Заключение
В начале ХХI века травматизм по-прежнему сохраняют свою актуальность.
Ежегодно в мире от различных травм погибает около 1,5 млн человек. В структуре
смертности населения экономически развитых и развивающихся стран травматизм
занимает 3-е и 4-е место после сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных
новообразований, болезней органов дыхания и инфекционных заболеваний.
Исследования ВОЗ в 178 странах мира по аварийности на дорогах показало, что
травмы, полученные в результате ДТП, являются главной причиной смертности среди
населения возрастом от 15 до 44 лет. Всего в ДТП ежегодно в мире погибает 1,3
миллиона человек. Еще 20–50 миллионов человек получают в авариях ранения.
В России только в ДТП ежегодно травмируется более 300 тыс. человек, из
которых более 30 тыс. погибает. При этом число погибших в нашей стране на
порядок выше, чем в Японии или Великобритании.
Травмы влекут за собой огромные экономические потери. Так, в США общие
экономические затраты на лечение после несчастных случаев оценивается в 11 млрд
долларов. В Англии экономические потери вследствие травм составляют 1,0%
национального производства.
В Российской Федерации по данным Минздравсоцразвития России ежегодные
экономические потери от травм достигают 2,6% от ВВП.
В структуре травм особое место занимают сочетанные повреждения, которые в
настоящее время являются одной из трех основных причин смертности населения,
причем у людей в возрасте до 40 лет эта причина выходит на первое место. За
последние 10-15 лет в общей структуре травматизма частота сочетанных и
множественных повреждений увеличилась вдвое и колеблется в пределах 5-12%. В
травматологических стационарах сочетанные травмы, составляя всего 8-14% от числа
больных, дают более 60% летальных исходов от травм.
По данным отечественных и зарубежных авторов, СТ преимущественно
регистрируются у мужчин трудоспособного возраста. В России в структуре причин СТ
доминирует дорожно-транспортный травматизм. В крупных городах пострадавшие
получают более тяжелые травмы, что можно объяснить увеличение количества
транспортных средств и скорости их передвижения. В структуре пострадавших в ДТП
участниками дорожного движения были 62,6%, пассажирами – 19,9%, водителями –
17,5%. В течение первого ”золотого” часа в стационары доставляется лишь от 43 до
63% больных, что свидетельствует о недостаточной организации медицинской помощи
данной категории пострадавших.
По мнению экспертов ВОЗ, в совершенствовании системы оказания медицинской
помощи существенными являются организационные мероприятия, которые должны иметь
научное обоснование. В 70-80-х годах XX века в США, странах Западной Европы и в
СССР для организации медицинской помощи пострадавшим с политравмой стала
создаваться принципиально новая организационная модель.
В настоящее время оптимальной считают организацию медицинской помощи при
травмах, реализуемой в американской системе EMSS (Emergency Medical Service
System), которую копируют во многих странах мира. В США система
травматологической помощи быстро совершенствовалась благодаря внедрению опыта
военных хирургов, вернувшихся из Вьетнама и начавших работать в гражданском
здравоохранении.
В Европейских странах наибольшее распространение получила немецкая модель
организации помощи при травмах. Она основана на том, что помощь при политравмах
оказывается в травмоцентрах, имеющем в своем составе реанимационное,
общехирургическое, травматологическое и нейрохирургическое отделения. В
структуру травмоцентра входит и скорая медицинская помощь.
В Российской Федерации улучшение качества медицинской помощи пострадавшим с
СТ связывается с развертыванием специализированной медицинской помощи в
отделениях тяжелой СТ в структуре многопрофильных больниц, где имеется
возможность осуществить полное комплексное обследование и лечение пострадавших.
По сути, в России многопрофильные травматологические специализированные
учреждения соответствуют травмоцентрам I уровня. Концентрация пациентов с
тяжелой травмой в специализированном учреждении, где под единым началом работают
различные специалисты (реаниматологи-анестезиологи, травматологи, хирурги,
нейрохирурги, а также специалисты диагностических служб, восстановительного
лечения и психологов), позволяет существенно улучшить качество диагностики и
результаты их лечения.
Для решения поставленных задач Минздравсоцразвития России издал приказ от
15.12.2009 №991н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи
пострадавшим с сочетанными, множественным и изолированными травмами,
сопровождающимися шоком”, регулирующий вопросы оказания медицинской помощи
указанной категории пострадавших в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения.
В Хабаровском крае в рамках приоритетного Национального проекта “Здоровье”, в
соответствии с федеральной целевой программой “Повышение безопасности дорожного
движения в 2006-2012 гг.”, утвержденной постановлением Правительства РФ от
20.02.2006 №100, законом Хабаровского края от 20.12.2006 № 91 “О краевой целевой
программе повышение безопасности дорожного движения в Хабаровском крае в
2007-2012 гг.”, Концепцией организации медицинской помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автомобильной дороге М-60
“Уссури” Хабаровск-Владивосток на территории Хабаровского края на 2010-2012 годы
реализуются мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи
пострадавшим в ДТП, в т.ч. с сочетанной травмой, на догоспитальном и
госпитальном этапах.
Проведенные нами исследования на базе КГБУЗ ККБ №2 за 2008-2009 годы
позволили установить, что для Хабаровского края проблема сочетанной травмы
сохраняет свою актуальность. Эпидемиологическая и клиническая структура
пострадавших с СТ в целом соответствовала таковым показателям по Российской
Федерации и характеризовалась преобладанием лиц мужского пола в трудоспособном
возраста от 20 до 49 лет, из которых почти половина находилась в состоянии
алкогольного опьянения. В структуре причин сочетанной травмы преобладали
автотравма, кататравма и хулиганская травма. У 70% пострадавших
диагностировалась сочетанная черепно-мозговая травма. На момент поступления в
стационар до 90% пострадавших находились в состоянии субкомпенсации и
декомпенсации. В структуре причин летальности пострадавших от сочетанной травмы
преобладали тяжелая черепно-мозговая травма, травматический шок и полиорганная
недостаточность.
Вместе с тем нами на первоначальном этапе организации работы были установлены
риски организации травматологической помощи пострадавшим с СТ в условиях
многопрофильного стационара на базе КГБУЗ ККБ №2. К основным организационным
рискам нами отнесено отсутствие:
1. Сформированной целостной организационной инфраструктуры специализированной
медицинской помощи пострадавшим с СТ в КГБУЗ ККБ №2, включающей блок критических
состояний, отделение анестезиологии и реанимации, другие специализированные
отделения по преобладающему поражению (нейрохирургическое, травматологическое и
пр.), соответствующие критериям травмоцентра I уровня.
2. Должного ресурсного обеспечения организационной инфраструктуры
специализированной помощи пострадавшим с СТ в КГБУЗ ККБ №2 на всех этапах ее
оказания в соответствии с табелями оснащения.
3. Единых порядков (регламентов) оказания медицинской помощи пострадавшим при
СТ и ее последствиях, в т.ч. внутренних локальных нормативных актов, не
связанных с законодательством, регулирующих порядок оказания медицинской помощи
пострадавшим с СТ на всех этапах ее оказания в КГБУЗ ККБ №2.
4. Системы показателей и индикаторов для оценки эффективности мероприятий при
СТ на всех этапах ее оказания, а также механизма аудита оценки эффективности
мероприятий при СТ.
5. Мониторинга эффективности работы организационной инфраструктуры
медицинской помощи пострадавшим с СТ в КГБУЗ ККБ №2.
Кроме того, требовалось:
1. Осуществить дополнительную подготовку специалистов
(анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, травматологов, хирургов),
участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим с СТ и ее последствиями в
соответствии с квалификационными характеристиками.
2. Улучшить организацию работы скорой медицинской помощи (в том числе санитарной
авиации), оптимизацию маршрутов доставки больных с СТ в стационар в зависимости
от характера поражения и тяжести состояния пострадавшего.
3. Обеспечить развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционной
консультативно-диагностической деятельности в случае СТ между стационарами
федерального, субъектового и муниципального подчинения.
К основным рискам экономической модели, по нашему мнению, следует отнести:
1. Отсутствие утвержденной номенклатуры (реестра) государственных (бюджетных)
услуг травматологической помощи населению в части лечения и реабилитации
пострадавших. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.12.2009 года №991н,
утвердивший Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными,
множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, не содержит
перечень услуг специализированной, в т.ч. высокотехнологической помощи при
травмах.
2. Отсутствие медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи
пострадавшим с сочетанной травмой.
3. Отсутствие полных тарифов, рассчитанных на основе медико-экономических
стандартов оказания медицинской помощи при травмах и их последствиях.
Для преодоления указанных рисков нами был разработан план мероприятий по
совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим с СТ в условиях
травмоцентра I уровня на базе КГБУЗ ККБ № 2. Данный план состоит из шести
разделов и включает мероприятия, направленные на формирование организационной
инфраструктуры медицинской помощи пострадавшим с СТ в условиях травмоцентра I
уровня, материально-техническое, технологическое, финансовое, кадровое и
информационное обеспечение деятельности травмоцентров, а также оценку
эффективности их деятельности. Выделены мероприятия, нацеленные на принятие
управленческих решений по повышению эффективности деятельности травмоцентров.
В настоящее время большинство мероприятий плана выполнено в полном объеме.
Во исполнение распоряжения министерства здравоохранения Хабаровского края от
03.09.2010 № 969-р “О плане мероприятий по реализации Концепции организации
медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях” утверждены
мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим в
ДТП, в т.ч. с сочетанной травмой.
Распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 04.06.2010
№582-р “Об организации оказания медицинской помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автомобильной дороге М-60
“Уссури” гг.Хабаровск-Владивосток на территории Хабаровского края”, приказом
главного врача ГУЗ ККБ №2 от 09.06.2010 №265 Пб “О функциональном выделении в
структуре ГУЗ ККБ №2 травмоцентра I уровня” в структуре ГУЗ ККБ №2 (в настоящее
время КГБУЗ ККБ №2) утвержден травмоцентр I уровня.
Травмоцентр I уровня – это подразделение медицинской организации, в структуре
республиканской, краевой (областной) больницы, больнице скорой медицинской
помощи или другой многопрофильной больницы, обеспечивающее организацию и
оказание всего спектра медицинской помощи на госпитальном этапе пострадавшим с
сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоками,
их осложнениями и последствиями. Критериями травмоцентра I уровня являются
наличие: противошоковой операционной; специализированного реанимационного
отделения; травматологического отделения (сочетанной травмы); специализированных
отделений и технологий в учреждении (травматология-ортопедия, нейрохирургия,
хирургия).
Приказом главного врача учреждения от 27.12.2010 №677 Пб “О дежурной
травматологической бригаде и работе травматологической службы при оказании
помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами,
сопровождающимися шоками” и Положением о дежурной службе ГУЗ ККБ №2 в больнице
регламентирована медицинская помощь указанной категории пациентов.
Распоряжением главного врача учреждения от 14.12.2010 №66-р “Об эффективном
использовании медицинского оборудования при оказании помощи пострадавшим с
сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоками”
на руководителей соответствующих структурных подразделений больницы возложена
ответственность за эффективное использование медицинского оборудования,
приобретенного по программе безопасности дорожного движения.
Распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 8.03.2011 №
252-р “Об утверждении алгоритмов оказания медицинской помощи в травмоцентрах”,
приказом главного врача ГУЗ ККБ №2 от 09.06. 2010 года №265 Пб утверждены
следующие регламенты: организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в
ГУЗ ККБ №2; организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в смотровом
кабинете приемного отделения ГУЗ ККБ №2 для пациентов первого потока
(пострадавшие, способные к самостоятельному передвижению); организации
медицинской помощи пострадавшим с травмой в смотровом кабинете приемного
отделения ГУЗ ККБ №2 для пациентов второго потока (пострадавшие, не способные к
самостоятельному передвижению, находящиеся в среднетяжелом и тяжелом состоянии);
организации медицинской помощи пострадавшим с травмой в отделении анестезиологии
и реаниматологии ГУЗ ККБ №2; организации медицинской помощи пострадавшим с
травмой в отделении сочетанной травмы ГУЗ ККБ №2; организации медицинской помощи
пострадавшим с травмой в противошоковой операционной ГУЗ ККБ №2.
Разработаны, утверждены и приняты к исполнению в учреждениях здравоохранения
края следующие методические рекомендации: организация травматологической помощи
пострадавшим в травмоцентрах первого уровня; организация травматологической
помощи пострадавшим в травмоцентрах третьего уровня; методика оценки
эффективности медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях в учреждениях здравоохранения Хабаровского края; организация
ведомственного контроля качества за соблюдением медико-экономических стандартов
оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в
учреждениях здравоохранения Хабаровского края.
Указанные регламенты и методические рекомендации для специалистов
здравоохранения содержат порядки организации медицинской помощи в
соответствующих структурных подразделениях, табеля оснащения медицинским
оборудованием и квалификационные требования к специалистам.
Кроме того, в КГБУЗ ККБ №2 по программе безопасности дорожного движения обучено
37 специалистов, в т.ч. 11 человек на центральных базах.
В период с 2008 по 2010 гг. улучшилось материально-техническое обеспечение КГБУЗ
ККБ №2. Произошел прирост количества единиц медоборудования на 36,7%, главным
образом, за счет рентгенологического, наркозно-дыхательного оборудования,
мониторов, столов операционных, дефибрилляторов, биохимических и
гематологических анализаторов.
Все это позволяет прийти к заключению, что в настоящее время КГБУЗ ККБ №2 по
своей организационной инфраструктуре, ресурсному и технологическому обеспечению
соответствует критериям травмоцентра I уровня. Проведенные мероприятия позволили
достоверно повысить эффективность работы КГБУЗ ККБ №2 (см. раздел 4.3 и табл.
27). В больнице в период с 2008 по 2010 гг. увеличились: на 8,9% число
пролеченных больных – с 17827 до 19431 человек; на 18,9% количество операций – с
5470 до 6508; оборот койки – с 23,40,32 до 29,20,33 (p<0,05; t = 2,086);
хирургическая активность – с 46,30,67 до 51,50,62% (p<0,001; t = 5,680). И,
наоборот, уменьшились: средняя длительность пребывания больного на койке – с
14,50,26 до 11,20,23 койко-дней (p<0,01; t = 2,538); количество операций по
экстренным показаниям – с 61,30,66 до 55,10,62% (p<0,001; t = 6,872);
послеоперационные осложнения – с 1,60,17 до 1,030,13% (p<0,01; t = 2,687);
послеоперационная летальность – с 5,00,29 до 3,50,23% (p<0,001; t = 4,023);
общая летальность – с 6,60,34 до 5,50,30% (p<0,01; t = 2,504) .
Удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи на момент выписки из
стационара колебалась в пределах от 92 до 95,2%.
Экономический эффект за счет сокращения средней длительности пребывания больного
на койке составил 3,6 тыс. рублей в сопоставимых ценах на одного больного.
Таким образом, создание в структуре многопрофильной больница (КГБУЗ ККБ №2)
травмоцентра I уровня позволило в течение 2008-2010 гг. значительно повысить
качество, доступность, медицинскую результативность и экономическую
эффективность медицинской помощи пострадавшим с СТ.
|