Глава 2. Экономический анализ в здравоохранении в новых
социально-экономических условиях
2.1. Методология и методика экономического анализа в
здравоохранении
Проблемам экономического анализа в здравоохранении были посвящены
исследования ряда авторов[1,2,6,22,23,24,43,47,58].
Экономический анализ в здравоохранении – это совокупность методов
формирования и обработки данных о производственной и финансовой деятельности
медицинских учреждений и их подразделений, позволяющих обеспечить достоверную
оценку результатов их работы, выявить пути рационализации использования средств
[23].
Предметом экономического анализа в здравоохранении является
хозяйственно-финансовая деятельность лечебно-профилактических учреждений,
результаты их деятельности, экономическая эффективность, выявление резервов,
поиск альтернативных управленческих решений [38].
В то же время в литературе вопросы экономического анализа в
противотуберкулезной службе не обсуждались.
При проведении системного экономического анализа деятельности ЛПУ нами
выделено шесть этапов.
На первом этапе определялись цели и задачи экономического анализа в
здравоохранении.
Целью экономического анализа в здравоохранении является принятие
управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов для
удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах.
Основными задачами экономического анализа в здравоохранении являются:
контроль и оценка выполнения плановых показателей, оценка эффективности
использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов,
выявление резервов повышения эффективности деятельности всего здравоохранения,
отдельных отраслей, учреждений и подразделений, анализ эффективности
использования управленческих решений.
На втором этапе экономического анализа разрабатывается система синтетических
и аналитических экономических показателей, характеризующих деятельность всего
здравоохранения, отдельной отрасли, учреждения и его подразделений. Создание
свода экономических показателей соответствует формируемой в здравоохранении
России системе стандартизации [9].
На третьем этапе системного экономического анализа создается
планово-экономическая модель здравоохранения, отрасли или отдельного учреждения,
которая представляет собой совокупность блоков и нормативов во взаимосвязи между
собой и факторами производства (рис.2.1, табл.2.1.).
Модель включает систему блоков, каждый из которых характеризуется
синтетическими и аналитическими показателями в виде натуральных, стоимостных и
трудовых нормативов, которые и осуществляют связь между отдельными блоками в
системе экономического анализа. Синтетические показатели одного блока,
являющиеся выходом для этого блока подсистемы, для другого, соподчиненного с ним
блока, будут выполнять роль входа.
Модель в целом отражает спрос населения на медицинские услуги (блок 1),
величину предложения со стороны лечебно-профилактических учреждений (блок 2),
производственные мощности (блок 3 и 4), цены и затраты на производимые
медицинские услуги (блок 5 и 6), эффективность производства (блок 7) и
управленческие решения.
Рис.2.1. Планово-экономическая модель противотуберкулезного
учреждения (стационар / поликлиника)
Блок 1 включает показатели, которые отражают спрос населения в видах и
объемах противотуберкулезной помощи. Спрос характеризуется синтетическими
показателями уровня госпитализации больных туберкулезом в стационары и
посещаемости населения в противотуберкулезные учреждения
амбулаторно-поликлинического типа. Данные показатели играют роль “входа” и
оказывают воздействующее влияние на блок 2.
Блок 2 отражает предложение в медицинских услугах со стороны
лечебно-профилактических учреждений. Блок характеризуется такими плановыми
синтетическими натуральными показателями, как численность пролеченных больных в
стационаре, количество посещений в поликлинике, обеспеченность населения
стационарными койками и врачами фтизиатрами.
На данном этапе необходимо привести в соответствие реальный спрос населения
на медицинские услуги и предложение со стороны лечебно-профилактических
учреждений за счет изменения организационной макроструктуры здравоохранения,
отраслей здравоохранения и отдельных учреждений.
Однако следует отметить, что в условиях бюджетного дефицита и жесткого
ограничения тарифов на медицинские услуги невозможно добиться равновесия между
спросом, предложением и ценой на медицинские услуги. Подобная ситуация является
толчком для развития негосударственного сектора здравоохранения.
Блоки 3 и 4 характеризуют плановую эффективность использования
производственных ресурсов (материальных, финансовых и трудовых) в расчете на
одного пролеченного больного в стационаре и одно посещение в поликлинике.
Блоки 5 и 6 отражают плановую себестоимость медицинских услуг и плановый
объем финансирования ЛПУ.
Блок 7 характеризует эффективность деятельности здравоохранения, ее отраслей,
отдельных учреждений и подразделений по формуле: затраты/результат.
На основе анализа эффективности деятельности лечебно-профилактических
учреждений принимаются альтернативные управленческие решения, направленные на
повышение эффективности деятельности органов здравоохранения (рис.2.2).
Рис. 2.2. Схема взаимоотношения спроса, предложения,
ценообразования и оценки эффективности оказания медицинских услуг в
государственных учреждениях здравоохранения, финансируемых из бюджета и ФОМС
Таблица 2.1. Планово-экономическая модель
противотуберкулезного учреждения
Наименование блока |
Показатели Синтетические |
Показатели
аналитические |
1 |
2 |
3 |
Блок 1 – показатели спроса населения на медицинские
услуги:
стационар;
поликлиника
|
уровень госпитализации (на все население);
уровень госпитализации (на 1000 больных);
показатель посещаемости
|
уровень госпитализации взрослых больных туберкулезом;
уровень госпитализации детей и подростков;
уровень госпитализации по профилям отделений (терапевтическое,
детское, хирургическое, внелегочного туберкулеза и пр.);
уровень госпитализации на койки интенсивной терапии;
уровень госпитализации на медико-социальные койки;
уровень госпитализации на койки дневного пребывания;
показатель посещаемости взрослых , больных туб-зом;
показатель посещаемости детей и подростков, больных туберкулезом;
показатель посещаемости с профилактической целью у взрослых;
показатель посещаемости с профилактической целью у детей и
подростков
|
1 |
2 |
3 |
Блок 2 - плановые показатели предложения
противотуберкулезной помощи:
стационар;
поликлиника
|
обеспеченность населения стационарными койками;
обеспеченность населения врачами-фтизиатрами;
численность пролеченных больных;
количество посещений
|
численность больных с "эффективно законченным случаем", "без
перемен", с "прогрессированием туберкулеза", "летальным исходом";
общая численность койко-дней;
средняя занятость койки в году;
средняя длительность пребывания больного в стационаре;
оборот койки;
процент использования коечного фонда;
средняя численность больных по категориям 1.1; 1.2; 1.3; 1.4 для
лечения туберкулеза органов дыхания;
численность посещений;
количество посещений на одного больного;
общая численность лиц, состоящих на диспансерном учете;
численность больных с клиническим излечением;
количество посещений у больных с клиническим излечением;
средняя численность лиц по категориям 1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 3.1; 3.2;
3.3; 3.4; 4 для превентивной терапии
|
Блок 3 - показатели использования материальных и
финансовых ресурсов |
общая ресурсоемкость;
фондоотдача;
фондоемкость
|
нормативы потребления каждого противотуберкулезного препарата по
категориям больных для лечения и превентивной терапии;
стоимостной норматив пролеченного больного по доходам;
стоимостные нормативы одного койко-дня по доходам;
стоимостные нормативы на больного с клиническим излечением по
доходам;
стоимость одного посещения по доходам
|
Блок 4 - показатели использования трудовых ресурсов |
общая трудоемкость;
производительность труда
|
трудоемкость одного законченного случая в стационаре;
трудоемкость одного эффективно законченного случая в стационаре;
производительность труда на один законченный случай в стационаре
производительность труда на один эффективно законченный случай в
стационаре;
трудоемкость общая в поликлинике;
трудоемкость на одного больного с эффективно законченным случаем в
поликлинике;
трудоемкость на одно посещение;
производительность труда в поликлинике общая;
производительность труда в поликлинике на эффективно законченный
случай
|
Блок 5 - показатели себестоимости медицинской услуги |
Себестоимость медицинской услуги |
стоимостные нормативы питания на один койко-день;
стоимостные нормативы на один койко-день на медикаменты и
перевязочные средства;
стоимостные нормативы на канцелярские товары;
стоимостные нормативы на мягкий инвентарь;
стоимостные нормативы по заработной плате и начислениям на з/плату
|
1 |
2 |
3 |
Блок 6 – показатели финансирования учреждения |
Общий объем финансирования учреждения |
Финансирование по условно-переменным и условно-постоянным
статьям бюджетной классификации |
Блок 7 - показатели экономической эффективности в
стационаре и поликлинике |
Экономическая эффективность в стационаре и поликлинике |
показатели эффективности использования финансовых, материальных и
трудовых ресурсов на пролеченных больных и больных с "эффективно
законченным случаем", на один койко-день;
показатели эффективности использования финансовых, материальных и
трудовых ресурсов на одно посещение, на больных с эффективно законченным
случаем в поликлинике
|
Примечание: в таблице представлены нормативы, соответствующие сложившейся
системе бюджетного финансирования ЛПУ.
На четвертом этапе системного экономического анализа определяются основные
взаимосвязи между отдельными блоками, показателями и факторами производства.
Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определять их влияние на
отдельные показатели производственной деятельности позволяют воздействовать на
уровень производства посредством управления факторами.
Так, для блока 7 входными будут синтетические показатели блоков 2,3,4,5 и 6,
которые характеризуются численностью пролеченных больных, количеством посещений,
ресурсоемкостью, трудоемкостью и производительностью труда, а также
себестоимостью медицинских услуг и в итоге общим объемом финансирования.
Таким образом, в системе здравоохранения в настоящее время на виды, объемы и
качество медицинских услуг оказывает воздействие комплекс факторов производства,
включающих основные производственные фонды, оборотные средства (блок 3),
трудовые ресурсы (блок 4), себестоимость медицинских услуг (блок 5).
В этой связи возникает необходимость в систематизации и классификации
факторов производства, которые воздействуют на отдельные или ряд показателей и в
конечном итоге определяют экономическую эффективность. Поэтому знание факторов
производства, умение определять их влияние на принятые показатели эффективности
позволяет воздействовать на уровень показателей посредством управления данными
факторами и в конечном итоге создать механизм поиска резервов.
Факторы производства, которые определяют экономическую эффективность
противотуберкулезных учреждений, можно классифицировать следующим образом (рис.
2.3).
Рис.2.3. Блок-схема классификации факторов, определяющих
эффективность деятельности ЛПУ
Из рисунка следует, что на деятельность ЛПУ оказывают влияние внешние и
внутренние факторы. Так, внешние экономические факторы в территориях в части
снижения наполняемости бюджета сопровождаются и уменьшением объема
финансирования учреждений здравоохранения. Социально-экономические и
экологические проблемы способствуют росту заболеваемости туберкулезом и
увеличению потребности в ресурсах на оказание медико-социальной помощи больным
туберкулезом.
Недостаток внутренних производственных и финансовых ресурсов может негативно
отразиться на нормативах потребления противотуберкулезных препаратов,
стоимостных нормативах одного койко-дня, пролеченного больного, посещения и пр.
Дефицит трудовых ресурсов приведет к росту трудоемкости медицинской услуги и
снижению производительности труда. Недостаток всех видов ресурсов может привести
к снижению качества и эффективности медицинских услуг.
Недостаток внутренних управленческих факторов производства в части
планирования может привести к несоответствию реального спроса населения на
медицинские услуги и предложения со стороны ЛПУ, недостатку финансирования; в
части организовывания - может привести к несоответствию спроса населения на
медицинские услуги и структуре лечебно-профилактических учреждений и т.д.
В то же время, очевидно, что сами ЛПУ не могут оказывать влияние на внешние
политические, социальные, экономические и пр. воздействующие факторы. Поэтому в
своей работе ЛПУ целесообразно сосредоточиться на внутренних управленческих и
производственных факторах.
В целом следует отметить, что классификация факторов, определяющих
экономические показатели, является основой классификации резервов.
В системе бюджетного здравоохранения, в том числе в противотуберкулезной
службе, можно выделить два основных вида резервов:
- Рациональное использование ресурсов при существующей системе производства
медицинских услуг.
- Интенсификация и повышение эффективности производства медицинских услуг.
Исходя из рисунка 2.3., классификацию резервов преимущественно интенсивного
развития здравоохранения и противотуберкулезной службы можно представить
следующим образом:
Совершенствование системы управления производством медицинских услуг:
- совершенствование планирования;
- совершенствование организации;
- совершенствования мотивирования персонала;
- совершенствование координации;
- совершенствование экономического анализа;
- совершенствование контроля.
Совершенствование производства медицинских услуг:
- совершенствование использования материальных ресурсов;
- совершенствование использования трудовых ресурсов;
- совершенствование использования финансовых ресурсов;
- совершенствование использования информационных ресурсов.
Анализ противотуберкулезной службы Хабаровского края свидетельствует о том,
что в настоящее время имеется достаточная производственная база, включающая
коечный фонд, обеспеченность врачебными кадрами, противотуберкулезные препараты.
Поэтому резервы повышения эффективности противотуберкулезной службы следует
искать в области совершенствования механизма управления отраслью, т.е.
эффективного использования имеющихся ресурсов.
Приоритетами в части планирования следует считать:
- Определение объемов медицинской помощи не от мощности учреждения, а от
реального спроса населения в стационарной и
амбулаторно-поликлинической помощи.
- Создание эффективной системы контроля, разработка и мониторинг минимальных
социально-экономических нормативов.
- Использование в планировании системы количественных и качественных
натуральных, стоимостных и трудовых нормативов в их абсолютном и относительном
выражении, нацеленных на интенсивное развитие учреждений и достижение
экономической эффективности.
- Интеграция в ЛПУ различных источников финансирования.
Приоритетным в части организовывания является:
- Создание оптимальной модели управленческой и производственной структуры
органов управления здравоохранением и субъектов хозяйствования.
- Реструктуризация противотуберкулезной службы в части адаптации структуры
противотуберкулезных учреждений к потребностям населения в
противотуберкулезной помощи. Например, разделение коечного фонда на койки
интенсивной терапии и койки для медико-социальной помощи, создание стационаров
дневного пребывания, внедрение стационар замещающих технологий,
децентрализация и расширение показаний для амбулаторно-поликлинической помощи
больным туберкулезом.
- Внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих технологий в
соответствии с уровнями оказания стационарной и амбулаторно-поликлинической
помощи.
Приоритетным в части мотивирования является:
- Внедрение стимулирующих форм оплаты труда, методов социального
стимулирования.
- Изменение системы оплаты труда персонала, основанной на системе
показателей, включающих интенсивность, сложность, качество и эффективность
труда.
- Повышение квалификации специалистов.
Приоритетным в части контроля является:
- Внедрение реальной экономической ответственности руководителей ЛПУ за
объемы, качество и эффективность медицинской помощи.
- Регулирование закупок дорогостоящих технологий.
- Государственное регулирование цен на жизненно необходимые лекарственные
средства и оборудование.
- Совершенствование системы внутри- и вневедомственного контроля за объемом и
качеством оказания медицинской помощи.
Приоритетным в части анализа является:
- Разработка системы натуральных, стоимостных и трудовых нормативов,
характеризующих экономическую эффективность лечебно-профилактических
учреждений.
Реализация предложенных мероприятий возможна на основе учета следующих
положений:
- система противотуберкулезной помощи населению представляет собой единый
технологический процесс, ранжированный по уровням оказания медицинской помощи,
обеспечивающий гарантии гражданам на медицинское обслуживание;
- сочетание технологического цикла с экономической целесообразностью
позволяет эффективно использовать ресурсы противотуберкулезной службы;
- создание эффективной системы экономического анализа и планирования
позволяет сохранить необходимый объем противотуберкулезной помощи населению.
В заключительной части четвертого этапа осуществляется поиск резервов
эффективности управленческой и производственной деятельности ЛПУ и принимается
управленческое решение.
На пятом этапе экономического анализа строится модель всего здравоохранения,
отрасли, конкретного учреждения или его подразделения на основе информации,
полученной на предыдущих этапах. В модель вводят конкретные данные и получают
параметры модели в числовом выражении.
Завершающий шестой этап экономического анализа представляет собственно работу
с моделью. Этап включает в себя объективную оценку результатов
хозяйственно-финансовой деятельности и поиск резервов повышения эффективности
деятельности всего здравоохранения, его отраслей и отдельных
лечебно-профилактических учреждений.
В целом методика комплексного экономического анализа должна содержать
следующие элементы:
- определение целей и задач экономического анализа;
- совокупность синтетических и аналитических нормативов;
- схему и последовательность проведения анализа;
- источники информации;
- способы обработки информации;
- способы и методы экономического анализа;
- порядок оформления результатов экономического анализа и их оценку;
- управленческий анализ.
Состав и последовательность экономического анализа в противотуберкулезных
учреждениях можно представить следующим образом:
- Анализ обобщающих показателей, характеризующих реальный спрос населения на
противотуберкулезную стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь (блок
1).
- Анализ обобщающих показателей, характеризующих реальное предложение
противотуберкулезных учреждений, позволяющее удовлетворить спрос потребителей
в видах и объемах противотуберкулезной помощи на стационарном и
амбулаторно-поликлиническом этапах (блок 2).
- Анализ натуральных и стоимостных показателей использования материальных и
финансовых ресурсов (блок 3).
- Анализ использования трудовых ресурсов (блок 4).
- Анализ себестоимости медицинских услуг (блок 5).
- Анализ финансового обеспечения (блок 6).
- Анализ эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (блок 7).
- Принятие управленческих решений.
В лечебно-профилактических учреждениях организацию и координацию
экономического анализа осуществляют заместитель по экономическим вопросам и
главный бухгалтер. |