1.2. Концепция совершенствования системы управления
противотуберкулезной службой на региональном уровне
Действующая система противотуберкулезной помощи населению второй
половины 90-х годов развилась на основе идеологии, разработанной в середине 60-х
годов, и характеризуется сверхмонопольным правом на медицинские услуги, а также
использованием устаревших методов управления и технологий. Более того, в
последние годы формирование бюджета противотуберкулезных учреждений, а в ряде
случаев и оплата работников, были поставлены в зависимость от количества
пролеченных больных, посещений и объема выполненных исследований. Эти тенденции,
а также отсутствие согласованных действий между планово-экономической и
медицинскими службами, способствовали значительному росту себестоимости
медицинских услуг и издержкоемкости технологических процессов, неконтролируемому
расходу ресурсов, а также снижению мотивации медицинского персонала к
профессиональному росту. Как следствие, это привело к резкому падению качества и
эффективности деятельности противотуберкулезной службы. Интересы ведомства
оказались приоритетными над интересами больных.
Возникла парадоксальная ситуация, когда с одной стороны туберкулез
«вошел» в фазу эпидемической вспышки, а с другой - резко снизилось качество и
эффективность противотуберкулезной помощи населению.
Стало очевидным несоответствие существующей
структурно-функциональной модели противотуберкулезной помощи населению
сложившимся социально-экономическим условиям. Возникло противоречие между
потребностями общества в противотуберкулезной помощи, с одной стороны, и
внутренним состоянием самой системы, оказывающей специализируемую помощь
населению, с другой (рис 1.2).
Рис.1.2. Модель взаимоотношения потребностей
общества в противотуберкулезной помощи и противотуберкулезной службой
Органический тип управления предполагает опережающее
развитие противотуберкулезной службы. Это возможно только на основе мониторинга
за эпидемической ситуацией по туберкулезу, позволяющего на основе методов
математико-экономического моделирования прогнозировать развитие эпидемической
ситуации, определять виды и объемы медицинских услуг, осуществлять планирование
ресурсов, разрабатывать и внедрять стандартные технологии, а также систему
контроля качества и эффективности противотуберкулезной помощи населению на
каждом уровне управления. Следует помнить, что эффективное управление
возможно только при наличии упреждающей информации.
Однако в настоящее время взаимоотношения между потребностями
общества в противотуберкулезной помощи и внутренним состоянием
противотуберкулезной службы соответствуют механистическому типу
управления. Это обусловлено тем, что действующая противотуберкулезная служба
по-прежнему функционирует на базе устаревшей идеологии и технологий управления и
не соответствует реальностям социально-экономического положения государства.
Сегодня, как это ни парадоксально, в противотуберкулезной службе полностью
отсутствует отраслевое управление на уровне территорий, учреждений и отдельного
подразделения. Это делает ее исключительно затратной при низкой медицинской и
экономической эффективности.
Попытки решить проблему туберкулеза в России извне –
безосновательны [51]. Предлагаемая для России DOTS–стратегия как “радикальный”
способ борьбы с туберкулезом, по сути ничего нового для отечественной фтизиатрии
не содержит [35]. Очевидно, что основные положения
DOTS-стратегии для России неприемлемы.
В сложившихся социально-экономических условиях назрела
необходимость в разработке новой идеологии развития
противотуберкулезной помощи населению.
Мы считаем, что современная концепция развития
противотуберкулезной службы должна основываться на преимущественном сохранении
ее организационной макроструктуры, но освоении современного менеджмента, а также
внедрении экономических методов управления.
Целью системы регионального управления противотуберкулезной
службой является удовлетворение потребности населения в качественной и
эффективной противотуберкулезной помощи.
Основными задачами противотуберкулезной службы на
уровне субъекта Федерации являются:
- Разработка стратегии развития противотуберкулезной службы в системе
здравоохранения с учетом региональных особенностей на основе анализа
потребностей населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи.
- Формирование и исполнение региональных целевых программ развития
противотуберкулезной службы, направленных на оказание населению безопасной
качественной и эффективной помощи и рациональное использование ресурсов.
Слагаемыми эффективного менеджмента в противотуберкулезной помощи
населению в условиях эпидемического роста туберкулеза следует считать:
- Изменение целеполагания, направленное на снижение заболеваемости
туберкулезом и уменьшение резервуара инфекции.
- Разграничение целей в соответствии с уровнями управления и функциональными
областями.
- Определение потребностей населения в видах и объемах противотуберкулезной
помощи.
- Планирование ресурсов.
- Разработка и внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих
технологий.
- Формирование моделей конечных результатов.
- Разработка системы контроля за качеством и эффективностью достигнутых
результатов.
- Изменение мотивации врачей-фтизиатров путем внедрения новых форм оплаты
труда.
- Определение эффективности (медицинской, социальной, экономической) во всех
функциональных областях и уровнях управления.
- Мониторинг за эпидемической ситуацией по туберкулезу.
- Подготовка управленческого персонала.
Важнейшим элементом политики в области
совершенствования управления региональной противотуберкулезной службой является
система стратегического и текущего планирования, позволяющая повысить
эффективность использования ресурсов и наиболее полно удовлетворить потребности
населения в противотуберкулезной помощи.
Методологической основой планирования противотуберкулезной помощи в
рамках государственных гарантий является система натуральных и финансовых
нормативов, а также социальных стандартов, устанавливающих единые требования к
качеству медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.
На базе нормативов и стандартов планируется структура
противотуберкулезной помощи населению, включающая виды и объемы медицинской
помощи лечебных учреждений и их ресурсное обеспечение в зависимости от уровня
управления в регионе, например край, город, район.
Подобная система планирования позволяет:
- обеспечить государственные гарантии на оказание противотуберкулезной
помощи населению;
- сформировать оптимальную организационную макроструктуру
противотуберкулезной службы в регионе;
- эффективно использовать ресурсы, а также основные и дополнительные
источники финансирования службы.
Таким образом, совершенствование региональной системы управления
противотуберкулезной службой является важнейшим резервом повышения качества и
эффективности противотуберкулезной помощи населению. |