Глава 5. Конфликт, как отражение особенностей
потребительского поведения пациентов в рыночных условиях
В условиях рыночной экономики производство товаров и услуг, а затем
последующая их реализация возможна с позиций прямой, непосредственной продажи
продукции потребителю и косвенной, опосредованной продажи. В первом случае
производитель продает товар или услугу непосредственно потребителю, а во втором,
более распространенном случае между производителем и потребителем товара или
услуг стоит торговый посредник, соединяющий продавца с покупателем и тем
самым выполняющий отдельные функции продавца. Иногда, например, при реализации
лекарственных средств, посредников может быть несколько. В такой ситуации
производитель продает их только оптом торговым посредникам, которые распределяют
их малыми партиями и перепродают в сеть розничной торговли.
В отечественной медицине промежуточные торговые звенья между
производителями медицинских услуг (медицинскими организациями) и потребителями
(пациентами) неизбежны, так как, по мнению представителей управляющих структур,
медицинским организациям чаще всего «неудобно» заниматься реализацией
медицинских услуг непосредственно финансово-кредитным организациям
(территориальным фондам ОМС). Одновременно и потребителям медицинских услуг
предпочтительнее делегировать полномочия приобретения медицинских услуг на рынке
другому юридическому лицу, которое становится посредником. В роли этого
посредника уже многие годы выступают страховые медицинские организации, которые
вместе с выполнением функции «покупки» для пациентов, застрахованных в системе
ОМС, медицинских услуг, должны выполнять функцию защиты их прав перед
производителями. Таким образом, страховые медицинские организации, не являясь
производителями, не заинтересованы в эффективном производстве медицинских услуг.
А, как и любой посредник, они стремятся повысить собственные доходы за счет
увеличения издержек обращения медицинских услуг, поскольку финансовые ресурсы на
свою деятельность они получают из общего объема страховых взносов системы ОМС. В
итоге это сказывается на конечной цене, по которой приобретаются медицинские
услуги.
В России, как и в других государствах с экономикой рыночного типа
действуют регулируемые рынки. На таких рынках управление со стороны
государственных органов представляется в виде жестких однонаправленных плановых
или административно-распорядительных схем. Рынок медицинских услуг по сути дела
превратился в инструмент государственного распределения, в котором за
потребителем (пациентом) лишь частично сохранено право принятия решения, когда,
у кого и сколько покупать. Рыночное регулирование подразумевает, что государство
в лице федеральных, региональных, местных органов власти устанавливает самые
общие правила поведения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких»
ограничений, касающихся вида товаров и услуг, объемов продаж и цен. Отношения
между государством и субъектами рыночного процесса осуществляется на основе
договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, государственных
субсидий, дотаций и др. Однако с учетом того, что спрос на медицинские услуги
формируют потребители (пациенты), то именно им должно принадлежать решающее
слово в воздействии на рынок. Однако этого пока не происходит в силу чрезмерного
государственного регулирования этого рынка.
Общественные отношения в сфере производства и продажи медицинских
услуг регулируются комплексным правовым подходом с применением норм
гражданского, публичного, международного публичного и частного права. Вместе с
тем, соотношение публичного и частноправового регулирования в различных странах
имеют свои особенности. С точки зрения систематизации, можно выделить три
основные модели регулирования этих процессов. Первая модель - преобладание
частноправового регулирования. Вторая модель - преобладание публично-правового
регулирования. Третья модель - преобладание смешанного правого регулирования
(Михайлова Х.Н., 2009).
По мнению отдельных специалистов, научными интересами которых
является правовое регулирование общественных отношений, независимо от типа
организации правового регулирования отечественного здравоохранения, возникает
потребность в определении и разграничении правовой сущности понятий «медицинская
помощь» и «медицинская услуга». Они считают, что медицинскую помощь необходимо
рассматривать как системообразующее, публично-правовое понятие, регулируемое
нормами публичного и международного права. А медицинскую услугу, которая
является формой правового регулирования сложного комплекса отношений,
возникающих между производителем медицинской услуги (медицинской организацией
или врачом частной практики) и конкретным потребителем (пациентом) следует
рассматривать как отношения основанные на договоре и регулирующиеся комплексным
методом правового регулирования (Васильва Е.Е., 2004; НагорнаяС.В., 2004;
Duguet Anne-Marie, 2005).
Таким образом, исходя из приоритета прав пациента, необходимо
отметить, что правоотношения, возникающие в сфере оказания медицинских услуг,
обладают следующими характерными чертами, влияющими на развитие конфликта в этой
сфере:
- во-первых, отношения врача и пациента при оказании медицинской услуги
ассиметричны, поскольку врач является специалистом, а пациент, как правило,
подчиняется предписаниям;
- во-вторых, медицинские услуги оказываются в условиях несовершенного знания
о человеке и состоянии его здоровья;
- в-третьих, при возникновении конфликта важной становится проблема
доказывания наличия факта нарушения прав пациента, вследствие несчастного
случая, медицинской ошибки и иных ненадлежащих действий или бездействия
персонала медицинской организации
.
Следовательно, под конфликтом, связанным с оказанием медицинской
услуги, следует понимать осознанное или неосознанное нарушение сторонами,
вследствие действия или бездействия, социальных и/или экономических прав и
интересов субъектов правоотношения, предусмотренных и охраняемых соответствующим
законодательством, связанных с предоставлением медицинских услуг. Конфликт,
связанный с оказанием медицинских услуг, в сфере гражданско-правовых отношений
возникает в случае, когда в ходе оказания медицинской услуги происходит
осознанное или неосознанное нарушение стороной или сторонами имущественных и
личных неимущественных прав контрагента. Соответственно, под юридическим
конфликтом следует понимать конфликтное отношение (разногласия или споры),
связанные с оказанием медицинской услуги и выраженные в юридически значимых
действиях, в бездействии и их последствиях и/или состояниях.
Глобальные изменения, начавшиеся в 90-х годах прошлого века,
оказали существенное влияние на социально-экономические условия функционирования
и развития системы оказания медицинской помощи в Российской Федерации.
Стремительное развитие отечественного и международного рынка медицинских услуг
поставило следующие вопросы:
- расширения гражданско-правового компонента в правовом регулировании
вышеназванных отношений;
- разработки комплексной системы гражданско-правовых и публично-правовых
способов регулирования вышеназванных отношений;
- формирования современной системы урегулирования споров и защиты прав
пациентов и врачей.
Таким образом, рыночная трансформация отечественного
здравоохранения на фоне радикальных изменений правоотношений, связанных с
реализацией человеком права на здоровье и оказание медицинской помощи, требует
анализа этих изменений не только с точки зрения современной экономики, но и с
точки зрения значительного роста конфликтогенного потенциала системы
взаимоотношений производителей и потребителей медицинских услуг. Ситуация
усугубляется ещё и тем, что формирующийся в течении последних десятилетий
отрицательный опыт взаимодействия пациентов с медицинскими организациями
стимулирует рост уровня недоверия не только к конкретной организации, но и к ее
персоналу, а так же к системе отечественного здравоохранения в целом. В связи с
этим, проблема роста конфликтогенного потенциала современной медицины
дополняется тем, что низкий уровень доверия граждан к производителям медицинских
услуг отрицательно влияет на их социальный статус.
|