MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.2. Факторы риска развития сочетанных травм

Большинство авторов отмечает, что сочетанные травмы чаще встречаются у мужчин в трудоспособном возрасте [90, 100; 121, 124].

По данным А.А.Пушкова, среди пострадавших с множественными и сочетанными травмами мужчин было 69,4%, женщин – 30,6%. Среди всех поступивших пациентов подавляющее большинство были в трудоспособном возрасте от 20 до 59 лет – 65,7%, старше 60 лет – 10,6%, детей до 14 лет – 2,9% [100].

Исследования К.А. Апарцина и соавт. показали, что в возрастно-половой структуре пораженных с СТ мужчины составили 69-74%, женщины – 26-31%, во всех случаях преобладали лица в трудоспособном возрасте от 25 до 54 лет [90].

Аналогичные данные приводит В.В. Щедренок и соавт. Авторы отмечают, что среди пострадавших с сочетанной черепно-мозговой и позвоночно-спинномозговой травмы лиц мужского пола было 68,1%, женщин – 31,9%. Доля лиц в возрасте 18-30 лет составила 30,1% [124].

Существуют противоречивые данные о причинах травм. Так, в Санкт-Петербурге и Сыктывкаре по механизму повреждений чаще всего наблюдалась кататравма (соответственно 46,8 и 48,2%) и ДТП (34,4 и 37,0%), при которых среди пострадавших были преимущественно прохожие. Доминирующим чаще всего оказывалось повреждение позвоночника и спинного мозга (соответственно 36,6 и 55,6%), затем следовала ЧМТ (34,4 и 25,9%). В Санкт-Петербурге чаще диагностировался ушиб головного мозга тяжелой степени (41,7%), субарахноидальные кровоизлияния (38,5%), а также наличие переломов костей черепа (28,6%) с преобладанием повреждений свода и оснований (76,9% всех переломов костей черепа) [124].

По данным А.А.Пушкова, в Ростове-на-Дону в структуре причин травматизма преобладали умышленная травма – 34,3%, а также дорожно-транспортная – 33,2% и бытовая травма – 24,0% [100].

Однако большинство авторов в структуре причин травм на первое место ставят ДТП. Так, исследования группы авторов по организации специализированной помощи при сочетанной механической травме в условиях крупных городов (гг. Барнаул и Иркутск) показали, что в структуре механизмов повреждений преобладали автодорожные травмы (соответственно 38 и 33%) и кататравмы (22 и 13%) [90]. В обоих городах преобладали повреждения черепа (39 и 37%), конечностей (по 27%) и груди (20-23%) [90].

По данным В.В. Агаджанян и соавт., наибольшее число летальных исходов также связано с автотранспортом (50%), бытовым (22%) и производственным (12%) травматизмом [94].

Близкие данные приводит Б.Э. Мункожаргалов. Основными причинами СТ, по мнению автора, являются дорожно-транспортные происшествия – 46,4%, бытовая травма – 25,2% и кататравма – 15,7% [72].

В последние годы особое место стали занимать огнестрельные ранения [132].

Исследованиями установлено, что в течение одного часа с момента наступления травмы в стационар поступило только 22% пораженных, через 2-3 часа – 23%, через 4-6 часов – 18%, через 6-12 часов – 15%, через 12-24 часа – 15%, остальные 7% пострадавших поступили в срок от 2 до 3 суток [100].
В.В. Щедренок и соавт. обращают внимание, что в крупных городах пострадавшие получают более тяжелые травмы, чем и объясняется более высокая летальность [81].

По данным ВОЗ, на дорогах мира каждые 2 мин погибает очередная жертва дорожно-транспортных происшествий, каждые 5 мин кто-то становится инвалидом. Среди причин потери активных лет жизни дорожно-транспортный травматизм составляют 16%, насилие – 10%, боевые действия – 10% и умышленные повреждения – 9% [198].

В Западной Европе ДТП является наиболее значимой проблемой общества, измеряемой в показателях смертности и потери качественных лет жизни. Ежегодно ДТП становятся причиной гибели 120 тыс. и травматизма около 2,5 млн. человек. В 17 странах – членах Евросоюза экономические потери вследствие дорожно-транспортного травматизма составляют 2,5-3% внутреннего валового продукта. В международном отчете ВОЗ за 1998-1999 гг., ДТП занимают 9-е место в списках основных причин потери трудового потенциала [197,198].

За последние 5 лет летальность от ДТП в России увеличилась на 65%, число погибших стойко держится на уровне 33-35 тыс. в год, а около 300 тыс. человек становятся инвалидами после аварий [28, 86, 94]. Росту общего травматизма способствует увеличение количества транспортных средств и скорости их передвижения [62].

По данным В.А. Соколова, в структуре различных видов ДТП внутриавтомобильные травмы составляют 63,6% (столкновение – 32,3%, наезд на препятствие – 19,2%, опрокидывание – 12,1%), наезды на пешеходов – 32,7%, прочие – 3,7% [121].

Исследования К.Я. Оглезнева и соавт. показали, что в структуре пострадавших в ДТП участниками дорожного движения были 62,6%, пассажирами – 19,9%, водителями – 17,5%. Мужчин было 68,5%, женщин – 31,5%. У пострадавших в результате ДТП характер и локализация повреждений зависят от механизма от механизма травмы и роли пострадавшего в процессе дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) [77].

Структура смертности в результате ДТП зависит от возраста и характера участия лиц в возрасте от 0 до 25 лет в дорожном движении. Среди детей в возрасте до 15 лет максимальные показатели смертности вследствие ДТП регистрируются у пешеходов, пассажиров легковых автомобилей и велосипедистов. В возрасте от 15 до 24 лет наибольшее число жертв отмечается среди водителей и пассажиров легковых автомобилей, двухколесных моторных транспортных средств и пешеходов [158, 184].

Исследования В.С. Чмелева и А.Н. Гурова показали, что в Московской области большинство пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях были доставлены в больницы в течение первых двух часов. В течение первого ”золотого” часа в стационары поступили от 43 до 63% пострадавших; в интервале от 1 до 2 часов в стационары поступили еще 23-37% пораженных [141]. Для сравнения, по данным М.В. Гринева, в течение первого ”золотого” часа в стационары доставляется лишь 56,6% больных [22].

Таким образом, СТ чаще подвергаются мужчины трудоспособного возраста. В структуре причин СТ в России доминирует дорожно-транспортный травматизм. В крупных городах пострадавшие получают более тяжелые травмы, что можно объяснить увеличение количества транспортных средств и скорости их передвижения. В структуре пострадавших в ДТП участниками дорожного движения были 62,6%, пассажирами – 19,9%, водителями – 17,5%. В течение первого ”золотого” часа в стационары доставляется лишь от 43 до 63% больных, что свидетельствует о недостаточной организации медицинской помощи данной категории пострадавших на догоспитальном этапе.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3143
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru