3.1. Анализ финансовых ресурсов здравоохранения края за
1998-2002 гг.
В Хабаровском крае финансирование учреждений здравоохранения осуществляется
за счет бюджетов всех уровней и Хабаровского краевого фонда обязательного
медицинского страхования; табл. 3.1.
Из таблицы следует, что в 2002 году консолидированный бюджет здравоохранения
края составил 4297 млн. рублей, в том числе краевой бюджет – 865 млн. рублей,
муниципальный (без учета платежа за неработающее население) – 1401 млн. рублей,
бюджет краевого фонда обязательного медицинского страхования (с учетом платежа
за неработающее население) составил 1759 млн. рублей, платные медицинские услуги
– 272 млн. рублей.
Таблица 3.1 Консолидированный бюджет здравоохранения
Хабаровского края за 1998-2002 гг. (млн. руб.)
Источник |
1998 |
2000 |
2002 |
|
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
Краевой бюджет |
217 |
212 |
97 |
390 |
431 |
110 |
864 |
865 |
100 |
Муниципальный бюджет |
482 |
327 |
68 |
824 |
687 |
83 |
1469 |
1401 |
95 |
Фонд ОМС |
522 |
465 |
89 |
727 |
903 |
124 |
1619 |
1759 |
109 |
Всего |
1221 |
1004 |
82 |
1941 |
2022 |
104 |
3951 |
4025 |
102 |
Платные услуги |
|
64 |
|
|
152 |
|
|
272 |
|
Итого |
|
1068 |
|
|
2174 |
|
|
4297 |
|
Полностью выполнен краевой бюджет, а также бюджет по краевому фонду
обязательного медицинского страхования. В то же время муниципальный бюджет
исполнен только на 95% от плана. В структуре консолидированного бюджета
здравоохранения средства бюджета составили 58%, средства фонда ОМС – 42%.
В общих расходах на социально-культурную сферу в 2002 году затраты на
здравоохранение из бюджетов всех уровней края составили 27,6%.
В течение 1998-2002 года в крае произошел значительный прирост подушевого
финансирования здравоохранения. Так, если в 1998 году данный показатель
составлял 662 руб., то уже в 2001 году – 1846 руб. (прирост в 2,8 раза), а в
2002 году – 2739 руб. (прирост в 4,1 раза). Затраты на одного жителя в год в РФ
по программе государственных гарантий в 1998 году составили 501 руб., в 2001
году – 1486,5 руб., а в 2002 году - 1979,5 руб.
Структура расходов в здравоохранении края остается традиционной. Обращает на
себя внимание, что в 2002 году по сравнению с предшествующими годами расходы на
заработную плату в общей структуре расходов оказались самыми высокими – 57% (в
2001 году – 48%). Это объясняется повышением заработной платы медицинским
работникам с 01.12.2001 года. Однако данный рост компенсировался снижением
затрат на медицинские расходы, питание, приобретение оборудования. Обращает
также внимание существенный рост прочих расходов – 21% (2001 год – 17%),
включающих оплату коммунальных услуг, транспорта, связи, ГСМ и пр.
Подобная структура расходов в здравоохранении края затрудняет работу по
воспроизводству основных производственных фондов лечебно-профилактических
учреждений, закупке современного оборудования, проведению капитального ремонта,
внедрению новых лечебно-диагностических технологий и в первую очередь в
муниципальных образованиях.
Тем не менее, в здравоохранении края проводится работа по укреплению
материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. В крае
последовательно выросли затраты на капитальный ремонт объектов здравоохранения с
54 млн. рублей в 1998 году до 199 млн. рублей в 2002 году (прирост в 3,7 раза).
В 2002 году в крае в целом сложилась благоприятная тенденция формирования
основных производственных фондов учреждений здравоохранения. Так, в
государственных учреждениях здравоохранения прирост основных производственных
фондов составил 29,9%, а в муниципальных учреждениях – 7,2%. Особенно активно
произошел рост активной части ОПФ: соответственно в государственных учреждениях
здравоохранения – 47,7%, в муниципальных учреждениях здравоохранения – 22,3%
(см. раздел 3.2.). В 2002-2003 гг. в крае после капитального строительства и
ремонта вводились следующие объекты здравоохранении: центральная районная
больница г.Бикина, центральная районная больница г.Вяземский, гостиница
института повышения квалификации специалистов здравоохранения, диагностический
центр краевой клинической больницы №1, краевой клинический центр онкологии и пр.
В здравоохранении края реализуются ряд федеральные целевые программы. К ним
относятся: Безопасное материнство, Сахарный диабет, Вакцинопрофилактика,
Анти-Вич-СПИД, Неотложные меры борьбы с туберкулезом, Федеральная адресная
инвестиционная программа, Дети-инвалиды. Общие затраты на реализацию федеральных
программ в 2002 году составили 48,7 млн. рублей (в 2001 году - 45,7 млн.
рублей). За счет средств федерального бюджета приобретались инсулин, вакцины,
расходные материалы для медико-генетических исследований, тест-системы для
диагностики ВИЧ-инфекции, противотуберкулезные препараты, осуществлялось
строительство ряда объектов здравоохранения края (в 2002 году в строительные
объекты здравоохранения края инвестировано 16,5 млн. рублей за счет средств
федерального бюджета).
Фактическое финансирование целевых программ в Российской Федерации на 1
жителя в год составило в 2001 году 80,6 руб., в 2002 году – 102,8 руб., в том
числе за счет средств субъектов РФ соответственно 57,6 руб. и 77,2 руб., за счет
средств федерального бюджета – 23,0 и 25,6 руб. В Хабаровском крае
финансирование целевых программ на 1 жителя в год в 2001 году составило 122,2
руб., в 2002 году – 44,6 руб., в том числе из средств субъекта РФ соответственно
114,1 и 11,8 руб., из средств федерального бюджета – 8,1 и 32,8 руб.
Прошедшие десять лет с момента вступления в силу закона от 28.06.1991 года
№1499-1 “Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации”
(в ред. от 29.05.2002) позволяют оценить накопленный опыт.
С введением в действие указанного закона в Российской Федерации начался
процесс непосредственного реформирования системы здравоохранения,
ориентированный, прежде всего, на оптимизацию финансирования отрасли.
Цели реформирования связывались с повышением эффективности использования
имеющихся ресурсов, улучшением качества оказания медицинской помощи населению,
усилением профилактической работы, устранением фактического неравенства доступа
к квалифицированной медицинской помощи в зависимости от места проживания и
уровня доходов.
В качестве основы реформирования была принята нидерландская модель
организации обязательного медицинского страхования. Привлекательность ее
заключалась в активной роли государства в формировании социально ориентированной
системы.
Внедрение системы ОМС исходило из главной цели – получение дополнительных
источников финансирования системы здравоохранения и улучшения качества
медицинского обслуживания населения в рамках соответствующих конституционных
гарантий гражданам Российской Федерации. На фонды ОМС возложено финансовое
обеспечение основного объема гарантированной бесплатной медицинской помощи
населению[25,64,65].
Основными источниками поступления финансовых средств в систему ОМС являются:
Сумма единого социального налога.
Страховые взносы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления на обязательное медицинское страхование неработающего
населения.
Субвенции Федерального фонда ОМС (для субъектов Федерации).
Прочие поступления.
В 2002 году в территориальные фонды ОМС поступило 128 млрд. руб., из них 77,3
млрд. руб. составили налоговые поступления (60,4%) и 42,4 млрд. руб. - страховые
взносы на ОМС неработающего населения (33,1%) [91].
В Хабаровском крае в 2002 году в территориальный фонд ОМС поступило 1759,6
млн. руб., из них налоговые поступления составили 1137,4 млн. руб. (64,6%),
страховые взносы на ОМС неработающего населения – 408,0 млн. руб. (23,2%),
субвенции Федерального фонда ОМС – 82,0 млн. руб. (4,7%), прочие доходы – 132,0
млн. руб. (7,5%).
Следовательно, в целом по Российской Федерации и в Хабаровском крае
отмечается низкий уровень собираемости страховых взносов на ОМС неработающего
населения. При том, что в Российской Федерации численность неработающего
населения составляет более 60% от всего населения, а в Хабаровском крае – более
50%.
Сохраняется ситуация, когда средства единого социального налога (а их в
два-три раза больше), предназначенные для страхования работающих граждан, в
значительной степени используются на оплату медицинской помощи неработающему
населению. При этом в худшем положении остаются работающие – налоговых
поступления в систему ОМС (при уровне единого социального налога 3,6% от фонда
оплаты труда) становится явно недостаточно для оплаты медицинской помощи всем
гражданам. В конечном итоге такое положение приводит к дефициту финансирования
Базовой программы ОМС.
Анализ реализации системы ОМС позволяет выделить ряд проблем:
Несбалансированность Территориальной программы государственных гарантий
оказания населению бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми
ресурсами. Основными причинами данного положения являются: низкая ставка ЕСН,
зачисляемого в фонды ОМС – 3,6% налогооблагаемой базы плательщиков ЕСН, а также
ненадлежащее исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления Закона Российской Федерации “О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации” в части уплаты страховых
взносов на ОМС за неработающее население.
Дефицит Территориальных программ в субъектах РФ составляет от 30 до 40%.
Согласно программе государственных гарантий, на систему ОМС возлагается
обеспечение 85% всего объема медицинской помощи, а за счет средств бюджетов –
15%.
Фактически ситуация складывается наоборот: средства ОМС в Программе
составляют 38%, а средства бюджета – 62%. В 2002 году расчетная стоимость
Программы государственных гарантий в части ОМС в Российской Федерации составила
166,0 млрд. руб., в то время как реальный уровень финансирования Базовой
программы составил только 128,0 млрд. руб. (75%).
В Хабаровском крае в 2002 году дефицит Территориальной программы
государственных гарантий составил 39,5%. Средства ОМС в Программе составили
42,0%, а средства бюджетов - 58,0%. Расчетная стоимость Программы
государственных гарантий в части ОМС в крае составила 3031,7 млн. руб., в то
время как реальный уровень финансирования Базовой программы ОМС составил только
1690,6 млн. руб. (61,5%).
Фактическое подушевое финансовое обеспечение Территориальной программы
государственных гарантий в крае в Хабаровском крае в 2002 году составило 2739,6
руб. (в РФ – 1979,5 руб.; в ДФО – 3092,2 руб.), в том числе за счет средств
бюджетов – 1578,2 руб. (в РФ – 1119,2 руб.; в ДФО – 1906,1 руб.) и средств ОМС –
1161,4 руб. (в РФ – 860,4 руб.; в ДФО – 1186,1 руб.).
Соотношение средств бюджетов и Базовой программы ОМС в 2002 году по
фактическому финансовому обеспечению составило для Хабаровского края как 58,0 и
42,0%, в Российской Федерации – 56,5 и 43,5%, в Дальневосточном Федеральном
округе – 61,6 и 38,4%.
Фактическое подушевое финансовое обеспечение Базовой программы ОМС за счет
средств единого социального налога в крае в 2002 году составило 765,5 руб. (в РФ
– 531,4 руб.; в ДФО – 721,3 руб.).
2. Недостаточная регламентация механизма по взиманию страховых взносов на ОМС
за неработающее население. В соответствии с постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 24.02.1993 года №4543-1 “О порядке финансирования
обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год (в ред. Федерального
закона от 05.08.2000 года №118-ФЗ (ред. 24.03.2001) платежи на обязательное
медицинское страхование неработающего населения производятся органами
исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного
медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих
бюджетах на здравоохранение.
В Хабаровском крае в 2002 году дефицит страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего населения составил 1477,6 млн. руб. или
72,7% к расчетной стоимости программы ОМС по данному показателю. Фактическое
подушевое финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС за счет взносов
за неработающее населения в Хабаровском крае в 2002 году составило 274,6 руб. (в
РФ – 313,1 руб.; ДФО – 374,8 руб.).
3. Недостаточная тарифная политика Хабаровского краевого фонда обязательного
медицинского страхования. В соответствии со ст. 24 закона Российской Федерации
от 28.06.1991 года №1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации” (в ред. от 02.04.1993 №4741-1) тарифы должны обеспечивать
рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.
В то же время ежегодно утверждаемые тарифы на медицинские услуги не позволяют в
полной мере возместить затраты учреждений здравоохранения края. Более того, в
течение года фондом обязательного медицинского страхования и комитетом по
тарификации медицинских услуг края не проводится индексация тарифов на
медицинские услуги.
В соответствии с п.2.2.3. временной методики по расчету тарифов на
медицинские услуги, утвержденной краевым комитетом по тарификации медицинских
услуг на 2003 год по программе обязательного медицинского страхования, в
структуру тарифа на услугу закладываются: оплата труда основного персонала,
начисления на оплату труда, расходы на приобретение медикаментов и расходных
материалов, приобретение продуктов питания, мягкий инвентарь [76]. Анализ
структуры тарифов на медицинские услуги показал, что, если в 2001 году доля
заработной платы персонала в тарифе составляла 54,2%, в 2002 году – 63,9%, а в
2003 году – уже 81,0%, медикаменты и расходные материалы - соответственно 12,2,
10,2 и 12,6%, питание больных – 5,0, 3,8 и 5,8%, мягкий инвентарь – 0,6, 0,1 и
0,3%.
Следовательно, в период с 2001 по 2003 гг. удельный вес расходов,
непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи населению, в структуре
тарифа уменьшился, в то же время значительно выросла доля заработной платы.
4. Отсутствие в здравоохранении действенных механизмов, направленных на
рациональное эффективное использование ресурсов отрасли.
Таким образом, к основным проблемам финансирования здравоохранения
Хабаровского края следует отнести несбалансированность Территориальной программы
государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи с
имеющимися финансовыми ресурсами, низкий уровень взимания страховых взносов на
обязательное медицинское страхование за неработающее население, недостаточная
тарифная политика территориального фонда обязательного медицинского страхования.
|