MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.1. Некоторые характеристики Дальневосточного федерального округа

Политические, экономические и социальные реформы конца ХХ и начала XXI веков отрицательно сказались на здоровье дальневосточников и системе оказания медицинской помощи населению. С 90-х годов ХХ века уменьшилось и без того скудное финансирование отрасли. Существующая в настоящее время региональная система здравоохранения имеет структурные диспропорции и системные недостатки управления − это ориентация на экстенсивные показатели, отсутствие действенной мотивации труда персонала, сверхцентрализация управления ЛПУ, догматичность организационных форм ЛПУ, низкий уровень подготовки руководителей учреждений здравоохранения к работе в новых экономических условиях и ряд других.

И хотя региональное здравоохранение продолжает выполнять возложенные на него задачи, стараясь обеспечить максимально возможный уровень медицинской помощи населению региона в условиях продолжающегося экономического кризиса и дефицита финансирования ПГГ, результаты охраны здоровья не впечатляют. Наблюдаются проблемы демографического плана, рост показателей заболеваемости и инвалидности всех возрастно-половых групп населения. Внутренние резервы региональной системы охраны здоровья дальневосточников фактически исчерпаны, что привело в течение последних 5-10-ти лет к накоплению «усталости» структуры ЛПУ (основные фонды, кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы).

Территория Дальневосточного Федерального округа простирается по меридиану на 34° – от архипелага Де-Лонга (76° 30' с. ш.) до южной границы Приморского края (42° 05' с. ш.), по параллели – на 64,5° – от крайней западной точки республики Саха (Якутия) (105° 10' в. д.) до крайней восточной оконечности мыса Дежнева в Чукотском автономном округе (170° 05' в. д.) (рис. 1.1). Суша Российского Дальнего Востока протянулась вдоль побережья Тихого океана на 4 500 км. На территории ДФО расположено девять субъектов РФ: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Еврейская автономная области и Чукотский автономный округ. Несмотря на самую большую территорию в России, доля проживающего населения в ДФО является минимальной по стране и составляет всего 4,6 % от всего населения. Средняя плотность населения составляет менее 2,0 человек на 1 кв. км. Городских поселений в регионе 305, в т.

ч. с населением от 500 тыс. до 1 млн человек – 2; от 250 тыс. до 500 тыс. человек – 1; от 100 тыс. до 250 тыс. человек – 6; менее 100 тыс. человек – 296. Насчитывается более 2 500 сельских населенных пунктов (в т. ч. без населения, оставленных людьми – более 200), из них с числом жителей свыше 100 человек
– около 2 000.

Дальний Восток России

Рис. 1. Дальний Восток России

Основой промышленности Дальнего Востока являются несколько тысяч промышленных предприятий, оснащенных преимущественно устаревшим технологическим оборудованием. Самый высокий уровень развития у горнодобывающей промышленности, особенно добывающей алмазы, золото и платину. Ведется добыча полезных ископаемых: каменного и бурого угля, полиметаллических и оловянных руд, нефти, природного газа, слюды, поваренной соль, золота, алмазов. Развиты черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, нефтепереработка, а также лесная и деревообрабатывающая, текстильная, пищевая и рыбная отрасли промышленности.

Транспорт в экономике российского Дальнего Востока играет особую роль: он должен связывать в единый хозяйственный комплекс города, поселки и предприятия, удаленные друг от друга на большие расстояния, способствовать освоению новых территорий. Однако развитие транспорта в ДФО отстает от соседей по АТР (Китай, Республика Корея, Япония и др.) на 20-30 лет.

Преобладание в регионе горного ландшафта, сложные климатические условия – низкая температура окружающей среды в зимнее время года, высокая температура при высокой влажности в летнее, частые обильные осадки в виде дождя и снега на большей территории округа, плохая видимость из-за длительных туманов в прибрежных и морских районах – затрудняют и усложняют организацию медицинской помощи населению. Дополнительные сложности создает недостаточно развитая сеть автомобильных дорог с некачественным дорожным покрытием. Невозможность использования некоторых из них как транспортных путей для эвакуации пациентов зимой и в дождливый период.
ДФО имеет природно-очаговые инфекции, не встречающиеся в других регионах России, в частности − это природно-очаговые зоонозы, основным резервуаром и переносчиками которых являются мышевидные грызуны. К данной группе относятся геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС), лептоспироз и псевдотуберкулез. Другую группу представляют природноочаговые трансмиссивные инфекции: клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, бабезиоз, гранулоцитарный и моноцитарный эрлихиозы, а также клещевой риккетсиоз. Основным резервуаром и переносчиками этих заболеваний являются иксодовые клещи. В настоящее время эти инфекции представляют важную регионарную медико-социальную проблему, значение которой все больше возрастает по мере выявления новых, ранее неизвестных природно-очаговых болезней, ассоциированных с иксодовыми клещами.

Отсталость экономики, транспорта и социальной сферы, климатогеографические особенности региона накладывают отпечаток на организацию оказания населению медицинской помощи. На Российском Дальнем Востоке работает более 32 тысяч врачей (51 врач на 10 тыс. кв. км), около 100 тыс. медицинских работников со средним медицинским образованием. Функционируют около 1 300 больниц (одна больница приходится на 4 780 кв. км территории). В них имеются 114 тысяч коек (183 койки – на 10 тыс. кв. км территории).

В ДФО в течение двух последних десятилетий реализуются рыночные механизмы развития экономики и народного хозяйства, не обошли эти новации
и традиционную систему производства и оказания медицинских услуг дальневосточникам. Безусловно, что на фоне экономически интенсивно развивающихся субъектов РФ других федеральных округов, все без исключения 9 субъектов РФ ДФО представляют собой зону экономической депрессии. Это отрицательно сказывается на уровне инвестиций в здравоохранение и, в частности, в перевооружение ЛПУ, подготовку кадров для этой отрасли, что усугубляется их стремительным оттоком в относительно благополучные территории России.

Здоровье населении ДФО является важнейшим элементом безопасности региона. Для сохранения и умножения потенциала здоровья дальневосточников
требуется инвестировать в отрасль значительную часть валового регионального продукта, поскольку без достаточного уровня качества трудоспособного населения невозможно поступательное развитие региональной экономики. Сохранение здоровья экономически активного населения региона, своевременное выявление, предупреждение, лечение и реабилитация различных групп заболеваний, в том числе профессиональных и производственно обусловленных является необходимым условием развития экономики региона.
В течение последних десяти лет в здравоохранении региона реализуются высокотехнологичные виды медицинской помощи, методы пренатальной диагностики, обладающие высокой чувствительностью и специфичностью, разработаны принципиально новые поколения лекарственных средств, что позволяет расширить возможности раннего выявления заболеваний и эффективного лечения больных. Однако внедрение таких диагностических и лечебных технологий в ЛПУ отрасли здравоохранения требует инвестиций, которые должны быть направлены на ключевые, приоритетные направления, что позволит получить максимальный эффект в области улучшения состояния здоровья дальневосточников.

В начале XXI века для России становятся опасными ползучие процессы постепенного отчуждения Дальнего Востока и Восточной Сибири от общегосударственного развития. Эти процессы могут усилиться в силу «нарастания сепаратистских тенденций, действий пятой колонны внутри страны, утраты способности и политической воли у центральной власти для наведения порядка в собственном доме». Руководители Китая объективно заинтересованы в переориентации Сибирского и Дальневосточного регионов на Пекин. Именно в таких условиях вполне реально возникновение односторонней зависимости России от КНР в экономике и политике. Это приведет к утрате внешнеполитической, а в перспективе и внутриполитической свободы, к превращению Российской Федерации в сырьевой придаток не только Запада, но и Китая. А такая за-
висимость Приморья, Приамурья и Забайкалья от торговли, поставок продуктов питания, изделий легкой промышленности из КНР стала свершившимся фактом. Демографическая сфера тоже вызывает много тревог и опасений. Здесь иммиграционная политика центральных и региональных властей формирует высокую степень рисков. Их реализация может привести к тому, что тихая китайско-корейская экспансия к середине XXI века сформирует в России трудовую диаспору от 7-ми до 10-ти млн китайцев, которые, таким образом, станут второй по численности этнической группой Восточной Сибири и Дальнего Востока − после самих русских.

При продолжении нынешнего геополитического курса у России, вероятно, нет большого выбора во внешней политике. В XXI веке, если не произойдет коренных изменений в экономической, социальной и военной сфере России, то она станет младшим партнером Китая. Причем, это в лучшем случае, а в худшем − китайцы смогут легко отказаться от совместного освоения Дальнего Востока и Восточной Сибири. В таком случае весьма вероятна стратегия решения этнических проблем путем насильственной ассимиляции проживающего там населения, как они это делают на протяжении десятилетий в Синьцзяне, Тибете и других субрегионах КНР.

В реальных условиях необходимо решать проблему создания системы экономической, инвестиционной, научно-технической, военно-промышленной взаимозависимости Москвы и Пекина, одновременно развивая равноправные взаимовыгодные отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Японией, Северной и Южной Кореей, а также с США. Интернационализация развития Сибири и Дальнего Востока предотвратит одностороннюю китаизацию этих регионов. Безусловно, деятельность интернациональных компаний, концессий должна быть под жестким контролем правительства РФ.

Мировая система политических и экономических отношений переживает процесс ослабления глобального влияния Евроатлантики в пользу АзиатскоТихоокеанского региона, который по глубине геополитических процессов, по своей международно-политической мощи постепенно выходит на первое место в мире.

Оценивая складывающуюся международную обстановку, необходимо отметить, что мир вошел в период крайней нестабильности, неопределенности и пониженного уровня безопасности. Механизмы государственного, регионального и международного контроля за происходящими в мире процессами все чаще дают сбои. Подобных «пустот», особенно в сфере защиты национальных интересов, появляется все больше.

Как показывают результаты социально-экономических и политических реформ последних десятилетий, в Сибири и на Дальнем Востоке России не исчерпана почва для межэтнических, политических и экономических конфликтов, освоение природных ресурсов страдает от неудовлетворительного планирования и использования устаревших технологий, в результате чего наносится непоправимый экологический ущерб окружающей среде. В территориях Русского Севера впереди промышленного освоения природных ресурсов возможно было бы формирование инфраструктур для эко- и этнотуризма.

Как для Сибири, так и для Дальнего Востока России в качестве важных целей экономического роста и экономического развития особое значение придавалось освоению природных ресурсов. Древесина, нефть, природный газ, уголь, алмазы и цветные металлы (особенно золото) были главным объектом эксплуатации ресурсов в этих регионах.4 Перед Федеральным Правительством России стоят достаточно сложные задачи по региональному планированию политических и экономических параметров развития этих огромных по территории регионов. Правительство находится под значительным давлением со стороны развитых стран и международных банковских организаций, которые призывают к перестройке в экономике, внедрению рыночных принципов, и формированию политически стабильных условий для иностранной помощи и инвестиций.5 Что же относительно природных ресурсов, то именно они рассматриваются в качестве залога для финансовой помощи и инвестиций.

По мере формирования России как развивающегося государства хоть и с ориентированной на сырье экономикой, она становится объектом геополитического противоборства, как и другие районы мира. Политика влияния развитых экономик мира на эти регионы и государства во многом будет определять геополитический статус будущих цивилизаций и государств, динамику их развития, степень внешней и внутренней безопасности, уровень суверенности. В начале XXI века все отчетливее видно, что наиболее динамично развиваются и обретают ведущие позиции в мировых процессах восточные цивилизации, прежде всего, − это Китай и Индия.

Сегодняшние геостратегические интересы России в АТР предусматривают сохранение территориальной целостности страны, неприкосновенность ее границ, недопущение роста военно-политической напряженности в регионе, создание устойчивой системы обеспечения региональной безопасности, решение экологических проблем. В концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Д.А. Медведева, отмечено: «В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями…».

Проблемы России в АТР неоднократно рассматривались высшим руководством государства. В ноябре 2002 г. Совет Безопасности Российской Федерации на своем выездном заседании рассмотрел вопросы обеспечения национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе. Были сформулированы основные проблемы региона, представляющие угрозы национальной и региональной безопасности7: разбалансированность экономики (ее сырьевая направленность); нерациональное использование природных ресурсов; демографические, инфраструктурные, миграционные, экологические проблемы, которые приводят к напряженности в социальной сфере; попытки криминальных структур непосредственно влиять на развитие наиболее эффективных отраслей экономики; развитие транснациональной преступности и международного терроризма; контрабанда биоресурсов и сырья, промышленных товаров; наличие наркотрафиков; внешнеполитические факторы (большая протяженность морских и сухопутных границ, требующая повышенных мер обеспечения безопасности; территориальные притязания соседних государств; так называемые отложенные региональные конфликты; недостаточно развитые внешнеэкономические связи с государствами АТР); низкая боеспособность и боеготовность Тихоокеанского флота, частей и подразделений Дальневосточного военного округа.

Был принят ряд решений, которые не были выполнены в полном объеме и не привели к изменению ситуации в регионе. В декабре 2006 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации повторно был рассмотрен вопрос «Об обеспечении национальной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа». На этом заседании была дана оценка ситуации в регионе как угрожающей национальным интересам России.

В соответствии с решением Совета Безопасности и поручением Президента Российской Федерации для решения задач опережающего развития региона и обеспечения экономической безопасности на Востоке России была разработана и 28 декабря 2009 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года8. Основным механизмом ее реализации является федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Реализация стратегии должна была вывести регион на новый уровень и способствовать интеграции России в АТР. Но, к сожалению, мировой финансовоэкономический кризис внес свои коррективы, которые привели к резкому сокращению финансирования ФЦП ДВиЗ (за исключением подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» для проведения в 2012 г. Саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества).

В то же время соседи по АТР, в частности КНР, уже в течение более чем 20 лет реализуют на деле национальную стратегию поступательного развития. Население Китая уже составляет 1,32 миллиарда человек, а его ВВП в 2008 году достиг 4 326 млрд долларов, выйдя, по данным Всемирного Банка, на третье место в мире. Население же России составляет всего 141 миллион человек, а ВВП в 2008 году равнялся 1 601 миллиарда долларов, что ставит его на 9-е место в мире, по данным того же источника. На начало 2000-х годов общее население дальневосточных и сибирских районов России составляло 27 млн, а их общий региональный валовой продукт достигал 110 миллиардов долларов США в год, по данным, взятым из речи тогдашнего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина на Байкальском экономическом форуме в 2006 году. Для сравнения, 100 млн человек – это население трех китайских провинций, примыкающих к российскому Дальнему Востоку, по данным статьи Роберта Каплана (Robert Kaplan) в майском выпуске 2010 года американского журнала Foreign Affairs. По данным этого известного эксперта по Китаю, плотность населения на китайской стороне границы в 62
раза выше, чем на российской стороне.

Рост экономики и демографии Китая, скорее всего, будет и дальше продолжаться темпами, недостижимыми для России; а уж тем более для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для этих регионов единственным способом избежать дальнейшей депопуляции населения может стать усиление миграционных процессов из-за рубежа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в своей речи в 2008 году А. Хлопонин заявил, что быстрый рост стран азиатскотихоокеанского региона, в том числе и Китая, является основной проблемой для России. Вероятно, Россия должна воспользоваться несколькими десятилетиями, которые у нее еще есть, чтобы осуществить военную реформу и обеспечить себе традиционные вооруженные силы, способные сдержать военную угрозу вдоль границ России, обеспечивающие паритет России с Армией Народного Освобождения Китая, продолжая при этом поддерживать ядерный фактор сдерживания на надежном уровне. Российские власти должны выделить ресурсы и принять меры по прекращению депопуляции и заселению районов Дальнего Востока и Сибири, обеспечить социально-экономический рост региона. Только это поможет избежать дальнейшего углубления невоенных противоречий, которые повышают вероятность кризиса в отношениях с Китаем, который может, в конечном счете, перерасти в вооруженный конфликт.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3369
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru