MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.3. Научно-экспериментальная гигиена, её дифференциация и методы

Последующий период истории профилактической медицины связан с формированием научно-экспериментальной гигиены, её становлением как предмета преподавания в высшей медицинской школе.
Выходит в свет шеститомный труд Петера Франка «Система общей медицинской полиции", преподававшего эту дисциплину в Вильнюсском университете, затем возглавлявшего Петербургскую медико-хирургическую академию. Появляются первые учебники по гигиене, написанные Э.Парксом, М.Леви и Ф.Эстерленом. Возрастает и укрепляется общественное понимание личной и социально-общественной роли гигиены. Об этом свидетельствуют широко известные высказывания Н.И.Пирогова («Я верю в гигиену. В ней содержится действительный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предупредительной»), Г.И.Захарьина («Гигиена не только необходимая часть медицинского образования, но и важнейший предмет деятельности практического врача»), С.П.Боткина и других известных медиков. Будучи попечителем Киевского учебного года, при создании медицинского факультета университета Св. Владимира (1841 г.) Н.И.Пирогов утвердил включение в перечень кафедр этого факультета отдельной кафедры гигиены. На развитие профилактической медицины большое влияние оказывала передовая общественная мысль. Гигиенические предписания и представления о приоритете профилактических мер в известной степени отражали передовые идеи А.Н. Радищева, М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, и др.

Известное изречение Д.И.Писарева. «Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке» стало своеобразным кредо медиков и общественных деятелей России того периода. Значительный вклад в становление и успешное последующее развитие гигиены современной как самостоятельной медицинской науки внесли многие ученые и медики Англии, Германии, Франции, России, Украины и др. стран. Среди них особо заслуживает быть отмеченным немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901) и его ученики.

К ним, в частности, относятся руководители первых двух самостоятельных кафедр гигиены в дореволюционной России – А.П.Доброславин (Военно-медицинская Академия в Санкт-Петербурге, 1871 г.) и В.П.Субботин (Киевский университете Св. Владимира, 1871 г.). Яркой личностью в истории отечественной гигиены был Ф.Ф.Эрисман, заведовавший кафедрой гигиены в Московском университете (1882 г) благодаря которому отечественная экспериментальная гигиена имела ярко выраженное физиологическое направление. Впоследствии, характеризуя роль профилактической медицины, великий русский физиолог И.П. Павлов говорил: «...разве обыкновенно причины болезни не закрадываются и не начинают действовать в организме раньше, чем больной делается объектом медицинского внимания? А знание причин, конечно, существеннейшее дело медицины. Только зная причину, можно метко устремляться против нее, а во-вторых, и это еще важнее, — можно не допустить ее до действия, до вторжения в организм. Только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле слова».

Плодотворно развивалась гигиеническая наука в конце Х1Х – начале ХХ века на Украине, где наиболее видными её представителями в те годы были В.П.Субботин, А.И.Якобий, В.Д.Орлов, И.П.Скворцов, А.П.Корчак-Чепурковский и др. Уроженец г. Прилуки Виктор Петрович Субботин (1842-1896), после возвращения из научной командировки к М.Петтенкоферу возглавил вновь созданную кафедру гигиены в Киевском университете Св. Владимира (проработал в этом статусе более 20 лет), был деканом медицинского факультета университета, автором первого отечественного учебника по гигиене, инициатором создания санитарной службы в Киеве. Интенсивно развивалась гигиеническая наука на Украине и после окончания гражданской войны. Наиболее крупным её представителем тогда был создатель и многолетний руководитель санитарно-эпидемиологической службы Украины, директор института коммунальной гигиены (ныне НИИ его имени) академик Александр Никитич Марзеев. Значительный вклад в гигиеническую науку внесен во второй половине ХХ и начале ХХI века и многими другими учеными Украины. Перечень их очень велик, ограничимся лишь упоминанием некоторых. К ним относятся ученики А.Н. Марзеева – Д.Н.Калюжный, В.З.Мартынюк, В.М.Жаботинский, профессора Л.И.Медведь, Р.Д.Габович, А.О.Навакатикян, Е.И.Гончарук, И.И.Даценко, В.Д.Ванханен, успешно продолжают свою работу Ю.И.Кундиев, И.М.Трахтенберг, А.М.Сердюк, В.Г.Бардов, А.П.Яворовский, С.И.Гаркавый, М.И.Мизюк и мн. другие.

Основными задачами современной гигиены являются:

Выявление неблагоприятных для здоровья природных, техногенных и социальных факторов среды обитания, путей, механизма, закономерностей и последствий их влияния на организм человека.

Научное обоснование, разработка и обновление гигиенических нормативов и правил, регламентирующих допустимые виды и уровни безопасного для здоровья воздействия этих факторов на человека.

Разработка, пропаганда и внедрение гигиенических правил здорового образа жизни и поведения человека в реальных условиях повседневной жизни.

Решение этих задач осуществляется в условиях существенных изменений структуры заболеваемости населения, на фоне все более возрастающей медико-социальной роли т. наз. «болезней цивилизации». К ним относятся заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, сосудистые поражения головного мозга), злокачественные опухоли, нервно-психические расстройства, болезни обмена веществ (сахарный диабет и др.), травмы. Особая роль принадлежит болезням сердца и сосудов, которые занимают ведущее место в структуре заболеваемости населения экономически развитых стран. Не случайно их профилактика и лечение стали проблемой № 1 современной медицины. Различают два (по мнению ряда ученых – три) основных вида медицинской профилактики.

Первичная профилактика  заключается в соблюдении каждым человеком здорового образа жизни, рационального качественного питания, предотвращении неблагоприятного влияния факторов окружающей среды и других мер, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и других нарушений здоровья.

Вторичная профилактика включает в себя комплекс лечебных и режимных мер, соблюдаемых человеком, страдающим каким-либо заболеванием, в процессе его повседневной жизни и направленных на предотвращение обострений и усугубления течения имеющегося заболевания.

Третичная профилактика – комплекс гигиенических, лечебно-профилактических и социальных мер, имеющих целю максимально возможное восстановление или развитие адаптационных физических и психологических возможностей, необходимых для полноценной личной и общественной жизни больного, его медицинскую и социальную реабилитацию.

Изменяющиеся в ходе современной научно-технической революции условия и потребности реальной жизни человека привели к дифференциации гигиенической науки и санитарной практики. В настоящее время гигиена представлена рядом отдельных научно-практических направлений (дисциплин).

В их числе:

Общая и пропедевтическая гигиена – изучение общей теории, методологии и истории гигиенической науки и медицинской экологии, общие пропедевтические вопросы гигиены воздушной среды, воды и водоснабжения, почвы и других факторов природной и техногенной среды обитания среды обитания на здоровье человека, принципы гигиенического нормирования, вопросы личной гигиены и др.

Коммунальная гигиена – изучение проблем гигиены строительства и эксплуатации населенных мест, жилых и общественных зданий, водоснабжения и канализации, охраны чистоты атмосферного воздуха, почвы и водоемов, их гигиеническое нормирование

Гигиена питания – изучение, оценка биологической ценности и гигиеническое нормирование энергетической ценности и качественного состава рационов питания, отдельных пищевых продуктов и добавок, режима и условий питания, профилактики пищевых отравлений и алиментарных заболеваний.

Гигиена (медицина) труда – изучение влияния на человека условий и факторов производственной среды и профессиональной деятельности, обоснование и разработка гигиенических нормативов и рекомендаций с целью профилактики профессиональных отравлений и заболеваний, оптимизации гигиенических условий различных видов труда, и повышения его эффективности, предупреждение утомления и переутомления. Гигиена детей и подростков – изучение и гигиеническое нормирование условий физического развития, питания, обучения, профессиональной ориентации, предупреждение вредных привычек, пропаганда и внедрение правил здорового образа жизни, контроль за соблюдением гигиенических требований к строительству и эксплуатации детских учебных и других учреждений.

Гигиена чрезвычайных ситуаций и военная гигиена – выявление и изучение изменений окружающей среды, быта, питания, водоснабжения, профессионального труда в условиях чрезвычайных ситуаций и военной службы. Разработка нормативов и других гигиенических требований, направленных на жизнеобеспечение населения и спецформирований в этих условиях и предотвращение отрицательного влияния на их здоровье негативных факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях.

Социальная гигиена. – выявление, изучение и медицинское предотвращение отрицательного влияния неблагоприятных социальных условий жизни и труда населения на структуру его заболеваемости, внедрение комплексной системы профилактики наиболее распространенных заболеваний и причин смертности. В качестве самостоятельных выделяют также такие направления гигиенических исследований – психогигиена, авиакосмическая гигиена, гигиена железнодорожного и морского транспорта, герогигиена, гигиена лечебно-профилактических учреждений, личная гигиена и др. Многие разделы и вопросы гигиены и санитарной практики выходят далеко за пределы «базовой» отрасли и интегрируют в себе несколько смежных, общемедицинских, гигиенических и лечебных дисциплин. К ним относятся смежные вопросы гигиены лечебно- профилактических учреждений, профессиональной и радиационной гигиены, гигиены питания и ряд других. Гигиена является комплексной наукой. В связи с её целью, задачами, методами, объектами и субъектами исследований, она развивалась и развивается в тесном контакте и взаимодействии не только с другими медицинскими науками, но и с такими, как общее природоведение, астрономия, геология, геофизика и геохимия, сельскохозяйственное производство, пищевая промышленность, климатология, метеорология, строительство и архитектура, новые технологии, педагогика и психология, математическая статистика и мн. другими. Показательным проявлением отмеченного междисциплинарного контакта и взаимодействия является то, что многие гигиенисты кроме медицинского имели и второе высшее образование, проявили себя как признанные специалисты в смежных науках. Например, крупнейший украинский гигиенист, академик Академии медицинских наук СССР АН. Марзеев пользовался большим авторитетом среди архитекторов, был членом Академии архитектуры Украины. Для выполнения своих задач, гигиена использует различные методы исследования.

К основным из них относятся: метод санитарного обследования (с применением совокупности визуальных, физических, химических, биологических, анкетно-опросных и др. методик), гигиенический эксперимент (моделирование отдельных факторов и условий и изучение влияния их на окружающую среду, отдельные физиологические функции и здоровье человека в целом), метод эпидемиологического анализа заболеваемости, метод клинического наблюдения, математико-статистические и другие методы. Заимствуются и методы, применяемые в других науках. Например, с применением заимствованного из астрофизики «Метода наложенных эпох» автором этой книги были выявлены важные закономерности влияния гелиогеофизических и метеорологических факторов на возникновение и течение различных заболеваний.

Научным основанием обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности и предотвращения вредного влияния на человека факторов и условий окружающей среды является гигиеническое регламентирование. Гигиеническим нормативом называют четко определенный диапазон параметров фактора воздействия, являющийся безопасным для здоровья, жизнедеятельности и работоспособности человека и последующих поколений. В экспериментах по определению гигиенических нормативов широко используют современные методы физиологических, биохимических, гистологических, токсикологических, микробиологических и др. исследований. В сферу интересов общественной гигиены входят проблемы, касающиеся здоровья населения в целом, отдельных его контингентов, решение которых неподвластно отдельной личности и обычно решаемых на основе общегосударственного (регионального) санитарного законодательства путем административного мер и решений местной, региональной или общегосударственной власти (вопросы охраны чистоты атмосферного воздуха, водоемов и водоснабжения, почвы, условий труда и обучения, благоустройства населенных мест, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, общественного питания и др.). Несколько десятилетий тому назад научная терминология в сфере профилактической медицины обогатилась ранее редко употреблявшимся наименованием новой научной дисциплины – «медицинская экология».

Сферой научно-практических интересов этой дисциплины являются смежные проблемы двух наук – медицины и общей экологии. Медицинской экологией (в качестве её синонимов нередко употребляются и такие термины, как экологическая медицина, экологическая медицинская география, медицинские аспекты антропоэкологии, нозоэкология, медицинская география, экология человека) принято называть комплексную научную дисциплину, изучающую эволюцию факторов природной и техногенной окружающей среды и их влияние на общественное здоровье . Эта проблема входит также и в сферу научно-практических интересов гигиены. Однако интересы эти имеют некоторые различия в своей направленности. Медицинской экологии в большей мере присущи исследования самой окружающей среды, от которых зависит общественное здоровье и его интегральные статистические и другие показатели. Как новое направление в науке, медицинская экология сформировалась во второй половине прошедшего века, когда стало очевидным наличие заболеваний и других нарушений здоровья, возникающих в ответ на экологические изменения окружающей среды. Нозоэкология изучает также связь возникновения и распространения эндемических и других заболеваний в местностях подвергнутых аномальным природным и техногенным воздействиям.

По статистическим данным ВОЗ, более 30% ежегодных смертей в мире связаны с отрицательным воздействием окружающей среды, а для отдельных видов заболеваний этот показатель значительно выше. К ним следует отнести онкологические, заболевания соединительной ткани, иммунной системы, нейродегенеративные, аутоиммунные заболевания, эффект хронического утомления и др. Роль и место медицинской экологии в современной профилактической медицине подчеркивает и тот факт, что в качестве отдельного предмета и специальности она включены в программы ряда учебных заведений (Специальность 33 01 05).

В отличие от экологии, основное внимание гигиены направлено на выявление медицинских последствий влияния факторов среды на человека в конкретных условиях его повседневной бытовой и трудовой жизни, обоснование безопасных уровней такого воздействия, разработка рекомендаций и мероприятий по режиму здорового образа жизни в этих условиях. Объекты и субъекты научно-практических исследований гигиены и медицинской экологии нередко совпадают, и потому не всегда возможно четко и определенно разграничит сферу их деятельности. Во всяком случае, тесная связь этих двух наук очевидна и потому главное, не поиск методологических различий в их деятельности, а максимально полезное тесное научное сотрудничество и взаимодействие. Вторая половина Х1Х, и минувший ХХ век, привнесли в повседневную жизнь человека и его профессиональную деятельность много нового и полезного, существенно обогатили и оптимизировали эту жизнь научно-техническими достижениями, которые еще в сравнительно недавнем прошлом были всего лишь уделом фантастики. Но любая эволюция не является процессом с однозначно односторонним движением. Наряду с положительными, ей сопутствуют, быть может, не столь манифестно выраженные, но и отрицательные проявления.

Мы видим и ощущаем, например, что одним из негативных результатов не всегда строго контролируемого и регламентируемого использования достижений научно-технической революции явились имеющие глобальный характер негативные изменения в окружающей природной среде, вследствие массивного её загрязнения химическими веществами и разнообразными физическими факторами. По сути дела речь идет о фактической антропогенной денатурации этой среды с не всегда с прогнозируемыми последствиями. Тем не менее, это не приостановило широкого и всё возрастающего применения атомной энергии, потенциально опасных для здоровья аудиовизуальных и других бытовых и производственных технических устройств, а в питании человека – всевозможных искусственных добавок и примесей. Человеческой природе присущ страх перед всем новым, неизведанным.

Вспомним историю массового оспопрививания, у которого были многочисленные противники, и которое в Англии и России стало возможным лишь после того, как этой процедуре подверглась Королевская и Царские семьи этих стран! Ради более ощутимых реальных преимуществ «продуктов» НТР, человек подчас вынужден примириться с тем, что такое использование в некоторых случаях может нанести некоторый вред здоровью. И взвешивая все за и против, принимать решение о целесообразности применения того или иного новшества и тех ограничений, которые должны сопутствовать такому применению в интересах личной и общей безопасности и охраны здоровья.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3745
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru