MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Заключение

Идеальной модели регионального здравоохранения не существует, да и существовать в действительности не может. Любую систему здравоохранения необходимо рассматривать в непосредственной связи с особенностями социально-экономического развития территории. Достоинства и недостатки каждой конкретной модели определяются комбинацией различных факторов и причнно-следственных связей. Выбор стратегии реформ здравоохранения субъектов РФ ДФО не является застывшим процессом, поскольку как в России, так и в глобальном мире идут постоянные изменения экономики и общественного развития.

Характерной чертой экономической политики в странах с рыночной экономикой была минимизация роли государства, в том числе и в формировании системы охраны здоровья населения. Однако сегодня становится ясным то, что реформирование здравоохранения России в условиях переходного периода, который обладает затяжным характером и сложной природой, требует повышения ответственности государства. Причем повышение его ответственности должно касаться в первую очередь тех областей, где рыночные механизмы не могут обеспечить эффективного размещения ресурсов, и где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям жизни граждан становится несправедливым.

В этой связи, использование рыночных механизмов в здравоохранении связано с определенными противоречиями. С одной стороны, здравоохранение
рассматривается в качестве общественного блага, когда предоставление медицинских услуг каждому человеку имеет большое значение и для общества в целом. С другой стороны, рыночные стимулы основаны на допущении, что каждая услуга является товаром, который продается на открытом рынке. Представление о том, что рыночные механизмы всегда обеспечивают лучшие результаты, чем государственное планирование, также может оказаться привлекательным только для тех, кто не учитывает социальные последствия рыночных реформ.

Сегодня медицинское сообщество Дальнего Востока России с определенной долей осторожности глядит в будущее, его смущает позиция разработчиков стратегии реформирования отрасли здравоохранения до 2020-го года, их непоколебимая уверенность в достижении конечного результата реформ. По нашему мнению основные положения «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 г.» не учитывают реального состояния экономики и систем охраны здоровья населения Российских провинций, особенно таких, как Сибирь и Дальний Восток. Мы понимаем, что региональные модели здравоохранения должны соответствовать вызовам рынка, но смущает стремление разработчиков стратегии к упрощению (примитивизму) системы охраны здоровья населения России. Остается только сожалеть о том, что авторы стратегии не приняли во внимание неоднородность субъектов РФ и не предложили моделей вариативности реформ для различных регионов государства.

Но ведь именно сегодня, на этой стадии развития необходим честный взгляд на все процессы, происходящие, как внутри, так и за пределами России. Нельзя не замечать того, что за последние десятилетия технологическая отсталость отечественного производства товаров и услуг в целом, а уж тем более в здравоохранении, от стран АТР увеличивается опережающими темпами. Но, если системам здравоохранения центральных регионов РФ еще как-то удается держаться в кильватере процессов мирового развития, то системе здравоохранения ДФО, даже при значительной государственной поддержке в рамках реализации программ модернизации 2011–2012 гг., замедлить темпов деградации не удается.

Негативный опыт, полученный дальневосточниками в течение последних двух десятилетий показывает, что рыночные механизмы привели и неизбежно
приведут в будущем к сохранению условий, при которых уязвимые группы населения, особенно наименее обеспеченные, не будут иметь равного доступа к качественному медицинскому обслуживанию. Кроме того, порождаемый рынком индивидуализм уже привел к разрушению коллективной ответственности за здоровье, на которой основана легитимность социального государства. Региональные элиты все больше и больше ориентированы на получение медицинской помощи в зарубежных клиниках, а основная часть жителей региона продолжает получать медицинские услуги сомнительного уровня доступности, качества и безопасности.

В этой ситуации дальневосточники являются естественной и главной силой, которая может подвигнуть региональное здравоохранение к реформам, а общественные институты — к установлению публичного контроля над расходованием средств и доступностью медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий. Однако, вследствие особенностей «социального опыта» дальневосточников сегодня нельзя ожидать быстрой спонтанной самоорганизации населения региона. В реальных условиях необходимы систематические усилия правозащитных организаций и иных активных групп населения субъектов РФ ДФО по поддержке объединений пациентов и потребителей медицинской помощи в целом. В основе этой кропотливой работы должны лежать принципы взаимоотношений пациента и врача, построенные на гармоничном сочетании регулируемого рынка медицинских услуг и качеств, которые должны быть присущи каждому, кто намерен посвятить свою жизнь медицине: гуманность, чуткость, сострадание, самопожертвование и доброта.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3416
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru