MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

6.2. Состояния основных производственных фондов лечебно-профилактических учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа к 2011 году

Социальная сфера ДФО, в том числе и региональное здравоохранение по категории решающих элементов системы, сегодня имеет значительное отставание от стран АТР, регионов Центральной России, а также от других федеральных округов РФ. В частности, отставание выражалось в качестве структурных элементов отрасли здравоохранения в виде значительного числа ЛПУ, основные производственные фонды которых не соответствовали СНиПам, а ресурсная база отрасли (кадры, технологическое оборудование и финансы) выглядела архаичной даже на общероссийском фоне. Вполне естественно, что отставание структурных элементов системы формировало отставание и в выборе медицинских технологий. В ЛПУ региона в настоящее время довольно часто реализуются организационные и медицинские технологии, которые были стандартизованы 35-50 лет назад и никак не соответствуют современным общероссийским, а уж тем более современным международным стандартам.

Отсталость структурных и технологических элементов системы здравоохранения региона отрицательно влияла на все без исключения группы результатов деятельности системы, в частности с точки зрения медицинских результатов ДФО, как правило, лидировал по уровню показателей заболеваемости, смертности и инвалидности населения. Анализ социальной результативности системы показывает, что уровень удовлетворенности населения региона доступностью, качеством и безопасностью медицинской помощи ниже средних показателей по России, а аналогичный анализ экономического результирующего компонента указывал на неэффективное использование ресурсов ЛПУ отрасли.

Вполне естественно, что эти явления следует рассматривать как системный кризис отрасли в сочетании с кризисом здоровья дальневосточников. Причем, это не идеологический кризис социалистического здравоохранения, которое так критиковали либеральные экономисты и «реформаторы» и не структурно-функциональный кризис федеральной и региональной системы охраны здоровья населения бывшего СССР. Прежде всего, это отражение кризиса экономики депрессивного региона конца ХХ и начала XXI веков, который формирует фазу длительного ограничения ЛПУ отрасли здравоохранения в финансовых ресурсах. К сожалению, от когда-то весьма эффективной государственной системы защиты жизни и здоровья человека и населения России, сегодня остались только декларации и протоколы о намерениях, эта политика оказалась «ненужной» обществу потребления, которое переориентировалось на капиталистические рыночные отношения и извлечение прибыли в качестве главной движущей силы своего экономического и политического развития.

Основой успешной деятельности медицинского учреждения является выбор наиболее эффективных методов управления по отношению ко многим составляющим медицинской деятельности, в том числе и к экономическим ресурсам. В настоящее время значительную роль в общей идеологии управления системой здравоохранения играют экономические методы как система экономических приемов и рычагов, с помощью которых осуществляется влияние на управляемый объект (ЛПУ) с целью наиболее эффективного достижения поставленной цели и обеспечения единства интересов общества, организации и отдельных работников.

Для успешного использования механизмов экономического управления ресурсным потенциалом ЛПУ, необходимо четко представлять экономическую сущность самих ресурсов, используемых в процессе осуществления медицинским учреждением своей деятельности, поскольку к ресурсам медицинского учреждения относят совокупность природных, социальных, духовных сил, потенциально пригодных для использования в процессе создания медицинской услуги как особой потребительной стоимости.

Любой процесс создания потребительной стоимости представляет собой взаимосвязь факторов производства, характеризующую технологическую сторону производства медицинских услуг. Общественный, социальный характер процесса предоставления медицинской услуги выявляется при анализе отношений собственности на факторы производства. Таким образом, любой процесс производства вообще (и производства медицинской услуги в частности), является результатом производственных отношений, возникающих между собственниками факторов производства.

Говоря о приоритетности труда в процессе создания медицинской услуги, не следует забывать об обязательном взаимодействии его с другими факторами производства, эффективное управление которыми способствует достижению целей медицинской деятельности. К одному из таких факторов относятся основные фонды ЛПУ, в виде средств труда длительное время используемые в хозяйственной деятельности, а также инвентарь и инструменты стоимостью более 15 необлагаемых минимумов и сроком службы более одного года. В состав основных фондов ЛПУ входят здания и сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, оборудование, производственный инвентарь и др. (рис. 54).

Рис. 54. Состав основных фондов ЛПУ

Структура основных фондов ЛПУ

Рис. 55. Структура основных фондов ЛПУ

Особую роль в процессе управления основными фондами учреждений здравоохранения играет характер обновления средств труда, которые в процессе предоставления медицинских услуг и сопутствующих этому операций изнашиваются. Поэтому при управлении ЛПУ его руководителям приходится сталкиваться с физическим износом основных фондов в виде утраты первоначальных технико-эксплуатационных качеств и моральным износом основных фондов – из-за невозможности их использования ввиду несоответствия уровню научно-технического прогресса. Это обусловливает необходимость производить накопление денежных средств на возмещение износа основных фондов ЛПУ и их воспроизводство. С сожалением можно констатировать, что за два последних десятилетия исторического развития России в большинстве отраслей народного хозяйства продолжается нещадная эксплуатация основных фондов предприятий и учреждений, построенных еще при социализме, т. е. 30-50 лет назад. Это является тормозом на пути освоения современных технологий производства товаров и услуг. И, если в негосударственном секторе начались определенные подвижки по модернизации основных фондов, то в таких важных отраслях народного хозяйства, как ЖКХ, образование и наука, здравоохранение и медицинская промышленность царит застой. Первым, по нашему мнению, серьезным шагом в этом направлении должна стать программа модернизации здравоохранения России, однако в нее отрасль вошла с огромным грузом износа основных фондов большинства ЛПУ.

Уровень износа основных фондов ЛПУ. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2010 г., накануне реализации программы модернизации, из 24 000 больничных зданий в отечественном здравоохранении 2 600 – находилось в аварийном состоянии, 6 200 – требовали реконструкции, а 4500 – требовали капитального ремонта. В связи с этим, несмотря на реализацию планов укрепления материально-технической базы, во многих ЛПУ имеют место нарушения стандартных требований к устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных учреждений. В особо сложном положении оказались ЛПУ Сибири и Дальнего Востока России.

Так, в относительно благополучной в экономическом плане Кемеровской области в неудовлетворительном техническом состоянии продолжает находиться более третьей части зданий (29-35 %), из них в аварийном состоянии – от 2,6 % до 3,5 %, необходимость реконструкции – от 4,8 % до 7,2 % и капитального ремонта – от 21,0 % до 25 % зданий. В худшем техническом состоянии находятся поликлинические учреждения в составе больничных учреждений. Так, 3,1 % поликлиник было в аварийном состоянии (в больничных учреждениях – 2,6 %, в самостоятельных поликлиниках – 1,6 %); в реконструкции нуждается 4,6 % поликлиник больниц (соответственно 3,3 % и 6,0 %), в капитальном ремонте – 23,8 % (соответственно 28,1 % и 19,2 %) (Гебель В.А., 2006).

В аналогичном положении находятся основные фонды ЛПУ Иркутской области. В ведении регионального министерства здравоохранения находится 575 объектов недвижимости. Из общего числа областных государственных учреждений только 18 % учреждений расположены в типовых зданиях, 6 % − в типовых/приспособленных, 6 % − арендуют помещения, остальные 70 % располагаются в приспособленных зданиях 50-60-х годов (и ранее) постройки. Практически все здания (за исключением ГУЗ «Областной диагностический центр») имеют износ 30–50 % (средний процент износа – 31,8 %). Имеются здания с износом более 70 %, размещение больных в которых представляет опасность (туберкулезные корпуса ГУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 3»).

Средний уровень износа основных фондов муниципальных учреждений здравоохранения составляет 42 %. Более 56 % ЛПУ муниципального уровня располагаются в приспособленных помещениях. Практически все ФАПы (90 %) расположены в приспособленных помещениях с уровнем износа более 50 %. Для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения области характерен недостаточный уровень оснащенности и высокая степень износа медицинского оборудования (Постановление правительства Иркутской обл. от 31 марта 2011 г. № 8/1-пп).

В этом контексте можно перечислять данные о состоянии основных фондов ЛПУ других регионов России, однако следовало бы отметить некую закономерность. Чем дальше от федеральной столицы на восток, тем хуже состояние основных фондов ЛПУ и выше уровень их износа, в значительной мере это связано с «колониальным» вариантом освоения территорий Сибири и Дальнего Востока в ХVIII–XXI веке. В первую очередь, в этих территориях формировались промышленные зоны, различные варианты поселений, а на формирование социальной составляющей инфраструктуры, как правило, не хватало финансовых ресурсов, поскольку значительная часть прибыли от продажи природных ресурсов региона «перекачивалась» или в столичный регион, или в зарубежные «копилки» российской элиты.

К сожалению в советский период освоения Сибири и Дальнего Востока ситуация практически не менялась. Поэтому состояние основных фондов ЛПУ в зоне экономической депрессии − субъектах РФ ДФО – даже на фоне общероссийских проблем в начале XXI века не выдерживает критики. Многие здания и сооружения региональной системы здравоохранения построены 30–50 и более лет назад. Причем, только некоторые крупные муниципальные и областные (краевые, республиканские) ЛПУ расположены в специально спроектированных и построенных зданиях (типовые или индивидуальные проекты). Центральные районные и сельские участковые больницы и их подразделения чаще всего расположены в приспособленных помещениях. Многие здания и сооружения ЛПУ по нескольку раз реконструировались на протяжении своего существования без идеологически выдержанного генерального плана застройки. В результате, комплекс таких «современных» объектов здравоохранения ДФО разных эпох постройки выглядит в виде живописного конгломерата зданий и сооружений, интересного сегодня в большей мере с точки зрения истории строительства, а не с позиции реализации в этих ЛПУ технологий «Height Tech».

В наиболее сложном положении, с точки зрения состояния основных фондов ЛПУ, находятся северные территории ДФО. Так, в Республике Саха (Якутия) функционирует 580 лечебно-профилактических и 3 образовательных учреждения. Их материально-техническая база представлена 1 457 зданиями и сооружениями. Из числа зданий ЛПУ построено: по типовому проекту – 318 (34,0 %), приспособленных – 616 (66,0 %). По конструктивному исполнению – деревянных зданий – 738 (79 %). Водопровод имеется в 44,4 % зданий ЛПУ, горячее водоснабжение в 39,2 %, центральное отопление в 96,4 %, канализация в 48,5 %. Средний физический износ зданий и сооружений ЛПУ – 32,9 %, в том числе лечебных корпусов – 46,9 %. Из-за ветхости и аварийного состояния подлежат списанию и сносу 42 здания, а в срочном капитальном ремонте нуждаются 203 здания ЛПУ (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2011 года № 556).

В похожем состоянии находятся основные фонды ЛПУ Камчатского края, где доля аварийного фонда зданий ЛПУ составляет 5,6 %, требуют реконструкции 9,9 % зданий, капитального ремонта – 38,2 %, около 35 % зданий ЛПУ требуют замены системы холодного водоснабжения, около 47 % – замены систем отопления и горячего водоснабжения; около 58 % зданий ЛПУ требуют замены систем энергоснабжения (Распоряжение Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 373-РП).

В Магаданской области из 197 ЛПУ более 80 % расположены в построенных 30–50 и более лет назад зданиях, многие из которых имеют высокую степень износа, не отвечают санитарным нормам и современным технологическим требованиям. Техническое состояние 17 % зданий ЛПУ – ветхое и предаварийное, более 54 % нуждается в комплексном капитальном ремонте и 22 % – требуют реконструкции. Только около 50 % стационарных и 70 % амбулаторнополиклинических ЛПУ имеют медицинское оборудование, соответствующее федеральным стандартам (Постановление Администрации Магаданской области от 28 марта 2011 г. № 184-па).

Анализ материально-технической базы ЛПУ Сахалинской области показал, что многие учреждения здравоохранения нуждаются в доукомплектовании медицинским оборудованием, а часть имеющегося в учреждениях здравоохранения медицинского оборудования не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи (Постановление Правительства Сахалинской области от 01 апреля 2011 г. № 113).

Примером такого учреждения является ГБУЗ «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края, где в рамках одного ЛПУ эксплуатируется множество зданий и сооружений, построенных в исторический период с 1914 по 2009 гг. Причем в непосредственной близости от Перинатального центра расположены два морга (Хабаровского краевого бюро Судмедэкспертизы и 301-го ОВКГ) (прим. авторов).

В Чукотском автономном округе имеется 25 ЛПУ, расположенных в 36 зданиях. В основном здании ГУЗ «Чукотская окружная больница» г. Анадырь реконструкция завершена в конце 2006 года. Многие здания филиалов, расположенных в п. Эгвекинот, г. Билибино и др., нуждаются в капитальном ремонте. Здания этих ЛПУ обветшали, инженерные сети устарели и нуждаются в замене, общий уровень износа составляет 40 %. Почти половина медицинского оборудования имеет износ более 75 % (свыше 16 тысяч единиц), а часть имеет 100 % износа, то есть фактически полностью нуждается в замене (Постановление Правительства ЧАО от 31 декабря 2010 г. № 458).

В Амурской области ЛПУ расположены в 795 зданиях. Уровень износа зданий составляет более 60 %, в том числе стационары – 58 %; поликлиники – 46 %; участковые больницы – 65 %; амбулатории – 76 %; фельдшерскоакушерские пункты – 66 %; здания вспомогательного назначения – 70 %. Уровень износа рентгенологического оборудования составляет 54 %, УЗИаппаратов – 38 %, прочего – 35 %. (Постановление Правительства Амурской области от 07.02.2011 № 36).

В южной зоне ДФО (Приморский, Хабаровский края и Еврейская автономная область) ситуация с уровнем износа основных фондов ЛПУ менее сложная, чем в северных территориях, однако и там сформировалась масса проблем.

В Приморском крае имеется 142 ЛПУ государственной и муниципальной формы собственности. В рамках региональной программы модернизации планируется проведение капитального ремонта 62 ЛПУ, из них в ЛПУ 10 городских округов, выполняющих функции межрайонных центров. Мероприятия, связанные с капитальным ремонтом, обеспечат приведение в надлежащее эксплуатационное состояние инженерных систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения. Общий объем финансового обеспечения Программы в 2011–2012 годах составит до 6 729,53 млн руб. (Постановление Правительства Приморского края от 01 апреля 2011 г. № 113.), чего явно недостаточно.

В системе здравоохранения Хабаровского края эксплуатируется 382 здания и сооружения, из которых 48 нуждаются в реконструкции и 147 – в капитальном ремонте (51,04 %). Средний уровень износа медицинского оборудования ЛПУ края составляет 60,4 %. (Постановление Правительства Хабаровского края от 31 марта 2011 г. № 84-пр).

В Еврейской автономной области функционирует 33 ЛПУ, из них – 13 больниц, 9 самостоятельных поликлиник, 3 диспансера, 1 стоматологическая поликлиника, 1 станция переливания крови, 1 станция скорой медицинской помощи, 3 учреждения особого типа, 1 санаторий, 1 дом ребенка, 7 амбулаторий, 64 ФАПа. 3 здания ЛПУ требуют реконструкции и 11 зданий нуждаются в проведении капитального ремонта. Темпы старения и износа зданий ЛПУ существенно опережают темпы реконструкции и строительства новых объектов (Постановление Правительства ЕАО от 31 марта 2011 года № 143-пп).

Для выполнения федеральных стандартов оказания медицинской помощи населению региона (порядков и протоколов) только в ближайшие годы потребуются значительные инвестиции в восстановление основных фондов и ресурсной базы ЛПУ. По нашему мнению выделяемых финансовых ресурсов из различных источников в рамках реализации региональных программ модернизации в 2011–2012 гг. будет явно недостаточно. Кроме того, в регионе наблюдается острая нехватка современных, высокотехнологичных медицинских учреждений, таких как Республиканский центр национальной медицины в Республике Саха (Якутия), Федеральный кардиоцентр в Хабаровском крае, что требует рассмотрения вопроса не только о модернизации ЛПУ, но и о строительстве новых медицинских центров и ЛПУ.

В то же время в силу особенностей своего географического положения и высокого уровня обеспеченности стратегическими ресурсами ДФО располагает потенциалом для привлечения капитала и крупнейших товарных потоков. Использование этих возможностей, безусловно, должно находиться в сфере долгосрочных стратегических приоритетов государства. С этой точки зрения, инвестиции федерального бюджета в систему охраны здоровья дальневосточников должны быть несоизмеримо более высокого уровня, чем запланировано на 2011–2012 гг. К сожалению, до настоящего времени все 9 субъектов РФ ДФО относятся к категории дотационных. Это накладывает отпечаток на перспективу роста уровня инвестиций в новое строительство больничных зданий и сооружений. Мы полагаем, что за счет средств региональных бюджетов серьезных инвестиций в новое строительство производственных мощностей отрасли здравоохранения ДФО ожидать не следует.

Перспективы технического переоснащения ЛПУ. Специалисты в области управления здравоохранения отмечают значительный рост затрат на оказание медицинских услуг, определяемый, в первую очередь, внедрением и использованием современных технологий. Причина роста затрат на внедрение новых технологий определяется в большинстве случаев не самой технологией, а необоснованным использованием дорогостоящих методов (при возможности применения более дешевых рутинных процедур). Обоснованное планирование закупок медицинских изделий позволит использовать медицинские изделия и технологии адекватно поставленным задачам и более эффективно управлять затратами в здравоохранении.

В течение всего периода реализации рыночных реформ в системе здравоохранения Дальнего Востока России (1991–2012 гг.) предпринималось несколько попыток коренного перевооружения ЛПУ.

K Во второй половине 1990-х годов была сделана первая такая попытка, когда за счет кредитов зарубежных банков были произведены закупки «современного» медицинского оборудования, в основном импортного. Именно в это время зарубежные фирмы-производители медицинского оборудования освободили свои склады от «неликвидов», и неожиданно получив дополнительные финансовые ресурсы, стали модернизировать свои производственные конвейеры. В самой России в это время в рамках стратегии «конверсии» были сделаны попытки производить собственное медицинское оборудование на предприятиях «оборонки» и оснащать им отечественные ЛПУ. В начале 2000-х годов стало ясно, что ни зарубежные поставки медицинского оборудования по кредитным линиям, ни покупки отечественных моделей не решили проблем невероятного уровня технического отставания региональных ЛПУ. Объем ввода нового оборудования отставал от уровня износа существующего, которое эксплуатировалось к тому времени от 10-ти до 20-ти лет. Именно этот момент на много лет приостановил реализацию внедрения стандартных технологий в медицину ДФО. Исключением из правил стала система здравоохранения Республики Саха (Якутия), где по инициативе тогдашнего Президента РС(Я) М.Е. Николаева и депутатской группы Ил Тумэна, были введены в строй действующих несколько, «построенных с нуля», медицинских учреждений (Республиканский национальный медицинский центр, Республиканский перинатальный центр, Улусный перинатальный центр в Хангаласском улусе – г. Покровск и др.). Последние были оснащены современным медицинским оборудованием, как правило, зарубежного производства.

K В середине 2000-х годов была сделана вторая попытка перевооружения ЛПУ отрасли региона техническим и технологическим оборудованием в рамках реализуемого Приоритетного национального проекта «Здравоохранение». Эта попытка перевооружения ЛПУ отрасли была более успешной, чем предыдущая, однако и она не привела к коренным изменениям технологий производства медицинских услуг и изменению уровня доступности, качества и безопасности медицинской помощи дальневосточникам. Первопричиной провала стал низкий уровень проектной проработки стратегии перевооружения ЛПУ, в первую очередь, муниципального уровня. С одной стороны, основные фонды этих ЛПУ были не готовы к демонтажу старого и монтажу нового технического и технологического оборудования по причине несоответствия СНИПам и САНПИНам. С другой стороны, после монтажа нового оборудования и ввода его в эксплуатацию, в течение 3-4 мес. закончились расходные материалы и реактивы, а на приобретение новых, финансовых средств в ЛПУ не было. Высокотехнологичное оборудование простаивало. Схожая ситуация сложилась с поставками спецавтотранспорта для СМП, большая часть из которого не была пригодной для эксплуатации в условиях бездорожья ДФО и морозов ниже минус 30°С. Эксплуатация данного транспорта не повысила доступность СМП населению региона.

K С 2011 года делается третья попытка перевооружения ЛПУ отрасли здравоохранения ДФО уже в рамках утвержденных Министром здравоохранения РФ организационных стандартов (порядков) оказания медицинской помощи, где вводился регламент оснащения кабинетов, отделений и ЛПУ по направлениям деятельности. Однако финансовых средств на замену технического и технологического оборудования опять не хватило, поскольку «усталость» и износ существующего, намного превосходил планы его замены…

Сегодня становится ясным, что решения по техническому переоснащению ЛПУ должны базироваться на специализации реконструируемого подразделения, свойствах и характеристике оборудования, используемого для решения поставленных задач, соответствии региональным традициям и федеральным стандартам. В процесс принятия решения должны быть вовлечены специалисты различных подразделений и областей знаний, как это проводится в экономически развитых странах.4 Что же относительно субъектов РФ ДФО, то многие решения по закупке оборудования для ЛПУ принимаются в кабинетах руководителей, а т. н. тендеры проводятся как «декорации» уже заранее принятых решений.

В субъектах РФ ДФО отсутствует практика среднесрочного и долгосрочного комплексного планирования модернизации оснащения на местах. Процедура принятия и обоснования медико-технических решений при закупке оборудования строго не определена. Специалист, как правило, опирается на стандарты оснащения, которые являются составной частью «Положения об оказании медицинской помощи» (порядки) и лицензионные требования.

Основными недостатками стандартов оснащения является отсутствие единого подхода к используемой терминологии, что приводит к сложности в идентификации и множественной интерпретации по сути аналогичных изделий. Дополнительные сложности вызывает тот факт, что стандарты не «разнесены» по уровню учреждений здравоохранения, несмотря на то, что требования к медицинскому изделию для поликлиники северного поселения ДФО и регионального клинико-диагностического центра будут существенно отличаться. Такая ситуация в дальнейшем приводит к путанице среди различных участников системы обращения медицинских изделий: для контролирующих органов усложнится оценка соответствия парка оснащения ЛПУ принятым стандартам, для специалистов ЛПУ – составление спецификаций к конкурсным торгам.

В настоящее время, после того, как наработан определенный опыт, для повышения эффективности и прозрачности закупок медицинских изделий региональным регулирующим органам необходимо обеспечить следующее:

- на этапе регистрации присваивать медицинским изделиям категорию вида в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (согласно № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.);

- регламентировать механизм применения стандартов оснащения в зависимости от уровня ЛПУ.

- Разработать рекомендации по применению стандартов оснащения при планировании закупок медицинских изделий;

В США планирование закупок чаще всего ложится на инженерную службу ЛПУ. Показателем эффективной работы инженерных служб является объем сэкономленных средств. Так, инженерные службы госпиталя Арканзаса за 4 года сэкономили 2,6 млн долларов, службы вашингтонского госпиталя (900 коек) – около одного млн долларов за 18 месяцев. В Канаде каждой государственной больнице рекомендуется составлять стратегический план закупок на несколько лет, в котором обосновываются потребности и затраты, связанные с приобретением, монтажом и эксплуатацией изделий. Кроме того, при закупке дорогостоящего оборудования (ЯМР и т.п.) необходимо согласование со специализированной организацией (Local Health Integration Network) (прим. авторов).

- разработать стандартизированные требования к техническим заданиям к конкурсным торгам;

- в соответствии с ФЗ «Об охране здоровья граждан» разработать методологию определения взаимозаменяемости медицинских изделий.

Сохранение разрыва в оснащении техническим и технологическим оборудованием ЛПУ в субъектах РФ ДФО − свершившийся факт. Следует отметить, что по мере географического удаления поселения от административного центра региона, нарастает уровень износа медицинского оборудования, снижается уровень фондовооруженности его ЛПУ, что подпитывает ситуацию значительного социального неравенства дальневосточников в доступности, качестве и безопасности медицинской помощи в зависимости от места проживания. Наиболее ущербными в этом отношении являются жители отдаленных северных и сельских районов субъектов РФ ДФО, где депрессивная экономика, высокий уровень безработицы, полуразрушенная в результате рыночных реформ социальная сфера (образование, здравоохранение и социальная защита), а уровень оплаты труда не всегда обеспечивает даже прожиточного уровня для членов таких семей.

Изучение социальных неравенств в охране здоровья и их изменений во времени является одним из ключевых направлений современных исследований в социологии здоровья. Такие исследования помогают более глубокому осознанию социальных механизмов формирования здоровья, способствуют пониманию того, насколько неравенства в здоровье обусловлены экономическими и социальными изменениями, происходящими в обществе, и дают представление о тенденциях нарастания или, напротив, сокращения различий в здоровье у представителей различных социальных слоев и жителей различных поселений.

Эти исследования имеют большое значение для выработки государственной социальной политики, направленной на улучшение состояния общественного здоровья, и оценки эффективности предпринимаемых в этом направлении мер. Сегодня в основе такой политики, согласно документам ведущих международных организаций (World Health Organization, Targets for Health for All), лежит концептуализация здоровья как специфического общественного блага, доступ к которому должен определяться в соответствии с принципами социальной справедливости. Речь идет о равенстве возможностей в обеспечении ключевых ресурсов здоровья для представителей различных социальностатусных групп населения и жителей различных провинций России. Реализация этого требования предполагает особенно пристальное внимание к тем общественным слоям, чье социальное положение менее благоприятно. Важно отметить, что политика, направленная на смягчение груза проблем со здоровьем в низкостатусных социальных группах, не только соответствует принципам справедливости, но и способствует существенному улучшению состояния здоровья населения в целом.

Анализ социальных паттернов в распределении статусов здоровья в обществе имеет развитые исследовательские традиции в зарубежной социологии. Многочисленные работы, начиная с широко известной публикации «Black Report», в которой были обобщены результаты исследования неравенств в здоровье британских граждан,6 показывают, что состояние индивидуального здоровья обусловлено в значительной мере принадлежностью человека к определенной социально-структурной группе. Позиция, которую занимает индивид в социальной иерархии, как бы она ни определялась – профессией, уровнем образования или размером дохода, является определяющим фактором и статуса здоровья, и распространенности деструктивных для здоровья типов поведения.

К сожалению, большинству программ модернизации в ДФО, будь то модернизация образования, здравоохранения или культуры, почти никогда не предшествует системный анализ и НИОКР, на основании которых риск принятия неоправданных с точки зрения эффективности программ возрастает в разы.

Отставание системы здравоохранения субъектов РФ региона в настоящее время формируется не только по уровню состояния основных фондов ЛПУ, степени их обновления и ввода в строй новых высокотехнологических медицинских учреждений, но и по уровню обеспечения отрасли ресурсами. Наиболее важным ресурсом для формирования и реализации современных технологий производства медицинских услуг являются кадры отрасли, их количественные и качественные характеристики.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3392
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru