что не позволяет сбалансировать объемы услуги и их финансовое обеспечение.
  6. Отсутствие в деятельности учреждений здравоохранения края целевых показателей, характеризующих результативность медицинской деятельности, имеющих связь с уровнем оплаты труда и пр.

Следовательно, внутри-и вневедомственный контроль КМП, осуществляемый в учреждениях здравоохранения края, реально не отражает качество лечения, а также медицинскую результативность и экономическую эффективность проводимых мероприятий.

Системный подход к решению задач управления КМП проявляется в создании целостной системы, которая обеспечивает формирование условий реализации возможностей для повышения качества деятельности медицинской организации на основе стандартизации, использования доказательных технологий, системы показателей качества и методики их оценки.

Поэтому система управления качеством – это комплекс различных видов деятельности, направленных на разработку, установление и достижение стандартов с целью улучшения и дальнейшего наблюдения за процессом оказания медицинской помощи, в результате чего достигается ее максимальная результативность и эффективность, доступность и безопасность.

Участниками системы управления качеством медицинской помощи на уровне субъекта Федерации являются:

  • Органы управления здравоохранением;
  • Учреждения здравоохранения;
  • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (филиалы фонда ОМС);
  • Страховые медицинские организации;
  • Страхователи;
  • Росздравнадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • Правоохранительные органы;
  • Профессиональные медицинские ассоциации;
  • Общества защиты прав потребителей;
  • Медицинский персонал;
  • Пациенты.

Формирование системы управления качеством медицинской помощи методологически основывается на модели управления системой здравоохранения (см. рис. 2.3).

В качестве объектов управления качеством медицинской помощи можно рассматривать основные подсистемы:

- подсистема организации (структуры) медицинской помощи;

- подсистема оказания (процесса) медицинских услуг;

- подсистема кадрового обеспечения;

- подсистема лекарственного обеспечения;

- подсистема материально-технического обеспечения (оборудование, инструментарий, мягкий инвентарь и т.п.);

- подсистема информационного обеспечения;

- подсистема методического обеспечения;

- подсистема нормативного правового обеспечения;

- подсистема обеспечения питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении.

4.4.1. Модель подсистемы организации медицинской помощи

Предметом деятельности подсистемы организации медицинской помощи (рис. 4.1) является организационная структура здравоохранения, направленная на производство МУ по лечению, профилактике, реабилитации и др.

Рис. 4.1. Модель подсистемы организации медицинской помощи

Рис. 4.1. Модель подсистемы организации медицинской помощи

Целью этой подсистемы является обеспечение максимальной доступности МУ для населения.

Основные задачи:

- формирование интегрированной многоуровневой организационно-функциональной структуры учреждений здравоохранения (отделений);

- создание и ведение регистра населения (пациентов);

- определение реальной потребности населения в видах и объемах медицинской помощи;

- определение возможностей учреждения здравоохранения удовлетворять потребности населения в МУ;

- оптимальное распределение населения между учреждениями здравоохранения;

- выявление и предупреждение рисков в сфере доступности медицинской помощи.

4.4.2. Модель подсистемы оказания медицинских услуг

Предметом деятельности подсистемы оказания медицинских услуг (рис. 4.2) является процесс оказания МУ и ожидаемый исход (клинический эффект) медицинских услуг по лечению, профилактике, реабилитации и др.

Рис. 4.2. Модель подсистемы оказания медицинских услуг

Рис. 4.2. Модель подсистемы оказания медицинских услуг

Целью деятельности этой подсистемы является оказание потребителям МУ в соответствии с установленными стандартами.

Основные задачи:

- разработка стандартов медицинской помощи;

- введение стандартов в работу учреждений здравоохранения;

- контроль за соблюдением стандартов (ведомственная и вневедомственная экспертиза);

- выявление и предупреждение рисков в сфере оказания медицинских услуг (соблюдение стандартов).

4.4.3. Модель подсистемы кадрового обеспечения процессов оказания медицинских услуг

Предметом деятельности подсистемы кадрового обеспечения процессов оказания медицинских услуг (рис. 4.3) является процесс обеспечения учреждений здравоохранения медперсоналом.

Целью деятельности этой подсистемы является подбор и подготовка медицинского персонала для выполнения МУ в соответствии с установленными стандартами.

Рис. 4.3. Модель подсистемы кадрового обеспечения процессов оказания медицинских услуг

Рис. 4.3. Модель подсистемы кадрового обеспечения процессов оказания медицинских услуг

Основные задачи:

- планирование медицинского персонала в сфере оказания МУ;

- обеспечение требований к аттестации медицинского персонала;

- предоставление медицинскому персоналу условий для повышения квалификации;

- создание условий труда, необходимых и достаточных для выполнения функций медицинским персоналом;

- принятие мер морального и материального стимулирования за высокое качество, решение вопросов повышения заработной платы медицинскому персоналу;

- кадровое делопроизводство, ведение персонифицированного учета кадров;

- выявление и предупреждение рисков в сфере кадрового обеспечения.

4.4.4. Модель подсистемы лекарственного обеспечения

Предметом деятельности подсистемы лекарственного обеспечения (рис. 4.4) является процесс обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (ЛС и ИМН).

Рис. 4.4. Модель подсистемы лекарственного обеспечения

Рис. 4.4. Модель подсистемы лекарственного обеспечения

Целью деятельности этой подсистемы является удовлетворение потребности населения и учреждений здравоохранения в ЛС и ИМН.

Основные задачи:

- планирование обеспечения ЛС и ИМН соответствующего качества по перечню лекарственных средств, составленному на основе стандартов оказания МП;

- формирование краевого перечня ЛС и ИМН, для обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение;

- обеспечение оптимального хранения и распределения ЛС и ИМН;

- персонифицированный учет потребления пациентами ЛС и ИМН;

- выявление и предупреждение рисков в сфере обеспечения ЛС и ИМН.

4.4.5. Модель подсистемы материально-технического обеспечения

Предметом деятельности подсистемы технического обеспечения процессов оказания медицинских услуг (рис. 4.5) является процесс обеспечения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и инструментарием.

Рис. 4.5. Модель подсистемы технического обеспечения процессов оказания медицинских услуг

Рис. 4.5. Модель подсистемы технического обеспечения процессов оказания медицинских услуг

Целью деятельности подсистемы является обеспечение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и инструментарием в соответствии с утвержденными табелями оснащения.

Основные задачи:

- планирование потребности учреждений здравоохранения в медицинском оборудовании и инструментарии по номенклатуре и качеству;

- обеспечение оборудованием учреждений здравоохранения в оптимальных объемах в соответствии с потребностями;

- проведение государственных закупок в установленном порядке;

- бездефектное обслуживание оборудования;

- организация учета технического использования оборудования;

- выявление и предупреждение рисков в сфере технического обеспечения.

4.4.6. Модель подсистемы информационного обеспечения

Целью деятельности подсистемы информационного обеспечения процесса оказания медицинских услуг является информационно- коммуникационное обеспечение в сфере оказания МУ.

Основные задачи:

- создание краевой информационно-коммуникационной сети в сфере оказания МУ путем разработки и внедрения средств обеспечения автоматизированных информационных систем, их технологий и информационных ресурсов;

- формирование правовых отношений в области создания и использования информационных ресурсов;

- выявление и предупреждение рисков в сфере информационного обеспечения.

4.4.7. Модель подсистемы методического обеспечения

Предметом деятельности подсистемы методического обеспечения оказания медицинских услуг являются инструктивная и нормативно-методическая документация, регламентирующая порядок и правила выполнения процессов оказания МУ.

Целью деятельности этой подсистемы является создание и внедрение нормативной документации и стандартов, регулирующих процессы оказания МУ.

Основные задачи:

- разработка требований (стандартов) к инструктивной и нормативно-методической документации;

- планирование, создание новых и внесение изменений в действующие инструктивные и нормативно-методические документы;

- оперативное внедрение документов;

- контроль за соблюдением исполнения документов;

- выявление и предупреждение рисков в сфере методического обеспечения.

4.4.8. Модель подсистемы нормативного правового обеспечения

Предметом деятельности подсистемы нормативного правового обеспечения является нормативная правовая документация (протоколы ведения больных, стандарты, временные нормативы и т.д.), регламентирующая процесс оказания МУ, качество оказания МУ, полномочия и меры ответственности субъектов и конкретных исполнителей.

Целью деятельности этой подсистемы является исполнение нормативной правовой документации системы здравоохранения.

Основные задачи:

- обеспечение соответствия нормативного правового обеспечения процессов оказания медицинской помощи населению законодательству РФ и Хабаровского края;

- планирование, создание новых и внесение изменений в действующие нормативные правовые документы, обеспечивающие процессы оказания медицинской помощи населению;

- выявление и предупреждение рисков в сфере нормативного правового обеспечения.

4.4.9. Модель обеспечения питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении

Предметом деятельности является процесс обеспечения питанием пациентов, находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения.

Цель деятельности – обеспечение питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении, в соответствии с установленными нормами.

Основные задачи:

- организация лечебного питания больных при оказании МУ на основе разработки и внедрения в деятельность учреждений здравоохранения автоматизированной программы “Питание больных”;

- совершенствование системы организации и проведения конкурсных централизованных закупок продуктов питания и обеспечение ими учреждений здравоохранения в соответствии с их заявкой;

- выявление и профилактика рисков в сфере обеспечения пациентов диетическим питанием.

Таким образом, целью системы управления КМП на всех уровнях является управляющее воздействие на субъекты и их функции, порождающие риски, с целью предотвращения рисков. Такое воздействие осуществляется, как правило, через разработку новых или внесение изменений в действующие распорядительные, организационные, методические, нормативные правовые и иные документы, регламентирующие деятельность указанных субъектов. Последующее внедрение этих изменений должно гарантировать исключение или снижение до заданной величины вероятности рисков и (или) величины ущерба от рисков.

В приложении 1 и 2 представлены права и обязанности субъектов, участвующих в управлении КМП населению, а также примерный план по реализации модели управления качеством медицинской помощи в территории.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3048
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru