MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Заключение

За последние четверть века отечественное здравоохранение претерпело ряд попыток модернизации отрасли. Основу их составили некоторые институциональные преобразования в правовом, организационном и экономическом аспектах, призванные реформировать отрасль путем изменения ее модели развития, улучшить качество медицинской помощи населению, а также повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения на основе перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйствования.

В конце 80-ых годов прошлого века завершился советский период развития здравоохранения, в начале 90-ых не получил своего развития новый хозяйственный механизм, требует дальнейших институциональных преобразований действующая организационно-экономическая модель обязательного медицинского страхования.

Система здравоохранения, медицинские организации по-прежнему испытывают хронический дефицит финансовых ресурсов, который трансформируется в дефицит трудовых ресурсов, оборотных и внеоборотных средств. В результате лечебные учреждения вынуждены все более интенсивно коммерциализировать свою деятельность за счет расширения рынка платных медицинских услуг. Это неизбежно негативно отражается на доступности и качестве медицинских услуг населению. В первую очередь страдают жители, проживающие в дотационных территориях, на селе и севере, в моногородах.

Для здравоохранения современной России важным является организация медицинской помощи населению в условиях переходной экономики. Проблема обостряется затянувшимся экономическим спадом, стагнацией базовых отраслей экономики, что неизбежно ведет к дефициту финансирования отрасли.

В современных условиях успешное решение проблемы здравоохранения невозможно только силами государства, без привлечения частного капитала. Это диктует необходимость формирования конкурентной среды и усиление конкуренции между государственным и частным секторами в здравоохранении за ресурсы. Однако свободная конкуренция невозможна в таком секторе экономики, как здравоохранение с его важными социальными функциями. В этой связи необходим поиск правильного баланса между прямым государственным участием, государственным регулированием и рыночной конкуренцией.

Опыт экономически развитых стран позволяет говорить о реструктуризации систем здравоохранения на основе разумной централизации с целью рационального использования ресурсов системы, что, в свою очередь, требует создания частично централизованных (смешанных) систем.

Модернизация здравоохранения в условиях Дальнего Востока России в части формирования конкурентной региональной модели системы обязательного медицинского страхования имеет свои особенности или ограничения. К ним можно отнести: невысокий социально-экономический рейтинг субъектов, отрицательные медико-демографические тенденции, низкую плотность населения, разобщенность и отдаленность населенных пунктов, слабую транспортную связь, а также низкие доходы населения, преобладание государственного сектора здравоохранения, недостаточную сеть учреждений здравоохранения всех форм собственности и др. Это те условия, которые в условиях Дальнего Востока трудно переломить и которые создают ограничения для развития реального рынка медицинских услуг, а, следовательно, и для реализации базовых федеральных законов по здравоохранения, в первую очередь 83-ФЗ. Указанные ранее условия будут создавать ограничения и для интеграции здравоохранения Дальнего Востока России в мировое медицинское сообщество, в первую очередь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этих условиях необходимы дополнительные государственные инвестиции в отрасль. Инструментом, опережающего развития не только регионов в целом, но и здравоохранения, могут стать федеральные целевые программы.
По нашему мнению, в силу указанных особенностей на Дальнем Востоке России следует по-прежнему сохранять преимущественно государственную модель здравоохранение.

Для здравоохранения Дальнего Востока жизненно важным является наличие общей стратегии и стратегического плана развития региона, определяющего зоны роста или территории опережающего социально-экономического развития, характер медико-демографических и миграционных процессов в регионе, состояние здоровья населения, состояние сети медицинских организаций, их ресурсное и технологическое обеспечение, эффективность менеджмента на всех уровнях управления.

В Хабаровском крае реализация мероприятий Программы модернизации позволило оптимизировать сеть учреждений здравоохранения, сформировать трехуровневую структуру организации медицинской помощи населению.
Получила дальнейшее развитие первичная медико-санитарная помощь. В крае успешно реализуются мероприятия по организации первой помощи в домохозяйствах в отдаленных населенных пунктах, программа «Земский доктор», общая врачебная практика, широко используются выездные формы работы с использованием новых технологий: теплоход «Здоровье», поезд «Терапевт Матвей Мудров», передвижные медицинские комплексы.

В крае активно развиваются специализированные, в т.ч. высокотехнологичные, виды медицинской помощи как на амбулаторном, так и стационарном этапах, особенно в части оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Дальнейшее развитие получила медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, новорожденным и детям.

В учреждениях здравоохранения края активно внедряются стандарты и порядки медицинской помощи, проводятся мероприятия по информатизации отрасли.

Реализация Программы модернизации позволило стабилизировать и улучшить показатели здоровья населения. В крае впервые за 20 лет показатели рождаемости превысили показатели смертности, обеспечивая естественный прирост населения. Организация сосудистых центров, формирование этапности медицинской помощи, внедрение новых технологий лечения, оптимизация работы скорой медицинской помощи позволило уменьшить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

В структуре больных со злокачественными новообразованиями увеличился удельный вес пациентов с I-II стадией заболевания, вырос индекс накопления контингентов, снизилась летальность, в т.ч. годичная летальность.
Благодаря проводимым мероприятиям, в крае на 24% снизилось число погибших на месте дорожно-транспортных происшествий; практически вдвое уменьшилось число погибших на догоспитальном этапе; на 26% снизилась летальность в стационарах после дорожно-транспортных происшествий.

В крае за последние пять лет более, чем вдвое увеличились объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению. Более 90% высокотехнологичных видов медицинской помощи оказываются в учреждениях здравоохранения Хабаровского края.

Продолжает совершенствоваться нефрологическая, противотуберкулезная, психиатрическая, дерматовенерологическая и реабилитационная помощь жителям края.

В рамках государственно-частного партнерства в крае, благодаря подписанному Соглашению о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Хабаровского края и ООО “Б.Браун Авитум Руссланд”, впервые открывается Центр амбулаторного диализа.

В развитие Программы модернизации в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 № 52-рп утверждена государственная программ Хабаровского края “Развитие здравоохранения Хабаровского края”.
Мероприятий данной программы завершаются в 2020 году и нацелены на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения, воспитание потребности у населения в здоровом образе жизни, решение кадровых проблем в здравоохранении края, в т.ч. за счет роста заработной платы медицинских работников.

Достижение целевых показателей исполнения программы развития здравоохранения позволит решить важнейшую демографическую проблему Хабаровского края и Дальнего Востока России в части формирования постоянного населенческого потенциала региона.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3476
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru