Предисловие
Как в Европе, так и в России, начиная с эпохи Просвещения, профессия врача
традиционно не позволяла ее представителям оставаться в стороне от общественных
проблем. Политические катаклизмы на рубеже ХХXXI веков значительно изменили
убеждения и ментальность членов профессионального сообщества медицинских
работников, особенно в сфере взаимоотношений с гражданским обществом и его
отдельными членами.
До Октябрьского переворота 1917 года взаимоотношения формировались в условиях
системы купли-продажи медицинских услуг, как правило, практикующего врача
частника с элементами земской и фабрично-заводской медицины, где сам гражданин
нёс ответственность за уровень своего здоровья. К формированию советской модели
производства медицинских услуг, которая уподобляла медицинскую помощь
«дефицитным товарам» подлежащих централизованному распределению, система
доступности и равенства срабатывала. В этой модели выбор доступной, качественной
и безопасной медицинской помощи делало за гражданина его государство.
Существенным её преимуществом являлось то, что до последнего времени медицинские
услуги производились преимущественно в государственных медицинских организациях,
которые в своей основе были для граждан бесплатными. Россияне за последнее
столетие настолько привыкли к этому образу «бесплатного здравоохранения», что
даже сегодня в условиях либеральной экономики им трудно представить, что такой,
казалось бы, акт гуманности, как медицинская помощь может рассматриваться с
позиций товарно-денежных отношений. В то же время цель у врача и пациента, в
конечном итоге, общая (один стремится вылечить, другой – излечиться). Однако
достижение общей цели невозможно без доверительных отношений между ними, без
внимательного выслушивания больного врачом, установления с пациентом полного
контакта в течение ограниченного времени приема (при отсутствии исчерпывающей
информации об условиях его жизни, работы и отдыха), учета его состояния. Пациент
в свою очередь должен попытаться найти общий язык с врачом, не скрывая даже
неприятных для себя моментов. Однако следует отметить, что хотя врач и пациент –
партнеры, но в этом партнерстве весьма сложно добиться консенсуса.
Достижение желаемого сторонами консенсуса осложняется отсутствием четких
правил выстраивания их отношений. Если правила отношений стороны
профессионального медицинского сообщества в определенной мере сформированы
(этический кодекс и клятва врача, должностные инструкции и т.д.), то
ответственность и нормы поведения пациента пока не определены. Пациент строит
свои отношения с врачом в условиях стресса, полагаясь на свой жизненный опыт,
довольно часто за пределами норм и правил, санкционированных обществом, что
провоцирует конфликты. |