3.3.4. Планирование финансового обеспечения
противотуберкулезной службы Хабаровского края
Финансовое планирование занимает важное место в повышении эффективности
деятельности учреждений здравоохранения [36]. Важнейшую роль здесь играет
математическое моделирование [18].
, где:
– годовая
потребность в финансовых ресурсах;
n – номенклатура (классификатор) стандартов медицинских услуг;
i = 1, 2, …, n (номер стандарта);
- стоимость
стандартов медицинских услуг;
– годовой объем
производства стандартных медицинских услуг по
каждому виду медицинских услуг.
Однако в здравоохранении процесс стандартизации еще не полностью реализован.
Поэтому медицинские стандарты не используются как финансовый инструмент.
Финансовое планирование в здравоохранении будет осуществляться исходя из
реальной потребности населения в стационарной и амбулаторно-поликлинической
помощи. Поэтому общий объем финансирования можно представить в виде следующей
формулы:
, где:
– общий объем финансирования;
- объем финансирования стационарной помощи;
- объем
финансирования амбулаторно-поликлинической помощи.
В случае, если регион представляет собой совокупность
административно-территориальных образований, то формулу можно представить
следующим образом:
, где:
m – количество административно-территориальные образования;
j = 1,2 …, m (порядковый номер региона).
Финансовое планирование стационарной помощи больным туберкулезом следует
осуществлять исходя из реальной потребности в койках, средней занятости койки в
году t и стоимости одного койко-дня:
- количество
коек;
- средняя
занятость койки в году;
- стоимость
одного койко-дня;
t - годы (1,2,3, …,n).
Может быть и другой подход. Он учитывает реальный спрос населения на
госпитальную помощь (численность больных туберкулезом, нуждающихся в лечении в
условиях стационара), длительность пребывания больного в стационаре и среднюю
стоимость одного койко-дня.
Показателем интенсивного развития здравоохранения здесь является расчет
реальной потребности населения в стационарной помощи. Показатель занятости койки
в году остается неизменным. Что же касается стоимости одного койко-дня, то она
ежегодно определяется Тарифным комитетом администрации Хабаровского края.
Меняющийся спрос населения на стационарную противотуберкулезную помощь
является основанием для коррекции численности коечного фонда в каждый
последующий год с учетом темпов прироста или снижения контингентов больных
туберкулезом. В этом случае расчет можно представить следующим образом:
где:
- темп роста
(снижения) контингентов больных туберкулезом.
Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи больным туберкулезом в
текущем году t определяется количеством посещений и
стоимостью одного посещения по следующей формуле:
, где:
- стоимость
амбулаторно-поликлинической помощи в текущем году;
- количество
посещений в текущем году;
- стоимость
одного посещения.
Показателем интенсивного развития здравоохранения здесь является расчет
реальной потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи. Стоимость
одного посещения ежегодно определяется Тарифным комитетом администрации
Хабаровского края.
Изменение контингентов больных туберкулезом в сторону их увеличения или
уменьшения вносит коррекцию в расчет стоимости амбулаторно-поликлинической
помощи больным туберкулезом:
, где:
Таким образом, финансовое планирование позволяет определить реальные затраты
на оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи больным
туберкулезом, позволяющие удовлетворить спрос населения на медицинские услуги.
РЕЗЮМЕ
Планирование является одной из важнейших функций управления. В системе
здравоохранения планирование является началом целенаправленной экономической
деятельности органов управления здравоохранением всех уровней и субъектов
хозяйствования. Оно направлено на максимальное удовлетворение потребностей
населения в медицинских услугах и представляет собой основу эффективного
функционирования лечебно-профилактического учреждения в условиях ограниченных
ресурсов.
Предметом планирования в здравоохранении является хозяйственно-финансовая
деятельность органов управления здравоохранением, отдельных отраслей и субъектов
хозяйствования, конечные результаты их деятельности и экономическая
эффективность.
Стратегическое планирование во многом связано с социально-экономическим
прогнозированием, целью которого является достижение максимальных социальных
показателей при минимальных финансовых затратах, т.е. выбор оптимальной системы
оплаты за медицинскую помощь в соответствии с медико-экономическими стандартами,
при максимально возможном удовлетворении потребностей населения в медицинских
услугах.
Основополагающим моментом предлагаемой системы планирования деятельности
противотуберкулезных учреждений является учет реальной потребности населения в
видах и объемах противотуберкулезной помощи. Именно реальный спрос населения на
медицинские услуги определяет объемы стационарной и амбулаторно-поликлинической
помощи, штаты и финансовое обеспечение лечебно-профилактических учреждений
Планирование обеспечивается системой количественных и качественных,
натуральных, стоимостных и трудовых нормативов в их абсолютном и относительном
выражении, представляющих собой в целом планово-экономическую модель всей
системы здравоохранения, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования.
Математическое моделирование занимает важнейшее место в системе управления
здравоохранением через планирование видов и объемов медицинской помощи и
ресурсное обеспечение. |