MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.2. Категории управленческих работников

Категории управленческих работников

Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, который представляет собой объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников [52].

Выделяют следующее разделение управленческого труда:

  1. Функциональное – выделение функций, выполнение которых закрепляется производством за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
  2. Иерархическое – распределение работ по уровням управления.
  3. Технологическое – дифференциация процессов управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации.
  4. Профессиональное – дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.
  5. Квалификационное - распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями.
  6. Должностное - распределение управленческих работников в соответствии с их компетенцией.

Управленческие работники по их месту в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов и служащих (технических исполнителей).

Руководитель (менеджер) - это возглавляющий организацию или отдельное подразделение работник (главный врач, его заместители и заведующие отделениями), наделенный полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты труда. Руководители организуют подготовку и принимают управленческие решения, а также осуществляют контроль за их исполнением.

Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления, например, экономисты, юристы, бухгалтера и пр. Они анализируют информацию, готовят варианты решений для руководителей в соответствии с приказами, регламентом, нормативами, квалификационными требованиями.

Служащие – работники, обслуживающие деятельность руководителей и специалистов, например, секретари, операторы. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от рутинной и трудоемкой работы.

Ключевой фигурой в управлении организацией является руководитель (менеджер).

В любой организации имеются два типа менеджеров – линейные и функциональные.

К линейным менеджерам относятся руководители, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений (клинические и параклинические отделения) – это главный врач, его заместители и заведующие отделениями.

К функциональным менеджерам относятся работники, ответственные за определенную подсистему управления, например, начальник отдела кадров, главный бухгалтер.

По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой (рис.5.3).

Рис.5.3. Уровни руководства в организации.

Рис.5.3. Уровни руководства в организации.

Менеджеры высшего уровня определяют стратегию развития отрасли или организацию. Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы. Руководитель организации контактирует с исполнительной и законодательной властью, отраслевыми органами управления, поставщиками ресурсов, научно-исследовательскими институтами, вузами, ассоциациями, общественными организациями и пр.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового звена, решая при этом преимущественно тактические задачи. Данные руководители значительную часть своего времени тратят на общение с аналогичными руководителями среднего уровня (горизонтальная координация работ).

Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, решая преимущественно тактические и оперативные задачи путем непосредственного взаимодействия с производственным персоналом.

Основная задача менеджеров различного уровня состоит «в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами» [20].

Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления: планирование, организовывание, координация, мотивация и контроль (рис.5.4).

В процессе планирования определяются цели организации, формируются планы для их достижения, увязываются воедино задачи и ресурсы.

Функция организовывания предполагает проектирование структуры организации, определение конкретных заданий для подразделений и исполнителей, а также распределение всех ресурсов для достижения целей организации. Реализуя функцию координации, менеджеры согласовывают действия подразделений. Мотивирование представляет собой процесс воздействия на работников с целью побуждения их к определенным действиям. Для успешного мотивирования менеджерам необходимо знать потребности работников организации и создавать для них условия, которые способствовали бы, с одной стороны, эффективной деятельности организации, а с другой, - удовлетворению их потребностей. Контроль – это сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями [52].

Рис.5.4. Функции и процесс работы менеджеров различного уровня в организации

Рис.5.4. Функции и процесс работы менеджеров различного уровня в организации

Следует отметить, что значимость различных функций управления в деятельности менеджеров различного уровня неодинакова. Так, менеджеры высшего уровня больше времени затрачивают на реализацию функции планирования, на низшем уровне управления наиболее важна функция мотивации. В то же время менеджеры всех уровней тратят преимущественно время на реализацию функции планирования.

Менеджер, выполняя перечисленные функции, организует сбор информации и разработку вариантов решения, выбирает наилучший вариант и принимает окончательное управленческое решение, направленное на достижение цели организации.

Главное условие согласованной работы менеджеров – это четкое распределение целей, задач, функций, полномочий, обязанностей и ответственности.

Специфика управленческого труда обуславливает и требования, предъявляемые к менеджерам.

Так, по мнению Ф.У.Тейлора, руководитель обязан обладать такими качествами, как ум, образование, специальные или технические знания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл (Тейлор Ф.У. Научная организация труда / Научная организация труда и управление. Под общей ред. А.Н.Щербаня.-М., 1966.-С. 244).

А.Файоль выделяет следующие черты, характерные для руководителя: здоровье и физическая выносливость, ум и умственная работоспособность, нравственные качества, значительный круг общих познаний, административные способности (дар предвидения, организаторские качества, распорядительность и пр.), общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям, возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия процессии (Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1923. – С.83-84).

Во второй половине XX в. в связи с развитием ситуационного подхода в управлении главным в оценке деятельности менеджера стало признаваться умение адаптироваться к динамически изменяющимся условиям. Английские специалисты в области управления М.Вудкок и Д.Френсис (1991) выделяют следующий перечень требований к менеджеру: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к новациям, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных и пр.

Сегодня к числу важнейших требований к менеджерам любого уровня относятся: профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента; знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация; знание экономики и права, психологии и педагогики; владение навыками администрирования; умение самостоятельно и своевременно принимать решения и настойчиво добиваться их исполнения путем воздействия на подчиненных; чувство нового, способность предвидеть тенденции развития организации. Важное место имеют организаторские качества менеджера: целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции.

Особое место среди требований к менеджеру занимает умение работать с людьми. Руководитель должен обладать способностью налаживать хорошие взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимном уважении и доверии, создавать благоприятный социально-психологический климат в организации[52].

Можно выделить следующие качества современного менеджера:

  • менеджер – это глобальный стратег, способный планировать деятельность организации;
  • менеджер должен обладать высокой адаптируемостью к изменениям во внешней и внутренней среде, творческой деятельностью, быть инноватором, иметь развитое мышление в критических ситуациях;
  • менеджер должен использовать современные методы и технологии в процессе управления организацией, в первую очередь информационные, компьютерные технологии;
  • менеджер должен уметь эффективно работать в команде и как лидер, и как член команды. «И по сей день многие руководители считают, что управленческая команда – это какой-то круг непосредственных подчиненных руководителя, которые точно транслируют исходящие от него руководящие импульсы на всю организацию. Дееспособность такой команды, конечно, мала. Настоящая команда обязательно должна состоять из профессионалов, знакомых с теорией и практикой управленческого консультирования» (Бабаева Л., Чирикова А. / Человек и труд.-1995.-№3.-С.106). Целесообразность работы в команде обусловлена: 1. Многообразием и сложностью стоящих перед организацией задач. 2. Нарастающими объемами новой информации в различных областях медицины, экономики, права, что делает невозможным единоличное принятие управленческих решений руководителем организации. 3. Взаимосвязанностью деятельности различных подразделений организации. 4. Коллективное управление повышает инновационный потенциал менеджеров, формирует у них чувство причастности к целям организации, улучшает межличностные отношения, укрепляет их сплоченность и согласие, помогает решить проблему преемственности в руководстве организации;
  • менеджер-лидер: лидерство рассматривается как способность активизировать деятельность работников, умение показывать пример для подражания, а также оказывать влияние на людей для достижения целей организации, увеличение их творческого потенциала. Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении организацией. Эффективный менеджер-лидер мотивирует деятельность работников на достижение целей. Осуществив разделение труда и обеспечив сотрудников необходимыми ресурсами, он представляет им самостоятельность в работе, контролируя результаты;
  • менеджер обязан постоянно стремиться к самообучению и саморазвитию для того, чтобы добиться успеха в изменяющихся условиях функционирования организации.

Можно выделить следующие роли менеджера в организации:

  1. Межличностные роли:
    • Главный руководитель
    • Лидер
    • Связующее звено
  1. Информационные роли:
    • Приемник информации
    • Распределитель информации
    • Представитель
  1. Решенческие роли:
    • Предприниматель
    • Устраняющий нарушения
    • Распределитель ресурсов
    • Ведущий переговоры

Реализация общих функций и ролей менеджера определяет успех управленческой деятельности и в конечном итоге ведет к достижению запланированных результатов организации (см. рис. 5.4).

Выделяют следующие критерии оценки эффективности менеджера в организации:

  1. Социально-психологические:
  • удовлетворенность трудом, когда сотрудники удовлетворены условиями труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью самостоятельности, заработной платой, отношениями с руководителем и коллегами и т.д.;
  • мотивация членов коллектива, когда сотрудники хотят быть членами коллектива, имеют возможности для саморазвития, повышения творческого потенциала, знают перспективы деловой карьеры;
  • авторитет руководителя в организации. Следует оценить, каким авторитетом пользуется руководитель в коллективе: формальным, т.е. обусловленным набором властных полномочий; моральным, т.е. приобретенным за счет нравственных качеств личности; функциональным, основанным на профессиональной компетентности;
  • самооценка коллектива, которая представляет собой общий итог успешности функционирования коллектива.
  1. Экономические:
  • качество услуг;
  • эффективность услуг;
  • производительность;
  • инновация;
  • прибыльность;
  • стабильность существования организации.

Таким образом, от профессионализма менеджеров зависит проводимая в Российской Федерации реформа здравоохранения. Поэтому подготовка и переподготовка высококвалифицированных менеджеров и приобретение ими навыков эффективной управленческой работы имеет необычайно большое значение.

Краткое заключение

Управленческий труд – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.

Содержание управленческого труда заключается в определении целей организации и создании условий (экономических, организационных, технических, социальных, и пр.) для их решения.

Объектом управленческого труда в организации выступает трудовая деятельность людей. Предметом управленческого труда является процесс сбора, обработки и передачи информации в организации. Движение информации в организации осуществляется через средства труда.

Достижение цели организации осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих решений, которые и представляют собой специфический продукт управленческого труда. В этой связи управленческий труд имеет информационную природу.

Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, который представляет собой объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников.

Выделяют следующие виды обособления управленческого труда: функциональное, иерархическое, технологическое, профессиональное, квалификационное, должностное.

Управленческие работники по их месту в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов и служащих.

Ключевой фигурой в управлении организацией является руководитель (менеджер). Выделяют менеджеров линейных и функциональных, которые по месту в системе управления организацией занимают три уровня: высший, средний и низовой.

Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления: планирование, организовывание, координация, мотивация и контроль.

В процессе управления сегодня происходят изменения, которые, прежде всего, связаны с тем, что работники рассматриваются как основной ресурс организации. При этом в процесс принятия управленческих решений вовлекаются не только менеджеры, но и весь персонал. В этих условиях менеджеру необходимо работать в управленческой команде и в качестве лидера, и в качестве участника команды. В свою очередь это резко повышает требования к его деловым и личностным качествам.

Образование и самообразование менеджеров сегодня являются основой реформ в России, в том числе в системе здравоохранения.

Основные понятия и термины

Менеджер линейный Предмет УТ

Менеджер функциональный Продукт УТ

Менеджер высшего уровня Руководитель

Менеджер среднего уровня Служащий

Менеджер низового уровня Специалист

Субъект УТ Управленческий труд


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3071
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru