5.2. Категории управленческих работников
Категории управленческих работниковПроцесс управления осуществляется на основе разделения и
кооперации управленческого труда, который представляет собой объективный
процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой
деятельности различных групп управленческих работников [52].
Выделяют следующее разделение управленческого труда:
- Функциональное
– выделение функций, выполнение которых закрепляется
производством за определенными работниками или подразделениями аппарата
управления.
- Иерархическое
– распределение работ по уровням управления.
- Технологическое
– дифференциация процессов управления на операции по
сбору, передаче, хранению и преобразованию информации.
- Профессиональное
– дифференциация управленческих работников в
соответствии с их профессиональной подготовкой.
- Квалификационное
- распределение работ в соответствии с квалификацией,
стажем работы и личными способностями.
- Должностное
- распределение управленческих работников в соответствии с
их компетенцией.
Управленческие работники по их месту в процессе управления
подразделяют на руководителей, специалистов и служащих (технических
исполнителей).
Руководитель (менеджер) - это возглавляющий организацию
или отдельное подразделение работник (главный врач, его заместители и заведующие
отделениями), наделенный полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту
ответственности за результаты труда. Руководители организуют подготовку и
принимают управленческие решения, а также осуществляют контроль за их
исполнением.
Специалисты – работники, выполняющие определенные функции
управления, например, экономисты, юристы, бухгалтера и пр. Они анализируют
информацию, готовят варианты решений для руководителей в соответствии с
приказами, регламентом, нормативами, квалификационными требованиями.
Служащие – работники, обслуживающие деятельность руководителей
и специалистов, например, секретари, операторы. Они выполняют
информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от
рутинной и трудоемкой работы.
Ключевой фигурой в управлении организацией является руководитель
(менеджер).
В любой организации имеются два типа менеджеров – линейные и
функциональные.
К линейным менеджерам относятся руководители, действующие на
основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее
подразделений (клинические и параклинические отделения) – это главный врач, его
заместители и заведующие отделениями.
К функциональным менеджерам относятся работники,
ответственные за определенную подсистему управления, например, начальник отдела
кадров, главный бухгалтер.
По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три
уровня: высший, средний и низовой (рис.5.3).
Рис.5.3. Уровни руководства в организации.
Менеджеры высшего уровня определяют стратегию развития отрасли
или организацию. Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью,
тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным
темпом работы. Руководитель организации контактирует с исполнительной и
законодательной властью, отраслевыми органами управления, поставщиками ресурсов,
научно-исследовательскими институтами, вузами, ассоциациями, общественными
организациями и пр.
Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу
руководителей низового звена, решая при этом преимущественно тактические
задачи. Данные руководители значительную часть своего времени тратят на
общение с аналогичными руководителями среднего уровня (горизонтальная
координация работ).
Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную
управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение
производственных заданий, решая преимущественно тактические и оперативные
задачи путем непосредственного взаимодействия с производственным персоналом.
Основная задача менеджеров различного уровня состоит «в
создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы
индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной
затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными
неудобствами» [20].
Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является
процесс реализации функций управления: планирование, организовывание,
координация, мотивация и контроль (рис.5.4).
В процессе планирования определяются цели организации,
формируются планы для их достижения, увязываются воедино задачи и ресурсы.
Функция организовывания предполагает проектирование структуры
организации, определение конкретных заданий для подразделений и исполнителей,
а также распределение всех ресурсов для достижения целей организации. Реализуя
функцию координации, менеджеры согласовывают действия подразделений.
Мотивирование представляет собой процесс воздействия на работников с целью
побуждения их к определенным действиям. Для успешного мотивирования менеджерам
необходимо знать потребности работников организации и создавать для них
условия, которые способствовали бы, с одной стороны, эффективной деятельности
организации, а с другой, - удовлетворению их потребностей. Контроль – это
сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и
корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями
[52].
Рис.5.4. Функции и процесс работы менеджеров различного уровня в организации
Следует отметить, что значимость различных функций управления в
деятельности менеджеров различного уровня неодинакова. Так, менеджеры высшего
уровня больше времени затрачивают на реализацию функции планирования, на
низшем уровне управления наиболее важна функция мотивации. В то же время
менеджеры всех уровней тратят преимущественно время на реализацию функции
планирования.
Менеджер, выполняя перечисленные функции, организует сбор
информации и разработку вариантов решения, выбирает наилучший вариант и
принимает окончательное управленческое решение, направленное на достижение
цели организации.
Главное условие согласованной работы менеджеров – это четкое
распределение целей, задач, функций, полномочий, обязанностей и
ответственности.
Специфика управленческого труда обуславливает и требования,
предъявляемые к менеджерам.
Так, по мнению Ф.У.Тейлора, руководитель обязан обладать такими
качествами, как ум, образование, специальные или технические знания,
физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность,
рассудительность и здравый смысл (Тейлор Ф.У. Научная организация
труда / Научная организация труда и управление. Под общей ред. А.Н.Щербаня.-М.,
1966.-С. 244).
А.Файоль выделяет следующие черты, характерные для руководителя:
здоровье и физическая выносливость, ум и умственная работоспособность,
нравственные качества, значительный круг общих познаний,
административные способности (дар предвидения, организаторские качества,
распорядительность и пр.), общее знакомство со всем, что имеет отношение к
существенным функциям, возможно более глубокая компетентность в характерной
для данного предприятия процессии (Файоль А. Общее и промышленное
управление. - М., 1923. – С.83-84).
Во второй половине XX
в. в связи с развитием ситуационного подхода в управлении главным в оценке
деятельности менеджера стало признаваться умение адаптироваться к динамически
изменяющимся условиям. Английские специалисты в области управления М.Вудкок и
Д.Френсис (1991) выделяют следующий перечень требований к менеджеру:
способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели,
упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и
способность к новациям, знание современных управленческих подходов,
способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных и пр.
Сегодня к числу важнейших требований к менеджерам любого уровня
относятся: профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области
менеджмента; знание техники и технологии производства в отрасли, к которой
принадлежит организация; знание экономики и права, психологии и педагогики;
владение навыками администрирования; умение самостоятельно и своевременно
принимать решения и настойчиво добиваться их исполнения путем воздействия на
подчиненных; чувство нового, способность предвидеть тенденции развития
организации. Важное место имеют организаторские качества менеджера:
целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников,
определять их задачи и функции.
Особое место среди требований к менеджеру занимает умение
работать с людьми. Руководитель должен обладать способностью налаживать
хорошие взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимном уважении и
доверии, создавать благоприятный социально-психологический климат в
организации[52].
Можно выделить следующие качества современного менеджера:
- менеджер – это глобальный стратег, способный планировать деятельность
организации;
- менеджер должен обладать высокой адаптируемостью к изменениям во внешней и
внутренней среде, творческой деятельностью, быть инноватором, иметь развитое
мышление в критических ситуациях;
- менеджер должен использовать современные методы и технологии в процессе
управления организацией, в первую очередь информационные, компьютерные
технологии;
- менеджер должен уметь эффективно работать в команде и как лидер, и как
член команды. «И по сей день многие руководители считают, что
управленческая команда – это какой-то круг непосредственных подчиненных
руководителя, которые точно транслируют исходящие от него руководящие импульсы
на всю организацию. Дееспособность такой команды, конечно, мала. Настоящая
команда обязательно должна состоять из профессионалов, знакомых с теорией и
практикой управленческого консультирования» (Бабаева Л., Чирикова А. /
Человек и труд.-1995.-№3.-С.106). Целесообразность работы в команде
обусловлена: 1. Многообразием и сложностью стоящих перед организацией задач.
2. Нарастающими объемами новой информации в различных областях медицины,
экономики, права, что делает невозможным единоличное принятие управленческих
решений руководителем организации. 3. Взаимосвязанностью деятельности
различных подразделений организации. 4. Коллективное управление повышает
инновационный потенциал менеджеров, формирует у них чувство причастности к
целям организации, улучшает межличностные отношения, укрепляет их сплоченность
и согласие, помогает решить проблему преемственности в руководстве
организации;
- менеджер-лидер: лидерство рассматривается как способность активизировать
деятельность работников, умение показывать пример для подражания, а также
оказывать влияние на людей для достижения целей организации, увеличение их
творческого потенциала. Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении
организацией. Эффективный менеджер-лидер мотивирует деятельность работников на
достижение целей. Осуществив разделение труда и обеспечив сотрудников
необходимыми ресурсами, он представляет им самостоятельность в работе,
контролируя результаты;
- менеджер обязан постоянно стремиться к самообучению и саморазвитию для
того, чтобы добиться успеха в изменяющихся условиях функционирования
организации.
Можно выделить следующие роли менеджера в организации:
- Межличностные роли:
- Главный руководитель
- Лидер
- Связующее звено
- Информационные роли:
- Приемник информации
- Распределитель информации
- Представитель
- Решенческие роли:
- Предприниматель
- Устраняющий нарушения
- Распределитель ресурсов
- Ведущий переговоры
Реализация общих функций и ролей менеджера определяет успех
управленческой деятельности и в конечном итоге ведет к достижению
запланированных результатов организации (см. рис. 5.4).
Выделяют следующие критерии оценки эффективности менеджера в
организации:
- Социально-психологические:
- удовлетворенность трудом
, когда сотрудники удовлетворены условиями
труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью
самостоятельности, заработной платой, отношениями с руководителем и коллегами
и т.д.;
- мотивация членов коллектива
, когда сотрудники хотят быть членами
коллектива, имеют возможности для саморазвития, повышения творческого
потенциала, знают перспективы деловой карьеры;
- авторитет руководителя в организации.
Следует оценить, каким
авторитетом пользуется руководитель в коллективе: формальным, т.е.
обусловленным набором властных полномочий; моральным, т.е.
приобретенным за счет нравственных качеств личности; функциональным,
основанным на профессиональной компетентности;
- самооценка коллектива,
которая представляет собой общий итог
успешности функционирования коллектива.
Экономические:
- качество услуг;
- эффективность услуг;
- производительность;
- инновация;
- прибыльность;
- стабильность существования организации.
Таким образом, от профессионализма менеджеров зависит проводимая
в Российской Федерации реформа здравоохранения. Поэтому подготовка и
переподготовка высококвалифицированных менеджеров и приобретение ими навыков
эффективной управленческой работы имеет необычайно большое значение.
Краткое заключение
Управленческий труд – это специфический вид человеческой
деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного
труда.
Содержание управленческого труда заключается в определении целей
организации и создании условий (экономических, организационных, технических,
социальных, и пр.) для их решения.
Объектом управленческого труда в организации выступает трудовая
деятельность людей. Предметом управленческого труда является процесс сбора,
обработки и передачи информации в организации. Движение информации в организации
осуществляется через средства труда.
Достижение цели организации осуществляется путем подготовки и
реализации совокупности управляющих решений, которые и представляют собой
специфический продукт управленческого труда. В этой связи управленческий труд
имеет информационную природу.
Процесс управления осуществляется на основе разделения и
кооперации управленческого труда, который представляет собой объективный
процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой
деятельности различных групп управленческих работников.
Выделяют следующие виды обособления управленческого труда:
функциональное, иерархическое, технологическое, профессиональное,
квалификационное, должностное.
Управленческие работники по их месту в процессе управления
подразделяют на руководителей, специалистов и служащих.
Ключевой фигурой в управлении организацией является руководитель
(менеджер). Выделяют менеджеров линейных и функциональных, которые по месту в
системе управления организацией занимают три уровня: высший, средний и
низовой.
Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является
процесс реализации функций управления: планирование, организовывание,
координация, мотивация и контроль.
В процессе управления сегодня происходят изменения, которые,
прежде всего, связаны с тем, что работники рассматриваются как основной ресурс
организации. При этом в процесс принятия управленческих решений вовлекаются не
только менеджеры, но и весь персонал. В этих условиях менеджеру необходимо
работать в управленческой команде и в качестве лидера, и в качестве участника
команды. В свою очередь это резко повышает требования к его деловым и
личностным качествам.
Образование и самообразование менеджеров сегодня являются основой
реформ в России, в том числе в системе здравоохранения.
Основные понятия и термины
Менеджер линейный Предмет УТ
Менеджер функциональный Продукт УТ
Менеджер высшего уровня Руководитель
Менеджер среднего уровня Служащий
Менеджер низового уровня Специалист
Субъект УТ Управленческий труд
|