MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

2.2. Выбор профессии и мотивации её освоения будущими врачами

Новая фаза развития мировой цивилизации решающим образом связана с повышением роли человеческих ресурсов: интеллекта, созидательных способностей и качеств личности. Следовательно, именно в этой фазе развития резко возрастает и роль образования, оно все более прямо и непосредственно определяет социально-экономический прогресс и возможностей использования человеческого капитала (Улумбекова Г.Э., 2015). В этой связи следует отметить, что будущее не только общего образования, но и высшей школы во многом определяется сценариями социально-экономического развития России и её регионов. При этом важно оценивать вероятность возникновения и степень влияния кризисных ситуаций в медицинском образовании на процессы реформирования отечественной медицины.

Динамически меняющееся российское общество постоянно выдвигает новые требования к высшей медицинской школе как социальному институту, который опосредованно влияет на уровень доступности, качества и безопасности медицинской помощи широким слоям населения. Это, свою очередь, требует изменения целей, задач и отдельных функций высшей школы, а, следовательно – форматов и технологий ее деятельности (Сафонова М.А., 2011).

С позиции социальной значимости медицинские профессии во все времена занимали уверенные лидирующие позиции в списке нужных профессий, а профессия врача даже в условиях либеральных экономических реформ и рыночной экономики остается частым выбором молодых людей вступающих во взрослую жизнь. Определенный интерес вызывает оценка движущих мотивов выбора профессии и её освоения студентами медицинского вуза на стадии оптации и адаптации (Климов Е.А., 2004; Доника А.Д., 2009). Причем абитуриенты, поступающие в медицинский вуз, опираются не только на те или иные мотивы овладения профессией врача, но и исходят из представлений об «идеальном образе», воплощающем в себе необходимые и наиболее значимые профессионально-личностные качества медицинского работника. Данные представления в совокупности со специальными знаниями, умениями и навыками интегрируются на личностном уровне индивидуальной смысловой системы мотивов и обусловливают успешность профессиональной и личностной (деонтологической) подготовки будущего специалиста (Чижкова М.Б., 2015).

Анализ мотиваций выбора и освоения профессии врача. Для уточнения мотиваций выбора и овладения врачебной профессии было проведено специальное исследование. Объектом исследования стали студенты стоматологического и лечебного факультетов Государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» (ГБОУ ВО ДВГМУ). Предмет исследования – оценка выбора профессии врача, анализ мотиваций овладения профессиональными компетенциями и оценка профессиональных планов. Метод исследования – анкетный опрос в сочетании с полустандартизированным индивидуальным и коллективным интервью (Погосян Г. А., 1985; Бондаренко А. Г., 2006; Krueger R.A., 1998) . В 2017 г. по специально разработанной программе опрошены 164 студента стоматологического и 324 студента лечебного факультетов ГБОУ ВО ДВГМУ. В ходе исследования изучены несколько аспектов, влияющих на выбор врачебной специальности и формирование профессиональных компетенций, которые стали источником задач для достижения поставленной цели в виде мотивации в овладении профессиональными знаниями и умениями, а так же последующего выбора сегмента на рынке труда.

Анализ контингентов студентов подвергнутых социологическому опросу показал, что структура источников финансирования профессиональной подготовки студентов стоматологического и лечебного факультетов ГБОУ ВО ДВГМУ различна. Так значительная часть студентов (более 87%) стоматологического факультета обучалась за счёт средств спонсоров – как правило, обеспеченных родителей (платное обучение по контракту), а на лечебном факультете картина обратная – более ¾ студентов обучалось за счёт средств федерального бюджета. Подавляющее число студентов обоих факультетов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, поступало в рамках конкурсного набора, большинство из которых выпускники средних школ городов региона имеющие высокий уровень Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Остается только сожалеть о том, что система набора абитуриентов для обучения в высшей медицинской школе не учитывает особенностей врачебной профессии, требующей как призвания в сочетании с высокими моральными принципами, так и достаточного уровня мотивации к освоению профессионального мастерства, что сказывается на объеме «потерь» (отчисления) студентов в процессе обучения. Наибольший уровень потерь приходится на первый и второй год обучения на обоих факультетах. Ведущей причиной отчисления является академическая задолженность.

По данным анализа индивидуальных и коллективных интервью большая часть причин прекращения обучения студентами на начальном этапе подготовки связана с недостаточными ценностными ориентациями. Это происходит в условиях, когда будущий врач запроектировал в своем сознании овладение профессиональным мастерством на основе желания лечить людей с позиции своих потребностей, но без учёта своих способностей и возможностей. Между тем, выработанные и принятые обществом основания для оценки труда медицинского работника, его сложности в сочетании с системой духовных ценностей, профессионального менталитета и правил профессиональной этики требуют длительных и значительных усилий со стороны молодых людей, выбравших эту благородную, но сложную и тяжёлую профессию.

Результаты мотивов выбора профессии врача показало, что более трети из них не были охвачены мероприятиями по профориентации. Между тем, значительной части студентов медицинского вуза присущи внутренние мотивы, причем превалирующим является внутренний социальный мотив – «желание помогать/лечить людей». (рис.2.2).

Причем, для студентов лечебного факультета этот мотив сочетался с мотивом «интересная специальность» (22,72 и 22,58% соответственно). Что же относительно студентов стоматологического факультета то ведущим мотивом, повлиявшим на профессиональный выбор, представлен «желание помогать/лечить людей» (18,0±1,58%) в сочетании с мотивом «престижная профессия» (18,85±1,61%). Следующие места среди мотивов, определивших выбор профессии на лечебном факультете, заняли «склонность (призвание) к профессии» (13,74±1,29%) и «престижная профессия» (12,62±1,24%), а на стоматологическом факультете – «высокооплачиваемая профессия» (14,43±1,45%) и «интересовала специальность» (14,77±1,46%)

Отдельные студенты не готовы и не мотивированы к значительным нагрузкам, связанных даже с начальным этапом профессиональной подготовки на первых курсах вуза, что иногда отрицательно сказывается на показателях успеваемости и формирует разочарование сделанным профессиональным выбором.

Рис. 2.2. Основные мотивы, повлиявшие на выбор профессии врача среди студентов ГБОУ ВО ДВГМУ (% от числа опрошенных)

Рис. 2.2. Основные мотивы, повлиявшие на выбор профессии врача среди студентов ГБОУ ВО ДВГМУ (% от числа опрошенных)

По данным проведенного опроса среди студентов лечебного факультета только 57,39±2,90% укрепились в правильности выбора профессии врача, а число разочаровавшихся составило 10,65±1,81%. Среди студентов стоматологического факультета 74,07±3,44% опрошенных укрепились в правильности выбора профессии врача-стоматолога, а число разочаровавшихся составило 8,02±2,13%.

Настораживает значительная доля студентов на обоих факультетах, затруднившихся ответить на поставленный вопрос (31,96±2,73 и17,90±3,01% соответственно) (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Изменились ли Ваши мотивы выбора профессии в процессе обучения в вузе?

Факультеты

Мотивы

Лечебный

Стоматологи-ческий

p

Укрепился в выборе профессии

57,39±2,90

74,07±3,44

<0,001

Разочаровался в выборе профессии

10,65±1,81

8,02±2,13

>0,05

Затрудняюсь ответить

31,96±2,73

17,90±3,01

<0,001

Успешность учебной деятельности на стадии оптации и адаптации детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности. Мотив для будущего врача представляется в виде интереса и побуждения к активности по овладению профессиональными знаниями и умениями, направленной на формирования востребованных рынком труда компетенций.

Только 60,54±2,82% студентов лечебного факультета указали на то, что учатся с интересом, что же относительно студентов стоматологического факультета, то доля обучавшихся с интересом составила всего 55,76±3,87% (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Проявление интереса к обучению профессии врача (% от числа опрошенных)

Факультеты

Мотивы

Лечебный

Стоматологи-

ческий

p

Учусь с интересом (нравится)

60,54±2,82

55,76±3,87

>0,05

Трудно сказать

28,87±2,59

31,52±3,62

>0,05

Учиться не интересно

3,74±1,11

1,21±0,85

>0,05

Учусь по необходимости

8,84±1,66

11,52±2,49

>0,05

От 8,84±1,66% студентов лечебного факультета до 11,52±2,49% студентов стоматологического факультета высказали мнение о том, что учатся «по необходимости», а от 28,87±2,59% до 31,52±3,62% затруднились ответить на этот вопрос.

Среди трудностей, отрицательно сказывающихся на уровне успеваемости ведущее место, как на лечебном, так и на стоматологическом факультете, занимают чрезмерная умственная нагрузка (27,43±1,77 и 27,54±2,23% соответственно), сложность изучаемых дисциплин (15,99±1,45 и 23,08±2,10% соответственно) и организация учебного процесса (16,93±1,48 и17,12±1,88% соответственно). Другие причины, отрицательно сказывавшиеся на уровне успеваемости, по мнению респондентов, имели меньшее значение (рис. 2.3).

Отсутствие выхода из сложившейся ситуации, когда студент не в состоянии преодолеть причины, отрицательно сказывающиеся на успеваемости, формирует кризисную ситуацию, которая может стать причиной прерывания или прекращения обучения. Сам по себе кризис профессионального становления можно рассматривать и как постоянные «разочарования» (кризисы разочарования) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал и т.п. Смена (или перестройка) иерархии жизненных и профессиональных ценностей лежат в основе многих вариантов кризиса профессионального становления.

Рис. 2.3. Причины, отрицательно сказывающиеся на уровне успеваемости студентов ГБОУ ВО ДВГМУ (% от числа опрошенных)

Рис. 2.3. Причины, отрицательно сказывающиеся на уровне успеваемости студентов ГБОУ ВО ДВГМУ (% от числа опрошенных)

Динамика мотивов выбора профессии и будущие профессиональные планы выпускников медицинского вуза. Подготовкой кадров специалистов высшего звена в здравоохранении на Дальнем Востоке России занимается 5 медицинских ВУЗов: г. Благовещенск – Амурская государственная медицинская академия; г. Владивосток – Владивостокский государственный медицинский университет; г. Хабаровск – Дальневосточный государственный медицинский университет и Институт подготовки специалистов здравоохранения Минздрава Хабаровского края; г. Якутск – медицинский институт Якутского государственного университета. И хотя труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности, он в значительно большей мере, чем у представителей других профессиональных групп, связан с ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей и общества в целом. Выпускник школы или колледжа, выбирающий профессию врача – это потенциальный субъект труда специалиста в сложных социально-экономических условиях. Типичные проблемы данной стадии становления профессионала: принятие решений в ситуации неопределенности, выбор не только профессии, учебного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей профессией (Костакова Т.А., 2011; Дьяченко В.Г. с соавт, 2012).

Параллельно анализу мотивов выбора профессии врача и мотивации освоения её основ был проведен сравнительный анализ студентов обучавшихся в 2010 г. по программе ФГОС-2 и в 2015 г. по программе ФГОС-3. Исследуемая группа студентов ГБОУ ВО ДВГМУ продолжала освоение способов самостоятельной жизни, включая обучение избранной профессии и временное трудоустройство. Завершался этот этап различными вариантами апробации своего соответствия избранной профессии, как во время производственной практики, так и в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой. С завершением стадии выбора профессии и созданием личного профессионального плана, будущий врач вступает в стадию собственно профессионального развития, что явилось причиной вопроса о специальности, по которой респондент собирается работать после окончания вуза.

Как в 2010 г., так и в 2015 г. наиболее критическими, согласно концепции нормативных кризисов и стадий профессионализации, оставались возрастные периоды: 17-18 лет (поступление в ВУЗ и начальный этап обучения), 22-25 лет (выбор профиля специализации, выбор места работы, возможное образование семьи и т.п.). Именно в эти периоды становления врача наблюдались высокие показатели состояния тревожности, эмоциональной нестабильности и распространенности невротических расстройств. Особенностью рассматриваемого профессионального поля является наблюдаемая во всем мире феминизация его субъекта деятельности.

Результаты регулярных опросов старшеклассников общеобразовательных школ, учащихся медицинских колледжей и абитуриентов ДВГМУ показали, что работа по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии врача недостаточна, поскольку более чем 51,81% старшеклассников и 45,32% абитуриентов указывали на то, что они не были охвачены мероприятиями профориентации. Среди желающих поступить в медицинский вуз превалировали девушки (74,32%) и молодые люди, родственники которых так или иначе были связаны с медицинскими профессиями (57,12%).

Основной частью студентов ГБОУ ВО ДВГМУ в 2010 г. являлись лица принятые и обучающиеся по направлениям медицинских организаций (целевой набор) на бюджетной основе (32,8%), второе место занимают выпускники поступавших и обучавшиеся в рамках общего конкурса на бюджетной основе (32,4%), третье место – студенты обучавшиеся за счет личных средств родителей или спонсоров (31,6%). Незначительная часть (3,1%) обучалась за счет личных средств, т.е. студенты сочетающие учебу в вузе с работой. К 2015 г. соотношение источников финансирования обучения студентов ДВГМУ кардинально не изменилось, однако более 65% из них обучалось за счет средств налогоплательщиков (табл. 2.3).

Анализ трудоустройства студентов, обучавшихся по целевому набору, окончивших вуз и вернувшихся на «малую родину» составляет всего 15 – 20% от всего числа «целевиков». Единственный субъект РФ Дальневосточного федерального округа, который добился возвращения до 96-98% «целевиков» – это Республика Саха (Якутия), которая в течение второго десятилетия ведёт целенаправленную, системную работу по подготовке молодых специалистов для здравоохранения территории.

Таблица 2.3. Структура источников финансирования подготовки студентов ДВГМУ охваченных социологическим опросом в 2010–2015гг. (%)

№ п/п

Принцип обучения

2010 г.

2015 г.

Обучение по целевому набору на бюджетной основе

32,8

33,1

Обучение в рамках конкурса на бюджетной основе

32,4

31,6

Обучение за счет родителей (спонсоров)

31,6

32,1

Обучение за счет личных средств

3,1

3,2

Данные социологического опроса студентов ДВГМУ в 2010–2015 гг. показал снижение числа студентов, обучавшихся с интересом с 58,6 до 54,2% и значительного роста числа студентов, которые учились без особого интереса с 3,5 до 15,7% (табл. 2.4.).

В рамках реализации коллективных интервью обсуждению подвергались проблемы углубления профессиональной подготовки по специальности врача общей (семейной) практики с выпускниками всех факультетов медицинского вуза.

Таблица 2.4. Анализ мотиваций студентов ДВГМУ к обучению профессии врача (%)

№ п/п

Мотивации к профессиональному обучению

2010 г.

2015 г.

Учился с интересом

58,6

54,2

Затрудняюсь ответить

25,5

19,4

Учился без особого интереса

3,5

15,7

Учился по необходимости

12,4

10,7

В этом смысле вызывали интерес выдержки из индивидуальных интервью, касающихся формирования профессиональных компетенций и планов будущих врачей.

Лечебный факультет:

  • «…Очень понравились занятия по хирургии, профессор В. подробно объяснил план операции и блестяще выполнил её в нашем присутствии. Буду хирургом…»
  • «…Учились в клинике «Семейной медицины», сложилось впечатление, что и преподаватели и персонал не представляют содержание работы врача общей практики и не заинтересованные в нашей профессиональной подготовке. Приложу максимум усилий для того, чтобы никогда не работать в поликлинике…»
  • «…После получения сертификата врача общей практики сделаю всё возможное чтобы стать узким специалистом…»

Педиатрический факультет:

  • «…Вынуждена слушать лекции профессора, которые в своих лекциях дублирует главы из учебника по педиатрии Шабалова. Учебник лучше…».
  • «…Не собираюсь работать участковым врачом-педиатром – это сложная и неблагодарная работа, планирую освоить специальность, связанную с ультразвуковой диагностикой…».
  • «…Не сделал ни одной спинномозговой и плевральной пункции даже на симуляторе, не владею приемами первичной реанимации, ни разу не пользовался дефибриллятором…»

Стоматологической факультет:

  • «…После практики в частной клинике, где столкнулся с практическим применением 3D технологий в стоматологии, понял, что обучался в университете технологиям устаревшим ещё в прошлом веке…»
  • «…Практические занятия проходили в частной клинике, преподаватель принимал своих пациентов, а мы сидели в другом кабинете и «читали» учебник…»
  • «…Пошел работать ассистентом в частную клинику, чтобы «набраться» практических навыков. УНИСТОМ – это отстой!…»

При оценке студентами своего будущего социального статуса, который отражал совокупность прав и обязанностей, социальные ожидания, нормы поведения и особенности функционирования системы производства медицинских услуг, было выделено четыре основных профессиональных контекста мотиваций.

1. Экономический (58,5%), который определялся эффективностью экономического стимулирования, уровнем и принципом оплаты труда в сочетании с дополнительной зарплатой (официальной и теневой), а так же стратегией повышения уровня зарплаты как показателем успешности деятельности специалиста.

2. Профессионально-должностной (27,5%):в виде формирования успешной профессиональной карьеры, уровня притязаний в сочетании с трудовой мобильностью и удовлетворенностью своим квалификационно-должностным положением.

3. Престижностный (9,1%), который определялся уровнем оплаты труда, доступностью повышения квалификации, занимаемой должностью в сочетании с опытом врачебной деятельности и мнением коллег-профессионалов, доступность имущественных благ и привилегий.

4. Социально-психологический (4,9%) в виде адаптации в коллективе медицинской организации в сочетании с профессиональным ростом, формирования авторитета в глазах коллег и пациентов, наличия коммуникативных каналов, а так же число наград и поощрений.

Ожидаемым лидером мотиваций формирования социального статуса стал экономический (58,5%), где опрашиваемые студенты весьма чётко указывали контекст мотиваций, который определялся эффективностью экономического стимулирования, уровнем и принципом оплаты труда в сочетании с формированием успешной карьеры. Что же относительно престижа и социально-психологического контекста профессиональных мотиваций, то они отодвинуты в нижнюю часть рейтинга.

Вызывает беспокойство, что профессиональная компетентность в среде будущих врачей перестала быть ведущим контекстом мотиваций оказывающих влияние на социальный статус врача. В то же время именно профессиональная компетентность выступает интегральной составляющей профессиональной подготовки молодого врача, которая обуславливает способность решать типичные профессиональные задачи, а также проблемы, которые возникают в реальных ситуациях его профессиональной деятельности, с использованием знаний и профессионального опыта.

Мы полагает, что именно будущий социальный статус молодого специалиста и этические установки, полученные в процессе обучения и определяет формирование профессиональных планов после окончания обучения в медицинском вузе. Однако, по мнению руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранения Г.Э. Улумбековой 25% выпускников медицинских вузов в РФ уходит из профессии, что усилит кадровый кризис. По её мнению: «…Кадровый дефицит в отрасли составляет 170 тыс., или 30% врачей» (Улумбекова Г.Э., 2015),

Мы полагаем, что одной из причин этого явления стало ухудшение отношения общества к медицинским работникам, что отрицательно сказалось и продолжает сказываться на взаимоотношениях отдельного пациента и медицинского работника. В то же время по данным нашего исследования профессиональные планы будущих врачей отличаются от тех, которые приведены Г.Э. Улумбековой, – всего от 2,7% выпускников ГБОУ ВПО ДВГМУ в 2010г. до 1,8% в 2015 г. планировали свою трудовую деятельность за пределами профессии врача (табл. 2.5.).

Анализ профессиональных предпочтений выпускников ДВГМУ в 2010 г. указывал на то, что первое место в них занимало трудоустройство в коммерческих медицинских организациях (27,41%), втором место – трудоустройство в федеральных или региональных медицинских организацях (22,78%) на должности узких специалистов, т.е. именно там, где кадровая ситуация пока далека от критической. Третье место в рейтинге предпочтений занимали 20,08% респондентов, которые планировали покинуть регион и работать по избранной специальности в центральных регионах России или столичных городах (Москва и С.Петербург).

Таблица 2.5. Структура направлений планирования своей деятельности после окончания обучения выпускниками ГБОУ ВПО ДВГМУ (%)

Только 12,36% опрошенных выпускников строили планы трудоустройства по месту постоянного жительства в ДФО по специальности согласно полученному сертификату врача общей практики. Относительно небольшая группа выпускников (8,11%) планировала продолжить образование и заниматься научной деятельностью. Всего 4,63% наиболее подготовленных студентов, изучающих иностранные языки (английский и реже японский, китайский, корейский), строили планы, связанные с отъездом на постоянное место жительства за рубеж (США, Австралия, Ю. Корея и КНР).

Доля выпускников 2010 г. лечебного и педиатрического факультетов, которые после получения диплома врача не планировали трудоустраиваться в медицинских организациях, минимальна – 2,70%. Исключение составляли выпускники стоматологического факультета, где 99,7% респондентов однозначно указали на свои планы продолжать профессиональную карьеру врача-стоматолога. В то же время, только 6,25% выпускников лечебного факультета планировали работать в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) участковыми (семейными) врачами после сдачи сертификационного экзамена, на педиатрическом факультете таких несколько больше – 8,33%.

В течение истекших пяти лет (с 2010 по 2015 гг.) профессиональные планы выпускников ДВГМУ претерпели определенные изменения. Достоверно выросла доля студентов, которые планируют работать в коммерческом секторе – с 27,4 до 31,2%, аналогичные изменения претерпели профессиональные планы выпускников по трудоустройству в медицинских организациях третьего уровня (краевых, областных и федеральных) с узкой специализацией. Выросла доля выпускников, планирующих покинуть регион и переехать на постоянное место жительства в центральные регионы России. В то же время достоверно уменьшилось число будущих врачей планирующих вернуться к месту постоянного жительства в малые города, рабочие поселки и сельские поселения ДФО – с 12,4 до 8,6%, а так же число лиц, планирующих заниматься научной деятельностью – с 8,1 до 3,3%.

Профессиональные планы выпускников медицинского вуза, несмотря на заявленные управляющими структурами отрасли программу реформ медицинского образования и организации ПМСП, не соответствуют прогнозам и ожиданиям экспертов и аналитиков. По мнению большинства опрошенных выпускников медицинских вузов для их привлечения на пустующие многие годы должности врачей общей практики (участковых врачей), необходимы меры направленные на повышение их социального статуса. Сегодня именно этой весьма многочисленной группе медицинских работников требуется повышение уровня общественного внимания, а не только рост заработной платы и адекватное обеспечение жильём. Повысив социальный статус выпускников медицинских вузов общество вправе ожидать от них должного уровня профессиональной компетентности и мотивации в сочетании с наличием необходимых личностных качеств: доброты, гуманности, чуткости, терпения, сочувствия и эмоциональной адекватности.

Профессиональное развитие будущих врачей состоит в реализации совокупности их установок и ожиданий по отношению к рынку труда и определения своего места в нем. Именно на этом этапе происходит проигрывание, оценка перспектив исполнения своей профессиональной роли, вариантов собственного профессионального пути. Аспект выбора медицинской организации в зависимости от формы собственности студентами первых курсов лечебного и стоматологического факультетов ГБОУ ВО ДВГМУ. В государственных медицинских организациях планирует работать всего 31,40±2,71% студентов лечебного и 14,55±2,74% студентов стоматологического факультетов.

Итак, выбор специальности и успешность обучения в медицинском вузе будущего врача определяются связями психологических свойств личности, мотивов и внешних факторов. В условиях рынка производства образовательных услуг необходимо создание системы социологического сопровождения формирования профессиональных компетенций будущих врачей, что потребует разработки методики, которая включала бы комплексное изучение профессионально значимых и морально-этических характеристик будущих специалистов и пути повышения уровня мотиваций, необходимых для овладения профессиональным мастерством. Именно тогда появится возможность скорректировать адекватное представление опрофессии, создавая стойкий интерес кней, идальнейшую еепопуляризацию. Втоже время полученные данные наглядно продемонстрируют долю студентов, которые действительно будут продолжать развиваться иработать вмедицинской сфере.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=4046
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru