Глава 1. Современная интерпретация главных философских
терминов используемых в традиционной китайской медицине
Традиционная китайская медицина в отличие от других медицинских систем не
перегружена символической терминологией. Символ, как мы определились выше, есть
обозначение в устной, письменной или любой другой знаковой форме некоторых
образов, представлений или понятий. В китайской медицине таких символических
терминов несколько. Пять элементов, или система пяти элементов,
ци, иногда произносят, как чи или ки. Мы будем говорить ци.
И ещё инь и ян. А также принцип перемен, или просто
перемены.
Про элементы все наслышаны, поскольку всуе их чуть ли не ежедневно упоминают
всевозможные печатные и не печатные издания. Всуе, потому что не очень понимают
смысла и значения этих терминов. В различных культурах, у разных народов нередко
встречаются терминологические изыски на предмет элементарных составляющих бытия.
Но исторический аспект проблемы – не наша тема, поэтому ограничимся лишь
древнекитайским вариантом.
Люди не первое тысячелетие наблюдают друг за другом и за вселенной, и,
конечно, заметили составляющие окружающего их мира. Эти составляющие они
определили числом пять, и назвали как огонь, металл, землю, воду, дерево.
Почему так назвали? А какая разница как назвать, если точного определения этим
категориям дать практически невозможно. Мы, сейчас, называем эти составляющие
мира иначе, но суть и смысл этих понятий нам не более ясен, чем тогда, тысячи
лет назад. Нынче мы обозначаем составляющие мира как энергию, пространство,
время, информацию, материю. В прошлом назвали водой, огнем, землей, металлом,
деревом. От перемены названий суть предметов, естественно, не меняется, но
покопайтесь в справочниках, и будете разочарованы. Бесспорных, ясных,
однозначных определений понятиям «материя», «энергия», «пространство»,
«информация» и «время» нет! Ну не забавно ли? Главные вопросы бытия не имеют
удовлетворительного ответа! Казалось бы, именно с этого и следовало начинать
познание, но не тут-то было. Так на чем зиждется храм науки, и что она сама
есть, если вопросы основополагающие так и не решены? Ну да ладно, будем считать
вопрос риторическим.
Мыслители прошлого были мудрее нас, пустых вопросов не задавали, потому и
считались великими философами. Зачем говорить о вещах, смысл которых выразить в
слове трудно, очень не просто, практически невозможно. Но ситуация не
безнадежная, и всегда существуют счастливые или не очень счастливые исключения.
Пример тому «Дао дэ цзин». Великолепный памятник культуры и философии, на
двадцати пяти странницах которого даны ответы на главные вопросы, так занимающие
некоторые беспокойные умы. Автор «Дао дэ цзин», великий философ Лао цзы,
личность мифическая и легендарная, но, несомненно, реальная, оставил нам свои
соображения по предмету. Но подробный разбор главных вопросов остается пока за
пределами сегодняшней темы, и автор направляет любопытствующих непосредственно к
тексту «Дао дэ цзин».
Так вот, нынешние материя, пространство, время, информация и энергия – это
древнекитайские вода, дерево, земля, металл и огонь. Подчеркнем,
мир, природа, вселенная не состоит из элементов, нет. Поскольку элементы по сути
своей совершенно разные вещи. Они, элементы, являются именно составляющими
вселенной. А состоит все из ци. Так древнекитайские мыслители обозначили
совокупность и взаимоотношение пяти элементов. Термин ци обычно
переводят как энергию, что не совсем точно и совсем не верно. Энергия – это
часть, одна из составляющих ци. Не более и не менее значимая, чем другие
составляющие: материя, пространство, время, информация. То есть все состоит из
ци, а ци составляют элементы. Все очень просто.
Исследуя пульс, доктор, как раз и определяет состояние ци. Как быстро,
с какой скоростью она, то есть ци, изменяется. В каком направлении
происходят перемены, обладает ли этот процесс достаточной мощностью, как, и в
каком порядке протекает. Эти параметры исследуются и относительно всего
организма и относительно каждой системы или органа, или части органа.
Следующий момент. Ци – субстанция динамичная. Разумеется, элементы,
составляющие ци, так же подвижны. То есть, состояние ци есть
процесс. Этот процесс и называется переменами, или принципом перемен.
Естественно, и сами перемены происходят по-разному. Если процесс ускоряется,
активизируется, становится мощнее, динамичнее, агрессивней, хаотичней существует
тенденция ян. И наоборот, если ситуация успокаивается, упорядочивается,
организуется, слабеет, замедляется можно говорить о тенденции инь. То
есть инь и ян – различные варианты одного и того же процесса. Вот,
собственно, и все, что следовало сказать о философских основах традиционной
китайской медицины. Теперь перейдем к структуре самой медицины.