Приложение 3
НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
1. Логические уровни
Как отмечал Грегори Бэйтсон, в процессах
обучения, изменения и общения
существуют естественные иерархии классификации. Функция
каждого уровня
заключается в организации информации на предшествующем
ему более низком
уровне. При этом правила изменения чего-либо на одном уровне
отличается от
правил изменения на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низком
уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на
более высокие
уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет
на
более низкие уровни, призванные содействовать изменению на
более высоком
уровне. Бэйтсон отмечал, что именно это смешение логических уровней
часто
приводит к возникновению проблем.
2. Логические уровни в НЛП
Работая в НЛП, следует постоянно принимать во
внимание следующие
основные и наиболее важные логические уровни:
Духовный
Трансмиссия
А. Кто я есть -- идентичность (кто)
Миссия
Б. Моя система убеждений -- ценности, критерии (почему)
Дозволение и мотивация
В. Мои способности -- состояния, стратегии (как)
Направление
Г. Что я делаю -- особые типы поведения (что)
Действия
Д. Мое внешнее окружение -- внешний контекст (где, когда)
Реакции
3. Нейро-логические уровни
Данные уровни каждый в отдельности
вызывают более глубокую
вовлеченность неврологической "цепи" в действие.
Духовный: голографический -- нервная система в целом
А. Идентичность: иммунная система и эндокринная
система -- глубинные
функции жизнеобеспечения.
Б. Убеждения: Автономная
нервная система (например, частота
сердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) -- бессознательные реакции.
В. Способности: корковые системы -- полусознательные
действия (движения
глаз, поза, и т.д.).
Г. Типы поведения: моторная система
(пирамидный отдел и мозжечок) --
сознательные действия.
Д. Внешнее окружение: периферийная
нервная система -- чувственные
ощущения и рефлекторные реакции.
4. Примеры утверждений на различных логических уровнях
Нижеследующие утверждения указывают на различные
уровни реакций у
человека, который обнаружил, что болен раком.
А. Идентичность -- я жертва рака.
Б. Убеждение ~ нет никакой надежды, нужно смириться с
неотвратимым.
В. Способность -- я не способен поддерживать свое
состояние. Г. Особый
тип поведения -- у меня раковая опухоль.
Д. Внешнее окружение -- рак пытается меня одолеть.
Следующие утверждения указывают на
различные уровни у того, кто
стремится к достижению цели, связанной с сохранением здоровья.
А. Идентичность --я здоровый человек.
Б. Убеждение -- если я здоров, я могу помогать другим.
В. Способность -- я знаю, как сохранить свое здоровье.
Г. Особый тип поведения -- иногда я
могу делать что-то полезное для
здоровья.
Д. Внешнее окружение -- это лекарство вылечило меня.
Следующие утверждения указывают на
различные уровни у того, кто
злоупотребляет спиртными напитками.
А. Идентичность -- я алкоголик и навсегда им останусь.
Б. Убеждение -- мне нужно пить, чтобы
сохранять спокойствие и быть в
порядке.
В. Способность -- похоже, я не могу
справиться со своим влечением к
спиртному.
Г. Особый тип поведения -- когда я
был в гостях, мне пришлось много
выпить.
Д. Внешнее окружение -- когда я встречаюсь с
друзьями, я люблю выпить
пару рюмок.
5. НЛП
А. Эволюционные изменения -- изменения на
уровне идентичности.
Изменения в миссии и цели.
Б. Генеративные изменения --
изменения на уровнях убеждения и
способности. Изменение в мотивации, дозволении и направлении.
В. Исправляющее изменение -- изменение на уровне
поведения и внешнего
окружения. Изменение в действиях и реакциях.