Предисловие
Одна из характерных черт русского либерализма ‒ это страшное
презре-ние к народу.
Ф.М. Достоевский
Начиная с эпохи Просвещения, профессия врача и других медицинских работников
тра¬диционно не позволяла ее представителям оставаться в стороне от общественных
проблем. Медицинские работники в своем большинстве обладали уникальным набором
свойств: интел¬лигентностью, не допускающей никакого насилия над личностью или
грубого на нее давления. Либеральные реформы в России на рубеже ХХXXI веков
значительно изменили убеждения и ментальность членов этого профессионального
сообщества, особенно в сфере взаимоотношений с гражданским обществом и его
отдельными членами.
До Февральской и Октябрьской революций 1917 года здравоохранение России
существовало в условиях системы купли-продажи медицинских услуг, где, как
правило, производителем медицинских услуг был практикующий врач частник и
медицинские работники земской и фабрично-заводской медицины. В этой системе
каждый россиянин нёс сам ответственность за уровень своего здоровья.
После завершения революций и окончания гражданской войны, Правительство РСФСР
и часть медицинского сообщества пришли к выводу, что единственным способом
существования и развития здравоохранения молодой республики, является
концентрация ресурсов и централизация управления и планирования отраслью. На V
Всероссийском съезде Советов, принявшем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918
года был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен
Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев. Основным принципом формируемой
модели здравоохранения были: централизация управления, государственное
финансирование и государственное планирование программ охраны здоровья
населения, также бесплатная и общедоступная медицинскую помощь всему населению
страны.
Именно в период становления советского здравоохранения были разработаны
основные теоретические положения диспансеризации; созданы новые виды
лечебно-профилактических учреждений – специализированные диспансеры
(туберкулезные, психоневрологические, наркологические, венерологические), ночные
и дневные санатории, профилактории, диетические столовые; введено диспансерное
обслуживание рабочих крупных промышленных предприятий; разработана система
охраны здоровья матери и ребёнка.
Изменение задач в области профилактики привело к укреплению
санитарно-эпидемиологической службы страны. В 1935 году была создана Всесоюзная
Государственная санитарная инспекция. В чрезвычайно короткий срок в стране были
ликвидированы особо опасные инфекции: холера, оспа и чума. Эта система
здравоохранения оправдала себя: в стране не было массовых эпидемий не только в
годы мирного развития, но и во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
– исключительный факт в истории войн. В послевоенный период были ликвидированы
тифы (брюшной, сыпной возвратный). К 1960 году практически была ликвидирована
малярия. Структура заболеваемости существенно изменилась: инфекционные болезни
отступили и на первый план вышли болезни системы кровообращения и
злокачественные новообразования.
По мере формирования советской модели производства медицинских услуг, которая
уподобляла медицинскую помощь «дефицитным товарам» подлежащих централизованному
распределению, система доступности и равенства срабатывала. В этой модели выбор
доступной, качественной и безопасной медицинской помощи делало за гражданина его
государство. Существенным её преимуществом являлось то, что до последнего
времени медицинские услуги (медицинская помощь) производились преимущественно в
государственных медицинских организациях, которые в своей основе были для
граждан бесплатными. Россияне в ХХ веке привыкли к советской модели «бесплатного
здравоохранения» до такой степени, что даже сегодня, в условиях либеральной
трансформации государства на западный манер, большинству из них трудно
представить, что такой, казалось бы, акт гуманности, как медицинская помощь
может рассматриваться с позиций товарно-денежных отношений и купли-продажи
медицинских услуг.
С начала 2020 года отечественная медицина проходит испытание пандемией
короновирусной инфекцией «COVID-19». Сразу стали очевидными отрицательные
результаты либеральных реформ отечественной медицины последнего десятилетия ‒
дефицит коек, количественная и качественная стагнация подготовки кадров,
недостаточный уровень обеспеченности существующих больниц медицинским
оборудованием и т.п. Пандемия «COVID-19» протекает на фоне растерянности
населения и медицинских работников, которая обусловлена, в частности, ощущением
полной беззащитности в связи крушением принципов социальной медицины и
намеренным превращением врачей в поставщиков, а больных ‒ в потребителей
медицинских услуг. Кроме введения достаточно жёстких карантинных мероприятий для
борьбы с пандемией «COVID-19», потребовалось срочное восстановление, утерянных в
период оптимизации структурных элементов системы организации медицинской помощи
населению, удалось обеспечить доступность специализированной медицинской помощи
больным с тяжелыми клиническими проявлениями коронарной вирусной инфекции,
однако за это же время не удалось полностью восстановить утерянный за время
рыночных реформ уровень профессиональных мотиваций значительной части
медицинского персонала.
|