MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глоссарий

Аудит – систематический, независимый документированный процесс получения свидетельства аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованный критериев аудита.

Активная часть ОПФ – приборы, оборудование, медицинская техника, рабочие машины, которые непосредственно участвуют в процессе производства медицинских товаров и услуг.

Бюджетирование – процесс регулярного планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния, нацеленного на достижение результата.

Государственные программы медицинской помощи – программы целевой медицинской помощи определенным контингентам населения (обычно социально значимые заболевания или те, при которых используются дорогостоящие методы лечения) в части профилактики и лечения заболеваний на которые выделяется целевым назначением финансирование из средств государственного бюджета.

Доступность медицинской помощи возможность получения объективно необходимой медицинской помощи независимо от места проживания и (или) пребывания граждан.

Инновации в здравоохранении – целенаправленные преобразования в отрасли, в т.ч. в ее организационной структуре и экономическом механизме, направленные на повышение эффективности использования ресурсов и качества оказания медицинской помощи, а также наибольшее удовлетворение потребности населения в услугах здравоохранения.

Интегральный оценочный показатель – количественная мера комплексной оценки различных свойств деятельности, выделенных для оценивания; средневзвешенное арифметическое значение единичных оценочных показателей.

Интенсивность труда – характеризует объем произведенных товаров и услуг в натуральном (число пролеченных больных) или стоимостном выражении за единицу времени (час).

Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные технологии – совокупность методологических, технических программных и иных средств для эффективной обработки передачи и использования информации.

Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество медицинской помощи – это степень соответствия характеристик медицинской услуги заранее установленным требованиям (стандартам).

Классификатор – совокупность классов, групп, внутренне соподчиненных понятий, объектов, явлений в какой-либо области, распределенных на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними.

Концепция – генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ. Система представлений о стратегических целях и приоритетах, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Матрица – табличная модель связей между понятиями, объектами, субъектами и т.п.

Медицинская услуга – это мероприятие или комплекс мероприятий, имеющих определенный объем, самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Медицинская эффективность – величина (размер), при которой соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достигает своей цели – улучшение состояния пациента.

Моделирование – исследование явлений, процессов или систем с последующим построением их моделей с целью изучения их поведения в различных ситуациях.

Модель – условный образ объекта, процесса или явления в виде описания, схемы, плана, совокупности многомерных матриц, основанных на совокупности показателей и их значений, связанных с совокупностью всех входящих и выходящих объектов и с одновременным отображением совокупностей субъектов системы.

Мониторинг – регулярное статистическое наблюдение, оценка и прогноз результатов или поведения различных процессов.

Нормы – набор задокументированных требований, которые охватывают практически все стороны деятельности (управление, производство (лечебный процесс), контроль качества, работа с пациентами, снабжение и реализация товаров или услуг) независимо от рода деятельности и масштаба предприятия.

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов.

Обеспечение качества – виды деятельности и программы, целью которых является удовлетворение имеющихся или предполагаемых ожиданий и потребностей пациентов.

Оценка качества – определение соответствия оказания медицинской помощи установленным стандартам.

Основные производственные фонды (ОПФ) – это та часть производственных систем, которая участвует в процессе производства медицинских услуг длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму.

Пассивная часть ОПФ – здания, сооружения, передаточные устройства, определяющие условия производства и функционирование оборудования.

Показатель – характеристика, измеряемая численно, вербально или двоично (есть/нет), и используемая для идентификации различных возможных состояний объекта в динамике (различные моменты времени).

Производительность труда – характеризует объем произведенных товаров и услуг в натуральном (число пролеченных больных) или стоимостном выражении на одного работающего.

Простая медицинская услуга – неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения".

Проектный менеджмент – как комплексное, ограниченное по времени, бюджету и ресурсам мероприятие, направленное на достижение цели или системы целей.

Результативность медицинской помощи – степень достижения конкретных результатов (динамики здоровья пациента или населения) при определенных уровнях затрат (материальных, трудовых, финансовых) или стоимости медицинской помощи

Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Событие, имеющее случайный характер, наносящее финансовый, ресурсный, моральный, правовой и т.п. ущерб субъектам, действующим в единой системе.

Система – объект, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Совокупность субъектов, связанных между собой функционально, информационно, предметно и т.п. для достижения общей цели. Система может быть элементом суперсистемы более высокого порядка, или состоять из нескольких подсистем-элементов более низкого порядка.

Система здравоохранения – совокупность организаций, учреждений, предприятий, ассоциаций, научных обществ, специалистов и иных хозяйствующих субъектов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, деятельность которых связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, образованием медицинских работников на до- и последипломном уровне.

Стандарт медицинский – упорядоченная последовательность диагностических и лечебных мероприятий, отражающих достижение теории и практики, в сочетании с оценкой эффективности медицинской помощи на основе объективных критериев, определяющих возможность выполнения определенного вида медицинской деятельности.

Стандарт серии ISO (the International Organizaition for Standartization) 9001-2001– стандарт, устанавливающий требования к качеству медицинских услуг.

Стандартизация в здравоохранении деятельность, направленная на достижение определенной степени упорядочения в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ и услуг, применяемых в здравоохранении.

Структура – совокупность элементов субъекта или процесса и их устойчивых связей, обеспечивающих их целостность, строение или внутреннее устройство.

Трудоемкость – затраты времени на весь объем произведенных медицинских товаров и услуг (часы).

Улучшение качества медицинской помощи – это увеличение числа случаев медицинской помощи надлежащего качества, достижение нового уровня качества медицинской помощи, который превосходит предыдущие уровни качества.

Управление качеством – часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.

Фондовооруженность – отражает стоимостную величину основных фондов на одного работающего специалиста (в тыс. руб.).

Фондооснащенность отражает стоимостную величину основных фондов на одну больничную койку (в тыс. руб.).

Цель – набор показателей и предельно-допустимых их значений (критериев), определяющих качество функционирования системы, процесса и т.п., которые необходимо достичь к определенному дифференцированно установленному моменту (сроку).

Цель медицинской деятельности – достижение максимально возможной в реальных условиях положительной динамики здоровья пациента (населения) и/или недопущение отрицательной динамики здоровья пациента (населения).

Экономическая эффективность – соотношение затрат и достигнутого результата.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3054
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru