MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Предисловие

Как в Европе, так и в России, начиная с эпохи Просвещения, профессия врача традиционно не позволяла ее представителям оставаться в стороне от общественных проблем. Политические катаклизмы на рубеже ХХXXI веков значительно изменили убеждения и ментальность членов профессионального сообщества медицинских работников, особенно в сфере взаимоотношений с гражданским обществом и его отдельными членами.

До Октябрьского переворота 1917 года взаимоотношения формировались в условиях системы купли-продажи медицинских услуг, как правило, практикующего врача частника с элементами земской и фабрично-заводской медицины, где сам гражданин нёс ответственность за уровень своего здоровья. К формированию советской модели производства медицинских услуг, которая уподобляла медицинскую помощь «дефицитным товарам» подлежащих централизованному распределению, система доступности и равенства срабатывала. В этой модели выбор доступной, качественной и безопасной медицинской помощи делало за гражданина его государство. Существенным её преимуществом являлось то, что до последнего времени медицинские услуги производились преимущественно в государственных медицинских организациях, которые в своей основе были для граждан бесплатными. Россияне за последнее столетие настолько привыкли к этому образу «бесплатного здравоохранения», что даже сегодня в условиях либеральной экономики им трудно представить, что такой, казалось бы, акт гуманности, как медицинская помощь может рассматриваться с позиций товарно-денежных отношений. В то же время цель у врача и пациента, в конечном итоге, общая (один стремится вылечить, другой – излечиться). Однако достижение общей цели невозможно без доверительных отношений между ними, без внимательного выслушивания больного врачом, установления с пациентом полного контакта в течение ограниченного времени приема (при отсутствии исчерпывающей информации об условиях его жизни, работы и отдыха), учета его состояния. Пациент в свою очередь должен попытаться найти общий язык с врачом, не скрывая даже неприятных для себя моментов. Однако следует отметить, что хотя врач и пациент – партнеры, но в этом партнерстве весьма сложно добиться консенсуса.

Достижение желаемого сторонами консенсуса осложняется отсутствием четких правил выстраивания их отношений. Если правила отношений стороны профессионального медицинского сообщества в определенной мере сформированы (этический кодекс и клятва врача, должностные инструкции и т.д.), то ответственность и нормы поведения пациента пока не определены. Пациент строит свои отношения с врачом в условиях стресса, полагаясь на свой жизненный опыт, довольно часто за пределами норм и правил, санкционированных обществом, что провоцирует конфликты.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=4038
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru