MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

2.4. Состояние здоровья и система организации медицинской помощи населению Дальневосточного федерального округа

Низкий уровень жизни у значительной части населения ДФО и тяжелые природно-климатические условия сказываются на состоянии здоровья дальневосточников. За последние годы в округе отмечается рост заболеваемости во всех субъектах федерации и во всех возрастных группах населения.
Около 80 % потерянных населением региона активных лет жизни (за счет преждевременной смертности и инвалидности) обусловлены соматическими неинфекционными заболеваниями. К наиболее значимым неинфекционным заболеваниям относятся болезни системы кровообращения. В территориях ДФО на их долю приходится более 16 % общей заболеваемости по обращаемости, около 12 % случаев временной утраты трудоспособности, почти половина всех случаев инвалидности и более 50 % смертности.

Сравнение стандартизованных по возрасту показателей смертности от болезней системы кровообращения в регионе с аналогичными показателями таких стран как США, Франция, Швеция, Великобритания и Канада свидетельствует о том, что уровень смертности на Дальнем Востоке России по этим причинам в 3,5–4 раза превышает показатели в поименованных странах.

Безусловно, негативное влияние на уровень сердечнососудистой заболеваемости и смертности оказывают образ жизни населения региона, отсутствие действенной региональной программы первичной профилактики заболеваний системы кровообращения, а также целевых инвестиций, направленных на совершенствование системы медицинской профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Заболеваемость населения Дальневосточного региона отличается комплексностью, сочетанием патологических проявлений. Так, болезни органов пищеварения характеризуются высокой степенью общесистемных поражений (весьма редко встречаются изолированные формы), имеется выраженная связь патологии с невротическими расстройствами. Уже в детском возрасте около 25 % детей имеют 4 и более ежегодных эпизодов острых заболеваний или обострение хронических. У взрослых доля лиц с сочетанной хронической патологией составляет уже 45–50 %. Как свершившийся факт воспринимается высокий уровень выявления онкозаболеваний в 3 и 4 стадии, инфаркты и инсульты у мужчин в возрасте от 40 до 50 лет и т.п.
В ДФО на фоне социально-экономических реформ в течение последних двадцати лет складывается относительное преобладание женщин и детей среди малообеспеченных слоев населения. В условиях экономического кризиса 2007–2010 гг., особенно высокому риску подвергаются малоимущие и маргинальные группы населения. Разрыв между богатыми и бедными в регионе достиг критических значений. Неравенство в отношении здоровья и доступности качественной медицинской помощи между различными группами населения приводит к социальному расслоению дальневосточников и способствует высокому уровню социальной нестабильности. При этом общая заболеваемость детей Дальнего Востока значительно превышает средний для России уровень. На сегодняшний день почти каждый выпускник школы имеет 2–3 заболевания, зачастую, хронических. Лишь 10 % детей, получивших среднее образование, могут считаться вполне здоровыми. Уже сегодня от 50 до 70 % молодых людей призывного возраста не способны нести службу в современной армии по состоянию здоровья, а более 10 % будущих матерей имеют высокий уровень риска бесплодия.

На фоне экономической депрессии и наличием таких факторов риска среди детей старшего возраста и подростков, как ожирение, психосоциальные факторы и проблемы психического здоровья, значимость которых возрастает, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России сохраняются такие проблемы, как недостаточное питание, перинатальные нарушения и инфекционные заболевания. Распространенность ВИЧ/СПИДа среди молодежи возрастает, а травматизм и насилие представляют угрозу здоровью детей и подростков47. В регионе отчетливо сформировалась проблема краткои долгосрочных последствий, связанных с загрязнением окружающей среды, экологической небезопасностью, а также нездоровым образом жизни значительной части населения.

В связи с этим остро встает вопрос о совершенствовании социальной политики в отношении охраны здоровья дальневосточников, разработке новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании не только материальной помощи, но и других видов социальных и медицинских услуг. При этом данная помощь в первую очередь должна быть оказана самым нуждающимся слоям населения. Одним из важных звеньев такого механизма может стать совершенствование специальной системы медицинской помощи социально депрессивному населению региона, прежде всего это беременные женщины, дети и подростки.

За период 1990–2010 гг. заболеваемость женщин в период беременности, родов и послеродовой период увеличилась в 2 раза, в том числе почти в 4 раза выросли анемии, в 2 раза ─ заболевания почек и мочеполовой системы, болезни системы кровообращения, сахарный диабет, отеки, протеинурия, гипертензивные расстройства, на 21,8 % ─ нарушения родовой деятельности. В Дальневосточном федеральном округе по сравнению с Российской Федерацией анемия регистрируется чаще в 1,3–1,5 раза (Республика Саха (Якутия), Камчатский край), болезни мочеполовой системы ─ в 2–2,5 раза (Республика Саха (Якутия), нарушения родовой деятельности ─ в 1,5 раза (Сахалинская, Еврейская автономная области) (табл. 2.1). Все это приводит к более высоким рискам тяжкого бремени врожденных пороков развития для современного и последующего поколений.

Региональная медицина традиционно отодвигала охрану здоровья женщин на второй план. Вплоть до настоящего времени немногие региональные программы уделяли внимание особенностям оказания медицинской помощи женщинам в разные возрастные периоды их жизни, а исследования, посвященные охране здоровья женщин, носили фрагментарный характер и практически не финансировались. В условиях реализации новой редакции Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» дети и беременные женщины отнесены к так называемому неработающему населению, что автоматически отнесло их к гражданам «второго сорта», поскольку региональные администрации неохотно и нерегулярно выполняли свои обязательства по платежам в фонд ОМС за неработающее население.

 

Таблица 2.1. Заболевания, осложнившие роды и послеродовой период в 2007–2010 гг. в субъектах Дальневосточного федерального округа (на 1000 родов)

Таблица 2.1. Заболевания, осложнившие роды и послеродовой период в 2007–2010 гг. в субъектах Дальневосточного федерального округа (на 1000 родов)

Примечание. 1 ─ Республика Саха (Якутия), 2 ─ Камчатский край, 3 ─ Приморский край,
4 —Хабаровский край, 5 ─ Амурская область, 6 ─ Магаданская область, 7 ─ Сахалинская область, 8 ─ Еврейская автономная область.

Отражением неудовлетворительного финансирования программ по охране репродуктивного здоровья подростков и молодежи, а так же низкого социально-экономического уровня среднестатистической молодой семьи дальневосточников является значительное ухудшение состояния, как общего, так и репродуктивного здоровья девочек-подростков, показатели заболеваемости среди которых на 10–15 % выше, чем у юношей.
Кроме того, следует отметить, что к началу 90-х гг. материальная база учреждений службы ОЗМиР в значительной мере отставала от материальной базы других служб здравоохранения, особенно в малонаселенных северных районах и на селе. К сожалению, за первое десятилетие XXI в. прорыва по обновлению основных производственных фондов родильных домов, женских консультаций, детских больниц и поликлиник, врачебных амбулаторий и ФАПов и реорганизации управления службой ОЗМиР не произошло. Хуже того, из штатных расписаний министерств и управлений отрасли исчезли должности заместителей первых руководителей, которые персонально отвечали за планирование, управление и результаты работы службы ОЗМиР, как федерального, так регионального и муниципального уровня.

В Дальневосточном Федеральном округе на 100 родившихся малышей приходится 114 абортов, при этом в Магаданской области 151, Сахалинской ─
148, Хабаровском крае ─ 135 (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Прерывание беременности (аборты) на 100 родившихся живыми в 2007 г. в субъектах Российской Федерации ДФО

Рис. 2.9. Прерывание беременности (аборты) на 100 родившихся живыми в 2007 г. в субъектах Российской Федерации ДФО

Анализ результатов деятельности служб ОЗМиР территорий округа показывает, что уровень репродуктивных потерь в большинстве территорий неоправданно высок. Так, в 1990–2010 гг. во многих субъектах РФ ДФО более 60 % от всех зарегистрированных беременностей заканчивалось абортами, что резко снижает эффективность работы службы ОЗМиР. Вопреки здравому смыслу значительные усилия акушеров-гинекологов региона связаны с производством абортов, причем, как правило, оплачиваемых по территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, формирования значительного числа осложнений абортов, а затем все усилия службы направляются на борьбу с их последствиями.

Наши прогнозные оценки показывают, что основные демографические проблемы ближайшего будущего (низкая рождаемость, высокая смертность и отрицательный естественный прирост населения) сохранятся в 2011–2025 гг. Вероятно, рождаемость и средняя продолжительности жизни станут снижаться до тех пор, пока не будут решены реальные экономические проблемы большинства семей, имеющих детей. Лишь тогда можно ожидать изменения репродуктивного поведения большинства женщин фертильного возраста. А пока, проблемы молодой семьи дальневосточников, достигшие в последние годы критических значений сформировали высокий уровень абортов.

По данным ВОЗ, 50 % женщин, прервавших по собственному желанию свою первую беременность абортом, остаются бесплодными. Число заболеваний, прямо или опосредованно влияющих на органы репродукции непрерывно растет. За период 1990–2010 гг. число женщин с впервые установленным диагнозом бесплодия в ДФО увеличилось почти в 3 раза; по выборочным данным, 40–50 % бесплодия в браке имеет своей причиной заболевания репродуктивного аппарата супруга. Многие специалисты всерьез обеспокоены тем, что последние годы характеризуются тревожным ростом числа бесплодных браков: практически каждая 7–8 пара так или иначе в течение своего репродуктивного возраста (15–49 лет) сталкивается с этой проблемой.

И, тем не менее, в России в 2009 году родилось 1 млн 764 тыс. детей, коэффициент рождаемости составил (на тысячу населения) 12,4, причем доля вторых и третьих рождений увеличилась с 44,2 % в 2008 году до 45,3 % в 2009 году. Однако суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной) составил всего 1,56, т.е. страна не смогла выйти даже на показатели 1991 г., когда этот показатель был выше. В то же время не следует забывать о том, что в 2009 г. умерли 2 млн 13 тыс. человек, а коэффициент смертности составил 14,2 на тысячу населения.
Материнская смертность является важнейшим показателем состояния репродуктивного здоровья женщин. В современных условиях она является яркой иллюстрацией уровня материального положения женщины в обществе, уровня его социально-экономического благополучия, отражающего доступность, своевременность и качество оказываемой акушерско-гинекологической помощи. В России за последние десятилетия наблюдается снижение материнской смертности: с 47,4 на 100 тыс. родившихся живыми в 1990 г. до 22,0 и ниже в последующие годы.

Однако РФ имеются регионы, где уровень материнской смертности в два, а то и в три раза превышает среднероссийский уровень. Это, как правило, отдельные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока России. Причем, при равном уровне инвестиций в развитие учреждений службы ОЗМиР в отдельных территориях ДФО, достигаются полярные результаты, например, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. В этих субъектах РФ ДФ за последние десятилетия были построены и оснащены современным технологическим оборудованием региональные перинатальные центры, но результаты достигнуты разные. В республике Саха (Якутия) повысилась рождаемость, сформировался устойчивый уровень положительного естественного прироста населения, снижается перинатальная и младенческая смертность, а в Хабаровском крае «достижения» службы имеют иной вектор.

Причиной такого явления становится несбалансированная политика региональных властей по высокому уровню инвестиций в службу ОЗМиР, в частности в региональный перинатальный центр на строительство и оснащение медицинским оборудованием, в сочетании с низким уровнем контро-

ля за расходованием средств и результатами деятельности данного ЛПУ48. Именно в таких учреждениях содержится огромный, но неповоротливый и неэффективный управленческий аппарат, затраты на содержание руководства «максимизированы», а результаты управления учреждением довольно часто имеют отрицательный вектор.

В своем докладе на Коллегии МЗиСР в 2010 г. министр Т.А. Голикова сказала следующее: «Значительные средства, вложенные в ходе реализации национального проекта «Здоровье» в учреждения родовспоможения, привели к положительному результату. Однако в этой сфере остается много недоработок. Организационная структура службы недостаточно отлажена. Это приводит к серьезным сбоям в работе». По мнению министра сегодня нельзя мириться с тем, что медицинская помощь женщинам в период беременности и родов плохо районирована, сельские учреждения родовспоможения резко отличаются по качеству в худшую сторону от городских, а регионы игнорируют перевооружение медицинским оборудованием ЛПУ, которые не вошли в приоритетный национальный проект «Здоровье». «Предлагаю региональным органам здравоохранения принять экстренные меры по наведению организационного порядка во всех учреждениях родовспоможения, незамедлительно утвердить нормативные документы, регламентирующие разделение учреждений родовспоможения по уровням оказания медицинской помощи, а также в зависимости от риска возникновения осложнений во время беременности и родов. Надо в оперативном порядке разработать и утвердить схему маршрутизации пациентов в зависимости от имеющейся у них патологии» ─ заключила министр. К числу других, наиболее актуальных проблем ДФО относятся распространение наркомании. Несмотря на то, что за 10 лет число больных наркоманией в округе выросло в 3,7 раза, как правило, это дети, подростки и молодежь. Согласно прогнозу федерального информационного Центра социальной и судебной психиатрии им. В. Сербского показатель учтенной распространенности наркомании в регионе может в ближайшие годы увеличиться в более чем в 2 раза. Рост показателей ожидается по всем субъектам федерации округа, но особенно в Республике Саха (Якутия) ─ в 2–6 раз; в Приморском крае ─ в 1,5–2,5 раза; в Хабаровском крае ─ в 2–3,5 раза; в Магаданской области ─ в 3–3,5 раза; в Сахалинской области ─ в 2–2,5 раза.

Распространенность алкоголизма среди населения ДФО в течение многих лет остается высокой. Практически во всех территориях региона общая заболеваемость алкоголизмом находится на более высоком уровне, чем в среднем в РФ. Наибольшее абсолютное количество зарегистрированных больных хроническим алкоголизмом было в Приморском крае (40,378 тыс. человек), Республике Саха (Якутия) (23,055 тыс. человек), Хабаровском крае (17,361 тыс. человек).

К сожалению, рост заболеваемости дальневосточников сопровождается нарушением их прав. Так, только за первое полугодие 2008 года органами прокуратуры ДФО было выявлено свыше 1,6 тыс. нарушений законодательства, допущенных руководителями медицинских учреждений и должностными лицами. Такую цифру привело управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе после подведения итогов надзорной деятельности по обеспечению законности в сфере здравоохранения.

Одним из распространенных нарушений в ДФО являются нарушения требований трудового законодательства. В республике Саха (Якутия), Хабаровском и Камчатском крае, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе проверками выявлены случаи ущемления прав медицинских работников на включение дополнительных выплат при подсчете средней заработной платы. Кроме того, в Приморском и Хабаровском крае, Амурской области установлены факты необоснованного предъявления к оплате талонов родовых сертификатов.

Выявлены факты оказания медицинской помощи населению в ЛПУ лицами, не имеющими лицензий. Так, в республике Саха (Якутия) прокурорскими проверками установлены факты осуществления 159 лечебно-профилактическими учреждениями деятельности на основании лицензий, сроки которых истекли. Аналогичные нарушения выявлены в Приморском и Камчатском крае, Амурской и Сахалинской области. Для устранения нарушений прокурорами внесено 349 представлений, по результатам рассмотрения которых 244 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, принесено 32 протеста на незаконные правовые акты, объявлено 76 предостережений о недопустимости нарушений действующего законодательства, 95 лиц привлечено к административной ответственности, в суды направлено 428 заявлений.

В сложившейся ситуации важное место должно быть отведено модернизации организационной структуры отрасли здравоохранения региона, состояние которой неоднозначно даже с исторических позиций. Перед «перестройкой по Горбачеву» отрасль представляла собой довольно неоднозначный комплекс ЛПУ различного уровня и материально-технического состояния. Как показала перепись ЛПУ, проведенная МЗ СССР еще в конце 1983 г., в ветхих зданиях, подлежащих замене было размещено 21,4 % общего числа коек. В 1987 г. дальневосточников обслуживало 2 410 фельдшерских, акушерских и других пунктов, 741 женская и детская консультации, поликлиника и амбулатория. К началу перестройки было завершено строительство и организация многопро фильных региональных клинических больниц в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске и Якутске мощностью от 500 до тысячи коек, больниц скорой медицинской помощи с центрами реанимации, больниц восстановительного лечения для детей и для взрослых, центров кардиохирургии и т.п. Но в целом, уже тогда система здравоохранения региона по своему развитию, уровню внедрения современных технологий, качеству кадров и управлению значительно отставала от систем здравоохранения Прибалтийских республик, Украины, Беларуси, центральной России, Урала и Западной Сибири.

Следует отметить, что дальневосточники дают свои, довольно часто нелицеприятные оценки региональной медицине. Так по данным независимых опросов населения, проведенных в Хабаровском крае в апреле 2006 г.50, по ряду направлений социологического исследования по уровню удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг более 60 % респондентов отрицательно отозвались о ЛПУ, в которых получали медицинскую помощь. Личные расходы граждан составляет 40–45 % от совокупных затрат на медицинскую помощь. Более 50 % пациентов платят за лечение в стационарах, 30 % ─ за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65 % ─ за стоматологические услуги.

Расслоение структуры потребителей (пациентов) сопровождается расслоением структуры производителей медицинских услуг. В сфере платной медицины сегодня сосредоточены серьезные деньги, существенно выходящие за рамки статистической отчетности и государственного контроля. Происходит скрытая коммерциализация, а иногда и фактическая приватизация наиболее привлекательных для потребителей медицинских учреждений и служб. Обратная сторона этого процесса ─ имущественное расслоение врачебного корпуса. Врачи с непозволительно низкой зарплатой часто работают бок о бок с коллегами и администраторами, чей жизненный уровень сопоставим с уровнем жизни успешных предпринимателей. На уровне качества производимых услуг повышение жизненного уровня именно этой части врачебного корпуса пока никак не отражается.

Для иллюстрации существования проблемы обеспечения качества и безопасности медицинской помощи следует привести некоторые данные по России. Так, ежегодно россияне совершают 1,2 млрд амбулаторных обращений к врачам, а 40 млн граждан РФ получают стационарное лечение. Вместе с тем по данным экспертных оценок, как минимум в 10 % случаев оказания медицинской помощи имелись те или иные дефекты. Именно эти 10 % ─ это 4 млн пациентов круглосуточных стационаров и ─ 120 млн обращавшихся за помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения. В этой связи следует привести высказывания академика РАМН А.Н. Чучалина на Первом национальном конгрессе терапевтов о том, что в России треть поставленных диагнозов ─ неверны. Свое последнее веское слово добавляют и маститые патологоанатомы: более 20 % вскрытий показывают, что диагноз был поставлен неправильно.

Проблема реальной компенсации вреда нанесенного пациентам врачами до настоящего времени выглядит весьма проблематично. Так по мнению председателя Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александра Саверского только по трем завершенным судебным делам 2006–2007 гг. были присуждены истцам компенсации морального вреда в размерах от 750 тыс. до 1,6 млн рублей, что для России пока является беспрецедентным. Максимальная известная сумма до того составляла всего 250 тыс. Но это тенденции последнего времени. И они резко выделяются на фоне общих показателей. Например, в 2006 г. средняя цифра удовлетворенной компенсации равнялась 1679,7 рублей на один случай. Общая сумма для 15,644 тыс. исков, получивших материальное возмещение, составила 26,3 млн рублей.

Что же относительно таки организаций, как Росздравнадзор и Роспотребнадзор, которые имеют во всех субъектах РФ ДФО свои территориальные органы и учреждения, которые не подчиняются местным властям, то они не занимаются собственно защитой прав граждан. Конечно, они выявляют системные ошибки, допущенные в ряде государственных программ, и доносят до МЗиСР соответствующую информацию, но сами не способны предпринять сколько-нибудь значимых шагов по защите пациентов от некачественных медицинских услуг. Основные направления их деятельности сосредоточены на санитарно-эпидемиологическом контроле и вакцинации (бывшая Санэпидслужба ─ ныне Роспотребнадзор), а также на лицензировании, проблемах лекарственного обеспечения и производства лекарств и т.п. (Росздравнадзор). В то же время гражданин (пациент) не может получить в этих службах полноценную юридическую помощь или даже консультацию по вопросам прав на охрану здоровья, не говоря уже о защите этих прав.

На Дальнем Востоке России уровень доступности, качества и безопасности медицинской помощи населению значительно ниже, чем в центральных регионах страны. Внутрибольничное инфицирование, рост числа осложнений, неадекватное применение лекарственных препаратов, поздняя диагностика, врачебные ошибки и т.п. формирует дополнительные затраты, которые необходимы на исправление брака. Тенденция роста затрат в связи с низким уровнем доступности и качества производства медицинских услуг резко снижает эффективность функционирования регионального здравоохранения.

Только предварительные выборочные исследования, проведенные с 2001 по 2010 гг. показали, что финансовые средства отрасли используются неэффективно. Так, население ДФО за истекшие 15 лет уменьшилось более чем на 1,5 млн человек, коечный фонд ЛПУ сократился более чем на 5 тыс. коек, а параллельно увеличилось число штатных должностей в ЛПУ врачей и медсестер на 4,12 %, управленческого персонала ─ на 6,36 %; сократилось число штатных должностей младшего персонала на 3,7 %; число физических лиц врачей и медсестер, как правило, остается на прежнем уровне или уменьшается (ЕАО, Магаданская обл., Камчатский край); число физических лиц управленческого персонала (главные врачи, заместители, эксперты, сотрудники бухгалтерий и пр.) за годы т.н. реформ выросли более чем на 25 % повсеместно. Рост должностей управляющих структур региональных ЛПУ отражает корпоративные интересы чиновников различного уровня, от отдельного ЛПУ до регионального министерства, а вот с точки зрения здравого смысла эти процессы пока не находят объяснения.

Фактическое финансирование медицинской помощи населению большинства территорий ДФО проводится нерационально, поскольку как финансовые ресурсы бюджетов, так и ОМС, а так же личные средства граждан тратятся на развитие редких, часто уникальных, но дорогостоящих видов помощи в ущерб дешевым, массовым и эффективным. Так, доля расходов на стационарную помощь во всех без исключения субъектах РФ ДФО исключительно высока ─ более 60 % всех расходов отрасли, в то время как на амбулаторную помощь расходуется менее 30 %, из них всего около 8 % ─ на первичную медико-санитарную помощь, где работают участковые врачи, фельдшеры и патронажные медицинские сестры, где, как правило, сосредоточены все технологии профилактики заболеваний. И еще около 8 % затрат идет на финансирование скорой и неотложной медицинской помощи.

В условиях, когда, по мнению федерального министра здравоохранения, в 2010 году 18,6 млн человек, т.е. более 13 % населения России находились за чертой бедности, организация доступной, качественной и безопасной медицинской помощи именно этой группе граждан становится приоритетной задачей. В структуре населения Дальнего Востока России уровень бедности выше, чем в России в целом, что объясняет рост социально-значимых заболеваний в регионе.

Конечно, на основании поручения Президента Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития совместно с органами государственной власти регионов РФ в 2010 г. начинает эксперимент по оказанию государственной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта, который предполагает заключение с получателями помощи социальных контрактов, а точнее, договоров социальной адаптации. Органы социальной защиты по месту жительства граждан окажут материальную поддержку семьям, которые будут предпринимать активные действия по поиску работы, вести здоровый образ жизни, заботиться о детях, не совершать асоциальные поступки и противоправные действия. Но, как и предыдущие многочисленные эксперименты, данный эксперимент по нашему мнению не даст желаемого результата по причине того, что, во-первых, он не будет обеспечен достаточным уровнем ресурсной базы, в частности врачебными кадрами, во-вторых, утонет в межведомственных согласованиях, совещаниях и «разборках».

Современные социально-экономические условия обострили кризис управления производством медицинских услуг населению, а формирование новой конкурентной среды заставило руководителей ЛПУ вновь обратить внимание на эффективность и качество. А между тем, такие категории управления как эффективность и качество связаны между собой прямой зависимостью. Качество производимого продукта увеличивает долю рынка медицинского учреждения, помогает выстоять в конкурентной среде, приводит к снижению затрат и, в конечном итоге, способствует повышению эффективности всего производства медицинских услуг.

Но для повышения эффективности и качества отрасли здравоохранения региона, необходимо решение нескольких проблем. В частности формирование достаточно жесткой система отбора и подготовки специалистов по управлению ЛПУ в условиях рынка, которые рассматривали бы процесс управления, как процесс, направленный на достижение врачом уверенности в выполнении поставленных требований, как внутри ЛПУ, так и за ее пределами, хотя бы в рамках реализации модели международного стандарта ИСО 9000/2000 (TQM — Всеобщего Управления Качеством)52. А самое главное определение ясных целей и программ стратегии развития здравоохранения субъектов РФ ДФО, как минимум до 2025 г., которые бы базировались на результатах НИОКР.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и в Основных направлениях антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. говорится о необходимости всесторонней модернизации, изменении качества жизни в России, переориентации экономики на реальные потребности людей, в том числе на улучшение здоровья граждан. В настоящее время МЗиСР делает попытки реализовать концепцию (программу) долгосрочного развития здравоохранения России до 2020 г.53 и рекомендовал разработать программы модернизации регионального здравоохранения всем субъектам РФ на 2011–2012 гг. исходя из социально-экономической ситуации, демографических показателей, а так же показателей здоровья населения и др.

К сожалению, как уже повторялось неоднократно в последние годы, региональные программы модернизации здравоохранения базируются на «причесанных» и политкорректных статистических показателях, а не на достоверных результатах НИОКР. И, тем не менее, генеральным направлением развития отрасли здравоохранения территорий ДФО должно стать увеличение продолжительности жизни дальневосточников, снижение младенческой, детской и материнской смертности, снижение уровня заболеваемости.

Модернизация объектов медицинской инфраструктуры должна происходить в направлении снижения объема коечного фонда и создания на высвободившихся площадях подразделений для реализации современных технологий, реализации рациональных походов к процессам профилактики заболеваний, внедрения эффективных механизмов экономического стимулирования ЛПУ и их сотрудников54. Реконструкция или строительство новых зданий ЛПУ взамен зданий с высокой степенью износа должны соответствовать современным требованиям, в том числе по противопожарной безопасности и сейсмостойкости.

Также необходимо создание организационной системы, предусматривающей:

- возможность своевременного поступления пациента в ЛПУ, аккредитованное для оказания качественной медицинской помощи при конкретном заболевании или патологическом состоянии, то есть оснащенное необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам медицинской помощи;

- возможность поэтапного продолжения лечения в других ЛПУ (преемственные долечивание и реабилитация, вторичная профилактика, санаторно-курортное, восстановительное лечение) или на дому до достижения наилучшего результата (выздоровление, функциональное восстановление).
Для формирования организационной системы, гарантирующей доступность и качество медицинской помощи, необходима реализация распределения функциональных обязанностей ЛПУ, подтвержденное аккредитацией их к конкретным видам медицинской деятельности, интеграция всех ЛПУ (амбулаторно-поликлинических, скорой помощи, стационаров) в единую систему оказания медицинской помощи с определенными маршрутами пациентов, организацией необходимой этапности организации производства услуг.

Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счет создания нескольких центров высоких медицинских технологий федерального уровня, расположенных в крупнейших агломерациях Дальнего Востока. В первую очередь к таким центрам следует отнести Федеральный центр сердечнососудистой хирургии (г. Хабаровск) мощностью около 6 тыс. операций в год и Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (г. Владивосток) мощностью до 5 тыс. операций в год.

Региональные учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, будут связаны с федеральными центрами с помощью современных телемедицинских технологий. За счет средств Федерального бюджета также планируется создание межрегиональной телемедицинской системы, обеспечивающей мониторинг и управление эпидемиологической ситуацией на территории дальневосточных регионов России.

В связи со спецификой заболеваемости в территориях ДФО, а также с интенсивным миграционным обменом с приграничными государствами особое значение приобретет борьба с распространением туберкулеза. Важнейшей задачей является обеспечение широкого охвата населения рентгенологическими исследованиями, в том числе за счет передвижных флюорографов (на базе колесной и гусеничной вездеходной техники, а вдоль железнодорожных веток — на базе специализированного железнодорожного транспорта), возможностей для изоляции и лечения лиц с открытыми формами туберкулеза в специальных лечебных учреждениях.

В региональных центрах и в других крупных городах ДФО будет продолжена практика формирования клинико-диагностических центров. Такие центры включают в себя профильные клинические отделения, поликлинические амбулатории, дневные стационары, диагностические и лабораторные отделения, реабилитационные центры. Клинико-диагностические центры станут центрами телемедицинской системы, которая свяжет их с сетью поликлиник и центров общей (семейной) практики.

На межрайонном уровне в центрах зон опережающего экономического роста будут созданы медицинские центры, связанные с клинико-диагностическими центрами (посредством телемедицинской системы) и специализированными диспансерами (кардиологический, психотерапевтический, наркологический и противотуберкулезный). Межрайонные центры станут базами санитарной авиации, обеспечивающей быструю доставку пациентов из удаленных районов к месту лечения.

Основной функцией районного уровня развития системы здравоохранения является амбулаторная помощь. Кроме того, задачами районных центров (мест размещения бригад скорой помощи и мобильных бригад врачей) являются проведение углубленных осмотров населения (особенно женщин и детей), выявление хронических форм патологии, оказание консультативной и лечебно-профилактической помощи. Важным направлением развития районного уровня системы здравоохранения станет поставка в районные больницы и станции скорой помощи медицинской техники, совместимой с телемедицинскими технологиями, а также оснащение современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения.

За районным уровнем будет закреплено развитие института врачей общей (семейной) практики, владеющих основными диагностическими и лечебными навыками по наиболее распространенным заболеваниям с различной диагностикой. Центры общей (семейной) практики будут расположены во всех центрах сельских поселений. В зоне ответственности врачей общей (семейной) практики будет находиться один или несколько фельдшерско-акушерских пунктов.

Медицинское обслуживание населения труднодоступных и небольших по численности северных, в том числе национальных сел, будет осуществляться силами мобильных медицинских бригад по специальным авиационным маршрутам.

В вахтовых поселках, распложенных в пределах транспортной доступности центров зон опережающего экономического роста, необходимо создать медицинские пункты неотложной (в том числе и стоматологической) помощи. Для удаленных и труднодоступных вахтовых поселков необходима организация центров общей (семейной) практики и врачебной амбулатории с современным оборудованием.

Существенно, что каждая территория ДФО имеет свою программу планирования трудовых ресурсов отрасли здравоохранения, в которой, в соответствии с целями и приоритетами, взаимодействуют министерство здравоохранения и министерство образования. Планирование кадровых ресурсов здравоохранения должно иметь долгосрочную эволюционную (не революционную) перспективу. Высшими приоритетами в ДФО являются: перемены в соотношении численности врачебного и среднего медицинского персонала, улучшение географического распределения и расширение круга специалистов по оказанию первичной медицинской помощи при сокращении численности врачей узкого профиля. Чтобы реализовать мероприятия, направленные на формирование новой кадровой структуры, необходимо выработать формы и методы работы, позволяющие соотнести уровень достигнутых результатов здоровья пациентов с уровнем доходов каждого врача.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3167
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru