MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.2. Концепция совершенствования системы управления противотуберкулезной службой на региональном уровне

Действующая система противотуберкулезной помощи населению второй половины 90-х годов развилась на основе идеологии, разработанной в середине 60-х годов, и характеризуется сверхмонопольным правом на медицинские услуги, а также использованием устаревших методов управления и технологий. Более того, в последние годы формирование бюджета противотуберкулезных учреждений, а в ряде случаев и оплата работников, были поставлены в зависимость от количества пролеченных больных, посещений и объема выполненных исследований. Эти тенденции, а также отсутствие согласованных действий между планово-экономической и медицинскими службами, способствовали значительному росту себестоимости медицинских услуг и издержкоемкости технологических процессов, неконтролируемому расходу ресурсов, а также снижению мотивации медицинского персонала к профессиональному росту. Как следствие, это привело к резкому падению качества и эффективности деятельности противотуберкулезной службы. Интересы ведомства оказались приоритетными над интересами больных.

Возникла парадоксальная ситуация, когда с одной стороны туберкулез «вошел» в фазу эпидемической вспышки, а с другой - резко снизилось качество и эффективность противотуберкулезной помощи населению.

Стало очевидным несоответствие существующей структурно-функциональной модели противотуберкулезной помощи населению сложившимся социально-экономическим условиям. Возникло противоречие между потребностями общества в противотуберкулезной помощи, с одной стороны, и внутренним состоянием самой системы, оказывающей специализируемую помощь населению, с другой (рис 1.2).

Рис.1.2. Модель взаимоотношения потребностей общества в противотуберкулезной помощи и противотуберкулезной службой

Рис.1.2. Модель взаимоотношения потребностей общества в противотуберкулезной помощи и противотуберкулезной службой

Органический тип управления предполагает опережающее развитие противотуберкулезной службы. Это возможно только на основе мониторинга за эпидемической ситуацией по туберкулезу, позволяющего на основе методов математико-экономического моделирования прогнозировать развитие эпидемической ситуации, определять виды и объемы медицинских услуг, осуществлять планирование ресурсов, разрабатывать и внедрять стандартные технологии, а также систему контроля качества и эффективности противотуберкулезной помощи населению на каждом уровне управления. Следует помнить, что эффективное управление возможно только при наличии упреждающей информации.

Однако в настоящее время взаимоотношения между потребностями общества в противотуберкулезной помощи и внутренним состоянием противотуберкулезной службы соответствуют механистическому типу управления. Это обусловлено тем, что действующая противотуберкулезная служба по-прежнему функционирует на базе устаревшей идеологии и технологий управления и не соответствует реальностям социально-экономического положения государства. Сегодня, как это ни парадоксально, в противотуберкулезной службе полностью отсутствует отраслевое управление на уровне территорий, учреждений и отдельного подразделения. Это делает ее исключительно затратной при низкой медицинской и экономической эффективности.

Попытки решить проблему туберкулеза в России извне – безосновательны [51]. Предлагаемая для России DOTS–стратегия как “радикальный” способ борьбы с туберкулезом, по сути ничего нового для отечественной фтизиатрии не содержит [35]. Очевидно, что основные положения DOTS-стратегии для России неприемлемы.

В сложившихся социально-экономических условиях назрела необходимость в разработке новой идеологии развития противотуберкулезной помощи населению.

Мы считаем, что современная концепция развития противотуберкулезной службы должна основываться на преимущественном сохранении ее организационной макроструктуры, но освоении современного менеджмента, а также внедрении экономических методов управления.

Целью системы регионального управления противотуберкулезной службой является удовлетворение потребности населения в качественной и эффективной противотуберкулезной помощи.

Основными задачами противотуберкулезной службы на уровне субъекта Федерации являются:

  1. Разработка стратегии развития противотуберкулезной службы в системе здравоохранения с учетом региональных особенностей на основе анализа потребностей населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи.
  2. Формирование и исполнение региональных целевых программ развития противотуберкулезной службы, направленных на оказание населению безопасной качественной и эффективной помощи и рациональное использование ресурсов.

Слагаемыми эффективного менеджмента в противотуберкулезной помощи населению в условиях эпидемического роста туберкулеза следует считать:

  1. Изменение целеполагания, направленное на снижение заболеваемости туберкулезом и уменьшение резервуара инфекции.
  2. Разграничение целей в соответствии с уровнями управления и функциональными областями.
  3. Определение потребностей населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи.
  4. Планирование ресурсов.
  5. Разработка и внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих технологий.
  6. Формирование моделей конечных результатов.
  7. Разработка системы контроля за качеством и эффективностью достигнутых результатов.
  8. Изменение мотивации врачей-фтизиатров путем внедрения новых форм оплаты труда.
  9. Определение эффективности (медицинской, социальной, экономической) во всех функциональных областях и уровнях управления.
  10. Мониторинг за эпидемической ситуацией по туберкулезу.
  11. Подготовка управленческого персонала.

Важнейшим элементом политики в области совершенствования управления региональной противотуберкулезной службой является система стратегического и текущего планирования, позволяющая повысить эффективность использования ресурсов и наиболее полно удовлетворить потребности населения в противотуберкулезной помощи.

Методологической основой планирования противотуберкулезной помощи в рамках государственных гарантий является система натуральных и финансовых нормативов, а также социальных стандартов, устанавливающих единые требования к качеству медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

На базе нормативов и стандартов планируется структура противотуберкулезной помощи населению, включающая виды и объемы медицинской помощи лечебных учреждений и их ресурсное обеспечение в зависимости от уровня управления в регионе, например край, город, район.

Подобная система планирования позволяет:

  • обеспечить государственные гарантии на оказание противотуберкулезной помощи населению;
  • сформировать оптимальную организационную макроструктуру противотуберкулезной службы в регионе;
  • эффективно использовать ресурсы, а также основные и дополнительные источники финансирования службы.

Таким образом, совершенствование региональной системы управления противотуберкулезной службой является важнейшим резервом повышения качества и эффективности противотуберкулезной помощи населению.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3061
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru