ГЛАВА 2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ. УРОКИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ
Любуясь,как реформа преображала русскую старину, не
доглядели, как русская старина преображала реформу.
Василий Ключевский
Дальний Восток России имеет важное геополитическое расположение, обеспечивая
государству выход в Мировой океан, реализацию его глобальных интересов в мире и
обеспечивая прямой контакт со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В
АТР сегодня сосредоточены геополитические интересы многих экономически развитых
стран ─ мировых лидеров. Это наиболее бурно и интенсивно развивающийся регион в
мире. К сожалению, Россия в происходящих в АТР процессах пока представлена очень
слабо и у Дальневосточного Федерального округа (ДФО) сегодня функция не столько
экономическая, сколько геополитическая, поскольку он представляет почти 40 %
территории и большую часть природно-ресурсного потенциала Российского
государства.
Масштабы и глубина огосударствления производственной и социальной сфер на
Дальнем Востоке наиболее значительные среди других регионов России. Именно к
Дальнему Востоку применима характеристика «правительственная колонизация». По
мнению многих московских стратегов, степень самодеятельности населения региона в
освоении природных богатств и развитии экономики и бизнеса низкая, причинами
чего являются суровые и экстремальные природно-климатические условия,
отдаленность, слабое развитие и незавершенность коммуникаций. В этой связи
следует отметить, что впечатление о дальневосточниках, как о некоей чуждой
фармации не меняются уже более 100 лет. Ярким примером этого служат слова
великого русского писателя А.П. Чехова: «…Если внимательно и долго
прислушиваться, то, боже мой, как далека здешняя жизнь от России! Начиная с
балыка из кеты, которым закусывают здесь водку, и, кончая разговорами, во всем
чувствуется что-то свое собственное, не русское. Пока я плыл по Амуру, у меня
было такое чувство, как будто я не в России, а где-то в Патагонии или Техасе; но
говоря уж об оригинальной, не русской природе, мне все время казалось, что склад
нашей русской жизни совершенно чужд коренным амурцам, что Пушкин и Гоголь тут не
понятны и потому не нужны, наша история скучна и мы, приезжие из России, кажемся
иностранцами. В отношении религиозном и политическом я замечал здесь полнейшее
равнодушие…».
Может быть, именно поэтому экономическая и социальная модель региона многие годы
формировалась под патронажем государства. И как только этот патронаж и
политическая воля центральных властей ослабевала, в регионе формировались
благоприятные условия для усиления экономических и политических позиций
приграничных государств, усиливалось демографическое давление соседей на рынках
труда, а приток населения из центральной России прекращался. Параллельно
хозяйственная жизнь этой части страны в течение относительно короткого
промежутка времени начинала зависеть от решений отдельных местных чиновников,
часто за пределами государственных интересов. Шло разграбление природных
ресурсов в виде вывоза за пределы России рыбы и морепродуктов, круглого леса,
углеводородного сырья и др. по «бросовым» ценам. На этом фоне наблюдался рост
различных видов преступности, коррупционная составляющая сделок по продаже
природных и других ресурсов стремительно росла. Дальневосточный регион
становился весьма неудобным и опасным для его жителей, что стимулировало и
продолжает стимулировать миграционные процессы. Все это не может не привлекать
внимания центральных властей.
С одной стороны, Восточная Сибирь и Дальний Восток составляют основную часть
пространственного, сырьевого и топливно-энергетического потенциалов страны, а с
другой ─ эта часть России уже становится средоточием потенциально-опасных
проблем геополитического, социального, демографического, этно-национального,
энергетического и инфраструктурного характера. Для разработки новой региональной
политики в отношении Дальнего Востока России нужна новая система оценок
ситуации, учитывающая кардинальные изменения отношений, интересов и ресурсных
возможностей государства, регионов, хозяйствующих субъектов и населения.
|