MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 1. Проблемы экономического анализа и планирования в здравоохранении

1.1. Здравоохранение – как отрасль экономики

Россия опережает большинство стран мира по таким экстенсивным показателям развития системы здравоохранения, как число врачей и больничных коек на 10 тыс. населения. Однако показатель смертности населения Российской Федерации, наоборот, значительно выше, чем в абсолютном большинстве индустриально развитых стран [61].

Оценка современного состояния здоровья населения свидетельствует о продолжающемся неблагополучии в формировании здоровья, которое может привести к ухудшению качества населения, ограничению его участия в созидательной деятельности по улучшению социально-экономической ситуации в стране [14]. Существенное влияние на эти процессы продолжают оказывать трудности проводимых в России экономических преобразований, значительная дифференциация денежных доходов населения. Экономический спад резко отразился на здоровье населения за счет затяжного психоэмоционального стресса, уменьшения расходов населения на укрепление здоровья (правильное питание, спорт), а также доступности медицинской помощи [17].

Отражением системного кризиса в обществе стали катастрофические тенденции в состоянии здоровья населения [52]:

  • изменение демографической ситуации в 90-х годах (снижение рождаемости, рост смертности, “естественная убыль населения” и пр.);
  • рост наркомании, токсикомании и алкоголизма среди всех слоев населения, но особенно у детей, подростков и молодежи;
  • беспрецедентный рост социально-значимых инфекций (сифилис, туберкулез, СПИД и пр.);
  • рост насильственных и неестественных причин смерти и пр.

В Хабаровском крае в период с 1991 по 2000 гг. показатель рождаемости населения резко снизился с 13,1 до 8,2 человек на 1000 жителей, а показатель смертности вырос - с 9,3 до 13,7 человек на 1000 жителей. С учетом миграционного фактора ежегодно численность население края уменьшается на 0,99%. Если в 1991 году численность населения Хабаровского края составляла 1630,5 тыс. человек, то на 01.01.01 г. – 1505,8 тыс. человек.

Постоянной целью обновленной политики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Европейском регионе, обозначенной как “Здоровье – 21” (21 задача на 21-е столетие), является достижение полной реализации всеми людьми их “потенциала здоровья” [4].

Для решения данной задачи необходимо обеспечить:

  • укрепление и охрану здоровья на протяжении всей жизни;
  • снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

ВОЗ определены три основополагающие ценности как этическая основа предстоящей работы:

  • здоровье – одно из важнейших прав человека;
  • справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран, групп и коллективов людей внутри стран;
  • участие в здравоохранной деятельности и ответственность, подотчетность отдельных людей, групп населения и учреждений, организаций и секторов.

Модель здравоохранной деятельности в соответствии с уровнями управления (федеральный, региональный, муниципальный) можно представить следующим образом (рис.1.1).

Рис.1.1. Модель здравоохранной деятельности в соответствии с уровнями управления

Рис.1.1. Модель здравоохранной деятельности в соответствии с уровнями управления

Из рисунка следует, что здоровье населения (3) и в первую очередь “здоровье здоровых” является объектом управления со стороны административно-территориальных органов управления любого уровня (1), организаций и учреждений, связанных со здравоохранной (2) и производственной деятельностью (4). Система здравоохранения (5) нацелена на сохранение и воспроизводство здоровья населения путем использования ресурсного потенциала бюджета территории (6), средств обязательного медицинского страхования - ОМС (7), добровольного медицинского страхования - ДМС (8) и платных медицинских услуг (9).

Основными резервами сохранения и воспроизводства здоровья населения могут явиться:

  • Разработка государственной политики на всех уровнях управления административно-территориальных образований, координация деятельности ведомств, организаций и учреждений различных форм собственности по реализации приоритетных стратегических направлений в области охраны здоровья.
  • Экономическая заинтересованность работодателя любой формы собственности в охране здоровья работников через налоговые льготы и пр.
  • Повышение качества жизни, санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание здорового образа жизни.
  • Реформа здравоохранения через создание нового механизма управления и экономическую организацию всего здравоохранения, его отдельных отраслей и субъектов хозяйствования.

По нашему мнению, развитие системы здравоохранения будет происходить по “вертикали” и по “горизонтали”.

Развитие здравоохранения по “вертикали” характеризуется:

  • рационализацией сети учреждений здравоохранения;
  • изменением структуры коечного фонда с выделением коек для интенсивной терапии, медико-социальной помощи, дневного пребывания и пр.;
  • смещением объемов стационарной помощи на амбулаторно-поликлинический этап;
  • переходом к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики, особенно в сельской местности;
  • внедрением стандартных ресурсосберегающих технологий;
  • стандартизация медицинских и экономических показателей, характеризующих результаты деятельности здравоохранения региона, муниципальных образований, отдельных ЛПУ и его подразделений;
  • внедрением стимулирующих форм оплаты труда для руководителей учреждений и врачей с использованием показателей, характеризующих медицинскую и экономическую эффективность и пр.

Развитие здравоохранения по “горизонтали” предполагает смещение видов и объемов медицинской помощи из государственного сектора в систему добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг с сохранением государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Отрицательные тенденции в здравоохранении в значительной мере обусловлены недостаточным финансированием этой сферы. Отечественное здравоохранение традиционно на протяжение многих десятилетий финансировалось по остаточному принципу, а функционировало по затратному механизму [54]. Расходы государства на здравоохранение, включая бюджетные ассигнования и взносы на обязательное медицинское страхование за период 1991-1998 гг., сократились не менее, чем на 33% [10,11,56]. Удельный вес государственных расходов на здравоохранение в России составил в 1998 г. 3,1% валового внутреннего продукта [12] (по данным за 1992 г. в Австрии доля этих расходов составляла 5,9% ВВП, Германии - 8,2%, США – 6,6%) [57].

Расходы на здравоохранение в структуре бюджета большинства субъектов Российской Федерации в 2000 г. составили в среднем 15,5% [66]. Среди источников финансирования здравоохранения преобладают средства бюджета. Так, в 1998 г. они составляли 62,7%, в 1999 г. – 62,6%, в 2000 г. – 62,0%; средства ОМС – соответственно 32,7%, 32,7% и 33,2%; прочие поступления, включая средства ДМС – 4,6%, 4,7% и 4,8%. Доля расходов бюджета в 1998-2000 гг. на стационарную помощь колебалась от 64,7% до 66,8%, на амбулаторно-поликлиническую помощь – от 25,6% до 27,3% и на скорую медицинскую помощь – от 7,6% до 8,0%. Дефицит финансового наполнения территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью в 1998 г. составил 40,3%, в 1999 г. – 31,7% и в 2000 г. - 33,1%. Затраты на одного жителя в год по программе государственных гарантий в 1998 г. составили 501 рубль, в 1999 году – 796 рублей, в 2000 г. - 1157 рублей [66].

Хабаровский край – типичный для Дальнего Востока субъект Российской Федерации с характерным для далекой от федерального центра территории разнообразием нерешенных социальных и экономических проблем [26]. Объем финансирования здравоохранения края в 2000 г. составил 50% от планируемых затрат, что отразилось на качестве и эффективности медицинской помощи населению [25]. По данным социологических опросов, проведенных в 1998-1999 гг. Институтом социальных исследований, в том числе в Хабаровском крае, размеры теневого рынка медицинских услуг примерно совпадают с размерами дефицита программы государственных гарантий медицинской помощи населению.

Вместе с тем организационная и практическая работа органов управления и учреждения здравоохранения Хабаровского края в 90-х гг. была направлена на стабилизацию и дальнейшее развитие отрасли в целях обеспечения жителей Хабаровского края гарантированными видами и объемами медицинской помощи, а также на реализацию долгосрочной программы, утвержденной постановлением главы администрации края от 29.11.96 г. №536 “Об основных направлениях развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996-2005 гг.” [52]. В крае продолжалась работа по наиболее эффективному использованию ресурсов в части совершенствования системы управления здравоохранением, реструктуризации учреждений здравоохранения, сокращения и перепрофилизации коечного фонда, внедрения ресурсосберегающих технологий, новых методов диагностики и лечения и пр.

В докладе Министра здравоохранения на расширенном заседании Коллегии (20 марта 2001 г.), посвященной вопросу “О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года”, среди главных проблем системы здравоохранения названы и проблема низкой эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала, неоправданно медленных темпов структурных преобразований в отрасли, несбалансированности гарантий бесплатного медицинского обслуживания населения и их финансового обеспечения [66]. В сложившихся условиях повышается необходимость анализа источников и объемов финансирования здравоохранения и расходования этих средств на виды медицинской и лекарственной помощи населению, реструктуризация коечного фонда и развитие прогрессивных форм организации лечебно-профилактической помощи.

В настоящее время пришло понимание того, что здравоохранение является участником экономического обмена, представляет собой важное звено в едином народнохозяйственном комплексе страны. Планирование и управление экономикой здравоохранения стало постепенно осуществляться с позиции сбалансированности спроса и предложений на услуги здравоохранной сферы с возмещением ее затрат на расширенное воспроизводство [2,8].

Общее представление о структуре обмена системы здравоохранения с другими субъектами рынка можно представить рисунком 1.2.

Рис.1.2. Схема обмена системы здравоохранения с производством

Рис.1.2. Схема обмена системы здравоохранения с производством

Из рисунка следует, что структура производительных сил здравоохранения соответствует структуре производительных сил на производстве. Поэтому экономическая модель здравоохранения включает себя элементы и связи, характерные для любой экономической системы:

  • Организационные формы хозяйственной деятельности.
  • Хозяйственный механизм.
  • Хозяйственные связи.

Социально-экономические отношения.

Общество формирует спрос на медицинские услуги, под которыми понимаются целенаправленное и непосредственное взаимодействие медицинского персонала с потребителями (пациентами), результатом которого является нематериальный продукт, удовлетворяющий потребности человека в диагностической, лечебно-профилактической, консультативной помощи или облегчение его психофизиологического состояния, имеющий самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [13].

Система здравоохранения, являясь субъектом рынка, формирует предложение в виде медицинских товаров и услуг. Производимые медицинские товары и услуги способствуют снижению заболеваемости населения с временной нетрудоспособностью, его инвалидизации и смертности от болезней и травм, что увеличивает продолжительность жизни. В конечном итоге система здравоохранения в обществе, сохраняя здоровье человека, способствует формированию его трудового потенциала, а также воспроизводству трудовых ресурсов. В свою очередь трудовые ресурсы являются важнейшим элементом производительных сил общества. Таким образом, важнейшей экономической функцией здравоохранения в обществе является его участие в воспроизводстве трудовых ресурсов.

В то же время для того, чтобы здравоохранение эффективно функционировало, ему необходимы факторы производства, включающие средства производства, трудовые ресурсы, предпринимательскую деятельность, информацию.

Основными источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются:

  • бюджет (государственное гарантированное медицинское обслуживание населения);
  • средства обязательного медицинского страхования (программа ОМС);
  • средства предприятий и организаций, личные средства граждан через систему добровольного медицинского страхования (программа ДМС);
  • средства предприятий и организаций, личные средства граждан, средства бюджета по договорам в рамках отраслевого заказа (частная медицинская практика).

Ведущее значение сохраняет государственное финансирование здравоохранения в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В условиях бюджетного финансирования медицинских учреждений органы управления здравоохранением определяют совокупный, как бы “бесплатный”, спрос населения на медицинские услуги. Однако регламентированный уровень финансирования учреждений здравоохранения тем самым формирует и предложение на производимые медицинские услуги. Таким образом, при бюджетном финансировании лечебно-профилактических учреждений государство, с одной стороны, определяет спрос, а с другой - формирует и предложение на медицинские услуги, зависящие от уровня централизованного финансирования, а также проводит ценовую политику. Другими словами покупателем и продавцом на рынке медицинских услуг в системе бюджетного финансирования является само государство. Это не стимулирует на развитие учреждения здравоохранения и превращает их деятельность в вариант бюджетного “паразитирования”.

В условиях бюджетного дефицита увеличение спроса населения на медицинские услуги наталкивается на ограниченность предложения со стороны лечебно-профилактических учреждений. Поэтому расширение предложения может идти только за счет снижения себестоимости медицинских услуг. Однако и эта мера имеет предельный характер и в итоге приводит к снижению качества медицинских услуг. При таком механизме финансирования здравоохранения лечебно-профилактическим учреждениям становится “удобно” работать по формуле – “чем меньше спрос, тем меньше предложение”. Финансирование идет не на удовлетворения потребности населения в медицинской помощи, а на обслуживание (поддержание) лечебно-профилактических учреждений. Более того, при государственной системе финансирования производитель не заинтересован в снижении издержек производства, обновлении производства, научно-технических разработках, качестве продукции [50].

Современное государственное здравоохранение столкнулось с противоречиями все возрастающей потребности населения на медицинские услуги и нарастающей ограниченностью предложения, обусловленное дефицитом финансирования, неэффективным менеджментом, в части экономического анализа и планирования, а также рационального использования экономических ресурсов. Это с одной стороны. А с другой стороны существует объективная реальность ежегодного увеличения расходов на оказание медицинской помощи вследствие постарения населения, ухудшения состояния его здоровья, появления новых заболеваний, увеличения потребности в медицинской и социальной помощи [55]. В этих условиях резко возросли личные расходы населения на медицинские нужды (4,5% от ВВП в 1998 г.), которые значительно превысили расходы государства на здравоохранение (3,1%) [61, 64]. Расходы населения на медицинские нужды составляют значительную часть семейного бюджета и эта доля растет (в1997 г. – 14%, 1998 г. – 16%) [64]. Такое положение стимулировало частный сектор, который стал значимым, с экономической точки зрения, компонентом здравоохранения. Личные средства граждан, не являясь прямым источником финансирования системы здравоохранения, в значительной степени превратились в источник финансирования ‘теневого рынка” медицинских услуг [7,48,66]. В 1998 году в здравоохранении “теневой рынок” составил 0,43% от ВВП [61].

По доли личных расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся стран с низким подушевым доходом, а по уровню государственных обязательств в сфере здравоохранения – впереди многих стран с развитой рыночной экономикой [61].

Чрезмерные государственные обязательства сдерживают построение рациональной системы экономических отношений в здравоохранении. Несбалансированность государственных обязательств и их финансового обеспечения сдерживает формирование полноценных договоров между финансирующей стороной и субъектами хозяйствования, ослабляет контроль за качеством и эффективностью медицинской помощи [61], приводит к деградации системы здравоохранения. В то же время теневой рынок деформирует систему оплаты медицинской помощи.

В этих условиях перспективными путями развития здравоохранения, при сохранении государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, являются:

  • Увеличение государственных расходов на здравоохранение. Данный путь экстенсивный, затратный и потому маловероятный для органов управления здравоохранением, которые являются распорядителями ресурсов. Кроме того, увеличение расходов на здравоохранение не всегда приводит к их рациональному использованию.
  • Эффективное использование уже имеющихся производительных сил в здравоохранении через:
    • изучение реального спроса населения на медицинские услуги;
    • изменение структуры управления и производства медицинских услуг;
    • научное обоснование и утверждение минимальных социальных нормативов на медицинское обслуживание населения;
    • реальное планирование и экономический анализ деятельности органов здравоохранения;
    • внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих технологий медицинского обслуживания населения в части его обследования, лечения и профилактики заболеваний;
    • управление качеством и эффективностью медицинской помощи населению;
    • внедрение стимулирующих форм оплаты труда для руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников.
  • Развитие негосударственного сектора здравоохранения за счет добровольного медицинского страхования, рынка платных медицинских услуг. Однако такой подход возможен только через рост уровня реальных доходов населения.
  • Легализация теневого рынка медицинских услуг. Альтернативой “теневому” рынку медицинских услуг является добровольное медицинское страхование.

Вероятней всего в ближайшие годы здравоохранение будет развиваться по всем указанным направлениям. В связи с этим представляется целесообразным продолжить структурную реформу отрасли, осуществить переход на нормативное подушевое финансирование, рационализировать бюджетные расходы на содержание лечебно-профилактических учреждений, увеличить долю внебюджетных источников финансирования. Многообразие форм собственности в здравоохранении повышает его эффективность и позволяет наиболее полно удовлетворить потребность населения в медицинской помощи [28].

К числу перспективных проблем, решение которых повысит эффективность использования ресурсов здравоохранения, следует отнести [15,54]:

  • дальнейшее формирование системы государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью за счет общественных источников;
  • создание эффективной системы контроля и мониторинга социально-экономических индикаторов, разработка минимальных социально-экономических стандартов;
  • внедрение реальной экономической ответственности руководителей ЛПУ за объемы, качество и эффективность производства медицинских услуг;
  • совершенствование структуры лечебно-профилактических учреждений;
  • интеграция различных источников финансирования за оказанную медицинскую помощь;
  • отработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения, уровня социально-экономического развития регионов и ресурсной обеспеченности здравоохранения;
  • подготовка специалистов в области медицинского менеджмента и экономики здравоохранения;
  • привлечение населения к процессу воспроизводства своего здоровья и пр.

Приоритет следует отдавать эффективному использованию уже имеющихся экономических ресурсов. В этих условиях возрастает значение государственного регулирования здравоохранной деятельности через систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых органами управления здравоохранения разного уровня, прочими субъектами внутри-и вневедомственного контроля, а также общественными организациями, например, ассоциациями медицинских работников.

Современный экономический словарь под государственным регулированием понимает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц для того, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике [60].

Государство в ближайшие годы будет по прежнему продолжать прямое регулирование хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений через органы управления здравоохранением, определяя ресурсную базу, ценовую политику, осуществляя контроль за качеством и объемом услуг. Для этого будут использоваться административные и экономические методы воздействия. Система охраны здоровья в силу своих особенностей подвержена государственному регулированию в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики. Однако следует отметить, что проблема обоснованности государственного вмешательства в систему охраны здоровья в теоретическом плане не проработана [44].

Административное регулирование характеризуется следующими отличительными чертами:

в явном виде устанавливает запрет или разрешение на осуществление определенных видов деятельности, производство и реализацию продукции и пр.;

определяет стандарты или правила, при соблюдении которых выдается разрешение – лицензия на деятельность.

Все административные методы регулирования ограничивают действие рыночных сил.

К экономическим методам регулирования в системе охраны здоровья относится бюджетная политика, которая включает в себя программно-целевое планирование, установление фиксированных тарифов на медицинские услуги, формирование бюджетов, установление объемов медицинской помощи и пр. Другим важнейшим методом экономического регулирования в системе здравоохранения является лицензирование.

Важнейшей концепцией, объясняющей необходимость государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, часто считающийся саморегулирующимся и наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с “ошибками рынка” [39].

Современная экономическая система в здравоохранении характеризуется сочетанием черт административно-командной и рыночной систем управления.

Развитие здравоохранения в прошлом характеризовалось [45]:

  • Относительно стабильными условиями развития системы здравоохранения.
  • Текущим финансированием лечебно-профилактических учреждений на основе подушевых нормативов и плановой мощности конкретных учреждений.
  • Централизованным финансированием развития основных фондов учреждений.
  • Целевым внедрением новых медицинских технологий на основе их разработки и апробации в научно-медицинских центрах без реального учета рыночных факторов и альтернативных вариантов наиболее эффективного использования выделяемых ресурсов.
  • Планированием медицинской деятельности в региональных и федеральных органах Минздрава.
  • Деятельностью руководителей, минимально сопряженной с организационными и экономическими рисками.

Основными признаками административно–командной системы являются:

  • Государственная собственность на все виды ресурсов в здравоохранении.
  • Монополизация рынка медицинских услуг по ряду направлений (фтизиатрия, онкология и пр.).
  • Централизованное экономическое планирование.

В задачи планирования при административно-командной системе входило [23,24]:

  • достижение максимального уровня обеспеченности населения врачебными должностями, койками и пр;
  • равномерное их распределение по регионам;
  • унификация оснащенности медицинских учреждений и методов лечения;
  • жесткий постатейный контроль за использованием средств.

В условиях формирующегося рынка медицинских услуг прежняя система планирования здравоохранения уже не может существовать в неизменном виде. Это связано и с изменением организационно-правовых форм собственности учреждений здравоохранения, и с переменами в системе управления, и с формированием новой системы экономических отношений.

В настоящее время можно выделить следующие базовые условия для процесса стратегического планирования здравоохранения [45]:

  • Децентрализация системы здравоохранения с повышением самостоятельности регионов.
  • Фактическое снижение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых медицинских технологий.
  • Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений с ориентацией на фактический объем лечебной помощи и уровня ее качества.
  • Появление альтернативных источников финансирования и пр.

Признаками рыночной системы являются:

  • Негосударственные виды собственности на ресурсы здравоохранения.
  • Формирование реального рынка медицинских услуг.
  • Децентрализованное планирование медицинских услуг населению.

Хозяйственный механизм современного здравоохранения должен создать адекватную модель функционирования отрасли, которая смогла бы соединить воедино два противоречивых начала – “план” (волевую регулирующую деятельность центра) и “рынок” (совокупность автоматических регуляторов – подсистему прямых и обратных связей между производителем услуг и их потребителем).

Задачей органов управления здравоохранением в условиях переходной экономики является создание эффективного механизма управления здравоохранением в административно-территориальных образованиях при наличии различных форм собственности в отрасли, а также при сочетании административно-командных методов управления и формирующегося рынка медицинских услуг. Очевидно, что в данных условиях роль государственного регулирования здравоохранения будет сохраняться.

Целью здравоохранения России в современных условиях является поиск средств и способов развития в условиях экономического кризиса, которые обеспечили бы его быстрейшее преодоление, улучшение основных показателей, характеризующих медико-демографическую ситуацию и здоровье населения до значений, характерных для развитых зарубежных стран [19]. Эта цель может быть достигнута посредством скорейшего внедрения современных технологий организации управления здравоохранением по критериям здоровья населения на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Важнейшим вопросом является выбор приоритетов в здравоохранении. По нашему мнению, выбор приоритетов должен определяться путем изучения в административно-территориальных образованиях различного уровня социально-экономических последствий, вызванных заболеваемостью населения с временной нетрудоспособностью, инвалидностью и преждевременной смертностью, особенностью среди населения в трудоспособном возрасте. При этом изучаются как затраты на здравоохранение, так и экономический ущерб, обусловленный потерей производства валового внутреннего (регионального) продукта за счет выбытия части населения из производственного процесса.

Такой подход составляет основу финансового макроанализа, целью которого является сопоставление совокупных затрат на предотвращение социальных потерь общества от заболеваемости населения и ее последствий с собственно величинами социально-экономических потерь общества от этих болезней [19].

С этих позиций финансовый макроанализ может использоваться для оценки экономической эффективности здравоохранения. В качестве критериев экономической эффективности здравоохранения можно рассматривать: потери на производстве в связи с временной утратой трудоспособности и уровнем заболеваемости, стойкой потерей трудоспособности (инвалидность) и преждевременной смертности [54].

По нашему мнению, экономическая эффективность здравоохранения в обществе может определяться тремя способами:

  • Как соотношение совокупных затрат на здравоохранную деятельность и полученного результата в виде произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.
  • Как соотношение совокупных затрат на здравоохранение к потерянным годам потенциальной жизни (ПГПЖ-65).
  • Как разность между затратами на здравоохранение и произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.

Совокупные экономические потери общества, связанные со здоровьем человека, определяются как сумма прямых затрат и косвенных потерь, связанных со здоровьем человека (рис.1.3).

Прямые затраты общества на здравоохранение включают в себя расходы на оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, а также расходы на социальное страхование и социальную защиту населения.

Рис. 1.3. Совокупные экономические потери общества, обусловленные утратой здоровья и трудоспособности населения

Рис. 1.3. Совокупные экономические потери общества, обусловленные утратой здоровья и трудоспособности населения

В этой части экономическая функция здравоохранения заключается в профилактике заболеваний, смещение объемов стационарной помощи на амбулаторно-поликлинический этап, внедрении стационар замещающих технологий лечения больных и пр.

Косвенные экономические потери общества определяются величиной недопроизведенного внутреннего валового (регионального) продукта за счет того, что человек выбыл из производства вследствие заболеваемости с временной нетрудоспособностью, инвалидности и преждевременной смертности.

В этой части экономическая функция здравоохранения заключается в предотвращенных случаях заболевания с временной нетрудоспособностью, инвалидности и смертности, а также в увеличении средней продолжительности жизни населения, особенно в трудоспособном возрасте.

Совокупный экономический ущерб общества, связанный со здоровьем человека, определяется по следующей формуле:

U = U + U, где:

U – совокупный экономический ущерб;

U -прямые экономические затраты;

U - косвенные экономические потери.

При первом способе расчет экономической эффективности здравоохранения в искомом году (i) может быть представлен следующей формулой:

KE = U/ VRP, где:

KE - коэффициент экономической эффективности здравоохранения;

VRP - объем валового (регионального) продукта (в руб.) в искомом

году вследствие сохраненной трудоспособности населения.

Коэффициент, превышающий единицу, свидетельствует о низкой экономической эффективности здравоохранения и наоборот.

При втором способе расчет экономической эффективности здравоохранения в искомом году (i) может быть представлен следующей формулой:

KE = U/ ПГПЖ - 65, где:

ПГПЖ - 65 – потерянные годы потенциальной жизни (согласно

рекомендациям ВОЗ базовая продолжительность жизни составляет 65 лет).

При данном расчете наиболее низкий коэффициент соответствует наиболее высокой эффективности здравоохранной деятельности.

Полученные при первом и втором способах коэффициенты эффективности позволяют провести ранжирование эффективности здравоохранения между субъектами федерации, уровнями управления, группами заболеваний, а также путем сравнения по отдельным нозологиям.

При третьем способе экономическая эффективность здравоохранения в обществе определяется как разность совокупных экономических потерь на здравоохранение и произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненной трудоспособности:

E = VRP - U, где:

E - экономическая эффективность здравоохранения в искомом году.

Экономические показатели эффективности здравоохранения в искомом году в абсолютном выражении могут иметь три варианта:

  • Показатели положительные – когда величина VRP превышает величину U.
  • Показатели нулевые – когда величина VRP соответствует величине U.
  • Показатели отрицательные - когда величина U больше величины VRP.

Варианты 2 и 3 свидетельствуют о недостаточной экономической эффективности здравоохранения.

Таким образом, здравоохранение представляет собой медико-производственный комплекс. Потребляя экономические ресурсы, здравоохранение производит медицинские услуги, которые способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, как элемента производительных сил общества. В свою очередь общественное производство является источником ресурсов для здравоохранения. Социально-экономический мониторинг и финансовый макроанализ здравоохранения являются важнейшими механизмами оптимизации деятельности системы здравоохранения.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3109
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru