1.2. Факторы риска развития сочетанных травм
Большинство авторов отмечает, что сочетанные травмы чаще встречаются у мужчин
в трудоспособном возрасте [90, 100; 121, 124].
По данным А.А.Пушкова, среди пострадавших с множественными и сочетанными
травмами мужчин было 69,4%, женщин – 30,6%. Среди всех поступивших пациентов
подавляющее большинство были в трудоспособном возрасте от 20 до 59 лет – 65,7%,
старше 60 лет – 10,6%, детей до 14 лет – 2,9% [100].
Исследования К.А. Апарцина и соавт. показали, что в возрастно-половой
структуре пораженных с СТ мужчины составили 69-74%, женщины – 26-31%, во всех
случаях преобладали лица в трудоспособном возрасте от 25 до 54 лет [90].
Аналогичные данные приводит В.В. Щедренок и соавт. Авторы отмечают, что среди
пострадавших с сочетанной черепно-мозговой и позвоночно-спинномозговой травмы
лиц мужского пола было 68,1%, женщин – 31,9%. Доля лиц в возрасте 18-30 лет
составила 30,1% [124].
Существуют противоречивые данные о причинах травм. Так, в Санкт-Петербурге и
Сыктывкаре по механизму повреждений чаще всего наблюдалась кататравма
(соответственно 46,8 и 48,2%) и ДТП (34,4 и 37,0%), при которых среди
пострадавших были преимущественно прохожие. Доминирующим чаще всего оказывалось
повреждение позвоночника и спинного мозга (соответственно 36,6 и 55,6%), затем
следовала ЧМТ (34,4 и 25,9%). В Санкт-Петербурге чаще диагностировался ушиб
головного мозга тяжелой степени (41,7%), субарахноидальные кровоизлияния
(38,5%), а также наличие переломов костей черепа (28,6%) с преобладанием
повреждений свода и оснований (76,9% всех переломов костей черепа) [124].
По данным А.А.Пушкова, в Ростове-на-Дону в структуре причин травматизма
преобладали умышленная травма – 34,3%, а также дорожно-транспортная – 33,2% и
бытовая травма – 24,0% [100].
Однако большинство авторов в структуре причин травм на первое место ставят
ДТП. Так, исследования группы авторов по организации специализированной помощи
при сочетанной механической травме в условиях крупных городов (гг. Барнаул и
Иркутск) показали, что в структуре механизмов повреждений преобладали
автодорожные травмы (соответственно 38 и 33%) и кататравмы (22 и 13%) [90]. В
обоих городах преобладали повреждения черепа (39 и 37%), конечностей (по 27%) и
груди (20-23%) [90].
По данным В.В. Агаджанян и соавт., наибольшее число летальных исходов также
связано с автотранспортом (50%), бытовым (22%) и производственным (12%)
травматизмом [94].
Близкие данные приводит Б.Э. Мункожаргалов. Основными причинами СТ, по мнению
автора, являются дорожно-транспортные происшествия – 46,4%, бытовая травма –
25,2% и кататравма – 15,7% [72].
В последние годы особое место стали занимать огнестрельные ранения [132].
Исследованиями установлено, что в течение одного часа с момента наступления
травмы в стационар поступило только 22% пораженных, через 2-3 часа – 23%, через
4-6 часов – 18%, через 6-12 часов – 15%, через 12-24 часа – 15%, остальные 7%
пострадавших поступили в срок от 2 до 3 суток [100].
В.В. Щедренок и соавт. обращают внимание, что в крупных городах пострадавшие
получают более тяжелые травмы, чем и объясняется более высокая летальность [81].
По данным ВОЗ, на дорогах мира каждые 2 мин погибает очередная жертва
дорожно-транспортных происшествий, каждые 5 мин кто-то становится инвалидом.
Среди причин потери активных лет жизни дорожно-транспортный травматизм
составляют 16%, насилие – 10%, боевые действия – 10% и умышленные повреждения –
9% [198].
В Западной Европе ДТП является наиболее значимой проблемой общества,
измеряемой в показателях смертности и потери качественных лет жизни. Ежегодно
ДТП становятся причиной гибели 120 тыс. и травматизма около 2,5 млн. человек. В
17 странах – членах Евросоюза экономические потери вследствие
дорожно-транспортного травматизма составляют 2,5-3% внутреннего валового
продукта. В международном отчете ВОЗ за 1998-1999 гг., ДТП занимают 9-е место в
списках основных причин потери трудового потенциала [197,198].
За последние 5 лет летальность от ДТП в России увеличилась на 65%, число
погибших стойко держится на уровне 33-35 тыс. в год, а около 300 тыс. человек
становятся инвалидами после аварий [28, 86, 94]. Росту общего травматизма
способствует увеличение количества транспортных средств и скорости их
передвижения [62].
По данным В.А. Соколова, в структуре различных видов ДТП внутриавтомобильные
травмы составляют 63,6% (столкновение – 32,3%, наезд на препятствие – 19,2%,
опрокидывание – 12,1%), наезды на пешеходов – 32,7%, прочие – 3,7% [121].
Исследования К.Я. Оглезнева и соавт. показали, что в структуре пострадавших в
ДТП участниками дорожного движения были 62,6%, пассажирами – 19,9%, водителями –
17,5%. Мужчин было 68,5%, женщин – 31,5%. У пострадавших в результате ДТП
характер и локализация повреждений зависят от механизма от механизма травмы и
роли пострадавшего в процессе дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель)
[77].
Структура смертности в результате ДТП зависит от возраста и характера участия
лиц в возрасте от 0 до 25 лет в дорожном движении. Среди детей в возрасте до 15
лет максимальные показатели смертности вследствие ДТП регистрируются у
пешеходов, пассажиров легковых автомобилей и велосипедистов. В возрасте от 15 до
24 лет наибольшее число жертв отмечается среди водителей и пассажиров легковых
автомобилей, двухколесных моторных транспортных средств и пешеходов [158, 184].
Исследования В.С. Чмелева и А.Н. Гурова показали, что в Московской области
большинство пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях были доставлены в
больницы в течение первых двух часов. В течение первого ”золотого” часа в
стационары поступили от 43 до 63% пострадавших; в интервале от 1 до 2 часов в
стационары поступили еще 23-37% пораженных [141]. Для сравнения, по данным М.В.
Гринева, в течение первого ”золотого” часа в стационары доставляется лишь 56,6%
больных [22].
Таким образом, СТ чаще подвергаются мужчины трудоспособного возраста. В
структуре причин СТ в России доминирует дорожно-транспортный травматизм. В
крупных городах пострадавшие получают более тяжелые травмы, что можно объяснить
увеличение количества транспортных средств и скорости их передвижения. В
структуре пострадавших в ДТП участниками дорожного движения были 62,6%,
пассажирами – 19,9%, водителями – 17,5%. В течение первого ”золотого” часа в
стационары доставляется лишь от 43 до 63% больных, что свидетельствует о
недостаточной организации медицинской помощи данной категории пострадавших на
догоспитальном этапе.
|