MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 7. Медицинское страхование на Дальнем Востоке России

Страхование жизни позволит Вам жить в бедности и умереть богатым.
Неизвестный пациент

Несмотря на многообразие конкретных форм охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести:

- отношения собственности;
- способы финансирования (получения ресурсов);
- механизмы стимулирования медицинских работников и населения;
- формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.

В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения определяется сложной системой экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, исторически сложившихся в стране.

Наличие в той или иной стране соответствующей системы здравоохранения определяется многими обстоятельствами. Все зависит от того, что лежит в основе классификации той или иной системы здравоохранения. Так, с точки зрения социально-политической структуры общества условно выделяют пять типов систем здравоохранения:

1) классическая (неупорядоченная);
2) плюралистическая;
3) страховая;
4) национальная;
5) социалистическая.

Сфера здравоохранения играет важную роль в большинстве стран мира. В странах Запада расходы на здравоохранение составляют от 6-ти до 15-ти процентов ВВП, а занятость в сфере здравоохранения составляет от 5-ти до 10-ти процентов от общего числа рабочей силы. Эти цифры имеют решающее значение для услуг, оказываемых здравоохранением, а также для производства, экспорта и импорта различных товаров медицинского назначения. Они также оказывают важное влияние на развитие других сфер жизни. Здравоохранение является частью национальной культуры и, имея отношение ко всему обществу в целом, несет в себе важную политическую проблему в большинстве стран мира.

К 70-м годам XX века в России была сформирована, в основном, сеть и структура органов и учреждений здравоохранения и подготовлен кадровый потенциал, способный, в рамках государственной системы здравоохранения, обеспечить решение поставленных задач − оказывать населению бесплатную, общедоступную, квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме, с учетом потребности населения и применяемых в тот период времени медицинских технологий. Была создана также сеть высших и средних образовательных и научных медицинских учреждений, медико-технических и фармацевтических организаций, призванных обеспечить функционирование системы здравоохранения.

Однако этой системе здравоохранения, как и всякой государственной системе, были свойственны существенные недостатки:

1) экстенсивный характер развития, приводящий зачастую к неадекватному развитию сети и кадрового потенциала;
2) недостаточное финансирование и связанная с этим слабая лечебнодиагностическая база медицинских учреждений и чрезвычайно низкий уровень заработной платы медицинских работников;
3) отсутствие экономических форм управления отраслью, не позволяющие оптимизировать использование имеющихся ресурсов;
4) чрезмерная централизация управления и ограничение прав руководителей органов и учреждений здравоохранения;
5) отсутствие действенных механизмов защиты прав пациента.

В связи с этим, к началу 80-х годов XX века сложившаяся в России система здравоохранения по существу исчерпала свои возможности развития и совершенствования в рамках существовавших норм и правил. Проводимые в этот период социологические опросы населения показали, что накапливалось недовольство качеством, условиями получения и доступности медицинской помощи. Повсеместно наблюдались очереди на прием к специалистам поликлиник и на госпитализацию в стационары. Попытки изменить положение дел, оптимизировать использование имеющихся ресурсов привели в середине 80-х годов XX века к разработке в СССР острожных попыток к внедрению так называемого «нового хозяйственного механизма» (НХМ) в здравоохранении.

Однако ликвидация союзного государства и последующий развал страны, расстрел собственного парламента тогдашним президентом РФ Б.Н. Ельциным, последующая реализации «либеральных экономических реформ» перечеркнули надежды разработчиков НХМ на его реализацию. К сожалению, в идеологию либеральных экономистов (Е.Т. Гайдар и др.) не вписывалась охрана здоровья населения как приоритетная ответственность государства. Медицинская помощь стала рассматриваться как сфера производства медицинских услуг. Государственные гарантии охраны здоровья были заменены на гарантии медицинских услуг в соответствие с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Разработчики закона планировали, что в рамках его реализации, наилучшим способом компенсации затрат граждан при возможных предстоящих расходах, станет возможность застраховаться.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3394
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru