MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

3.1. Анализ финансовых ресурсов здравоохранения края за 1998-2002 гг.

В Хабаровском крае финансирование учреждений здравоохранения осуществляется за счет бюджетов всех уровней и Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования; табл. 3.1.

Из таблицы следует, что в 2002 году консолидированный бюджет здравоохранения края составил 4297 млн. рублей, в том числе краевой бюджет – 865 млн. рублей, муниципальный (без учета платежа за неработающее население) – 1401 млн. рублей, бюджет краевого фонда обязательного медицинского страхования (с учетом платежа за неработающее население) составил 1759 млн. рублей, платные медицинские услуги – 272 млн. рублей.

Таблица 3.1 Консолидированный бюджет здравоохранения Хабаровского края за 1998-2002 гг. (млн. руб.)

Источник 1998 2000 2002
  план факт % план факт % план факт %
Краевой бюджет 217 212 97 390 431 110 864 865 100
Муниципальный бюджет 482 327 68 824 687 83 1469 1401 95
Фонд ОМС 522 465 89 727 903 124 1619 1759 109
Всего 1221 1004 82 1941 2022 104 3951 4025 102
Платные услуги   64     152     272  
Итого   1068     2174     4297  

Полностью выполнен краевой бюджет, а также бюджет по краевому фонду обязательного медицинского страхования. В то же время муниципальный бюджет исполнен только на 95% от плана. В структуре консолидированного бюджета здравоохранения средства бюджета составили 58%, средства фонда ОМС – 42%.

В общих расходах на социально-культурную сферу в 2002 году затраты на здравоохранение из бюджетов всех уровней края составили 27,6%.

В течение 1998-2002 года в крае произошел значительный прирост подушевого финансирования здравоохранения. Так, если в 1998 году данный показатель составлял 662 руб., то уже в 2001 году – 1846 руб. (прирост в 2,8 раза), а в 2002 году – 2739 руб. (прирост в 4,1 раза). Затраты на одного жителя в год в РФ по программе государственных гарантий в 1998 году составили 501 руб., в 2001 году – 1486,5 руб., а в 2002 году - 1979,5 руб.

Структура расходов в здравоохранении края остается традиционной. Обращает на себя внимание, что в 2002 году по сравнению с предшествующими годами расходы на заработную плату в общей структуре расходов оказались самыми высокими – 57% (в 2001 году – 48%). Это объясняется повышением заработной платы медицинским работникам с 01.12.2001 года. Однако данный рост компенсировался снижением затрат на медицинские расходы, питание, приобретение оборудования. Обращает также внимание существенный рост прочих расходов – 21% (2001 год – 17%), включающих оплату коммунальных услуг, транспорта, связи, ГСМ и пр.

Подобная структура расходов в здравоохранении края затрудняет работу по воспроизводству основных производственных фондов лечебно-профилактических учреждений, закупке современного оборудования, проведению капитального ремонта, внедрению новых лечебно-диагностических технологий и в первую очередь в муниципальных образованиях.

Тем не менее, в здравоохранении края проводится работа по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. В крае последовательно выросли затраты на капитальный ремонт объектов здравоохранения с 54 млн. рублей в 1998 году до 199 млн. рублей в 2002 году (прирост в 3,7 раза).

В 2002 году в крае в целом сложилась благоприятная тенденция формирования основных производственных фондов учреждений здравоохранения. Так, в государственных учреждениях здравоохранения прирост основных производственных фондов составил 29,9%, а в муниципальных учреждениях – 7,2%. Особенно активно произошел рост активной части ОПФ: соответственно в государственных учреждениях здравоохранения – 47,7%, в муниципальных учреждениях здравоохранения – 22,3% (см. раздел 3.2.). В 2002-2003 гг. в крае после капитального строительства и ремонта вводились следующие объекты здравоохранении: центральная районная больница г.Бикина, центральная районная больница г.Вяземский, гостиница института повышения квалификации специалистов здравоохранения, диагностический центр краевой клинической больницы №1, краевой клинический центр онкологии и пр.

В здравоохранении края реализуются ряд федеральные целевые программы. К ним относятся: Безопасное материнство, Сахарный диабет, Вакцинопрофилактика, Анти-Вич-СПИД, Неотложные меры борьбы с туберкулезом, Федеральная адресная инвестиционная программа, Дети-инвалиды. Общие затраты на реализацию федеральных программ в 2002 году составили 48,7 млн. рублей (в 2001 году - 45,7 млн. рублей). За счет средств федерального бюджета приобретались инсулин, вакцины, расходные материалы для медико-генетических исследований, тест-системы для диагностики ВИЧ-инфекции, противотуберкулезные препараты, осуществлялось строительство ряда объектов здравоохранения края (в 2002 году в строительные объекты здравоохранения края инвестировано 16,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета).

Фактическое финансирование целевых программ в Российской Федерации на 1 жителя в год составило в 2001 году 80,6 руб., в 2002 году – 102,8 руб., в том числе за счет средств субъектов РФ соответственно 57,6 руб. и 77,2 руб., за счет средств федерального бюджета – 23,0 и 25,6 руб. В Хабаровском крае финансирование целевых программ на 1 жителя в год в 2001 году составило 122,2 руб., в 2002 году – 44,6 руб., в том числе из средств субъекта РФ соответственно 114,1 и 11,8 руб., из средств федерального бюджета – 8,1 и 32,8 руб.

Прошедшие десять лет с момента вступления в силу закона от 28.06.1991 года №1499-1 “Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации” (в ред. от 29.05.2002) позволяют оценить накопленный опыт.

С введением в действие указанного закона в Российской Федерации начался процесс непосредственного реформирования системы здравоохранения, ориентированный, прежде всего, на оптимизацию финансирования отрасли.

Цели реформирования связывались с повышением эффективности использования имеющихся ресурсов, улучшением качества оказания медицинской помощи населению, усилением профилактической работы, устранением фактического неравенства доступа к квалифицированной медицинской помощи в зависимости от места проживания и уровня доходов.

В качестве основы реформирования была принята нидерландская модель организации обязательного медицинского страхования. Привлекательность ее заключалась в активной роли государства в формировании социально ориентированной системы.

Внедрение системы ОМС исходило из главной цели – получение дополнительных источников финансирования системы здравоохранения и улучшения качества медицинского обслуживания населения в рамках соответствующих конституционных гарантий гражданам Российской Федерации. На фонды ОМС возложено финансовое обеспечение основного объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению[25,64,65].

Основными источниками поступления финансовых средств в систему ОМС являются:

Сумма единого социального налога.

Страховые взносы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Субвенции Федерального фонда ОМС (для субъектов Федерации).

Прочие поступления.

В 2002 году в территориальные фонды ОМС поступило 128 млрд. руб., из них 77,3 млрд. руб. составили налоговые поступления (60,4%) и 42,4 млрд. руб. - страховые взносы на ОМС неработающего населения (33,1%) [91].

В Хабаровском крае в 2002 году в территориальный фонд ОМС поступило 1759,6 млн. руб., из них налоговые поступления составили 1137,4 млн. руб. (64,6%), страховые взносы на ОМС неработающего населения – 408,0 млн. руб. (23,2%), субвенции Федерального фонда ОМС – 82,0 млн. руб. (4,7%), прочие доходы – 132,0 млн. руб. (7,5%).

Следовательно, в целом по Российской Федерации и в Хабаровском крае отмечается низкий уровень собираемости страховых взносов на ОМС неработающего населения. При том, что в Российской Федерации численность неработающего населения составляет более 60% от всего населения, а в Хабаровском крае – более 50%.

Сохраняется ситуация, когда средства единого социального налога (а их в два-три раза больше), предназначенные для страхования работающих граждан, в значительной степени используются на оплату медицинской помощи неработающему населению. При этом в худшем положении остаются работающие – налоговых поступления в систему ОМС (при уровне единого социального налога 3,6% от фонда оплаты труда) становится явно недостаточно для оплаты медицинской помощи всем гражданам. В конечном итоге такое положение приводит к дефициту финансирования Базовой программы ОМС.

Анализ реализации системы ОМС позволяет выделить ряд проблем:

Несбалансированность Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами. Основными причинами данного положения являются: низкая ставка ЕСН, зачисляемого в фонды ОМС – 3,6% налогооблагаемой базы плательщиков ЕСН, а также ненадлежащее исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” в части уплаты страховых взносов на ОМС за неработающее население.

Дефицит Территориальных программ в субъектах РФ составляет от 30 до 40%. Согласно программе государственных гарантий, на систему ОМС возлагается обеспечение 85% всего объема медицинской помощи, а за счет средств бюджетов – 15%.

Фактически ситуация складывается наоборот: средства ОМС в Программе составляют 38%, а средства бюджета – 62%. В 2002 году расчетная стоимость Программы государственных гарантий в части ОМС в Российской Федерации составила 166,0 млрд. руб., в то время как реальный уровень финансирования Базовой программы составил только 128,0 млрд. руб. (75%).

В Хабаровском крае в 2002 году дефицит Территориальной программы государственных гарантий составил 39,5%. Средства ОМС в Программе составили 42,0%, а средства бюджетов - 58,0%. Расчетная стоимость Программы государственных гарантий в части ОМС в крае составила 3031,7 млн. руб., в то время как реальный уровень финансирования Базовой программы ОМС составил только 1690,6 млн. руб. (61,5%).

Фактическое подушевое финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий в крае в Хабаровском крае в 2002 году составило 2739,6 руб. (в РФ – 1979,5 руб.; в ДФО – 3092,2 руб.), в том числе за счет средств бюджетов – 1578,2 руб. (в РФ – 1119,2 руб.; в ДФО – 1906,1 руб.) и средств ОМС – 1161,4 руб. (в РФ – 860,4 руб.; в ДФО – 1186,1 руб.).

Соотношение средств бюджетов и Базовой программы ОМС в 2002 году по фактическому финансовому обеспечению составило для Хабаровского края как 58,0 и 42,0%, в Российской Федерации – 56,5 и 43,5%, в Дальневосточном Федеральном округе – 61,6 и 38,4%.

Фактическое подушевое финансовое обеспечение Базовой программы ОМС за счет средств единого социального налога в крае в 2002 году составило 765,5 руб. (в РФ – 531,4 руб.; в ДФО – 721,3 руб.).

2. Недостаточная регламентация механизма по взиманию страховых взносов на ОМС за неработающее население. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 года №4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 года №118-ФЗ (ред. 24.03.2001) платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В Хабаровском крае в 2002 году дефицит страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения составил 1477,6 млн. руб. или 72,7% к расчетной стоимости программы ОМС по данному показателю. Фактическое подушевое финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС за счет взносов за неработающее населения в Хабаровском крае в 2002 году составило 274,6 руб. (в РФ – 313,1 руб.; ДФО – 374,8 руб.).

3. Недостаточная тарифная политика Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 24 закона Российской Федерации от 28.06.1991 года №1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (в ред. от 02.04.1993 №4741-1) тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи. В то же время ежегодно утверждаемые тарифы на медицинские услуги не позволяют в полной мере возместить затраты учреждений здравоохранения края. Более того, в течение года фондом обязательного медицинского страхования и комитетом по тарификации медицинских услуг края не проводится индексация тарифов на медицинские услуги.

В соответствии с п.2.2.3. временной методики по расчету тарифов на медицинские услуги, утвержденной краевым комитетом по тарификации медицинских услуг на 2003 год по программе обязательного медицинского страхования, в структуру тарифа на услугу закладываются: оплата труда основного персонала, начисления на оплату труда, расходы на приобретение медикаментов и расходных материалов, приобретение продуктов питания, мягкий инвентарь [76]. Анализ структуры тарифов на медицинские услуги показал, что, если в 2001 году доля заработной платы персонала в тарифе составляла 54,2%, в 2002 году – 63,9%, а в 2003 году – уже 81,0%, медикаменты и расходные материалы - соответственно 12,2, 10,2 и 12,6%, питание больных – 5,0, 3,8 и 5,8%, мягкий инвентарь – 0,6, 0,1 и 0,3%.

Следовательно, в период с 2001 по 2003 гг. удельный вес расходов, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи населению, в структуре тарифа уменьшился, в то же время значительно выросла доля заработной платы.

4. Отсутствие в здравоохранении действенных механизмов, направленных на рациональное эффективное использование ресурсов отрасли.

Таким образом, к основным проблемам финансирования здравоохранения Хабаровского края следует отнести несбалансированность Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами, низкий уровень взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование за неработающее население, недостаточная тарифная политика территориального фонда обязательного медицинского страхования.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3094
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru