MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.3. Планирование немедицинского персонала в медицинских организациях

Немедицинский персонал в медицинских организациях относится к категории прочего персонала, т. е. – это лица, не имеющие медицинского образования и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу (письмо Минздрава РФ от 25.10.2012 № 16-5/10/2-3238). К ним относятся административно-управленческий персонал (работники отдела кадров, бухгалтерии, инженеры, экономисты, программисты, операторы, начальники служб и т. п.), работники пищеблока, прачечной, прочий хозяйственный персонал (слесари-сантехники, уборщики, дворники и пр.), обеспечивающие деятельность медицинской организации.

Численность физических лиц прочего персонала в здравоохранении Российской Федерации составляет 497 013 (18,56 % в общей структуре кадрового состава). Соотношение занятых должностей и физических лиц прочего персонала равняется 1,41:1, штатных должностей – к физическим лицам 1,50:1. Следовательно, укомплектованность немедицинским (прочим) персоналом в здравоохранении составляет в пределах 60-70 % от их штатной численности. Преобладает доля физических лиц прочего персонала в Дальневосточном федеральном округе (23,15 %), Сибирском (20,31 %), более низкие показатели – в Центральном (16,55 %) и Северо-Кавказском федеральных округах (17,50 %) [50].

Оснащение медицинских организаций современным медицинским оборудованием и аппаратурой требует привлечения специалистов смежных отраслей – инженеров, техников, физиков, химиков, программистов и т. д. [28].
Возрастает потребность в специалистах по вопросам сохранения и укрепления здоровья, восстановления утраченного здоровья, требуются лица, специализирующиеся на медико-социальной работе [28].

В связи с возрастанием объемов информации, развитием организационных форм управленческой деятельности, сложностью и многообразием межличностных отношений в коллективах, совершенствованием нормативной базы в отрасли, развитием медицинского страхования и рынка медицинских услуг требуются специалисты – современные управленцы отраслью: специалисты кадровой службы, экономисты, юристы, финансисты, психологи, руководители нового типа и др. [28].
Таким образом, институциональные преобразования в здравоохранении, развитие материально-технической и технологической базы отрасли неизбежно диктуют увеличение численности немедицинского персонала, что влечет за собой рост издержек на данную категорию работников за счет расходов на оплату их труда и немедицинскую деятельность.

В этой связи возникает задача поиска путей оптимизации соотношения медицинского и немедицинского персонала медицинской организации, а также сокращения издержек, не связанных непосредственно с лечебно-диагностической деятельностью. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2003 г. № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (с изменениями и дополнениями в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 607) утвердил нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которые рассчитываются относительно общей численности врачей или общей численности персонала.

Однако за последние 10 лет в медицинских организациях вследствие развития лечебно-диагностических и информационно-коммуникационных технологий появилась потребность в новых специалистах, которые не нашли отражение в выше указанном приказе. К ним следует отнести специалистов в области информационных технологий, государственных закупок, гражданской обороны и противопожарной безопасности. В результате часть немедицинского персонала в медицинских организациях рассчитывается на основе действующего приказа Минздрава России от 09.06.2003 г. № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих …», а остальные, исходя из исполняемых функций и объема работы.

Для ограничения роста немедицинского персонала и, как следствие, сокращения издержек постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2010 г. № 212 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 г. № 322» внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Пунктом 14.2 постановления определен объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала в расчете на 10 тыс. человек населения. В случае, если прочий персонал превышает 40 % от общей среднероссийской численности врачей и среднего медицинского персонала, должна проводиться оптимизация численности прочего персонала.

В настоящее время федеральным государственным бюджетным учреждением «НИИ труда и социального страхования» разработаны и утверждены нормативные материалы, предназначенные для расчета необходимой численности и нормы времен на работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими [42].

Четкое разделение функций специалистов с учетом норм времени на исполнение функций позволит формировать штатную численность немедицинского персонала и эффективно использовать их труд.
Таким образом, планирование численности немедицинского персонала в медицинских организациях по-прежнему остается актуальной проблемой здравоохранения Российской Федерации.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3615
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru