1.4. Региональная модель противотуберкулезной службы
Модель – это упрощенное описание системы (организации,
учреждения), дающее достоверное представление о свойствах и связях изучаемых
явлений.
Региональная модель противотуберкулезной службы в системе
здравоохранения является элементом социально-экономической инфраструктуры
региона, ориентируется на свою общественную значимость по удовлетворению
потребностей населения в противотуберкулезной помощи. Она формируется как
саморегулирующая структура, определяющая баланс между спросом и предложением,
ресурсным и технологическим обеспечением, качеством и эффективностью медицинской
помощи (рис.1.3).
Рис. 1.3. Региональная модель
противотуберкулезной службы.
Региональная модель противотуберкулезной службы является элементом
системы здравоохранения, входит в целостную структуру
административно-территориального образования и характеризуется наличием таких
элементов, как:
- Потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи.
- Организационная структура региональной службы, элементы которой находятся
во взаимосвязи.
- Уровни элементов макроструктуры (регион, город, район) и формы организации
(диспансер, туботделение, тубкабинет и пр.).
- Субъекты и объекты управления (управляющие и управляемые элементы модели).
- Структура управления.
- Ресурсы.
- Технологии.
- Медицинские, социальные и экономические результаты.
- Экспертиза качества и эффективности.
- Стандарты.
- Внешние и внутренние связи.
- Информационная и нормативная база.
Миссия противотуберкулезной службы направлена на достижение
стабилизации и снижение заболеваемости туберкулезом путем максимального
удовлетворения потребностей населения в противотуберкулезной помощи через
достижение предельной медицинской, социальной и экономической эффективности в
границах организационной макроструктуры при оптимальном использовании всех видов
ресурсов.
На функционирование системы здравоохранения и противотуберкулезной
службы оказывают воздействие внешние и внутренние факторы. К внешним
воздействиям относятся социальные, политические, экономические, технологические
и правовые факторы. Они формируют макроокружение системы здравоохранения,
оказывают одностороннее воздействие, неуправляемы со стороны
противотуберкулезной службы и именно в этой среде развивается туберкулез.
Внутренние факторы (управленческие, экономические, правовые и пр.) формируются в
непосредственном окружении системы здравоохранения и противотуберкулезной службы
и поэтому являются управляемыми.
Потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной
помощи является «пусковым» механизмом всей противотуберкулезной службы. Здесь
имеет важное значение разработка отраслевых и региональных классификаторов
медицинских услуг в части выявления, лечения, профилактики и диспансерного учета
больных туберкулезом, а также касающиеся организационной структуры службы и
учреждений, технологий, ресурсов и результатов деятельности. По сути,
потребность населения является основой планирования всей деятельности
противотуберкулезной службы на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях. Решение данной проблемы возможно только при наличии реальной статистики
и компьютерных информационных технологий.
Организационная макроструктура противотуберкулезной службы
включает в себя уровни (регион, город, район), отдельные элементы структуры
(диспансер, туботделение, тубкабинет), связи и полномочия, а также
управляющую и управляемую структуры.
Субъектами управления противотуберкулезной службы
являются общая лечебная сеть, противотуберкулезные учреждения, центры
государственного санитарного контроля, а также прочие учреждения – Фармация,
Медтехника и др. Каждый из субъектов управления реализует свою деятельность в
пределах своих полномочий или функциональных областей: выявление, лечение и
профилактика туберкулеза, диспансерное наблюдение больных туберкулезом, а также
материально-техническое снабжение.
Субъекты управления оказывают управляющее воздействие на
объекты управления, которые непосредственно производят медицинские услуги.
Взаимодействие субъектов и объектов управления осуществляется через функции
управления: планирование, организовывание, мотивирование, контроль.
Деятельность объектов управления осуществляется путем привлечения
ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) через
технологии, направлена на достижение запланированного эффективного
результата – медицинской услуги.
Структура управления противотуберкулезной службой отражает
процесс адаптации структуры к внешним условиям и внутренним факторам
развития организации, формируется в соответствии с целями и стратегией ее
развития, связано функциями, процессом управления, работой менеджеров и
распределением между ними полномочий. Важнейшей задачей структуры управления
является достижение эффективного результата (медицинского, социального и
экономического) путем использования безопасных ресурсосберегающих технологий при
минимальных затратах ресурсов.
Вся деятельность противотуберкулезной службы подвержена
многоуровневой системе тотального контроля за качеством и эффективностью
со стороны субъектов управления административно-территориальных образований,
органов управления здравоохранения и самой противотуберкулезной службы.
Экспертиза качества и эффективности противотуберкулезной службы
оценивается путем сравнения плановых и фактических показателей на основе
нормативов. В системе противотуберкулезной помощи населению качество
медицинской помощи - целенаправленная производственная деятельность
противотуберкулезных учреждений, направленная на достижение запланированного
результата, удовлетворяющего потребительский спрос населения. Под медицинской
эффективностью понимается соотношение полученных фактических результатов и
плановых показателей. В то же время экономическая эффективность оценивается как
соотношение полученных результатов с затраченными на их достижение средствами.
Важнейшее значение для создания эффективной системы управления
противотуберкулезной службы имеет подготовка современных квалифицированных
менеджеров здравоохранения.
Краткое заключение
На рубеже ХХ столетия туберкулез в России по-прежнему остается
острейшей проблемой. Наиболее неблагоприятная эпидемиологическая ситуация по
туберкулезу сложилась в Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном
регионах. Прогноз развития эпидемической ситуации по туберкулезу остается
неблагоприятный. К основным причинам, поддерживающим напряженную
эпидемиологическую обстановку по туберкулезу в регионах, следует отнести
снижение уровня жизни населения, безработицу, рост числа лиц без определенного
места жительства, миграционные процессы, ухудшение криминогенной и экологической
обстановки.
Большое значение имеет и распад системы управления
противотуберкулезной службой на рубеже 90-х годов, что привело к снижению
качества и эффективности ее деятельности.
В сложившихся социально-экономических условиях назрела
необходимость в разработке новой идеологии развития противотуберкулезной помощи
населению. Мы считаем, что современная концепция развития противотуберкулезной
помощи населению должна основываться на преимущественном сохранении
организационной макроструктуры службы, но освоении современного менеджмента, а
также внедрении экономических методов управления.
Стратегия противотуберкулезной службы представляет собой
долгосрочное генеральное направление развития противотуберкулезной помощи
населению, приводящее региональную службу к достижению целей (миссии). Стратегия
развития противотуберкулезной службы основана на новой идеологии управления,
выборе приоритетов, реализуемых через комплексные программы в области политики,
менеджмента, экономики, финансирования и правового обеспечения отрасли. При этом
программы выступают как механизм адаптации противотуберкулезной службы к новым
социально-экономическим условиям в переходной экономике.
Региональная модель противотуберкулезной службы в системе
здравоохранения является элементом социально-экономической инфраструктуры
региона, ориентируется на свою общественную значимость по удовлетворению
потребностей населения в противотуберкулезной помощи через достижение предельной
медицинской, социальной и экономической эффективности в границах организационной
макроструктуры при оптимальном использовании всех видов ресурсов.
Основные термины и понятия
Идеология Органический тип управления
Концепция Политика
Менеджмент Потребность
Механистический тип управления Результат
Модель Ресурсы
Мониторинг Стандарты
Мотивация Стратегия
|