MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современной России продолжаются перманентные реформы в политической и экономической системе, которые затрагивают различные стороны жизни граждан. Переход в начале 1990-х гг. от одной идеологической платформы к другой, от планового хозяйства к свободному рынку и западной демократии сопровождался ухудшением показателей здоровья населения. Более двадцати лет прошедшие с момента мало понятных тогда и совершенно непонятных большинству россиян сегодня принципов «перестройки» по Горбачеву и ее последствий в виде разрушения некогда дружного сообщества народов СССР, последующего демографического кризиса и обнищания людей требуют от властных структур энергичных усилий по реформированию экономики, политического устройства и национальной безопасности Российской Федерации. Особую важность с точки зрения обеспечения национальной безопасности приобретает парадигма системы охраны здоровья россиян.

За этот период делалось несколько попыток реформирования отрасли здравоохранения в виде введения обязательного медицинского страхования, реализации концепции реформирования здравоохранения и медицинской науки РФ и приоритетного национального проекта «Здоровье». Однако, как показала суровая российская действительность, переломить ситуацию пока не удалось, поскольку реформирование отрасли превратилось в процесс «Шаг вперед ─ два шага назад». С 2009 г. разворачивается очередная стратегическая компания реформирования отечественного здравоохранения уже до 2020 г. Между тем система здравоохранения, за исключением некоторых нововведений в области финансирования и правового статуса ЛПУ, не претерпела особых изменений ни в инфраструктуре, ни в плане подготовки кадров.

В этой связи хотелось бы отметить, что во многих республиках бывшего СССР сохранились проблемы, характерные для социалистической системы, но уже в условиях «капиталистического» способа производства товаров и услуг. В отечественной медицине реальная ситуация довольно странная, с одной стороны существует 41 статья Конституции Российской Федерации, а с другой стороны здравоохранение страны все больше и больше переходит на коммерческие рельсы. Принятие 6 октября 2003 г. Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и некоторых других1 добавило неразберихи во взаимоотношения между ЛПУ различных уровней, а сама отрасль, как единый механизм охраны здоровья граждан РФ стал подобен кораблю, управляемому инопланетянами. На этом фоне продолжает существовать громоздкая и неэффективная инфраструктура медицинской помощи, ориентированная на лечение в круглосуточном стационаре, что в условиях хронического дефицита финансирования отрасли приводит к прямо противоположным результатам. Снизились доступность, качество и безопасность производимых медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а на этом фоне наблюдается рост заболеваемости и инвалидности большей части населения России.

В условиях любого системного кризиса, где бы он ни происходил, основная надежда на молодые, квалифицированные кадры, которые, несмотря на объективные трудности способны преодолеть проблемы и выйти из сложного положения. В отрасли здравоохранения ─ это врачи. К сожалению, кадровая ситуация в отрасли не вызывает оптимизма, поскольку отмена системы обязательного распределения выпускников медицинских вузов привела к нарушению хрупкого баланса, который поддерживался в здравоохранении бывшего СССР. Баланс заключался в том, что 80 % выпускников были заняты в системе оказания терапевтической медицинской помощи (в их число не входили педиатры и стоматологи), 10 % в хирургии и 10 % в акушерстве и гинекологии. В конце 1980-х гг. он изменился в пользу занятости большего числа выпускников медицинских вузов в узкопрофильных специальностях.

В настоящее время, несмотря на частичное введение платного обучения для будущих врачей, большая и лучшая часть абитуриентов успешно сдает вступительные экзамены и обучается за счет бюджетного финансирования, впоследствии, однако, становясь специалистами узкого профиля, что усугубляет кадровую ситуацию в ЛПУ первичной медико-санитарной помощи, а это преимущественно муниципальные медицинские учреждения. Часть молодых врачей находят работу в частном секторе, причем государство по сути дела «спонсирует» подготовку врачей для коммерческой медицины, поскольку не выработало действенных механизмов восполнения затрат налогоплательщиков, направляемых на их подготовку.

Врач – это особая профессия, которая требует призвания и мотивации. Введение ЕГЭ, как единственного механизма для получения доступа к профессии, не позволяет медицинским вузам отобрать именно тех, кто стремится стать врачом. Для этих вузов полный переход на ЕГЭ ─ особенно болезненный процесс, так как при этом теряются мотивированные абитуриенты ─ выходцы из «плохих» школ на Крайнем Севере или в сельских муниципальных поселениях, нацеленных на получение профессии ─ врача.

Данная публикация призвана заполнить часть информационного вакуума по вопросам планирования и управления кадровыми ресурсами в отрасли здравоохранения. Рассмотрение проблем обеспечения ЛПУ врачебными кадрами на примере Дальнего Востока отражает как особенности, так и сходные тенденции, имеющиеся во многих территориях Российской Федерации. Замалчивание этих проблем сегодня, не позволит реализовать амбициозные планы реформирования отечественного здравоохранения в будущем.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3156
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru