Глоссарий
Аудит – систематический, независимый документированный
процесс получения свидетельства аудита (проверки) и объективного их оценивания с
целью установления степени выполнения согласованный критериев аудита.
Активная часть ОПФ – приборы, оборудование, медицинская
техника, рабочие машины, которые непосредственно участвуют в процессе
производства медицинских товаров и услуг.
Бюджетирование – процесс регулярного планирования, учета,
контроля и анализа финансово-экономического состояния, нацеленного на достижение
результата.
Государственные программы медицинской помощи – программы
целевой медицинской помощи определенным контингентам населения (обычно социально
значимые заболевания или те, при которых используются дорогостоящие методы
лечения) в части профилактики и лечения заболеваний на которые выделяется
целевым назначением финансирование из средств государственного бюджета.
Доступность медицинской помощи – возможность
получения объективно необходимой медицинской помощи независимо от места
проживания и (или) пребывания граждан.
Инновации в здравоохранении – целенаправленные
преобразования в отрасли, в т.ч. в ее организационной структуре и экономическом
механизме, направленные на повышение эффективности использования ресурсов и
качества оказания медицинской помощи, а также наибольшее удовлетворение
потребности населения в услугах здравоохранения.
Интегральный оценочный показатель – количественная мера
комплексной оценки различных свойств деятельности, выделенных для оценивания;
средневзвешенное арифметическое значение единичных оценочных показателей.
Интенсивность труда – характеризует объем произведенных товаров
и услуг в натуральном (число пролеченных больных) или стоимостном выражении за
единицу времени (час).
Информатизация – организационный социально-экономический и
научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений
на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная система – организационно упорядоченная
совокупность документов и информационных технологий, в т.ч. с использованием
средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные технологии – совокупность методологических,
технических программных и иных средств для эффективной обработки передачи и
использования информации.
Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих
ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее
назначением.
Качество медицинской помощи – это степень соответствия
характеристик медицинской услуги заранее установленным требованиям (стандартам).
Классификатор – совокупность классов, групп, внутренне
соподчиненных понятий, объектов, явлений в какой-либо области, распределенных на
основе учета общих признаков и закономерных связей между ними.
Концепция – генеральный замысел, определяющий стратегию
действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ. Система
представлений о стратегических целях и приоритетах, важнейших направлениях и
средствах реализации указанных целей.
Матрица – табличная модель связей между понятиями,
объектами, субъектами и т.п.
Медицинская услуга – это мероприятие или комплекс
мероприятий, имеющих определенный объем, самостоятельное законченное значение и
определенную стоимость.
Медицинская эффективность – величина (размер), при которой
соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достигает своей цели –
улучшение состояния пациента.
Моделирование – исследование явлений, процессов или систем
с последующим построением их моделей с целью изучения их поведения в различных
ситуациях.
Модель – условный образ объекта, процесса или явления в
виде описания, схемы, плана, совокупности многомерных матриц, основанных на
совокупности показателей и их значений, связанных с совокупностью всех входящих
и выходящих объектов и с одновременным отображением совокупностей субъектов
системы.
Мониторинг – регулярное статистическое наблюдение, оценка и
прогноз результатов или поведения различных процессов.
Нормы – набор задокументированных требований, которые
охватывают практически все стороны деятельности (управление, производство
(лечебный процесс), контроль качества, работа с пациентами, снабжение и
реализация товаров или услуг) независимо от рода деятельности и масштаба
предприятия.
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила,
общие принципы или характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных
видов деятельности или их результатов.
Обеспечение качества – виды деятельности и программы, целью
которых является удовлетворение имеющихся или предполагаемых ожиданий и
потребностей пациентов.
Оценка качества – определение соответствия оказания
медицинской помощи установленным стандартам.
Основные производственные фонды (ОПФ) – это та часть
производственных систем, которая участвует в процессе производства медицинских
услуг длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму.
Пассивная часть ОПФ – здания, сооружения, передаточные
устройства, определяющие условия производства и функционирование оборудования.
Показатель – характеристика, измеряемая численно, вербально
или двоично (есть/нет), и используемая для идентификации различных возможных
состояний объекта в динамике (различные моменты времени).
Производительность труда – характеризует объем произведенных
товаров и услуг в натуральном (число пролеченных больных) или стоимостном
выражении на одного работающего.
Простая медицинская услуга – неделимая услуга, выполняемая
по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики
или лечения".
Проектный менеджмент – как комплексное, ограниченное по
времени, бюджету и ресурсам мероприятие, направленное на достижение цели или
системы целей.
Результативность медицинской помощи – степень достижения
конкретных результатов (динамики здоровья пациента или населения) при
определенных уровнях затрат (материальных, трудовых, финансовых) или стоимости
медицинской помощи
Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью
граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или
муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и
растений с учетом тяжести этого вреда. Событие, имеющее случайный характер,
наносящее финансовый, ресурсный, моральный, правовой и т.п. ущерб субъектам,
действующим в единой системе.
Система – объект, состоящий из взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов. Совокупность субъектов, связанных между собой
функционально, информационно, предметно и т.п. для достижения общей цели.
Система может быть элементом суперсистемы более высокого порядка, или состоять
из нескольких подсистем-элементов более низкого порядка.
Система здравоохранения – совокупность организаций,
учреждений, предприятий, ассоциаций, научных обществ, специалистов и иных
хозяйствующих субъектов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и
организационно-правовой формы, деятельность которых связана с производством,
обеспечением, контролем качества, реализацией лекарственных средств, медицинской
техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний,
организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья
граждан, образованием медицинских работников на до- и последипломном уровне.
Стандарт медицинский – упорядоченная последовательность
диагностических и лечебных мероприятий, отражающих достижение теории и практики,
в сочетании с оценкой эффективности медицинской помощи на основе объективных
критериев, определяющих возможность выполнения определенного вида медицинской
деятельности.
Стандарт серии ISO
(the
International Organizaition
for
Standartization) 9001-2001– стандарт, устанавливающий
требования к качеству медицинских услуг.
Стандартизация в здравоохранении –
деятельность, направленная на достижение определенной степени упорядочения в
здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил,
характеристик условий, продукции, технологий, работ и услуг, применяемых в
здравоохранении.
Структура – совокупность элементов субъекта или процесса и
их устойчивых связей, обеспечивающих их целостность, строение или внутреннее
устройство.
Трудоемкость – затраты времени на весь объем произведенных
медицинских товаров и услуг (часы).
Улучшение качества медицинской помощи – это увеличение
числа случаев медицинской помощи надлежащего качества, достижение нового уровня
качества медицинской помощи, который превосходит предыдущие уровни качества.
Управление качеством – часть функций управления в
целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление
основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.
Фондовооруженность – отражает стоимостную величину основных
фондов на одного работающего специалиста (в тыс. руб.).
Фондооснащенность – отражает
стоимостную величину основных фондов на одну больничную койку (в тыс. руб.).
Цель – набор показателей и предельно-допустимых их значений
(критериев), определяющих качество функционирования системы, процесса и т.п.,
которые необходимо достичь к определенному дифференцированно установленному
моменту (сроку).
Цель медицинской деятельности – достижение максимально
возможной в реальных условиях положительной динамики здоровья пациента
(населения) и/или недопущение отрицательной динамики здоровья пациента
(населения).
Экономическая эффективность – соотношение затрат и
достигнутого результата. |