ГЛАВА 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА В МИРЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Проблема дорожно-транспортного травматизма в России
В начале ХХI века травматизм по-прежнему сохраняют свою актуальность [50,
87]. Ежегодно в мире от различных травм погибает около 1,5 млн человек [30]. По
оценкам ВОЗ, в европейском регионе ежегодно происходит около 80 млн несчастных
случаев. Тяжесть бремени травматизма в среднем составляет почти 2200 травм в
день или 90 случаев в час. На каждый случай смерти от травм приходятся примерно
30 госпитализаций и 300 обращений за получением амбулаторного лечения [65].
Смертность от травм среди лиц трудоспособного возраста, по годам недожитой
жизни, по наносимому обществу суммарному экономическому и медико-социальному
ущербу занимает первое место в общей структуре смертности (52%), опережая
сердечно-сосудистые и опухолевые заболевания [41, 51, 52, 57, 58]. Летальность
при множественных и сочетанных повреждениях во всем мире колеблется от 15 до 59
% [44, 58, 102].
В мире в ДТП ежегодно погибает 1,3 млн человек. Еще 20–50 млн человек получают в
авариях ранения. При этом около 90 процентов всех аварий приходится на страны с
низким и средним уровнем дохода, хотя там зарегистрировано всего 48 процентов
транспортных средств от общего количества автомобилей в мире. Чем ниже уровень
жизни в стране, тем этот показатель выше, отмечается в докладе ВОЗ [http://news.
rambler.ru/9870652/].
По данным ВОЗ, на дорогах мира каждые 2 мин погибает очередная жертва ДТП,
каждые 5 мин кто-то становится инвалидом. Среди причин потери активных лет жизни
дорожно-транспортный травматизм составляет 16%, насилие – 10%, боевые действия –
10% и умышленные повреждения – 9% [100].
В Западной Европе ДТП является наиболее значимой проблемой общества. Ежегодно
ДТП становятся причиной гибели 120 тыс. и травматизма около 2,5 млн. человек. В
странах, представленных в Совете Европы, ежегодно только дорожные аварии
приводят к смерти 75 тыс. человек, а 3 млн остаются живыми с серьезными
повреждениями [87].
Важнейшими причинами травматизма являются дорожно-транспортные происшествия
[15, 33, 34, 44, 99]. Дорожно-транспортные травмы составляют 35,4% всех видов
травм, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений
и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан
трудоспособного возраста [16].
В Российской Федерации самый высокий из 43 стран-членов Европейской
конференции министров транспорта показатель смертных случаев в ДТП. В России за
год в среднем регистрируется до 200 тыс. ДТП, в автодорожных происшествиях
травмируется около 300 тыс. человек, из которых около 30 тыс. погибает [http://www.gibdd.ru/stat/].
Число погибших в нашей стране на порядок выше, чем в Японии или Великобритании
[1, 16].
Основными причинами высокой летальности при ДТП в России являются [7]:
1. Слабая развитость системы этапного оказания медицинской помощи. Отсутствие
системы единой координации медицинских мероприятий по оказанию помощи
пострадавшим в ДТП.
2. Недостаточное качество медицинской помощи на догоспитальном этапе. Величина
ошибок диагностики у специализированных бригад составляет 13,5%, у линейных –
33,1%; недостаточный объем оказанной помощи соответственно имеет место в 8% и
65% случаев.
3. Несвоевременная доставка пострадавших в ЛПУ вследствие позднего прибытия
транспорта (37,7%), больших расстояний до лечебных учреждений (41,9%), позднего
вызова на место происшествия (12,4%).
4. Слабая материально-техническая база ЛПУ и машин скорой медицинской помощи.
5. Дефицит и недостаточная квалификация медицинских кадров и пр.
Исследованиями А.В. Бондаренко установлено, что в условиях крупного города с
численностью населения свыше 500 тыс. человек уровень госпитализации
пострадавших с СТ составляет 1 случай на 1000 населения [8].
По данным В.А. Соколова, в структуре различных видов ДТП внутриавтомобильные
травмы составляют 63,6% (столкновение – 32,3%, наезд на препятствие – 19,2%,
опрокидывание – 12,1%), наезды на пешеходов – 32,7%, прочие – 3,7% [58].
Исследования К.Я. Оглезнева и соавт. показали, что в структуре пострадавших в
ДТП участниками дорожного движения были 62,6%, пассажирами – 19,9%, водителями –
17,5%. Мужчин было 68,5%, женщин – 31,5%. У пострадавших в результате ДТП
характер и локализация повреждений зависят от механизма травмы и роли
пострадавшего в процессе дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) [36].
