MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.2. Принципы обеспечения качества подготовки специалистов для системы здравоохранения региона

Изменения, произошедшие в отечественной медицине в последние годы, касаются не только результатов научно-технического прогресса, но и определенных моральных проблем. Многие годы повсеместно доминировал тезис о том, что каждому человеку доступно все лучшее, что может предложить медицина. Однако с течением времени интересы начали смещаться к вопросам ресурсов и стоимости лечения, стандартизации качества, а также экономической эффективности деятельности в области здравоохранения. Самыми важными ресурсами с точки зрения обеспечения качества в современной медицине являются кадровые ресурсы врачей.

Несмотря на уже имеющийся значительный интерес к вопросам качества подготовки врачей, этот аспект совершенствования системы образования в отрасли здравоохранения в России остается для большинства медицинских работников новым и порой совершенно неясным. Зарубежная литература, особенно американские источники, всесторонне освещают методы обеспечения качества, но они настолько специфичны для США, что вряд ли приемлемы в других странах, хотя изучение зарубежного опыта принесет определенную пользу для разработки концептуальных подходов к обеспечению качества медицинской помощи в России.

Следует отметить, что российские предприятия и учреждения до настоящего времени отстают от своих зарубежных аналогов в применении современных методов управления качеством, хотя это направление имеет свою историю, огромный потенциал и развивается с начала XX в. (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Подходы к качеству в разных социально-экономических системах (Менеджмент качества. А.В. Елин, И.Е. Елина, 2004)

Рис. 5.1. Подходы к качеству в разных социально-экономических системах (Менеджмент качества. А.В. Елин, И.Е. Елина, 2004)

В современной науке и практике существуют различные определения понятия качества. Академия проблем качества Российской Федерации сформулировала концептуальное видение качества как функциональную категорию управления, которая определяет образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и общества.

Качество как категория управления ─ интегральное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон жизнедеятельности предприятия или организации от процесса разработки стратегии, маркетинга и далее включая все этапы жизненного цикла товара или услуги.

Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей.

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами серии ИСО 9000. Эти стандарты установили четкие требования к системам обеспечение качества. Они положили начало процедурам разработки, внедрения и сертификации систем качества. В результате этого возникло самостоятельное направление менеджмента ─ менеджмент качества. Менеджмент качества есть деятельность руководства предприятия или организации направленная на создание таких условий производства, которые необходимы и достаточны для выпуска качественной продукции (рис. 5.2). В процессе менеджмента качества на предприятии или в организации разрабатывается политика качества, определяются стратегические и тактические цели, распределяется персональная ответственность исполнителей.

Рис. 5.2. Управление качеством

Рис. 5.2. Управление качеством

Серьезное достижение в последние годы наблюдаются в вопросах взаимодействия государственных учреждений и общественности, направленные на улучшение качества в различных секторах народного хозяйства. Наиболее четко это проявляется во взаимодействии Госстандарта России с Академией проблем качества, МОО «МАК ─ СовАсК» и региональными комиссиями по качеству при главах администраций субъектов Российской Федерации16. По инициативе общественности, поддержанной Правительством Российской Федерации, Госстандарт России совместно с другими министерствами и ведомствами, научными учреждениями и общественными объединениями разработал проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг.

Закономерным и знаменательным событием является создание Всероссийской организации качества, призванной объединить усилия общественности по улучшению качества продукции, товаров и услуг в России, способствовать распространению знаний о качестве, накопленных как в России, так и за рубежом, выработке адекватных форм работы в области качества, отвечающих современной острой ситуации. Таким образом, складываются реальные предпосылки для формирования национального движения за качество, созданы организационные формы его поддержки.

Однако констатация позитивных сдвигов в организации и осуществлении деятельности в области качества ни в коей мере не должна скрывать серьезных проблем с качеством отечественной продукции, товаров и услуг, в частности проблем низкого качества услуг в отечественном здравоохранении напрямую связанных с недостаточным уровнем качества подготовки медицинских работников. Практически во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в отрасли здравоохранения, резко сократилась исследовательская и проектно-конструкторская база. В результате производство в нужные сроки медицинских и образовательных услуг высокого технологического уровня и качества в современной России не имеет достаточного материального и интеллектуального обеспечения.

Общие подходы к управлению качеством. В последние десятилетия в экономике развитых стран произошли значительные изменения, которые вызваны, прежде всего, усилением научно-технического характера конкуренции, ее интернационализацией и дифференциацией потребительского спроса. Перед коммерческими и некоммерческими организациями встает проблема более гибкой адаптации к быстрым изменениям во внешних условиях хозяйствования. Адаптивность все больше связывается с повышением качества и увеличением функциональных свойств товаров и услуг.
Главным инструментом приспособления организаций к изменившимся условиям их деятельности является новый экономический механизм управления, отличительная черта которого ─ гибкость как в выборе в хозяйственных целей, так и в применяемых стратегиях их достижения. Новые подходы к управлению, однако, плохо согласуются с традиционными представлениями о роли качества в деловой политике коммерческих и некоммерческих организация и предприятий. Соответственно обеспечение высокого уровня качества не сводится просто к контролю за соблюдением стандартов, а становится приоритетной задачей практически для всех уровней управления. Именно подобный подход, выразившийся в создании систем всеобщего контроля качества (TQM), характерен для японских корпораций.

Японские достижения в области качества продукции общеизвестны. К примеру, одним из показателей оценки качества автомобилей на Западе является количество неполадок, которые заставляют обращаться в автосервис в течение первого года эксплуатации автомобиля (на 100 машин). В середине 80-х гг. XX в. лучший показатель среди американских фирм был у «Форда» ─ 182, у «Дженерал моторс» он был равен 350. Этот же показатель у «Тойоты» составлял всего 60.

Ориентация на качество, тесный контакт с клиентами становятся важнейшими составляющими организационной политики ведущих компаний. Их организационно-управленческие механизмы перестраиваются в соответствии с признанием ведущей роли потребителей в инновационной деятельности.

Опыт японских фирм и ряда западных корпораций убедительно показал, что только организационно-управленческими методами проблему качества решить нельзя. По мнению специалистов, в понятии «качество» как в фокусе концентрируются все основные проблемы функционирования современного предприятия или организации, и что обеспечение высокого качества ─ задача в высшей степени комплексная. Поэтому и ее решение не должно сводиться к совершенствованию или даже радикальной перестройке какой-либо одной подсистемы организации. Оно зависит от развития как управленческих структур и методов, так и материально-вещественных факторов производства товаров и услуг.

Следовательно, можно выделить несколько групп факторов, взаимодействие которых необходимо для обеспечения высокого уровня качества продукции:

- новые формы организации и управления;
- методы контроля качества;
- совершенствование материально-технической базы производства и прежде всего автоматизация технологических процессов.

Организационно-управленческие факторы не случайно занимают первое место в этой триаде. Опыт передовых организаций в экономически развитых странах свидетельствует о том, что автоматизация производства и внедрение новейших технологий обеспечивают ощутимый выигрыш в качестве продукции только в тех случаях, когда решены проблемы управленческого характера, и в первую очередь реализуются основы философии управления, нацеленной на решение проблемы качества. Что имеется в виду?

Во-первых, задаче обеспечения высокого уровня качества продукции подчиняется вся управленческая деятельность. В корпорации «Форд», например, качество продукции официально объявлено главной целью компании.

Практически во всех крупных фирмах политика руководства направлена на то, чтобы всемерное обеспечение высокого качества превратилось в «образ жизни» всех работников, стало их естественной и повседневной заботой. Вот почему считается, что борьба за качество ─ это не кампания и не лозунг. Обеспечение высокого качества необходимо не само по себе, а как средство решения наиболее актуальных проблем менеджеров капиталистического предприятия ─ достижения высоких финансовых показателей, снижения издержек, уменьшения числа производственных конфликтов и т.п.

Во-вторых, признано аксиомой, что обеспечить высокий и стабильный уровень качества путем организации его контроля специально учрежденными для этого службами нельзя. Нужный результат может быть получен лишь за счет самостоятельного контроля качества заботы непосредственными исполнителями, т.е. путем развития самоконтроля сотрудников. Идея простая по сути, но весьма сложная по исполнению: за качество должны отвечать все.

В-третьих, на предприятиях и в учреждениях должны быть устранены силы, препятствующие распространению новой философии управления качеством. Это, прежде всего, среднее звено управления ─ различные контрольные, инспекторские и другие службы, которым грозит упразднение в случае реализации идеи самоконтроля. Сотрудники этих служб, привыкшие к административно-командным методам работы, весьма болезненно переживают необходимость свертывания объемов контроля.

В настоящее время во многих технологически передовых предприятиях и учреждениях большая часть этих должностей ликвидируется. Оставшиеся чиновники и менеджеры лишаются распорядительных полномочий и переводятся на статус специалистов-консультантов, помогающих непосредственным исполнителям организовать самоконтроль. Указанные принципы нового подхода к управлению качеством реализуются при помощи целого комплекса мер, среди которых можно выделить несколько.

Обучение всего персонала методам статистического анализа. Этот процесс непременно начинается с обучения высших руководителей организации и затем постепенно охватывает нижестоящие уровни. В основе такого подхода понимание того, что любое управленческое новшество, каким бы заманчивым оно ни казалось, будет, скорее всего, отвергнуто работниками нижних иерархических уровней, если они не увидят, что нововведение пользуется поддержкой со стороны высших руководителей.

Подготовка программы обучения и создание соответствующей инфраструктуры требуют, по данным американских специалистов, в среднем не менее двух лет. Поэтому переориентация организации на первоочередное выполнение задач, связанных с обеспечением высокого качества товаров и услуг, ─ процесс длительный и обычно болезненный.

В настоящее время всеобщее обучение персонала методам управлений качеством осуществляется повсеместно. Основным направлением обучения является превращение понятия «качество» в ключевое слово новой философии управления. Имеется в виду, что обеспечение высокого уровня качества станет наиболее приоритетной задачей каждого сотрудника. Для этого необходимо сломать привычные стереотипы управленского мышления, ориентирующие сотрудников прежде его на снижение производственных и других издержек.

Многие корпорации разрабатывают комплексные программы внутриорганизационного управления качеством. В одной из американских электронных компаний такая программа предусматривала решение следующих управленческих задач:

- ориентацию персонала на бездефектное производство, поскольку, как показали исследования социологов, управление качеством по показателям предельно допустимого уровня брака содержит в себе компромиссную психологическую установку и отрицательно влияет на результат;
- жесткий постадийный метрологический контроль технологического процесса и сплошной статистический анализ данных, регистрируемых контрольно-измерительными приборами;
- формализацию процедуры планирования работ по повышению качества в зависимости от фактических показателей брака;
- корректную формулировку причин брака и последовательность мероприятий по их устранению;
- обязательное включение курса по повышению качества в программы подготовки и переподготовки персонала;
- организацию групп качества на предприятии, охватывающих все службы и функциональные категории занятых;
- конкретизацию общих целей управления качеством самими специалистами и рабочими;
- обоснование приоритетности и этапности работ по повышению качества (например, первые 20 % таких усилий должны приносить
80 % ожидаемого совокупного эффекта);
- организацию обратной связи: широкое информирование персонала о результатах реализации программы повышения качества;
- ориентацию системы материального стимулирования и кадровой политики на поощрение работы без брака.

Хотелось бы отметить, что опыт корпораций экономически развитых стран убедительно показал, что техническими средствами эффективно решить проблему качества продукции предприятиям и организациям экономически развитых стран не удается. В этой связи вполне обоснован скептицизм руководителей образовательных учреждений отрасли здравоохранения по отношению переноса методов «всеобщего управления качеством» (TQM) из условий промышленного производства в условия производства образовательных услуг. Многие из основных принципов TQM сложно адаптировать к образовательным задачам в медицине. Тем не менее, индустрия производства образовательных услуг в России изучает и усваивает опыт непрерывного управления качеством в экономически развитых странах и передовые медицинские вузы и колледжи осуществляют подвижки по пути управления КМП в рамках реализации основных направлений реформирования отечественного здравоохранения.

Управлением качеством медицинского образования. Повышение качества медицинского образования, получаемого в высшей школе, связано с очевидной необходимостью повышения эффективности системы управления качеством предоставления образовательных услуг. Вместе с тем, многие связывают оценку эффективности таких систем только с конечными результатами процесса образования, что представляется методически некорректным. Проблема качества образования тесно связана с созданием внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов. Для создания единой системы управления качеством образования во многих вузах используются фундаментальные принципы всеобщего менеджмента качества, являющиеся основой семейства стандартов серии ИСО 9000:2000.

По нашему мнению, для управления качеством производства образовательных услуг следует использовать системный подход в виде триады качества (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Триада обеспечения управления качества образовательного процесса в медицинском вузе

Рис. 5.3. Триада обеспечения управления качества образовательного процесса в медицинском вузе

Структурный компонент медицинского вуза представлен основными производственными фондами вуза (здания, сооружения, коммуникации, учебные корпуса, лаборатории и клиники) и ресурсами (кадровые, информационные, материально-технические и финансовые). Основные производственные фонды вуза должны соответствовать принятым в РФ стандартам СНИПов и СанПинов. Кроме того для медицинского вуза весьма важным стандартизованным компонентом подготовки врачей и провизоров следует рассматривать наличие в структуре учебной (университетской) клиники в виде многопрофильного стационара не менее, чем на 500 коек, учебных поликлиник по направлениям подготовки врачей (семейная, педиатрическая, стоматологическая) и учебно-производственной аптеки.

Что же относительно ресурсной базы, то по каждой категории ресурсов так же необходимо соблюдение определенных стандартов, в частности кадры преподавателей по своим характеристикам должны соответствовать уровню образовательных технологий принятых в ведущих медицинских вузах РФ, в противном случае добиться стандартных результатов деятельности не удастся. Информационный ресурс в виде стандартной электронной библиотеки высококачественных, постоянно обновляемых публикаций федерального и международного уровня. Материально-технические ресурсы вуза в виде стандарта оснащения учебных и научных подразделений (интерактивные доски, компьютеры и АРМы, оборудование научных подразделений, учебные тренажеры, муляжи и др.) так же должен выполняться неукоснительно. Что же относительно финансовых ресурсов, то эта часть ресурсной базы даже в экономически развитых странах, как правило, дефицитна, однако минимальный стандарт финансового обеспечения для медицинских вузов РФ должен соблюдаться.

Наличие стандартизованного структурного компонента позволит вузу выбрать и неукоснительно исполнять стандартные учебные, медицинские, инновационные и информационные технологии, что в конечном итоге позволит достигнуть запланированных (стандартизованных) результатов по трем основным направлениям подготовки врачей и провизоров, а именно по уровню профессиональной подготовки, по уровню удовлетворенности потребителей качественными характеристики выпускников вуза, а так же по соотношению уровня стандартных и фактических затрат на выпуск одной единицы продукции (выпускника вуза).

Объективное доказательство высокого качества деятельности любого вуза ─ это соответствие действующего в вузе механизма управления качеством предоставления образовательных услуг моделям, заложенным в международных стандартах ИСО-9000, что означает прямое использование одного из получивших всеобщее признание системного подхода, когда под активное взаимосвязанное управление будут поставлены все этапы деятельности по предоставлению образовательных услуг.

Условием совершенствования деятельности образовательной организации является изменение систем управления и контроля текущих процессов. Многие образовательные учреждения построили организационную структуру по вертикально-функциональному принципу, предусматривающему объединение специалистов одного профиля в мощные подразделения. Такая организация обеспечивает создание эффективного, здорового коллектива, действующего как одно целое.

К сожалению, большинство видов деятельности образовательного учреждения требует не вертикальной, а горизонтальной организации работы.

Распределение элементов работ, образующих единые процессы, по подразделениям при существующей вертикальной организационной структуре приводит к просчетам и дублированию, что отрицательно сказывается на эффективности и качестве. Стратегия, обеспечивающая достижение максимального эффекта, ориентирующая все виды деятельности на конечный максимальный эффект для предприятия, представляет собой управление процессами.

В прошлом основное внимание уделялось управлению производством образовательных услуг. Но эффективность может обеспечиваться только за счет управления всеми видами деятельности, а также за счет функционирования организации как единого целого, состоящего из нескольких процессов, а не только за счет управления процессом производства услуг, которые предлагаются потребителю.

Деятельность всех преподавателей и служащих медицинского вуза может рассматриваться как процессы, управление которыми осуществляется по аналогии управлением производственными процессами. Многие виды деятельности, такие, как проектно-конструкторские работы, реализация услуг, кадровые вопросы, обработка данных и документов, не уступают по сложности и добавленной стоимости производственным процессам, которые следует рассматривать как серию операций (видов деятельности), которые осуществляются над исходным материалом (вход процесса), увеличивают его ценность и приводят к определенному результату (выходу процесса). Ценность исходного материала увеличивается за счет применения квалифицированного труда и знаний.

Статистическое регулирование процессов и системный подход. В непроизводственных сферах особенно часто имеется немного точек измерения, а там, где они есть, обратная связь либо незначительна, либо отсутствует вообще. Но в наиболее эффективно действующих организациях это не так. Количественные измерения предпочтительнее качественных, при отсутствии измерений, связанных с допущенными ошибками, необходимо полагаться на мнение потребителя. Важно расположить точки измерения в непосредственной близости от выполняемой работы. Идеальным вариантом представляется точка измерения, являющаяся частью операции. Сокращение времени обратной связи дает двойной эффект. Во-первых, сотрудник прекращает делать ошибки и, вовторых, в уже дефектную услугу прекращается поступление дополнительных ресурсов.

Важным элементом любой системы измерений и обратной связи является система независимой проверки, что гарантирует соблюдение используемых процедур. Большинство сотрудников не хотят искажать данные, но стремление представить руководству лишь желательную информацию велико. Группа по усовершенствованию процесса должна также убедиться в наличии необходимой документации на услугу или иной результат труда, проверить ее на соответствие требованиям потребителя, определить эффективность обратной связи с потребителем, позволяющей оценивать степень удовлетворения потребителя и узнавать об изменениях предъявляемых им требований.

После определения показателей и отладки системы их измерений группа по усовершенствованию процесса должна проанализировать весь процесс производства образовательных услуг с целью определения тех показателей, которые можно регулировать с помощью методов статистического контроля.
Статистический контроль процесса может потребовать коренной переориентации мышления персонала. Технические аспекты статистического контроля достаточно хорошо разработаны, математически обоснованы и обеспечены программами для компьютеров. Приборы, используемые для измерения показателей процесса и выходных данных, становятся все более точными и экономичными, в результате чего в настоящее время получили широкое распространение автоматизированные средства измерений и анализа данных, встроенные в технологический процесс производства образовательных услуг.

Формирование системы регулирования. На первоначальном этапе деятельности необходимо стабилизировать процесс, ввести его в состояние контроля, а затем приступить к проведению мероприятий по его усовершенствованию. Развитие типичного процесса проходит четыре различных этапа:

• процесс не находится в состоянии контроля;
• процесс стабилен;
• поэтапное усовершенствование процесса;
• постоянное усовершенствование процесса.

На первом этапе задача группы по усовершенствованию процесса состоит в выявлении истинной причины каждого случая выхода процесса за установленные пределы и контроле тех элементов, которые их вызывают. Зная и контролируя эти элементы, группа начинает отлаживать процесс, который затем стабилизируется и переходит на второй этап.

Для второго этапа характерна статистически стабильная характеристика процесса, однако он еще не обеспечивает результаты, удовлетворяющие требования потребителя.

На третьем этапе осуществляют совершенствование процесса. Когда процесс находится в состоянии контроля, необходимо тщательно проанализировать и определить первоочередные направления его усовершенствования. Такой анализ должен проводиться с учетом затрат, возможностей внедрения предполагаемых мероприятий и предполагаемого эффекта. После этого разрабатывается план, обеспечивающий поэтапное внедрение предложений по усовершенствованию процесса и их оценку. После каждого мероприятия дается время на стабилизацию процесса. Представляется весьма важным проведение оценки влияния каждого мероприятия на весь процесс.

Четвертый этап представляет собой постоянное усовершенствование процесса. Даже если имеющиеся данные подтверждают, что результат процесса отвечает требованиям потребителя, не следует забывать, что требования потребителя постоянно возрастают и процесс должен постоянно совершенствоваться.

Системный подход. Методы системотехники основываются на том, что заданная цель ─ главное, средства ее достижения стоят на втором месте, но тоже важны. Используя такой подход, группа по усовершенствованию процесса может разработать эффективную систему, обеспечивающую достижение главной цели, принимая во внимание цели второго уровня, которые работают на достижение главной цели. Системность подхода предполагает четыре этапа: Первый этап. Разработка технических условий процесса. Этот документ определяет цели, которым должен соответствовать процесс.

Второй этап. Анализ схемы процесса. На этом этапе анализируются все возможные организационные подразделения, участвующие в процессе, а также взаимосвязи между ними с целью выработки компромиссных решений, обеспечивающих наиболее желаемое состояние всего процесса.
Третий этап. Установление каналов передачи данных. Поскольку большинство процессов включает взаимозависимые процессы, обеспечение обратной связи по схеме вниз ─ вверх и по горизонтали должно быть так же предусмотрено.

Четвертый этап. Документация по процессу. На этом этапе разрабатывается детальная документация на все операции процесса, информационное обеспечение и вспомогательные виды деятельности. Проводятся испытания процесса с целью определения его эффективной взаимосвязи со смежными процессами.

Аттестация процессов. Процесс считается аттестованным при проведении всех необходимых процедур, наличии документации, программ обучения и подготовки кадров, методик проведения измерений, контрольного и измерительного оборудования и программ обеспечения ритмичности процесса производства образовательных услуг, являющихся гарантией того, что процесс может производить услуги высокого качества даже в предельно напряженном рабочем режиме. При такой подготовке проектирование производства услуг можно считать завершенным.

Однако это не означает, что процесс достиг оптимального уровня или исключает возможность сбоев. Одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих переход организации от ориентации на контроль к концепции предупреждения ошибок, является систематическая аттестация процессов производства образовательных услуг. Ответственность за проведение аттестации процесса обычно возлагается на службу обеспечения качества.

В качестве примера приводим наиболее эффективную на наш взгляд систему внутривузовского контроля качества подготовки специалистов на Дальнем Востоке России в ГОУ ВПО ВГМУ18. Система управления качеством образования ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава основана на процессуальном подходе и построена с учетом требований стандартов: ISO 9001:2000; ГОСТ Р ИСО 9000-2001; ГОСТ Р ИСО 9001-2001; ГОСТ Р ИСО 9004–2001, а также модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM); модели премии Правительства РФ в области качества; модели премии конкурса Минобразования РФ «Внутренние системы обеспечения качества подготовки специалистов» (2003); «Стандартов и директив для гарантии качества высшего образования на территории Европы», разработанных Европейской Ассоциацией гарантии качества (TNQA) и концепции Всеобщего Управления Качеством (Total Qualiti Management).

В основе ее заложены следующие требования стандартов:

- внедрение процессуального подхода;
- управление документацией;
- построение организационной структуры системы управления качеством (УК);
- построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга УК;
- планирование рабочих процессов вуза;
- внутренние аудиты и самооценка вуза и его структурных подразделений;
- постоянное улучшение, корректирующие и предупреждающие действия.

Цель управления качеством образования является непрерывное улучшение качества образовательного процесса путем планирования перемен, осуществление их, оценки полученного результата и повторным применением выбранного решения, т.е. реализация цикла Э. Деминга.
Задачи управления качеством образовательного процесса:

- обеспечение высокого уровня подготовки специалистов;
- обеспечение непрерывного профессионального развития ППС на основе парадигмы «Образование через всю жизнь», путем научно-педагогической и профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Объектом управления качеством является образовательный процесс через раскрытие творческого потенциала и возможности самореализации каждой личности обучающегося на благо всего общества.

Субъекты управления качеством образовательного процесса: студенты, преподаватели, кафедры, деканаты, структурные подразделения вуза, ректорат и пр.

Основные категории качества «результатов» деятельности вуза:

- качество образовательной услуги;
- качество образования как общественного блага;
- качество научной продукции;
- качество профессорского преподавательского состава;
- качество выпускника ─ квалифицированного специалиста и активного члена современного общества;
- качество вуза как образовательной системы.

Оценка качества ─ это установление соответствие образовательного процесса принятым на данный момент индикаторам (стандартам).
Индикаторы качества ─ это реально достижимые и нормативно утвержденные на определенный период показатели (ГОС, учебные планы, учебные программы, показатели деятельности вуза и т.д.), которые могут пересматриваться по истечению определенного периода в связи с новыми достижениями в науке, в образовании, в здравоохранении или в деятельности вуза.

Объектом измерения качества образовательного процесса являются приобретенные знания и умения обучающихся на каждом этапе обучения. Основное внимание в системе управления качеством образования уделяется предупреждению дефектов образовательной деятельности, выявлению ошибок и недостатков на всех этапах обучения.

Система управления качеством предусматривает определение степени достижения ожидаемых результатов по конкретному направлению деятельности образовательного процесса, анализ производственных затрат (соотношение фактических затрат и плановых), оценку качества работы кадрового состава.
Организация системы управления качества включает ряд последовательных шагов:

1) разработка, обсуждение, утверждение стратегических, методических, локальных нормативных документов;
2) планирование работы по управлению качеством образования;
3) проведение организационных мероприятий по реализации плана;
4) мотивацию и обучение профессорско-преподавательского состава
(ППС);
5) контроль выполнения работы на всех уровнях управления;
6) анализ работы и оценка ее эффективности;
7) оценка результативности системы управления качества;
8) планирование нового цикла дальнейшего улучшения качества на основе достигнутых результатов.
Основными элементами механизма обеспечения системы управления качеством являются:

I. Сбор и анализ информации

- оценка состояния и использования кадровых и материальных ресурсов;
- экспертиза процесса обучения;
- изучение удовлетворенности обучающихся и заинтересованных сторон;
- выявление дефектов обучения и прочих факторов, влияющих на качество образовательного процесса;
- подготовка рекомендаций для руководителей кафедр и факультетов, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности образовательного процесса.

II. Выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корректирующих мер.
III. Мотивация и обучение ППС методологии системы управления качеством и методике оценки УКОП.
IV. Контроль за реализации и оценка эффективности управленческих решений.

Активные действия по предоставлению образовательных услуг:

1) Заключаются договоры на оказание услуг по подготовке специалистов соответствующего профиля в университете. При этом осуществляется набор студентов с помощью механизма приемочного отбора, а также слушателей на факультет последипломного образования.
2) Выполняется подготовка и аттестация профессорско-преподавательского состава.
3) Налажено обеспечение преподавателей и слушателей учебниками, учебно-методическими документами (разрабатываются внутри университета и приобретаются во внешней среде) при этом поддерживается постоянная их актуализация.
4) Производится обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (аудиториями, лабораториями, стендами, техническими средствами обучения, оргтехникой и пр.) и поддержание их в надлежащем работоспособном состоянии.
5) Осуществляется управление нормативными документами, определяющими порядок предоставления образовательных услуг (разработка, согласование, утверждение, приобретение, размножение, рассылка, учет, хранение, изъятие, уничтожение).
6) Организована самостоятельная работа студентов, слушателей и создаются условия для ее выполнения.
7) Подбирается и утверждается персонал, выполняющий контрольные действия и по анализу эффективности процесса предоставления услуг.

Контроль предоставления образовательных услуг

1. Выборочный приемный контроль абитуриентов (соискателей), претендентов.
2. Контроль процесса предоставления услуги путем соблюдения планов, программ обучения, посещаемости, при этом осуществляется документирование срывов планов, программ, посещаемости, а также их коррекция. Принимаются меры в отношении к отстающим.
3. Контроль качества предоставления образовательных услуг путем текущей оценки знаний, итогов прохождения курсов и выпускной контроль, составление документирование неуспевающих студентов, принятие решения в отношении их, выделение и поощрение отличников.
4. Контроль и документирование средств и методов оценки знаний, практических умений и навыков и выявление при этом неадекватных средств и методов контроля. Осуществление их коррекции.
5. Сбор и учет данных, отчетов о качестве предоставления услуг в образовательной деятельности.

Анализ и выводы предоставления образовательных услуг

Первый этап. Анализ эффективности работы вуза в области предоставления образовательных услуг с использованием методов статистики по следующим направлениям:

- соответствие подготовленных университетом специалистов (в т.ч. и по послевузовским программам) требованиям, предъявляемым к ним;
- соответствие процесса обучения/подготовки специалистов, требованиям к нему и эффективность этого процесса;
- эффективность организации работ по управлению качеством предоставления образовательных услуг с точки зрения поставленных целей и задач.

Второй этап. По результатам анализа разрабатываются и реализуются соответствующие корректирующие и предупреждающие действия и оценка эффективности предпринятых действий.

Главная цель деятельности ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава в области качества ─ подготовка высокообразованных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, государства, общества и потребностями университета.
Внедряется оценка системы управления качеством образования (система менеджмента качества) ГОУ ВПО ВГМУ, которая построена на основе принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM), с применением критериев и подкритериев, обеспечивающих оценку процесса постоянного совершенствования. При внедрении системы управления качеством образования была использована модель, предложенная В.С. Соболевым и С.А. Степановым (2004), включающая две группы критериев «Возможности» и «Результаты».

В основе оценки уровня совершенства по критериям, входящих в составляющую «Возможности» положены следующие шесть «измерений», соответствующим базовым принципам TQM:

1. Степень ориентированности на потребителя и других заинтересованных сторон (от обеспечения ГОС ВПО и до полного учета требований всех заинтересованных сторон; быстрое реагирование на обоснованные претензии со стороны обучающихся и сотрудников; концентрация усилий каждого сотрудника вуза на достижение требований, определяемых ГОС ВПО и потребителем; внедрение принципа самоконтроля, работа ППС и всех структур без дефектов).
2. Степень системности применяемого подхода (от краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной стратегии и политики; любая частная проблема должна рассматриваться как отражение неполадок в общей системе вуза).
3. Степень распространенности в вузе применяемых подходов: системный, процессный и ситуационный по уровням управления.
4. Степень вовлеченности сотрудников и обучающихся в соответствующие процессы с внедрением социально-психологических методов управления, в т.ч. методов:

- подкрепления в виде стимулирования;
- регулирования в виде внедрения управления по целям;
- проектирования в виде делегирования ответственности и полномочий;
- партисипативность, то есть вовлечение в анализ проблем и новшеств.

5. Степень документированности процедур процессов (от неформального исполнения к полностью документированным процессам).
6. Степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не исправление возникающих проблем.

Структура системы качества подготовки специалистов ГОУ ВПО ВГМУ представлена на рис. 5.4. Для осуществления контроля за реализацией и оценкой эффективности управленческих решений определены уровни и основные направления контроля качества, разработана и внедрена методика экспертной оценки качества и эффективности образовательного процесса. Основными субъектами системы обеспечения качества подготовки специалистов являются: Ученый совет ГОУ ВПО ВГМУ, ректорат, отдел управления качеством образования, деканаты, учебный отдел, кафедры, а также преподаватели кафедр, ответственные за учебную работу.

Уровни и основные направления контроля качества ГОУ ВПО ВГМУ:

I уровень ─ кафедры факультета:
1. планирование результатов;
2. самоконтроль (0 и I ступени контроля);
3. оценка удовлетворенности обучающихся, путем анкетирования (1 раз в семестр после приема экзамена или зачета не менее 90 % от числа обучаемых).
II уровень ─ факультеты вуза:
1. организация учебного процесса;
2. ресурсное обеспечение (лекционные и учебные аудитории, ТСО, ПК, оборудование и оснащение, учебно-методическая литература, информационное и библиотечное обеспечение, кадровый состав кафедр факультета);
3. внедрение в образовательный процесс новых учебно-методических материалов и программных продуктов; современных образовательных технологий (проблемно-ориентированного обучения, дистанционного обучения, информационных технологий и пр.);
4. организация и проведение различных форм контроля знаний и умений (вводного, текущего, рубежного, итогового, ИГА и пр.);

Рис. 5.4. Структура системы качества подготовки специалистов в ГБОУ ВПО ДВГМУ Росздрава

Рис. 5.4. Структура системы качества подготовки специалистов в ГБОУ ВПО ДВГМУ Росздрава

5. проведение аттестационно-педагогических измерений (АПИ);
6. оценка деятельности кафедр и деканата;
7. самоаттестация факультета (II ступень контроля).

III уровень ─ проректор по учебной работе:

1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности;
2. организационно-управленческая структура вуза;
3. ресурсное обеспечение (кадровое, учебно-методическое, информационное, библиотечное, материально-техническое и пр.);
4. структура подготовки специалистов;
5. содержание подготовки специалистов;
6. организация учебного процесса;
7. оценка качества подготовки выпускников;
8. организация внутривузовской системы качества образования;
9. оценка деятельности факультетов;
10. самообследование вуза.
IV уровень ─ экспертный Совет вуза:
1. экспертная оценка качества и эффективности образовательного процесса (III ступень контроля);
2. выявление нарушений, дефектов и принятие корректирующих и предупреждающих действий;
3. анализ деятельности кафедр и факультетов по данным экспертизы I, II
и III ступеней контроля;
4. оценка деятельности кафедр, факультетов и вуза в целом путем сравнения с показателями, характеризующими результаты деятельности образовательного учреждения.

Контроль и оценка качества подготовки специалистов осуществляется на основании федеральных законов Российской Федерации «Об образовании»,
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормативных документов Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Рособрнадзора ГОС ВПО (2000), Устава Университета, приказов ректора вуза, решений Ученого Совета ВГМУ и др.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3178
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru