До сих пор
речь шла только об "энергетических нападениях". В нападениях такого типа
отрицательный импульс проникает первоначально в "энергетическую" оболочку
(падение тонуса и неприятные ощущения в теле), а затем распространяется на две
остальные оболочки: витальную и ментальную. Энергетические нападения - не только
самые распространенные из всех возможных психических нападений, но также самые
полные и самые опасные для здоровья перцепиента.
Существует еще два типа нападений - витальные и ментальные. В отличие от
энергетических нападений, эти нападения более незаметны. Витальные нападения
проявляются непосредственно в эмоциональной сфере, минуя энергетику (хотя
продолжительная утрата эмоционального равновесия может отразиться и на общем
психофизиологическом тонусе), а ментальные нападения - в сфере интеллекта.
Витальные атаки имеют своей целью "затемнение просветленных", а ментальные -
общую переориентацию, увод с "путей истинных".
Тема нападений такого типа не столь актуальна, как тема "энергетических"
нападений, по трем причинам. Во-первых, они не так распространены. Во-вторых они
не представляют непосредственной опасности для здоровья, касаясь лишь нашей
эмоциональной чистоты и ментальной ясности. В-третьих, в качестве нападения они
могут рассматриваться лишь ограниченным числом лиц; у преобладающего же
большинства дела с чистотой и ясностью обстоят таким образом, что
дополнительные, "наведенные" заморочки практически не меняют общей картины, так
как "нападение" неотличимо от одного из привычных кругов собственных мыслей и
эмоций.
Если человек по какой-то причине считает свое эмоциональное состояние
совершенно себе не свойственным и полностью "наведенным" извне, он глубоко
ошибается. Еще теософы указывали, что злые чувства и мысли должны найти в "ауре"
перцепиента родственные себе "вибрации". Собственно говоря, исходящий от
индуктора эмоциональный заряд служит не более чем катализатором, усилителем
определенных процессов, уже наличествующих в перцепиенте. Если в
витальном "теле" перцепиента отсутствуют вибрации, родственные по духу
приходящим извне, последние не в состоянии будут на него подействовать.
"Вот почему говорят, что чистые сердце и ум - наилучшие защитники от
любых вражеских наскоков, ибо такие чистые сердце и ум создают витальное и
ментальное тело, неспособное откликаться на низкие вибрации. Если злобная
мысль, посланная со злобным намерением, ударится о такое тело, она только
рикошетирует от него (причем с силой, пропорциональной той энергии, с которой
она на нее налетела) и помчится обратно по магнетической линии наименьшего
сопротивления - то есть по только что проторенному пути - и ударит в своего
создателя; и так как он имеет в своем витальном и ментальном телах материю,
сходную с материей порожденной им мыслеформы, он подвергается действию
ответных вибраций и терпит уничтожительные последствия, которые он намеревался
навлечь на другого. Так "проклятия возвращаются в свой родной курятник".
Отсюда также вытекает, что ненависть и недоброжелательность к хорошему и
высокоразвитому человеку имеет очень серьезные последствия: направленные
против него мыслеформы не могут причинить ему вред, - они отбрасываются назад
и обращаются против их создателя..." Но "до тех пор, пока в ментальном
теле человека остаются какие-то грубые виды материи, связанные со злыми или
эгоистическими мыслями, он открыт для нападения со стороны тех, кто желает ему
зла".*
* Безант А., Лидбитер Ч. Мыслеформы. СПб., 1905, стр.39-40. Анализ
теософской литературы показывает, что, несмотря на употребляемую терминологию,
фактически теософы работали лишь с витальным планом и не были
разотождествлены с менталом. На это указывал еще Шри Ауробиндо (См.: Sri
Aurobindo. Conversations avec Pavitra. Paris, 1972, p.29-30.)
Иногда говорится, что лучшая защита от любых нападений - полное прощение
противника. Однако за благополучным фасадом концепции всепрощения скрывается
один из многочисленных теоретических парадоксов биофизического мира, незнакомого
с моралью. Дело в том, что согласно приведенной выше теософской интерпретации
механики витального нападения, абсолютное всепрощение в то же время оказывается
и абсолютной инвольтацией противника, абсолютным возвратным "ударом ниже пояса",
против которого нет никакой защиты, - хотя агрессору при этом, конечно, некого
винить, кроме самого себя. Тем не менее получается, что в вопросах войны и мира
нельзя быть добреньким, великодушно "оставляя мертвым хоронить своих мертвецов":
это низко и подло. Человек, способный на всепрощение, обязан добиться того,
чтобы прощение стало взаимным.
"Йогасутры" рекомендуют в случае витальных нападений "думать о
противоположном". В качестве расширенной формы этой защиты можно рассматривать
культивирование сострадательного отношения ко всему живому. Такое отношение
становится возможным лишь в результате глубокого осознания той пропасти
неведения, в которую ввергнуты все живые существа, по неведению творящие зло и
желающие зла, по неведению же и страдающие от себе подобных. В человеке, который
ясно сознает это, всякая приходящая извне отрицательная эмоция автоматически
стимулирует эмоциональную реакцию сострадания к недоброжелателю, то есть
эмоциональную реакцию противоположного свойства, смягчающую неизбежный
"возвратный удар".
Для тех, кто неспособен к состраданию, предлагается другая форма защиты,
называемая "абсорбцией" или поглощением. Это своего рода "витальное айкидо"*:
здесь используется сила противника. Хитрость заключается в том, чтобы
отделить "количественную составляющую" наведенной эмоции (силу заряда) от ее
"качественной составляющей" (собственно отрицательной окраски). Сила при этом
поглощается, а отрицательная окраска, соответственно, отбрасывается или, по
желанию, служит объектом эстетического созерцания.
* Айкидо - "щадящая" школа рукопашного боя.
Автор считает, впрочем, что пускаться на подобные хитрости и ввязываться во
всякого рода витальную возню - это неверный способ использования сил противника.
Мы вернемся к этому вопросу в двадцатой главе. |