Основными травмами при ДТП являются переломы костей (30,3%), множественные и
сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25,6%), множественные
ушибы (12%) и раны (2,1%). Инвалидность при ДТП в 6 раз, а общая летальность в
12 раз выше, чем при других видах травм. Больничная летальность среди
пострадавших в ДТП, в 4,5 раза превышает летальность от других причин. Среди
пострадавших в ДТП три четверти составляют мужчины, работающие в различных
сферах производства, средний возраст погибших составляет 25–34 года [31].
Исследования, проведенные в Хабаровском крае В.В. Осиповым, показали, что
дорожно-транспортный травматизм характеризуется тяжелыми поражениями: 98,4%
погибших и 57,2% лечившихся имели множественную и сочетанную травму. Основными
причинами смерти являлись ЧМТ и травмы груди. Травмы несовместимые с жизнью
имели 67,2% от всех погибших [40].
Результаты исследований В.С. Чмелева и А.Н. Гурова показали, что в Московской
области ДТП являются основной причиной тяжелой СЧМТ – у 70-79% пострадавших.
Признаки травматического шока различной степени были диагностированы в среднем у
85% пострадавших с тяжелой СЧМТ. Уровень летальности у данной категории больных
достигал 54-77% [66].
Среди погибших в ДТП 6% пациентов с тяжелыми сочетанными травмами головного
мозга, туловища и конечностей умирают в приемном отделении больницы, 77,5% – в
реанимационном отделении и 8,5% – в травматологических отделениях [33].
Структура смертности в результате ДТП зависит от возраста и характера участия
лиц в возрасте от 0 до 25 лет в дорожном движении. Среди детей в возрасте до 15
лет максимальные показатели смертности вследствие ДТП регистрируются у
пешеходов, пассажиров легковых автомобилей и велосипедистов. В возрасте от 15 до
24 лет наибольшее число жертв отмечается среди водителей и пассажиров легковых
автомобилей, двухколесных моторных транспортных средств и пешеходов [73, 89].
По данным В.А. Соколова, непосредственно на месте при тяжелой СЧМТ погибают
до 50% всех умерших, еще 10% погибают во время транспортировки в больницы [58].
Ряд зарубежных авторов также отмечают, что при СЧМТ в 50-60% пострадавшие
погибают до поступления в стационар [72, 80].
Тяжесть состояния определяет исходы заболевания. В Санкт- Петербурге при
сочетанной и множественной черепно-мозговой травме выписано из стационара с
улучшением 52,9%, умерли – 47,1%, в том числе в стационаре – 14,7%, в машине
скорой помощи при транспортировке – 1,4%, на месте происшествия – 31,0% [56].
Исследования В.С. Чмелева и А.Н. Гурова показали, что в Московской области
большинство пострадавших в ДТП были доставлены в больницы в течение первых двух
часов. В течение первого ”золотого” часа в стационары поступили от 43 до 63%
пострадавших; в интервале от 1 до 2 часов в стационары поступили еще 23-37%
пораженных [66].
Потемкин И.М. и соавт. при СТ травме позвоночника и спинного мозга в раннем
восстановительном периоде отмечают следующие результаты лечения: хорошее
восстановление функций спинного мозга было у 25% больных, незначительное – у
24%, эффект не наступил – у 41% больных. Среди больных, госпитализированных в
первые сутки после травмы, положительные результаты лечения были в 61% случаев,
до 3 суток – в 43%, в сроки до 3 недель – в 50% случаев. При политравме
численность больных с хорошим восстановлением функций спинного мозга была в 2
раза меньше, чем при сочетании только позвоночно-церебральных повреждений [59].
Из всех повреждений, которые изначально имеются у больных с СТ, требуют
реабилитации повреждения опорно-двигательного аппарата (85%), повреждения
головного мозга (14,5%) и повреждения спинного мозга (0,5%). Травма груди и
живота в связи с высокими функциональными резервами внутренних органов в
подавляющем большинстве случаев специальной реабилитации не требует. Поскольку
большинство пострадавших находятся на длительном постельном режиме,
восстановительное лечение у большинства из них проводится в стационарных
условиях [41].
Таким образом, высокий уровень дорожно-транспортного травматизма, летальности
и инвалидности пострадавших выводят данную проблему в Российской Федерации в
разряд приоритетных. Особенно актуальной данная проблема является для Дальнего
Востока России с учетом протяженности и состояния автомобильных дорог,
интенсивности перевозок, отдаленности населенных пунктов, сети медицинских
организаций, их ресурсного обеспечения, наличия средств связи и пр.
|