MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 4. Управление и организация

4.1. Определение понятия «организация»

В научной литературе по теории организации и управления содержание понятия «организация» означает внутреннюю упорядоченность, согласованность частей системы, обусловленное ее строением[46].

Термин «организация» («организовывание») используется также для обозначения одной из функций управления, которая реализуется в создании и совершенствовании системы, а также поддержания порядка при ее функционировании.

Наконец, «организация» отождествляется с социальной системой. Например, «организация – социальная группа, в которой существует функциональное разделение труда, направленное на достижение общей цели» или « организация - это не имеющая лишних элементов разумная система сознательно скоординированных видов деятельности».

Основными составляющими организации являются:

• люди, входящие в ее состав;
• задачи, для решения которых создана организация;
• управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Выделяют ряд признаков, отражающих сущность организации:

• во-первых, организация – это объединение людей, которые со специфическими функциями и ролями образуют различные части организации;
• во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов;
• в-третьих, необходимым условием достижения общей цели является совместная деятельность;
• в-четвертых, организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других формирований подобного рода.

Таким образом, организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую (существующую) для достижения общей цели (целей)[46].

В теории организации выделяют четыре типа моделей, определяющих сущность организации, роль функций менеджмента, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности[48].

Первая модель известна как «модель механистической конструкции организации» или «рациональной бюрократии», сформировалась в конце прошлого века и нашла наиболее широкое распространение в первой четверти XX столетия. Теоретической базой модели являются положения школы научного менеджмента Ф.Тейлора, а также немецкого социолога М.Вебера. Модель организации представляет собой комплекс основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Оценка эффективности организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам. При этом менеджмент организации направлен, в первую очередь, на оперативное управление производством.

К недостаткам данной модели следует отнести тот факт, что она недостаточно учитывает роль человеческого фактора в процессе производства.
Вторая модель построена на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам и связано с именами таких ученых, как Э.Майо, Д.Макгрегор, Ч.Барнард, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук. Модель организации строится исходя из главного положения теории о том, что важнейшим фактором производительности на предприятии является человек. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникабельность, участие в принятии решений. В качестве критерия успешности работы по данной модели принимается повышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов. В этих условиях главной задачей менеджеров является организация и управление персоналом.

К недостаткам отмеченной модели является то, что акцент делается только на одном внутреннем факторе – человеческом ресурсе и подчинении ему всех остальных факторов производства.

Кроме того, обе модели следует рассматривать как «закрытые», т.к. они не учитывают воздействие внешней среды на эффективность производства.
Третья модель представляет организацию как сложную иерархическую систему, тесно взаимодействующую с окружением. Ее основу составляет общая теория систем, разработанная А.Чандлером, П.Лоуренсом, Дж.Лоршем. Главная идея модели заключается в признании взаимосвязи и взаимозависимости всей системы, подсистем и отдельных элементов с внешней средой, что делает ее «открытой».

Главные факторы успеха организации находятся во внешней среде, из которой она получает все виды ресурсов, и во внутренней среде, которая формируется под воздействием переменных (структура предприятия, культура производства и ресурсы), оказывающих непосредственное влияние на процесс производства товаров и услуг.

Эффективность организации оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способность к саморегуляции и самоорганизации, а также к достижению цели при изменении внешней среды.

В данной модели главным направлением деятельности менеджеров является стратегическое управление.

Четвертая модель (формируется с 80-х годов) представляет организацию как общественное образование, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий заключается в том, что они для производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются продукцией предприятий. Основу данной модели составляет теоретическая концепция заинтересованных групп. Определение эффективности при данной модели базируется на выборе ценностей и учете интересов партнера. В этой связи одной из основных функций менеджмента является соблюдение интересов основных групп, вовлеченных в организацию.

Следует отметить, что в реальной действительности нет организаций, которые строили бы свою деятельность в полном соответствии с какой-либо одной моделью[48]. Чаще наблюдается процесс эволюционного перехода, например, от модели закрытого типа с ориентацией на оптимальное использование ресурсов, к модели, представляющей собой открытую систему.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3068
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru