/597).
Третье. Меняется баланс ответственности государства, медицинских
организаций и самих граждан в сфере охраны здоровья: уменьшается ответственность
государства и увеличивается ответственность организаций и самих граждан. При
этом следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ
координация вопросов здравоохранения, а также защита семьи, материнства,
отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации
и ее субъектов.
Полномочия по уровням власти выделены в отдельные статьи (ст.ст.
14-17) и подробно в них описаны. Важным представляется расширение круга
полномочий органов государственной власти всех уровней. Так, к полномочиям
федеральных органов государственной власти отнесены (ч. 1 ст. 14):
- установление порядка осуществления медицинской деятельности на
принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;
- организация медико-биологического и медицинского обеспечения
спортсменов сборных команд Российской Федерации;
- мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных
действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и
обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при
обращении зарегистрированных медицинских изделий;
- обеспечение разработки и реализации программ научных исследований
в сфере охраны здоровья, их координация.
Представляется вполне уместным выделение полномочий
Минздравсоцразвития РФ, которые перечислены в ч. 2 п. 10, 13, 15, 16 ст. 14.
На органы исполнительной власти субъекта РФ Закон об охране
здоровья возлагает полномочия по развитию сети региональных медицинских
организаций, а также по организации оказания гражданам региона бесплатной
медицинской помощи. При этом отдельной статьей устанавливается передача
осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам
государственной власти субъектов РФ (ст. 15).
Органы местного самоуправления Закон об охране здоровья наделяет
полномочиями по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в
соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи и Законом субъекта РФ в пределах
полномочий, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2003 года №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.
1 ст. 17).
Подчеркнем, полномочиями по обеспечению организации оказания
медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения органы
местного самоуправления наделяются только в случае делегирования им
соответствующих полномочий органами государственной власти региона РФ.
Таким образом, Законом об охране здоровья основной объем
полномочий, связанных с реализацией прав граждан на бесплатную медицинскую
помощь, переносится на уровень субъекта Российской Федерации.
Модифицируются также обязанности медицинских организаций (вне
зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности) и
индивидуальных предпринимателей, а также медицинских и фармацевтических
работников при осуществлении ими деятельности в сфере охраны здоровья граждан.
Так, впервые на законодательном уровне вводятся денежные и имущественные
ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении ими
профессиональной деятельности.
Бесспорно, можно и должно исключить конфликт интересов в сфере
оказания медицинских услуг тогда, когда он действительно есть. Однако посыл о
меркантильности мотивов врача относительно выбора лечения вопреки действительным
интересам пациента не безупречен, поскольку может привести как к формированию
заведомого недоверия пациента к любым действиям врача, так и к деформации
врачебной этики по принципу «лучше быть, чем слыть».
Речь идет о том, что медицинские работники и руководители
медицинских организаций не вправе (ст. 74 Закона об охране здоровья) принимать
подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при
проведении клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских
изделий, а также в связи с осуществлением медицинским работником педагогической
и/или научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда
к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях,
проводимых за счет организаций, занимающихся разработкой, производством и (или)
реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий и организаций,
обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного
препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных
организаций, их представителей, иных физических и юридических лиц,
осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций.
Они также не вправе получать от компании и ее представителей
образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам, а
при назначении курса лечения предоставлять пациенту недостоверную информацию об
используемых лекарственных препаратах, в том числе скрывать сведения о наличии в
обращении аналогичных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Лечащий
врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинские изделия,
специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока,
обязывается информировать пациента о возможности их получения без взымания платы
(ст. 70).
Указанные нововведения призваны усилить требования к медицинским
работникам в целях обеспечения законных прав граждан на получение бесплатной
медицинской помощи в случаях, предусмотренных законодательством РФ. А поскольку
даже хорошо отлаженная система предоставления медицинских услуг имеет
ограниченное воздействие на процесс здоровьесбережения, впервые на
законодательном уровне на граждан возложена обязанность заботиться о сохранении
своего здоровья (рис. 1).
Рис. 1. Обязанности граждан в сфере охраны
здоровья
Такой подход к правоотношениям по поводу оказания медицинских услуг
более предпочтителен – ведь оба субъекта правоотношений (медицинский работник –
пациент) будут заинтересованы в улучшении состояния здоровья пациента. К
сожалению, исполняться такие нормы могут только по усмотрению самого гражданина,
так как Закон не содержит норм заставляющего воздействия.
Претерпевает изменения и сама структура Закона об охране здоровья:
разделы замены на главы с расширением правовых установлений, регулирующих
отношения сторон; изменены названия глав; включены новые главы и новые правовые
предписания, соответствующие процессам, связанным с реформированием
отечественного здравоохранения. А поскольку целью реформирования является
повышение эффективности функционирования системы оказания медицинских услуг
гражданам страны, к нововведениям в структуре Закона об охране здоровья можно
отнестись с одобрением. Так, впервые в Законе об охране здоровья раскрываются
основные понятия, важные в практическом преломлении и для медицинских
организаций, и для получателей медицинских услуг. Введение в Закон дифинитивного
аппарата (ст.ст.2, 32, 36-38, 40, 44, 46, 48, 49 и др.) позволяет уяснить, какой
смысл вкладывает законодатель в термины и таким образом исключить
неоднозначность их использования или двойное толкование в правоприменительной
практике[18].
Другой пример. В Законе об охране здоровья главы 2, 8, 10, 11
появляются в связи с расширением содержания ряда положений, которые в Основах
были представлены недостаточно полно либо не представлены совсем. Так, если в
ст. 2 раздела 1 Основ было названо пять принципов охраны здоровья, то в Законе
об охране здоровья их число увеличено до 9. Принципам посвящена целая глава 2,
состоящая из 10 статей: в ст. 4 поименованы все 9 принципов, а каждый отдельно
взятый принцип далее разъясняется в отдельной статье (рис. 2).
Законом № 323-ФЗ по-прежнему названы 4 принципа, содержавшиеся в
Основах:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с
этими правами государственных гарантий;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в
сфере охраны здоровья.
К ним Федеральный закон № 323-ФЗ добавил:
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- соблюдение врачебной тайны.
Рис. 2. Основные принципы охраны здоровья
населения
Значимость установленных в Законе принципов не вызывает сомнения.
Их совокупность соответствует международным стандартам обеспечения и реализации
прав гражданина и человека в сфере охраны здоровья. Не случайно, соблюдение всех
вышеперечисленных принципов обязательно для всех лиц, участвующих в оказании
медицинской помощи гражданам страны.
Главы 1, 3, 4, 7, 9 и 13 Закона об охране здоровья носят прежние
или несколько измененные названия, перенесенные из Основ после редакционной
правки и соответствующих уточнений. Так, глава 13 «Ответственность в сфере
охраны здоровья» является единственной главой Закона об охране здоровья, которая
состоит из одной статьи (ст. 98), объединяющей в себе три прежние статьи Основ.
К сожалению, ст. 98 носит декларативный характер и содержит отсылку к
российскому законодательству без какой-либо конкретизации.
Особого внимания заслуживает глава 5, самая объемная в Законе об
охране здоровья, состоящая из 22 статей (ст.ст. 29-50). Их совокупность дает
представление о структуре организации охраны здоровья граждан на уровне
получения ими товаров, работ и услуг медицинского назначения. Важно, что именно
в главу, посвященную организации охраны здоровья, помещены статьи,
представляющие законодательные новеллы.
Не менее важно соблюдение преемственности норм права и их развитие.
Например, несмотря на то, что в главу 5 вошли 7 статей из Основ, в них довольно
много новых законодательных элементов, которые будут приведены ниже. Отметим, в
главе 5 помещена ст. 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового
образа жизни». В сочетании со ст. 12 «Приоритет профилактики в сфере охраны
здоровья» и ст. 46 «Медицинские осмотры, диспансеризация» они дают представление
о том, как будет реализовываться приоритет профилактики, названный законодателем
одним из основных принципов охраны здоровья (п. 8 ст. 4). На профилактику
заболеваний, восстановление и компенсацию функций организма направлена
конкретизация медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения (ст. 40).
Целям совершенствования организации оказания медицинской помощи,
принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам
профилактики, лечения и реабилитации, а также осуществления оценки качества
лечебно-диагностических мероприятий служит ст. 48 Закона об охране здоровья,
определяющая деятельность врачебной комиссии и врачебных консилиумов.
Важным нововведением является норма о медицинской эвакуации
граждан, определяемой в Законе об охране здоровья как комплекс мероприятий по
транспортировке с применением лечебных мероприятий (п. 4, 5 ст. 35) в целях
спасения жизни и сохранения здоровья, в том числе лиц, находящихся на лечении в
медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой
медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период
беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, а также лиц,
пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Отдельно в главе 5 Закона об охране здоровья регламентируется
первая помощь, которую граждане вправе получить (до оказания медицинской помощи)
от лиц, обязанных ее оказать при несчастных случаях, травмах, отравлениях и
других состояниях, угрожающих их жизни и здоровью (п. 1 ст. 31). В Законе
указано, что она оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с
федеральным законом или со специальным правилом и имеющим соответствующую
подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ; сотрудниками,
военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы,
спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
Водители же транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь
при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Иными словами, есть
соответствующая подготовка, водитель транспортного средства обязан оказывать
первую помощь, если нет подготовки – не вправе оказывать первую помощь.
Очевидно, что в реальной действительно оказание первой помощи будет
выглядеть иначе. Законом об охране здоровья установлено, что Перечень состояний,
при которых оказывается первая помощь, а также перечень мероприятий по оказанию
первой помощи утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти. Им же
разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ,
примерные программы учебного курса, предмет и дисциплины по оказанию первой
помощи. Напомним, что существующий регламентированный Перечень мероприятий по
оказанию первой помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012
№477н “Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи”.
Важным для осуществления управления медицинской деятельностью
является законодательное закрепление классификации медицинской помощи по видам,
условиям и форме оказания (ст. 32) К видам медицинской помощи законодателем
отнесены: первичная медико-санитарная помощь (ПМСП); специализированная, в том
числе высокотехнологичная; скорая, в том числе специализированная; и впервые –
паллиативная.
По формам оказания медицинская помощь разделена (на федеральном
уровне это сделано впервые) на экстренную, неотложную, плановую и каждой форме
законодателем дано правовое определение.
Законодателем также определены условия получения пациентом
медицинской помощи: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой,
в том числе скорой специализированной медицинской помощи), а также в
транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно, в том числе на
дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре и в стационаре с
круглосуточным наблюдением. При этом подчеркнуто, что Положение об организации
оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи
устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Изложенный подход к
классификации и определению видов медицинской помощи, оказываемой гражданам
страны, отражает одну из новелл Закона об охране здоровья.
Важным для определения уровня финансового обеспечения и оптимизации
расходов на оказание помощи больным является определение критериев
высокотехнологичной медицинской помощи (ст. 34), а также введение в Закон об
охране здоровья норм о паллиативной медицинской помощи; медицинской помощи
гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих (ст. 43); медицинской помощи гражданам,
страдающим орфанными (редкими) заболеваниями (ст. 44). Также важным является
выделение в отдельные статьи норм об организации и оказании медицинской помощи
при чрезвычайных ситуациях (ст. 41) и особенностях организации оказания
медицинской помощи населению отдельных территорий и работниками отдельных
организаций (ст. 42). Повторим, впервые Закон об охране здоровья содержит норму,
определяющую стандарты медицинской помощи и указывающую на порядок ее оказания
(ст. 37).
Таким образом, структура главы 5 позволяет уяснить (в отличии от
Основ), на чем базируется и каким путем осуществляется охрана здоровья граждан,
что представляет собой государственная, муниципальная, частная системы
здравоохранения (ст. 29); какие виды медицинской помощи оказываются гражданам
страны (ст.ст. 31-36); что будут включать в себя порядки и стандарты медицинской
помощи, чтобы обеспечить необходимую логистику и гарантировать гражданам
необходимый уровень бесплатной медицинской помощи во всех регионах страны (ст.
37).
Глава 8 Закона об охране здоровья (ст.ст. 66-68) охватывает вопросы
правового регулирования медицинских мероприятий, осуществляемых в связи со
смертью человека. В Основах этим мероприятиям был посвящен раздел 8 «Гарантии
осуществления медико-социальной помощи гражданам» (ст.ст. 45-48). Однако именно
с принятием новой главы 8 законодательное регулирование медицины терминальных
состояний пополнилось ожидавшимися в обществе новыми правовыми предписаниями.
Так, ст. 66 Закона об охране здоровья устанавливается порядок
определения смерти человека, в соответствии с которым констатация биологической
смерти человека осуществляется врачом или фельдшером (п. 5), а диагноз смерти
мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой
находился пациент (п. 3).
При этом в составе консилиума должны присутствовать
анестезиолог-реаниматолог и невролог со стажем работы в отделении интенсивной
терапии не менее пяти лет и не должны участвовать специалисты, принимающие
участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей.
Установлено также, что реанимационные мероприятия прекращаются только в случае
признания их абсолютно бесперспективными или при констатации биологической
смерти.
Важно, что порядок определения момента смерти человека, в том числе
критерии и процедура установления смерти человека, порядок прекращения
реанимационных мероприятий и форма протокола установления смерти человека
определяются Правительством Российской Федерации.
Нормы главы 8 существенно расширяют основания, при которых
проводится патологоанатомическое вскрытие (ст. 67) Помимо случая подозрения на
насильственную смерть оно обязательно будет проводиться при:
- Невозможности установления заключительного клинического диагноза
заболевания, приведшего к смерти и (или) непосредственной причины смерти.
- Оказании умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в
стационарных условиях менее одних суток.
- Подозрении на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов
или диагностических препаратов.
- Необходимости судебно-медицинского исследования смерти.
- Смерти:
а) связанной с проведением профилактических, диагностических,
реанимационных, лечебных мероприятий; во время или после операции переливания
крови и (или) ее компонентов;
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической
верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической
катастрофы;
д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день
послеродового периода) и детей в возрасте до 28 дней жизни включительно.
- Рождении мертвого ребенка.
При этом законодателем подчеркнуто, что патологоанатомическое
вскрытие проводится с соблюдением достойного отношения к телу умершего человека
и сохранением максимально его анатомической формы.
Подчеркнем, впервые на законодательном уровне (ст. 68 Закона
№323-ФЗ) предусмотрена возможность использования тела, органов и тканей умершего
человека в медицинских, научных и учебных целях (рис. 3).
Рис. 3. Правовое регулирование использования
тела, органов и тканей умершего человека
Порядок передачи и использования невостребованного тела, органов и
тканей умершего человека в указанных целях устанавливается Правительством
Российской Федерации. Им же устанавливается максимальный срок их использования,
после истечения которого невостребованное тело, органы и ткани умершего человека
подлежат погребению в соответствии с законодательством Российской Федерации о
погребении и похоронном деле.
Таким образом, новыми правовыми нормами, установленными в главе 8
Закона об охране здоровья, гарантируется соблюдение права человека на достойное
отношение к его телу после смерти, а также последующее обязательное погребение
тела, органов и тканей, используемых в медицинских, научных и лечебных целях.
Следует также отметить более четкую регламентацию донорства органов
и тканей человека их трансплантации (пересадки). И, хотя нормы Закона об охране
здоровья (ст. 47) отчасти дублируют нормы давно существующих двух
специализированных законов (Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации
органов и (или) тканей человека» и от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и
похоронном деле»), ими впервые подробно регламентируется порядок донорства и
пересадки органов и тканей человека, волеизъявления на этот счет граждан и их
родственников, запрет на принуждение к изъятию органов и тканей человека для
трансплантации и ряд других необходимых условий, определяющих порядок проведения
такого рода операций.
Глава 10 «Программа государственных гарантий оказания гражданам
медицинской помощи» (ст.ст. 80-81) выросла из ст. 20.1 раздела
Рис. 4. Новые элементы законодательного
обеспечения ПГГ
В рамках территориальной программы госгарантий органы
государственной власти субъектов РФ устанавливают (ст. 81):
- Целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с
критериями, установленными программой госгарантий.
- Перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи,
оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований
бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда ОМС.
- Порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки
ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке.
- Порядок реализации установленного законодательством РФ права внеочередного
оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских
организациях, находящихся на территории субъекта РФ.
- Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются
по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп
населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются
по рецептам врачей с 50% скидкой.
- Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной
программы госгарантий.
- Объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы
госгарантий и в соответствии с законодательство РФ об ОМС.
- Объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема
медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив
финансирования.
- Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового
образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы госгарантий.
Отметим – приведенные нормы главы 10 Закона об охране здоровья
полностью корреспондируются с нормами главы 11 «Финансовое обеспечение в сфере
охраны здоровья» (ст.ст. 82-84). В ранее действовавших Основах о финансовом
обеспечении системы охраны здоровья говорилось лишь в ст. 10 раздела 3
«Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но и она утратила
свою силу с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Именно для
регулирования вопросов, связанных с законодательным определением источников
финансового обеспечения сферы предоставления гарантированной медицинской помощи,
в Законе об охране здоровья вводятся необходимые статьи:
- ст. 82 «Источники финансового обеспечения сферы охраны здоровья»;
- ст. 83 «Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и
санаторно-курортного лечения»;
- ст. 84 «Оплата медицинских услуг».
Подчеркнем еще раз, среди источников финансового обеспечения в
сфере охраны здоровья впервые на законодательном уровне названы средства
граждан. Это тем более важно, что действующее Постановление Правительства РФ от
13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями» до сих пор вызывает множество споров на
предмет соответствия Конституции РФ.
Включение в Закон об охране здоровья статьи «Оплата медицинских
услуг» по существу направлено на разграничение порядка предоставления бесплатной
медицинской помощи и платных медицинских услуг. В ней определены условия
оказания платных медицинских услуг гражданам страны, а также установлен перечень
медицинских услуг, которые не могут предоставляться гражданам на прямой платной
основе.
Обратим внимание, в Закон об охране здоровья в качестве отдельных
глав не вошли разделы Основ:
- раздел 5 «Права отдельных групп населения в области охраны здоровья»;
- раздел 7 «Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию
репродуктивной функции человека»;
- раздел 11 «Международное сотрудничество».
Однако соответствующие законодательные установления, регулирующие
права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних граждан, а также
применение репродуктивных технологий, искусственное прерывание беременности и
медицинскую стерилизацию в полной мере представлены в главе 6 «Охрана здоровья
матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья».
В общем виде с отсылкой к другим Законам Российской Федерации (без
их указания) урегулированы вопросы финансового обеспечения оказания медицинской
помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, а также лицам, задержанным,
заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста,
лишения свободы или административного ареста (п. 7, 8 ст. 83).
Международным договорам и их роли в законодательстве об охране
здоровья посвящена ч. 5 ст. 3, где зафиксировано следующее требование: в случае,
если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные Федеральным законом № 323-ФЗ правила в сфере охраны здоровья,
применяются правила международного договора. А о международном сотрудничестве
Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе заключении
международных договоров, как полномочий федеральных органов власти, говорится в
п. 17 ч. 1 ст. 14 Закона об охране здоровья.
Глава 12 «Организация контроля в сфере охраны здоровья» не имеет
аналога в Основах и содержит новые положения, регулирующие вводимую систему
контроля за обеспечением законных прав граждан в сфере здравоохранения. Их можно
объединить по нескольким направлениям.
Первое. Установлено, что контроль в сфере охраны здоровья включает
в себя (ст. 85):
а) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
б) государственный контроль в сфере обращения лекарственных
средств, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ об обращении
лекарственных средств;
в) государственный контроль при обращении медицинских изделий;
г) государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Второе. Описаны полномочия органов государственного контроля,
включая размещение на официальном сайте в сети «Интернет» решения и предписания,
принятых в процессе осуществления государственного контроля в сфере охраны
здоровья и затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (ст. 86).
Третье. Определены формы и пути осуществления контроля качества и
безопасности медицинской деятельности. В общем виде они представлены на рис. 5.